РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
для специальности СПО
38.02.02 Страховое дело (по отраслям)
Форма обучения – очная
Срок обучения 1 год 10 месяцев
Базовая подготовка
2019
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
|
6 |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
4. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
15 |
5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
17 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки по специальности СПО 38.02.02 «Страховое дело»
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Экономическая теория» является программой общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- находить и использовать экономическую информацию;
- оперировать экономическими понятиями и категориями;
- пользоваться элементарными методами экономического анализа;
- ориентироваться в наиболее общих проблемах экономики;
- составлять сравнительную характеристику экономического развития разных стран.
знать:
- структуру экономической системы и принципы действия рыночного механизма;
- основные положения микро- и макроэкономики;
- производство как систему ограниченных ресурсов;
- взаимодействие спроса и предложения;
- роль и организацию хоз. субъектов в рыночной экономике;
- номинальную и реальную зарплату;
- механизм ценообразования на продукцию (услуги);
- механизм инфляции и безработицы;
- показатели макроэкономики и методы их расчета;
- экономическую ситуацию в России и за рубежом;
- основные процессы экономического развития стран и регионов мира;
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента 72 часов, в том числе:
• обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
• самостоятельной работы студента 24 часов.
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Код |
Наименование результатов обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 2.4 |
Анализировать эффективность каждого канала продаж страхового продукта. |
ПК 3.3 |
Анализировать основные показатели продаж страховой организации |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа студента (всего) |
24 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой |
|
- рефераты |
2 |
- презентации, проекты |
8 |
- домашние работы |
4 |
-отчеты по практическим и контрольным работам |
10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов / зач. ед. |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Введение в экономическую науку |
10 |
|
||
Тема 1.1. Предмет экономической теории |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Возникновение и развитие экономической теории. |
|||
2 |
Микро- и макроэкономика |
|||
3 |
Экономическая теория как наука об экономических отношениях. |
|||
4 |
Познавательная, прогностическая, практическая и методологическая функции эк. теории |
|||
5 |
Методы экономических исследований |
|||
Тема 1.2. Производственные возможности экономики |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Потребности и ресурсы. Факторы производства. Ограниченность ресурсов и производственные возможности экономики. Альтернативные издержки. Графическое изображение производственных возможностей экономики |
|||
2 |
Влияние научно-технического прогресса на производственные возможности экономики |
|||
3
|
Экономическая система: сущность и характерные черты. Собственность и ее виды Способы регулирования хозяйственной деятельности Типы экономических систем. |
|||
|
Самостоятельная работа студента: 1.Подготовка рефератов по темам: Школы экономических учений. Модели экономических систем. 2. Выполнение домашних заданий. |
6 |
|
|
Раздел 2. Микроэкономика. |
36 |
|
||
Тема 2. 1 Рынок. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Рынок, его сущность и функции и роль в современной экономике. Классификация рынков. |
|||
2 |
Товар. Потребительская ценность товара. Классификация товаров |
|||
3 |
Деньги: возникновение, сущность. Виды и функции денег. |
|||
Тема 2. 2 Спрос и предложение.
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Спрос и объем спроса. Зависимость между ценой и объемом спроса. Закон спроса. Графическая интерпретация закона спроса. Факторы, влияющие на спрос. |
|||
2 |
Предложение и объем предложения. Зависимость между ценой и объемом предложения. Закон предложения и его графическое изображение. Факторы, влияющие на предложение |
|||
Тема 2. 3. Эластичность спроса и предложения |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Эластичность спроса. Виды эластичности. Коэффициент эластичности. |
|||
2 |
Эластичность предложения. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности. |
|||
3 |
.Конъюнктура рынка. Дефицит и затоваривание. |
|||
Тема 2. 4. Теория потребительского поведения |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|
1 |
Полезность блага: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности. |
|||
2 |
Безразличие потребителя. Кривая безразличия и бюджетная линия. |
|||
3 |
Равновесие потребителя. |
|||
|
|
Практическая работа «Рыночное равновесие» |
2 |
3 |
Тема 2. 5. Издержки фирмы и их классификация |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Предпринимательство. Виды и организационно- правовые формы фирмы. |
|||
2 |
Капитал фирмы и его состав. Основной и оборотный капитал. |
|||
3 |
Издержки: сущность и виды. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде. |
|||
Тема 2. 6. Доход фирмы и его распределение |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Доход и прибыль. Виды прибыли |
|||
2 |
Показатели прибыли. |
|||
3 |
Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска. |
|||
Практическая работа «Организация фирмы и расчет ее основных показателей» |
2 |
3 |
||
Тема 2. 7. Рыночные структуры |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Конкуренция, основные формы и методы. |
|||
2 |
Типы рыночных структур. |
|||
3 |
Монополия: естественная и искусственная. Антимонопольное законодательство. |
|||
Тема 2.8. Рынок ресурсов и факторные доходы
|
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Общая характеристика рынка ресурсов. Особенности спроса и предложения на рынке ресурсов. |
|||
2 |
Рынок труда. Дефицит и безработица на рынке труда. Зарплата, ее сущность, формы и виды. |
|||
3
|
Рынок земли и рынок физического капитала. Спрос и предложение на землю. Рента и цена земли. Процент. |
|||
Тема 2.9. Финансовый рынок и его виды |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Общая характеристика финансового рынка. Виды финансового рынка. |
|||
2 |
Рынок кредитов и принципы кредитования. |
|||
3 |
Коммерчески банк, его функции и операции. Банковская прибыль. |
|||
Тема 2.10. Рынок ценных бумаг |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Ценные бумаги и их виды. Долговые и долевые ценные бумаги. |
|
|
|
2 |
Номинальная и курсовая стоимость ценных бумаг. |
|||
3 |
Рынок ценных бумаг и его виды. Фондовая биржа. |
|||
|
Контрольная работа по разделу 2 «Микроэкономика» |
2 |
3 |
|
|
Самостоятельная работа студента: 1.Подготовка реферата по темам: Естественная и искусственная монополия 2. Выполнение домашних заданий. 3. Подготовка к контрольной работе |
10 |
|
|
Раздел 3. Макроэкономика |
20 |
|
||
Тема 3.1. Макроэкономика и ее основные показатели. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Макроэкономика, Основные проблемы макроэкономики. Государственное участие в экономике. |
|||
2 |
Основные показатели макроэкономики: ВВП, ВНП, ЧНП, НД, РД, ЧРД и их экономический смысл. Номинальный и реальный ВВП. |
|||
Практическая работа «Расчет основных макроэкономических показателей». |
2 |
2 |
||
Тема 3.2. Макроэкономическая нестабильность. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Макрорынок. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. |
|||
2 |
Экономический рост: необходимость, сущность, типы, источники. Показатели роста. |
|||
3 |
Неравномерность экономического роста. Экономические циклы и их виды. Особенности современных кризисов. |
|||
Тема 3.3. Безработица и инфляция. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Безработица: сущность, виды, последствия |
|||
2 |
Инфляция, ее виды и влияние на экономику |
|||
3 |
Взаимосвязь безработицы и инфляции. |
|||
Тема 3.4. Макроэкономическое регулирование экономики |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Необходимость и сущность макроэкономического регулирования. Модели макроэкономики и методы их регулирования. |
|||
2 |
Налогово-бюджетная политика государства как инструмент регулирования экономики. Налоги и их виды. |
|||
3 |
Государственный бюджет. |
|||
Тема 3.5. Денежно-кредитная политика государства |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
.Денежный рынок. Спрос и предложение денег. |
|||
2 |
Центральный банк и его функции. |
|||
3 |
Виды денежно- кредитной политики государства и методы регулирования экономики. |
|||
|
|
Контрольная работа по разделу 3 «Макроэкономика» |
2 |
3 |
|
|
Самостоятельная работа студента: 1.Подготовка рефератов по темам: Типы экономических циклов. 2. Выполнение домашних заданий. 3.Подготовка к контрольной работе 4.Подготовка презентации |
4 |
|
Раздел 4. Мировая экономика |
6 |
|
||
Тема 4.1. Международные экономические отношения |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Международная торговля. Экспорт и импорт. Торговая политика и ее виды. Мировой рынок. |
|||
2 |
Международное движение капиталов: причины, цели и виды. |
|||
3 |
Миграция рабочей силы и ее основные направления. |
|||
Тема 4.2 Валютный рынок. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|
1 |
Валюта и ее виды. Валютный курс. Система валютных курсов. |
|||
2 |
Понятие валютного рынка. Спрос и предложение валют. |
|||
|
Самостоятельная работа студента: 1.Подготовка рефератов по темам: Всемирная торговая организация. Международная миграция рабочей силы. |
2 |
|
|
|
Всего: |
72 |
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики на 30 посадочных мест;
Оборудование учебного кабинета:
- столы и стулья для студентов;
- доска;
- экран для проектора
Технические средства обучения:
- ПК с лицензионным программным обеспечением;
- Мультимедийный проектор;
- Принтер.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики Издательство «Проспект» 2014.
2. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля.Учебник ОИЦ «Академия», 2014.
3. Кожевников Н.Н., Басова Т.Ф. Основы экономики Учебник.ОИЦ «Академия», 2015.
4. Липсиц И.В. Основы экономики. Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2014.
5. Носова С.С. Основы экономики. ООО «КноРус», 2015.
6. Лобачева Е.Н Экономическая теория. Издательство "ЮРАЙТ", 2014.
7. Пястолов С.М. Экономическая теория. Практикум. ОИЦ«Академия»,2015
8. Терещенко О.Н. Основы экономики. Рабочая тетрадь. ОИЦ «Академия», 2015
Дополнительная литература.
1. Куликов Л. М. Экономическая теория : учебник / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2018 – 439с.
2. Куликов Л. М.Основы экономической теории.ООО "КноРус", 2018.- 213 с.
3. Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / З.К Океанова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018 – 272 с.
4. Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / Соколинский В.М – М.:КНОРУС, 2018 –383. .
5. Симкина Л. Г. Экономическая теория : учеб. пособие / Л. Г. Симкина. 2-е изд. – СПб. : Питер, 2018 – 473с.
6. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т.Г Тальнишних – М.: Академия, 2018 – 288с
7. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2018.- 394с.
Интернет – ресурсы.
1. http://www.alleng.ru/econom 2.htm.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения |
|
находить и использовать экономическую информацию;
|
Тестирование. Защита индивидуальных заданий. Система рейтинговой оценки |
оперировать экономическими понятиями и категориями; |
Отчет по контрольной работе. Защита индивидуальных заданий Система рейтинговой оценки |
пользоваться элементарными методами экономического анализа; |
Выполнение практической работы. Защита индивидуальных заданий Система рейтинговой оценки |
ориентироваться в наиболее общих проблемах экономики; |
Выполнение практической работы. Защита индивидуальных заданий Презентация. Система рейтинговой оценки |
составлять сравнительную характеристику экономического развития разных стран. |
Выступление с рефератом. Защита индивидуальных заданий. Презентация. Система рейтинговой оценки |
Знания: |
|
структуру экономической системы и принципы действия рыночного механизма |
Выполнение практической работы. Тестирование. Система рейтинговой оценки |
основные положения микро- и макроэкономики;
|
Отчет по контрольной работе. Выполнение практической работы. Тестирование. Система рейтинговой оценки |
производство как систему ограниченных ресурсов;
|
Анализ графиков. Тестирование. Система рейтинговой оценки |
взаимодействие спроса и предложения;
|
Анализ графиков. Тестирование.
Система рейтинговой оценки |
роль и организацию хоз. субъектов в рыночной экономике; |
Выполнение практической работы. Тестирование. Отчет по контроль-ной работе. Система рейтинговой оценки |
номинальную и реальную зарплату; |
Выполнение практической работы. Тестирование. Система рейтинговой оценки |
механизм ценообразования на продукцию (услуги); |
Выполнение практической работы. Тестирование. Система рейтинговой оценки |
механизм инфляции и безработицы;
|
Групповые домашние работы. Система рейтинговой оценки |
показатели макроэкономики и методы их расчета; |
Выполнение практической работы; Отчет по контрольной работе. Система рейтинговой оценки |
экономическую ситуацию в России и за рубежом; |
Выступление с рефератом Система рейтинговой оценки |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.