Рабочая программа по ДОП
Оценка 5

Рабочая программа по ДОП

Оценка 5
Документация
docx
другое
1 кл—2 кл
03.04.2020
Рабочая программа по ДОП
АЗБУКА ИСТОКОВ ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.docx

                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Новочебоксарск Чувашской Республики

 

 

Принята  на заседании                                                   Утверждена

педагогического совета                                                  приказом МБОУ «СОШ № 9»

Протокол № 100 (1) от 30.08.2019 г.                             №       от 30.08.2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

 

Направление: духовно- нравственное.

 

Название программы:       «Азбука истоков «Золотое сердечко»

 

 

Разработали: Никитина Валентина Игоревна, учитель  начальных классов

                         Бычкова Людмила Николаевна, учитель начальных классов

 

 

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: сентябрь 2019- май 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Новочебоксарск, 2019 год

 

 

 

                                      Пояснительная записка

    Направление дополнительной образовательной программы: духовно- нравственное.
      Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
· развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
· осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
· создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
· обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека. 
Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи - создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Цель: 1.Развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.

2.  Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.

3.  Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

Задачи:

1.      Подвести учащихся к по­ниманию сути Истоков;

2.      Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

3.      Развивать образное и логическое мышление;

4.      Форми­ровать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.

5.      Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целос­тное восприятие русского языка как языка великого народа и вели­кой литературы.

Отличительная особенность.

Предлагаемая программа является результатом совместной ра­боты автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогичес­кого университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

·         развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

·         осуществить присоединение от семьи к начальной шко­ле и от начальной школы к средней школе;

·         создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

·         обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В 1 -м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Сис­тема духовно-нравственных ценностей формируется на основе си­стемообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда раз­вития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Возраст детей: 6-7 лет.

Сроки реализации - сентябрь 2019г.- май 2020г.

Формы занятий: беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Численный состав группы 10-15 человек.

Ожидаемые результаты: результатом освоения программы будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

·         межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок - учитель, ребенок - родитель);

·         ценностные отношения (ребенок - культура, ребенок - природа, ребенок - социум);

Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

·         изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);

·         изменения в поведении - соответствие принятым нормам культуры;

·         обогащение мира переживаний - способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.

    По итогам первого года обучения по курсу учащиеся: 
осваивают первичные базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.
Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество. 
А также:
 раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления;
 умеют правильно применять в своей речи.

Формы подведения итогов: составление «Моей первой книги», выставки.

 

Учебно - тематический план

 

              1 класс      АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»

 

МИР(12ч.)

СЛОВО(10ч.)

ОБРАЗ(5ч.)

КНИГА(6ч.)

Мир, в котором я живу

Слово как ценность

Родник - начало жизни

Книга-семья Слова и Образа

Мир природы

Доброе слово

Первый образ. Образ Родины

Первая книга

Азбука истоков здоровья

Честное слово

Образ человека

Живая книга

 

Святое слово

 

Мир книги

 

Слово о родителях

 

 

 

                                              

 

 

 

 

                                                      Содержание программы

       Программа курса «Азбука истоков» охватывает период обучения в 1 классе, рассчитана на 33 часа. В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

         Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.

Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры Ставрополя, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.

Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным - «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.

Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков - «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».

«Книга» традиционно является основным средством образования в школе.

Четвертая тема «Книга»  позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга - «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

Тема «Мир» (12 часов)
МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. Семья. Школа. Класс. Мир вокруг нас. Мир, в котором мы живем, — мир людей. Красота мира. Красота человека – духовная (внутренняя) 
и внешняя. 
МИР ПРИРОДЫ Красота природы. Царства живой и неживой природы. Стихии природы: земля, вода, воздух, огонь. Земля-кормилица. Огонь – благо и опасность. Священный огонь. Вода — источник жизни. Небо, светила, звезды. Путеводная звезда. 
АЗБУКА ИСТОКОВ ЗДОРОВЬЯ. Единство здоровья духовного 
и физического. Народные представления о богатыре: сила, доброта, справедливость. Былинные и сказочные богатыри. Как сохранить здоровье.
Тема «Слово» (10 часов)
Первое слово – исток речи. Общение через слово. Драгоценный дар Слова. Слово как ценность. МИР– глубина смысла в русском языке. Родной язык выражает социокультурный опыт народа. Богатство и красота родной речи в созвучии с сердцем ребенка. Какое первое слово я дарю всем людям.
ДОБРОЕ СЛОВО– исток радости. Какие слова душу радуют. Азбука волшебных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, будьте здоровы… 
Слова приветствия: «Доброе утро», «Добрый день». Смысл жизни — делать добро. Почему добро побеждает зло?
ЧЕСТНОЕ СЛОВО— основа крепкой дружбы. Верность слову. Верный друг. Честь. Почему важно беречь честь смолоду?
СВЯТОЕ СЛОВО– исток мира. Святое слово несет веру, надежду, любовь. Бережное отношение к слову. Родина – святое слово для каждого. Какие слова являются святыми для вас?
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители — самые близкие люди. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях — основа порядочности человека.
Тема «Образ» (5 часов)
РОДНИК— начало жизни. Реки, озера моего края. Русские сказки о живой 
и мертвой воде. Почему люди берегут источники воды? Святой источник 
и Святая вода.
ПЕРВЫЙ ОБРАЗ– исток видимого. Первый образ, увиденный человеком. Не все увиденное есть Образ. Безобразное (безобразное). Сказочный образ. Слово Образа. 
Светлый образ. Солнце – исток света и тепла. Образ Солнца в сказках. Светлый путь. Образ матери. Образ отца. Благодатный образ. Образ Родины.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА. Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность. Духовный образ человека. Образ человека 
и его имя. Образование – путь по достижению Образа человека. 
Тема «Книга» (6 часов)
КНИГА– семья Слова и Образа. Как Книга передает Слово и Образ? Согласие Слова 
и Образа. Любимая Книга. Любимые Образы и Слова.
ПЕРВАЯ КНИГА. Первая прочитанная книга. Первая услышанная сказка. «Мои 
Истоки » — первая авторская Книга. Какие Образы и Слова ты хотел бы в ней передать. Кому ты хотел бы посвятить свою книгу.
ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание. Любимые стихи и сказки. Какую сказку ты рассказал бы всем детям?
МИР КНИГИ. В книге сосредоточена мудрость народа. Торжество Света 
и Добра. Вечные и великие книги. Свет учения. Выбор книги, книжные открытия. Чтение как ценность.
                                                  Тематическое планирование

 

N

n/n

Тема занятия

Кол-во час.

МИР (12 ч.)

1.

МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. Семья. Школа. Класс.

Мир вокруг нас. Мир, в котором мы живем, — мир людей.

Красота мира.

Красота человека – духовная (внутренняя) 
и внешняя. 

4

2

МИР ПРИРОДЫ. Красота природы. Царства живой и неживой природы. Стихии природы: земля, вода, воздух, огонь. Земля-кормилица. Огонь – благо и опасность. Священный огонь. Вода — источник жизни. Небо, светила, звезды. Путеводная звезда

4

3.

АЗБУКА ИСТОКОВ ЗДОРОВЬЯ. Единство здоровья духовного 
и физического. Народные представления о богатыре: сила, доброта, справедливость. Былинные и сказочные богатыри. Как сохранить здоровье.

4

СЛОВО  (10 часов)

4.

СЛОВО КАК ЦЕННОСТЬ. Какое первое слово я дарю всем людям.
Первое слово – исток речи.  Драгоценный дар Слова.

2

5.

ДОБРОЕ СЛОВО – исток радости. Азбука волшебных слов.
Слова приветствия.

2

6.

ЧЕСТНОЕ СЛОВО— основа крепкой дружбы. Верный друг. Честь. Почему важно беречь честь смолоду?

2

7.

СВЯТОЕ СЛОВО– исток мира. Родина – святое слово для каждого.

2

8.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители — самые близкие люди. Родительская любовь. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях — основа порядочности человека.

2

ОБРАЗ  (5 часов)

9.

РОДНИК— начало жизни. Русские сказки о живой 
и мертвой воде. Святой источник и Святая вода.

1

10.

ПЕРВЫЙ ОБРАЗ – исток видимого. Светлый образ. Солнце – исток света и тепла. Образ матери. Образ отца. Образ Родины

3

11.

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА .Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Духовный образ человека.

1

КНИГА (6 часов)

12.

КНИГА – семья Слова и Образа. Любимая Книга. Любимые Образы и Слова.

2

13.

ПЕРВАЯ КНИГА. Первая прочитанная книга. Первая услышанная сказка.

1

14.

ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги. Духовное общение.

2

15.

МИР КНИГИ. В книге мудрость народа. Чтение как ценность.

1

 


Список литературы для учителя:
· И.А. Кузьмин, А.В. Камкин.« Истоки ». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 2009 г
· И.А.Кузьмин , О.А.Бандяк, В.Н.Синицына. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 2010 г.
· Е. Курнешова. Истоки : Базисная программа развития ребенка. 2-е издание. М.: «Карапуз», 2008 г. — 304 с.
· И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова Истоковедение. Том 2. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2009 г. — 368 с.
· О.А.Бандяк… Воспитание на социокультурном опыте. 1 класс. Методическое пособие // Истоковедение. Издание 2-е. — М.: Изд. дом «Истоки», 2009 г.
· Истоковедение. Том 1
 – М.: Издательский дом «Истоки», 2010.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Формы занятий: беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение…

Формы занятий: беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение…

Содержание программы

Содержание программы

Почему важно беречь честь смолоду?

Почему важно беречь честь смолоду?

ЧЕСТНОЕ СЛОВО — основа крепкой дружбы

ЧЕСТНОЕ СЛОВО — основа крепкой дружбы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020