Министерство образования и науки хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
Профессиональное образовательное Учреждение
Хабаровский автодорожный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
для специальности СПО
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Форма обучения – очная
Срок обучения 3 года 10 месяцев
Базовая подготовка
2019
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
4. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
14 |
5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Основы экономики» является программой общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- Определять организационно-правовые формы организаций;
- Находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- Сущность организации как основного звена экономики отраслей;
- Основные принципы построения экономической системы организации;
- Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
- Организацию производственного и технологического процессов;
- Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- Способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
- Механизмы ценообразования;
- Формы оплаты труда;
-Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 часов, в том числе:
• обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
• самостоятельной работы студента 24 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной дисциплины обучающий овладевает следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа студента (всего) |
24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов/зачет-ных единиц |
Уровень освоения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Раздел 1. Введение в экономическую науку |
10 |
|
||||||
Тема 1.1. Предмет экономической теории |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||
1 |
Возникновение и развитие экономической теории. |
|||||||
2 |
Микро- и макроэкономика |
|||||||
3 |
Экономическая теория как наука об экономических отношениях. |
|||||||
4 |
Познавательная, прогностическая, практическая и методологическая функции экономической теории |
|||||||
5 |
Методы экономических исследований |
|||||||
Тема 1.2. Производственные возможности экономики |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||
1
|
Потребности и ресурсы. Факторы производства. Ограниченность ресурсов и производственные возможности экономики. Альтернативные издержки. Графическое изображение производственных возможностей экономики |
|||||||
2 |
Влияние научно-технического прогресса на производственные возможности экономики |
|||||||
3
|
Экономическая система: сущность и характерные черты. Собственность и ее виды Способы регулирования хозяйственной деятельности Типы экономических систем. |
|||||||
|
Самостоятельная работа студента: 1.Подготовка рефератов по темам: - Школы экономических учений (Неоклассическая школа, Кейнсианство, Монетаризм). - Модели экономических систем. 2. Выполнение домашних заданий. |
6 |
|
|||||
Раздел 2. Микроэкономика |
36 |
|
||||||
Тема 2. 1 Рынок
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||
1 |
Рынок, его сущность и функции и роль в современной экономике. Классификация рынков. |
|||||||
2 |
Товар. Потребительская ценность товара. Классификация товаров |
|||||||
3 |
Деньги: возникновение, сущность. Виды и функции денег. |
|||||||
Тема 2. 2 Спрос и предложение
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||
1 |
Спрос и объем спроса. Зависимость между ценой и объемом спроса. Закон спроса. Графическая интерпретация закона спроса. Факторы, влияющие на спрос. |
|||||||
2 |
Предложение и объем предложения. Зависимость между ценой и объемом предложения. Закон предложения и его графическое изображение. Факторы, влияющие на предложение |
|||||||
Тема 2. 3. Эластичность спроса и предложения |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||
1 |
Эластичность спроса. Виды эластичности. Коэффициент эластичности. |
|||||||
2 |
Эластичность предложения. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности. |
|||||||
3 |
.Конъюнктура рынка. Дефицит и затоваривание. |
|||||||
Тема 2. 4. Теория потребительского поведения |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
|||||
1 |
Полезность блага: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности. |
|||||||
2 |
Безразличие потребителя. Кривая безразличия и бюджетная линия. |
|||||||
3 |
Равновесие потребителя. |
|||||||
|
|
Практическая работа «Рыночное равновесие» |
2 |
3 |
||||
Тема 2. 5. Издержки фирмы и их классификация |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||
1 |
Предпринимательство. Виды и организационно- правовые формы фирмы. |
|||||||
2 |
Капитал фирмы и его состав. Основной и оборотный капитал. |
|||||||
3 |
Издержки: сущность и виды. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде. |
|||||||
Тема 2. 6. Доход фирмы и его распределение |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Доход и прибыль. Виды прибыли |
|||||||
2 |
Показатели прибыли. |
|||||||
3 |
Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска. |
|||||||
Практическая работа «Организация фирмы и расчет ее основных показателей» |
2 |
3 |
||||||
Тема 2. 7. Рыночные структуры |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Конкуренция, основные формы и методы. |
|||||||
2 |
Типы рыночных структур. |
|||||||
3 |
Монополия: естественная и искусственная. Антимонопольное законодательство. |
|||||||
Тема 2.8. Рынок ресурсов и факторные доходы
|
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Общая характеристика рынка ресурсов. Особенности спроса и предложения на рынке ресурсов. |
|||||||
2 |
Рынок труда. Дефицит и безработица на рынке труда. Зарплата, ее сущность, формы и виды. |
|||||||
3
|
Рынок земли и рынок физического капитала. Спрос и предложение на землю. Рента и цена земли. Процент.
|
|||||||
Тема 2.9. Финансовый рынок и его виды |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||
1 |
Общая характеристика финансового рынка. Виды финансового рынка. |
|||||||
2 |
Рынок кредитов и принципы кредитования. |
|||||||
3 |
Коммерчески банк, его функции и операции. Банковская прибыль. |
|||||||
Тема 2.10. Рынок ценных бумаг |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||
1 |
Ценные бумаги и их виды. Долговые и долевые ценные бумаги. |
|
|
|||||
2 |
Номинальная и курсовая стоимость ценных бумаг. |
|||||||
3 |
Рынок ценных бумаг и его виды. Фондовая биржа. |
|||||||
Контрольная работа по разделу 2 «Микроэкономика» |
2 |
3 |
||||||
Самостоятельная работа студента: 1.Подготовка реферата по темам: - Естественная и искусственная монополия 2. Выполнение домашних заданий 3. Подготовка к контрольной работе |
10 |
|
||||||
Раздел 3. Макроэкономика |
18 |
|
||||||
Тема 3.1. Макроэкономика и ее основные показатели |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Макроэкономика, Основные проблемы макроэкономики. Государственное участие в экономике. |
|||||||
2 |
Основные показатели макроэкономики: ВВП, ВНП, ЧНП, НД, РД, ЧРД и их экономический смысл. Номинальный и реальный ВВП. |
|||||||
Практическая работа «Расчет основных макроэкономических показателей» |
2 |
2 |
||||||
Тема 3.2. Макроэкономическая неста-бильность |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Макрорынок. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. |
|||||||
2 |
Экономический рост: необходимость, сущность, типы, источники. Показатели роста. |
|||||||
3 |
Неравномерность экономического роста. Экономические циклы и их виды. Особенности современных кризисов. |
|||||||
Тема 3.3. Безработица и инфляция |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Безработица: сущность, виды, последствия |
|||||||
2 |
Инфляция, ее виды и влияние на экономику |
|||||||
3 |
Взаимосвязь безработицы и инфляции. |
|||||||
Тема 3.4. Макроэкономическое регулирование экономики |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Необходимость и сущность макроэкономического регулирования. Модели макроэкономики и методы их регулирования. |
|||||||
2 |
Налогово-бюджетная политика государства как инструмент регулирования экономики. Налоги и их виды. |
|||||||
3 |
Государственный бюджет. |
|||||||
Тема 3.5. Денежно-кредитная политика государства |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Денежный рынок. Спрос и предложение денег. |
|||||||
2 |
Центральный банк и его функции. |
|||||||
3 |
Виды денежно- кредитной политики государства и методы регулирования экономики. |
|||||||
|
Контрольная работа по разделу 3 «Макроэкономика» |
2 |
3 |
|||||
|
Самостоятельная работа студента: 1.Подготовка рефератов по темам: Типы экономических циклов. 2. Выполнение домашних заданий. 3.Подготовка к контрольной работе 4.Подготовка презентации |
4 |
|
|||||
Раздел 4. Мировая экономика |
8 |
|
||||||
Тема 4.1. Международные экономические отношения |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Международная торговля. Экспорт и импорт. Торговая политика и ее виды. Мировой рынок. |
|||||||
2 |
Международное движение капиталов: причины, цели и виды. |
|||||||
3 |
Миграция рабочей силы и ее основные направления. |
|||||||
Тема 4.2 Валютный рынок |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
|||||
1 |
Валюта и ее виды. Валютный курс. Система валютных курсов. |
|||||||
2 |
Понятие валютного рынка. Спрос и предложение валют. |
|||||||
Самостоятельная работа студента: 1.Подготовка рефератов по темам: Всемирная торговая организация. Международная миграция рабочей силы. |
4 |
|
||||||
|
Всего: |
72 |
|
|||||
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики на 30 посадочных мест;
Оборудование учебного кабинета:
- столы и стулья для студентов;
- доска;
- экран для проектора.
Технические средства обучения:
- ПК с лицензионным программным обеспечением;
- Мультимедийный проектор;
- Принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Гуреева М.А. Основы экономики транспорта М. – Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
2. Максимова В.Ф. Экономическая теория. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 580 с.
Дополнительные источники:
1. Куликов Л. М. Основы экономической теории. ООО "КноРус",2013.- 213 с.
2. Океанова З.К. Основы экономической теории. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012 – 272 с.
3. Пястолов С.М. Экономическая теория : учебник / С. М. Пястолов. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с. 394с.
4. Терещенко О. Н. Основы экономики : учеб. для учащихся учреждений нач.
проф. образования / О. Н. Терещенко. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 192 с.
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения |
|
Определять организационно-правовые формы организаций. |
Проверка домашних заданий, тестирование, самостоятельная работа |
Находить и использовать необходимую экономическую информацию. |
Проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, самостоятельная работа, выполнение рефератов |
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации. |
Проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, самостоятельная работа, контрольная работа. |
Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации. |
Проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, самостоятельная работа, контрольная работа. |
Знания: |
|
Генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты. |
Проверка домашних заданий, тестирование. Выступление с рефератом. |
Рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль в конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов. |
Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, контрольная работа. Выступление с рефератом. |
Роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия. |
Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий, контрольная работа. Выступление с рефератом. |
Виды денежно-кредитной политики государства и методы регулирования экономики. |
Текущий контроль домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий. |
Закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства. |
Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий, тестирование, оценка выполнения индивидуальных заданий. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.