|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Экологические основы природопользования является обязательной частью математического и общего естественнонаучного учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК 07, ОК09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Код ПК, ОК |
||
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования |
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
. Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности |
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение |
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося: знакомство с учебной литературой, внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательская работа, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций, подготовка рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, организация режима дня, труда и отдыха, рационального питания и двигательной активности. |
24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
Особенности взаимодействия природы и общества. |
9/6 |
|
Тема № 1.1. Природные ресурсы и рациональное природопользование
|
Содержание учебного материала |
2
2
|
ОК 01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК 07, ОК09 |
1.Введение. Условия устойчивого состояния экосистем. Определение, виды и размерность ПДК. |
|||
2. Природные ресурсы и их классификация. Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации. |
|||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
|
||
Практическое занятие Пр.р. № 1 Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: знакомство с учебной литературой, внеаудиторная самостоятельная работа, подготовить рефераты «Источники энергии», «Растительные ресурсы. Факторы воздействия человека на растительность», «Ресурсы животного мира России», «Особо охраняемые природные территории», «Современное состояние окружающей природной среды России». Создание презентаций «Современное состояние окружающей природной среды Крыма», «Особо охраняемые территории России» |
3 |
||
Тема №. 1. 2. Загрязнение окружающей среды |
Содержание учебного материала |
12/8 |
ОК 01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК 07 |
1. Загрязнение окружающей среды. |
2
2
2 |
||
2.Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. 3. Охрана окружающей среды. Рациональное природопользование. |
|||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
|
||
Практическое занятие Пр.р. № 2 Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. |
2
4 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций, индивидуального проекта с использованием информационных технологий |
|||
Тема 1. 3. Природоохранный потенциал. |
Содержание учебного материала |
21/14 |
ОК 01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК 07, ОК09 |
1.Способы предотвращения и улавливания выбросов, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов. |
2
2
2
2 |
||
2.Методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки стоков химических производств, основные технологии утилизации стоков. |
|||
3.Захоронение и утилизация твёрдых отходов. |
|||
4.Основные технологии утилизации твердых отходов. |
|||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
|
||
Практические занятия Пр.р. №3 Определение качества воды.
|
2
2 2
7 |
||
Пр. р. № 4 Нормирование качества окружающей среды. |
|||
Пр. р. № 5 Охрана атмосферного воздуха |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: внеаудиторная самостоятельная работа, исследовательская работа, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций. |
|||
Раздел 2. |
Правовые и социальные вопросы природопольззования |
|
|
Тема 2.1. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу.
|
Содержание учебного материала |
12/8 |
ОК 01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК 07 |
1.Принципы и методы мониторинга окружающей среды. Принципы и методы экологического контроля и экологического регулирования. |
2
2 |
||
2.Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. |
|||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
|
||
Практические занятия Пр. р. № 6 Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. |
2
2
4 |
||
Пр. р. № 7 Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, подготовка докладов, разработка презентаций, подготовка рефератов. |
|||
Промежуточная аттестация |
Дифференцированный зачет |
|
|
Всего: |
72/48 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный оборудованием: рабочими столами обучающихся, стульями, шкафами школьной доской, комплектом учебно-наглядных пособий и плакатов (перечисляется основное оборудование кабинета), техническими средствами обучения: интерактивной доской, мультимедийным процессором, автоматизированным рабочим местом преподавателя, (перечисляются технические средства необходимые для реализации программы).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова И.В. Экологические основы природопользования. М.: Изд-во Дашков и К, 2015.
2. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2015.
3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2015.
4. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: Даш-ков и К, 2008.
5. Криксунов Е.А. Экология. М.: Дрофа, 2015.
6. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
7. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. М.: Просве-щение, 2015.
8. Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: Учебник – М.: Проспект, 2017. – 512с.;
9. Сидоров Ю.П., Рассказов С.В., Гаранина Т.В., Сытник Т.А. Экология: Курс лекций. – М.: РГОТУПС, 2015г. – 11с.
10. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. Учебное пособие для СПО. – М.: «Академия», 2016. – 208 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. «Экология производства» – журнал. Форма доступа: www.ecoindustry.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Медведев В.Т. Охрана труда и промышленная экология.- М.: «Академия», 2017.- 416 с.
2. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: «Академия» 2015. – 200 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Умение анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности. |
Правильный анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности. |
Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля. |
Умение определить экологическую пригодность выпускаемой продукции.
|
Соответствие выбранных экологических параметров на пригодность выпускаемой продукции. |
Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля. |
Умение анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф. |
Правильный анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф.
|
Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля. |
Знать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств. |
Анализировать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, правильность выбора способов предотвращения и улавливания выбросов, а так же методов очистки промышленных сточных вод. Обосновать выбор технологически возможных аппаратов обезвреживания согласно принципа работы. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач.
|
Знать виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем. Знать задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал. |
Правильное подразделение природных ресурсов согласно их видов. Оценивать состояние окружающей среды согласно задач охраны окружающей среды. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач.
|
Знать охраняемые природные территории Российской Федерации. |
Оценка состояния охраняемых природных территорий Российской Федерации. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач.
|
Знать правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. |
Обосновывать правила и нормы природопользования и экологической безопасности согласно знаний правовых основ. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач.
|
Знать принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования. |
Правильное оценивание природопользования согласно принципам и методам контроля. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач.
|
Знать принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. |
Анализировать принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.