Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики"
Оценка 4.6

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики"

Оценка 4.6
doc
30.01.2020
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики"
Основы экономики_.doc

 

Министерство образования и науки хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

Профессиональное  образовательное Учреждение

Хабаровский автодорожный техникум

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

                                     

 

 

 

 

 

для специальности СПО

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

 

 

 

 

Форма обучения – очная

Срок обучения 3 года 10 месяцев

Базовая подготовка

 

 

 

 

 

2019


     

                                                                           

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.     РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.     СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

4.     условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

14

5.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

16


1       ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования. 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Основы экономики» является программой общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент  должен уметь:

- Определять организационно-правовые формы организаций;

- Находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.

В результате освоения учебной дисциплины студент  должен знать:

- Сущность организации как основного звена экономики отраслей;

- Основные принципы построения экономической системы организации;

- Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

- Организацию производственного и технологического процессов;

- Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- Способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

- Механизмы ценообразования;

- Формы оплаты труда;

-Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.

1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 72 часов, в том числе:

              обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;

              самостоятельной работы студента 24 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающий овладевает следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3       СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 

     контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов/зачет-ных единиц

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Введение в экономическую науку

10

 

Тема 1.1.

Предмет экономической теории

Содержание учебного материала

2

2

1

Возникновение и развитие  экономической теории.

2

Микро- и макроэкономика

3

Экономическая теория как наука об экономических отношениях.

4

Познавательная, прогностическая, практическая и методологическая функции экономической теории

5

Методы экономических исследований

Тема 1.2.

Производственные возможности экономики

Содержание учебного материала

2

2

1

 

Потребности и ресурсы. Факторы производства. Ограниченность ресурсов и производственные возможности экономики. Альтернативные издержки. Графическое изображение производственных возможностей экономики

2

Влияние научно-технического прогресса на производственные возможности экономики

3

 

Экономическая система: сущность и характерные черты. Собственность и ее виды Способы регулирования хозяйственной деятельности Типы  экономических систем.

 

Самостоятельная работа студента:

1.Подготовка рефератов по темам:

- Школы экономических учений (Неоклассическая школа, Кейнсианство, Монетаризм).

- Модели экономических систем.

2. Выполнение домашних заданий.

6

 

Раздел 2.  Микроэкономика

36

 

Тема 2. 1

Рынок

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Рынок, его сущность и функции и роль в современной экономике. Классификация  рынков.

2

Товар. Потребительская ценность товара. Классификация товаров

3

Деньги: возникновение, сущность. Виды и функции денег.

Тема 2. 2

Спрос и предложение

 

Содержание учебного материала

2

2

1

Спрос и объем спроса. Зависимость между ценой и объемом спроса. Закон спроса. Графическая интерпретация закона спроса. Факторы, влияющие на спрос.

2

Предложение и объем предложения. Зависимость между ценой и объемом предложения. Закон предложения и его графическое изображение. Факторы, влияющие на предложение

Тема 2. 3.

Эластичность спроса и предложения

Содержание учебного материала

2

2

1

Эластичность спроса. Виды эластичности. Коэффициент эластичности.

2

Эластичность предложения. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.

3

.Конъюнктура рынка. Дефицит и затоваривание.

Тема 2. 4.

Теория потребительского поведения

Содержание учебного материала

2

1

1

Полезность блага: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.

2

Безразличие потребителя. Кривая безразличия и бюджетная линия.

3

Равновесие потребителя.

 

 

Практическая работа «Рыночное равновесие»

2

3

Тема 2. 5.

Издержки фирмы и их классификация

Содержание учебного материала

2

2

1

 Предпринимательство. Виды и организационно- правовые формы фирмы.

2

Капитал фирмы и его состав. Основной и оборотный капитал.

3

Издержки: сущность и виды. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Тема 2. 6.

Доход фирмы и его распределение

Содержание учебного материала.

2

2

1

Доход и прибыль. Виды прибыли

2

Показатели прибыли.

3

Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска.

Практическая работа «Организация фирмы и расчет ее основных показателей»

2

3

Тема 2. 7.

Рыночные структуры

Содержание учебного материала.

2

2

1

Конкуренция, основные формы и методы.

2

Типы рыночных структур.

3

Монополия: естественная и искусственная. Антимонопольное законодательство.

Тема 2.8.

Рынок ресурсов и факторные доходы

 

Содержание учебного материала.

2

2

1

Общая характеристика рынка ресурсов. Особенности спроса и предложения на рынке ресурсов.

2

Рынок труда. Дефицит и безработица на рынке труда. Зарплата, ее сущность, формы и виды.

3

 

Рынок земли и рынок физического капитала. Спрос и предложение на землю. Рента и цена земли. Процент.

 

Тема 2.9.

Финансовый рынок и его виды

Содержание учебного материала

2

2

1

Общая характеристика финансового рынка. Виды финансового рынка.

2

Рынок кредитов и принципы кредитования.

3

Коммерчески банк, его функции и операции. Банковская прибыль.

Тема 2.10.

Рынок ценных бумаг

Содержание учебного материала

2

2

1

Ценные бумаги и их виды. Долговые и долевые ценные бумаги.

 

 

2

Номинальная и курсовая стоимость ценных бумаг.

3

Рынок ценных бумаг и его виды. Фондовая биржа.

Контрольная работа по разделу 2 «Микроэкономика»

2

3

Самостоятельная работа студента:

1.Подготовка реферата по темам:

- Естественная и искусственная монополия

2. Выполнение домашних заданий

3. Подготовка к контрольной работе

10

 

Раздел 3.   Макроэкономика

18

 

Тема 3.1.

Макроэкономика и ее основные показатели

Содержание учебного материала.

2

2

1

Макроэкономика, Основные проблемы макроэкономики. Государственное участие в экономике.

2

Основные показатели макроэкономики: ВВП, ВНП, ЧНП, НД, РД, ЧРД и их экономический смысл. Номинальный и реальный ВВП.

Практическая работа «Расчет основных макроэкономических показателей»

2

2

Тема 3.2.

Макроэкономическая неста-бильность

Содержание учебного материала.

2

2

1

Макрорынок. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

2

Экономический рост: необходимость, сущность, типы, источники. Показатели роста.

3

Неравномерность экономического роста. Экономические циклы и их виды. Особенности современных кризисов.

Тема 3.3.

Безработица и инфляция

Содержание учебного материала.

2

2

1

Безработица: сущность, виды, последствия

2

Инфляция, ее виды и  влияние на экономику

3

Взаимосвязь безработицы и инфляции.

Тема 3.4.

Макроэкономическое регулирование экономики

Содержание учебного материала.

2

2

1

Необходимость и сущность макроэкономического регулирования. Модели макроэкономики и методы их регулирования.

2

Налогово-бюджетная политика государства как инструмент регулирования экономики. Налоги и их виды.

3

Государственный бюджет.

 Тема 3.5.

Денежно-кредитная политика государства

Содержание учебного материала.

2

2

1

Денежный рынок. Спрос и предложение денег.

2

Центральный банк и его функции.

3

Виды денежно- кредитной политики государства и методы регулирования  экономики.

 

Контрольная работа по разделу 3 «Макроэкономика»

2

3

 

Самостоятельная работа студента:

1.Подготовка рефератов по темам: Типы экономических циклов.

2. Выполнение домашних заданий.

3.Подготовка к контрольной работе

4.Подготовка презентации

4

 

Раздел 4.  Мировая экономика

8

 

Тема 4.1.

Международные экономические отношения

Содержание учебного материала.

2

2

1

Международная торговля. Экспорт и импорт. Торговая политика и ее виды. Мировой рынок.

2

Международное движение капиталов: причины, цели и виды.

3

Миграция рабочей силы и ее основные направления.

Тема 4.2

Валютный рынок

Содержание учебного материала.

2

2

1

Валюта и ее виды. Валютный курс. Система валютных курсов.

2

Понятие валютного рынка. Спрос и предложение валют.

Самостоятельная работа студента:

1.Подготовка рефератов по темам: Всемирная торговая организация. Международная миграция рабочей силы.

4

 

 

Всего:

72

 


4       УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики  на 30 посадочных мест;  

  Оборудование учебного кабинета:

-         столы и стулья для студентов;

-         доска;

-         экран для проектора.

Технические средства обучения:

-         ПК  с лицензионным программным обеспечением;

-         Мультимедийный проектор;

-         Принтер.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

         Основные источники:

1.       Гуреева М.А. Основы экономики транспорта М. – Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.

2.       Максимова В.Ф. Экономическая теория. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 580 с.

Дополнительные источники:

      1. Куликов Л. М. Основы экономической теории. ООО "КноРус",2013.- 213 с.

      2. Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.  –  М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012 – 272 с.

3.  Пястолов С.М. Экономическая теория : учебник / С. М. Пястолов. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с. 394с.

     4. Терещенко О. Н. Основы экономики : учеб. для учащихся учреждений нач.

проф. образования / О. Н. Терещенко. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 192 с.

 

5                   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

 

Определять организационно-правовые формы организаций.

Проверка домашних заданий, тестирование, самостоятельная работа

Находить и использовать необходимую экономическую информацию.

Проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, самостоятельная работа, выполнение рефератов

Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации.

Проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, самостоятельная работа, контрольная работа.

Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.

Проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, самостоятельная работа, контрольная работа.

Знания:

 

Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты.

Проверка домашних заданий, тестирование. Выступление с рефератом.

Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль в конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов.

Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, контрольная работа. Выступление с рефератом.

Роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия.

Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, контрольная работа. Выступление с рефератом.

Виды денежно-кредитной политики государства и методы регулирования экономики.

Текущий контроль домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий.

Закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.

Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий.

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки хабаровского края

Министерство образования и науки хабаровского края

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики"

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики"

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала 2 2 1

Содержание учебного материала 2 2 1

Тема 2.9. Финансовый рынок и его виды

Тема 2.9. Финансовый рынок и его виды

Тема 2.9. Финансовый рынок и его виды

Тема 2.9. Финансовый рынок и его виды

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020