Рабочая Программа по дополнительному образованию дошкольников "Веселый счет"
Оценка 4.7

Рабочая Программа по дополнительному образованию дошкольников "Веселый счет"

Оценка 4.7
docx
03.09.2021
Рабочая Программа по дополнительному образованию дошкольников "Веселый счет"
игралочка программа 3-4 года.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 385

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385

620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: 2dou385@mail.ru,сайт: http//385.tvoysadik.ru

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий

МБДОУ детского сада № 385

___________ О.Е. Исакова

Приказ № 82-о от 01.09.2021 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги

«Веселый счет»

Возраст 3-4 года

Срок реализации 8 месяцев

(октябрь –май)

 

Составитель:

воспитатель ВВК

Васильева Е.В.

 

 

 

 

\

Екатеринбург, 2021

Содержание программы:

1.Целевой раздел

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цели и задачи

4

1.3.Планируемые  результаты реализации Программы

5

2.Содержательный раздел

6

2.1. Возрастные особенности детей 3-4 лет

6

2.2. Содержание психолого-педагогической работы

7

2.3. Методы и приемы реализации Программы

8

3.Организационный раздел

10

3.1.Организация занятий кружка

10

3.2.Календарно-тематическое планирование

11

3.3.Мониторинг освоения детьми программного материала

21

3.4. Социальное партнерство с родителями

22

3.5. Краткая презентация Программы

23

3.6. Программно-методическое обеспечение

25

 

 

Наименование

Математический кружок «Веселый счет» для детей 3-4лет (дополнительная образовательная платная услуга)

Основание для разработки программы

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка»

Практический курс математики для дошкольников 3-4 года, часть 1. М.: Издательство «Ювента», 2012г.

Заказчики программы

Педагогический совет, родители

Основные разработчики Программы

Васильева Екатерина Владиславовна, воспитатель ВВК

Сроки реализации Программы

8 месяцев

Цель Программы

Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Задачи Программы

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.

2. Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, распределение предметов в группы, синтез, конкретизация, классификация, аналогия.

3. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Ожидаемые результаты реализации программы

1.Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных процессов.

2.Сформирован навык проведения мыслительных операций.

3.Овладение умением аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4.Развито вариативное мышление, фантазия, воображение, творчески.

 

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа «Веселый счет» разработана на основе Программы «Игралочка» авторов: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, изд-во Ювента М., 2012 в соответствии с ФГОС ДО.

Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 385 утвержденный Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 13.02.2020 г. № 242/46/36;

Положения, разработанные и принятые в МБДОУ.

Постановление Правительства Российской Федерации 15.08 2013 года№706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Приказ Минобразования России от 10.07 2003 года № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»

Устав МБДОУ № 385 г. Екатеринбурга.

Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 11.12.2006 № 06-1844 о примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.

Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 18.11.2015 № 09-3242 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 09.11.2018 № 196 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общереобщеобразовательным Программам.

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей. 

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.  Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому

 

1.2.Цель и задачи Программы.

 Главная цель Программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность.

Основные задачи математического развития дошкольников являются:

·         Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

·         Развитие мыслительных операций (анализ свойств, исследуемых объектов, сравнение свойств предметов, классификация…)

·         Увеличение объёма внимания и памяти.

·         Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

·         Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

·         Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

·         Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

·         Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Организация образовательного процесса.

Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения.

Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

·         Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).

·         Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).

·         Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса).

·         При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).

·         У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).

·         Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

·         Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

 

1.3. Планируемые результаты освоения Программы.

Важно то, что реализация перечисленных выше дидактических принципов в образовательном процессе обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей.

К концу обучения по программе «Математика» (3-4 года) основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:

·         Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

·         Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 3 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и так далее)

·         Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник

·         Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперёд, назад, направо, налево)

·         Умение показывать правую и левую руки.

·         Ребенок:  умеет считать до 3.

·         Отсчитывать 3 предмета от большего количества.

·         Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.

 

2. Содержательный раздел.

2.1. Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Младший дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходят серьезные изменения в отношении между малышом и взрослыми, другими детьми, и даже окружающими предметами. Специалисты уделяют особое внимание возрасту 3–4 года, так как этот период связан еще и с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку формировать себя как личность, а также осознавать себя как отдельного человека. Важно, чтобы родители знали о некоторых особенностях, которые проявляются в поведении детей в этом возрасте, чтобы помочь ребенку развиваться в правильном направлении.

Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3–4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции. Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей. Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности. Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира. Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов. Память детей в этот период образная, запоминаются в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша. При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время. Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми. В этот период у детей развивается ориентация в пространстве, а также появляется необходимость в самовыражении.

3-4 года – это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители.

В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей является игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что как-то связано с их собственными действиями и эмоциями. Поэтому большинство занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются детям в виде игр. Какие занятия можно проводить детям в возрасте 3–4 лет? Детей в возрасте 3–4 лет обязательно нужно развивать. Для этого необходимо проводить с ребенком определенные занятия, учить его. Конечно, не стоит перегибать палку и давать малышу тот материал, который он не сможет освоить в столь раннем возрасте, однако определенный набор знаний доступен ребенку даже в это время. В трехлетнем возрасте у ребенка можно развивать математические способности. В это время можно научить его считать до трех, а также показывать называемые цифры. Можно объяснить малышу основные противоположные по смыслу понятия: много – мало, широкий – узкий, длинный – короткий. Именно в этом возрасте важно заложить ребенку понимание основных цветов, форм и фигур. Кроме того, можно научить малыша сочетать предметы, подбирая их по парам, а также сравнивать различные объекты по основным признакам. Занятия для детей 3-4 лет должны развивать логическое мышление. Этого можно достичь, составляя вместе с малышом картинки из трех-четырех частей. Пазлы в столь раннем возрасте малышу давать еще рано. Можно просто выбирать картинки, разрезать их и вместе с ребенком складывать части в единое целое. Также можно помогать ребенку находить на картинках отличия или лишние предметы. В этом возрасте в памяти у малыша могут сохраняться слова и движения, которые повторяют взрослые, а также он может запоминать признаки, характерные для определенных предметов. Малыш должен различать группы предметов по разным признакам. Рекомендуется рассказывать ребенку о признаках, свойственных предметам и животным. Достаточно, чтобы малыш мог называть хотя бы по одной характеристике.

 

2.2. Содержание психолого-педагогической работы.

В Программе психолого-педагогические условия представлены системой принципов деятельностного метода: 

психологической комфортности,

·  деятельности,

·  минимакса,

·  целостности,

·  вариативности,

·  творчества,

·  непрерывности.

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, интегрирующая современные научные взгляды о теоретических и методических основах организации развивающего обучения в системе непрерывного образования. Следует также отметить, что раскрываемые ниже принципы соотносятся с основными принципами дошкольного образования, требованиями к психологопедагогическим условиям реализации образовательной программы, нашедшими свое отражение в ФГОС дошкольного образования: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям и др.

 

1.Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов).

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, Выделение признаков различия и сходства.

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше-меньше предметов).

Формирование представлений о сохранении количества.

2.Числа 1 – 3.

Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.

Образование чисел в пределах 3 на предметной основе.

Количественный и порядковый счет от 1 до 3. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 3. формирование умения соотносить цифру с количеством.

3.Величины.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее – короче, шире - уже, выше -ниже.

4.Пространственно-временные представления

Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.

Формирование временных представлений: утро-вечер, день-ночь. Установление последовательности событий. Части суток.

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

 

2.3. Методы и приемы реализации Программы.

Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

На занятиях используются технологии:

·         Личностно – ориентированные технологии.

·         Технология развивающего обучения.

·         Игровая технология.

·         Наглядного, демонстрационного, раздаточного материала.

·         Различные виды деятельности:

·         познавательная;

·         коммуникативная;

·         продуктивная;

·         трудовая;

·         двигательная.

Методы:

·         Словесный;

·         наглядный;

·         игровой.

·         деятельностный метод;

·         исследовательский метод;

·         создание и решение проблемных ситуаций;

·         самопроверка.

Приемы:

·         рассказ;

·         беседа;

·         описание;

·         указание и объяснение;

·         вопросы детям;

·         ответы детей, образец;

·         показ реальных предметов, картин;

·         действия с числовыми карточками, цифрами;

·         модели и схемы;

·         дидактические игры и упражнения;

·         логические задачи;

·         игры-эксперименты;

·         развивающие и подвижные игры и др.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

 

3.Организационный раздел.

3.1. Организационные условия реализации программы:

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного (тренировочное занятие), проверке усвоения знаний детьми (итоговое занятие).

Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

3) Открытие детьми нового знания.

4) Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

5) Итог занятия.

На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Основная цель занятий такого типа – тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т. д.)

Цель итогового занятия – проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка и т. д.).

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему мы используем большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает нам в последующем скорректировать свою работу.

Численность детей на занятии не должна превышать 10-12 человек. Продолжительность занятий в младшей группе не более 20 минут.

Занятия проходят во второй половине дня.

В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.

 

Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.

·         Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

·         Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

·         Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

 

Объём образовательной нагрузки рабочей учебной Программы.

Вид деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Формирование элементарных математических представлений

1

4

32

Расписание занятий:

Дни недели

Время проведения

Продолжительность занятия        минут                                               15 минут

 

3.2. Календарно-тематическое планирование.

Месяц - октябрь

Название темы

Цели

Источник методической литературы

Цвет

Уточнить представления о четырёх цветах – красном, жёлтом, зелёном, синем, и их названия;

Сформировать умение определять и называть цвет предметов, распределять по цвету (на основе материального образца);

Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.19.

Цвет

Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету (на основе материализованного образца), закрепить умение определять и называть цвета;

Развивать воображение, артикуляционный аппарат, речь.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.24.

Цвет

Закрепить умение определять и называть изученные цвета, соотносить цвета с предметами окружающего мира, распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр цветов, известных детям;

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать пространственные представления, воображение, речь.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.25.

Цвет

Закреплять представление о цвете как о признаке, умение сравнивать предметы по цвету (одинаковый, различный) и выражать результаты сравнения в речи;

Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать вооброжение, зрительную память, речь, сформировать опыт самоконтроля.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.27.



Месяц - ноябрь

Название темы

Цели

Источник методической литературы

Оттенки цветов

Сформировать представление об оттенках цветов, опыт их обозначения словами «светлый» и «тёмный»;

Сформировать опыт самостоятельно преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексного метода;

Закрепить умение сравнивать предметы по оттенкам цветов и выражать результаты сравнения в речи.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.28.

Оттенки цветов

Закрепить представления о разных оттенках цвета по светлоте, умение выражать в речи светлые и тёмные оттенки разных цветов;

Закрепить умение различать и называть 6 цветов, сравнивать предметы по цвету;

Тренировать мыслительные процессы

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.31.

Оттенки цветов

Закрепить умение различать и называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету и оттенкам цветов;

Тренировать умение группировать предметы по цвету и оттенкам цветов (тёмные и светлые).

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.32.

Большой и маленький

Закреплять умение различать и называть размеры предметы – большой, поменьше, маленький;

Закрепить умение различать и называть цвета, сравнивать предметы по цвету и размеру;

Тренировать мыслительные операции.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.34.



Месяц – декабрь

Название темы

Цели

Источник методической литературы

Большой и маленький

Тренировать умение различать и называть размеры предметов – большой, поменьше, маленький;

Сформировать представление о взаимосвязи между плоскими и объёмными предметами и о квадрате как о плоском изображении кубика, ввести в речевую практику термин «квадрат»

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.36.

Цвет и форма

Сформировать представление о форме предметов и сравнении предметов по фоме (одинаковая, различная), тренировать умение, находить предметы одинаковые и различные по форме;

Ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур – квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник;

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.38.

Знакомство с понятиями «один» и «много».

Уточнить представления детей о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с сущ. в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.40.

Знакомство с понятиями «один» и «много».

Закреплять представления о понятиях «один» и «много»;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога;

Развивать внимание, речь, воображение.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.42-44.



Месяц - январь

Название темы

Цели

Источник методической литературы

Столько же, больше, меньше.

Сформировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, расширить словарный запас выражениями «столько же», «больше», «меньше»;

Закрепить умение определять и называть цвета предметов, сформировать опыт составления простейшей закономерности изменения цвета.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.44.

Столько же, больше, меньше.

Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества. Развитие логического мышления.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.47.

Столько же, больше, меньше.

Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов;

Закрепить умение определять и называть цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, использовать понятия «один» и «много».

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.50.

Столько же, больше, меньше.

Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов;

Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, использовать понятия «один» и «много», учить преодолевать различные препятствия

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.53.





Месяц - февраль

Название темы

Цели

Источник методической литературы

Свойства предметов. Счёт до двух.

Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента. Установить два способа уравнивания групп предметов по количеству. Учить выполнять общее свойство групп предметов.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.55.

Счёт до двух. Цифры 1 и 2.

Познакомить с цифрами 1 и 2 как символами, обозначающими соответственно один и два предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать пространственные представления: ближе, дальше.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л. Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.58.

Цифры 1 и 2.

Закрепить счёт до двух, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя числа;

Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 55.

Длиннее, короче.

Сформировать представления о сравнении предметов по длине путём наложения и приложения;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога.

Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Начать работу по формированию пространственных представлений: справа, слева

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 63.



Месяц - март

Название темы

Цели

Источник методической литературы

Круг.

Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 66.

Шар.

Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Работать над формированием пространственных отношений: справа, слева.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.71.

Шире, уже.

Формировать пространственные отношения: шире, уже. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.72.

Счёт до трёх. Число три.

Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трёх. Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.35.



Месяц - апрель

Название темы

Цели

Источник методической литературы

Треугольник

Сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознать треугольную форму в предметах окружающей обстановки;

Закрепить счёт до трёх, умение сравнивать предметы по свойствам.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 78.

Число и цифра 3

Познакомить с цифрой 3 как с символом, обозначающим три предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством. Расширять представления о геометрических фигурах. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 83.

Закрепление.

Счёт до 3. Треугольник….

Закрепить представления о круге и треугольнике, счёт до трёх, умение выделять и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счёт

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 83.

 

Месяц - май

Название темы

Цели

Источник методической литературы

На, над, под.

Формировать пространственные отношения: на, над, под. Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы. Закреплять умение сравнивать предметы по длине.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 87.

Выше, ниже.

Формировать пространственные представления: выше, ниже. Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Развивать умение группировать предметы по общему признаку.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 90.

Раньше, позже.

Формировать временные представления: раньше, позже. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.93.

Слева, справа

Уточнить пространственные отношения «слева» - «справа», сформировать представление детей о положении предмета справа и слева от них;

Закрепить умение выделять и называть свойства предметов.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 95.

 

3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала

Проверка знаний детей:

·         Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

·         Умение сравнивать группы, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

·         Умение считать в пределах 5 в прямом порядке;

·         Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5;

·         Умение соотносить запись чисел 1-5 с количеством предметов;

·         Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 3 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире- уже, длиннее -короче и так далее)

·         Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник

·         Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперёд, назад, направо, налево)

·         Умение показывать правую и левую руки.

Оценка знаний:

·         1 балл – ребёнок не ответил;

·         2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;

·         3 балла – ребёнок ответил правильно.

Подсчёт результатов:

·         8-11 баллов – низкий уровень;

·         12-18 баллов – средний уровень;

·         19-24 балла – высокий уровень.

 

3.4. Социальное партнерство с родителями.

Тетради «Игралочка 1ч.» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы родителей с детьми. Речь не идёт о том, чтобы обязать родителей заниматься со своими детьми помимо их желания. Тетради лишь предоставляют шанс каждому из них внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребёнка. Такое общение с малышом поможет установить между родителями и детьми особые отношения, которые помогут в будущем разрешить многие проблемы.

Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Поэтому перед тем, как начать выдавать листы родителям, проводятся беседы о том, как организовать с ребёнком работу по тетради.

 Обращается внимание родителей на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определённые задания. При выполнении заданий родители могут провести своё собственное психологическое наблюдение за индивидуальностями своего ребёнка: уровнем развития внимания, памяти, особенностями поведения в случае затруднения и т.д. А так же понаблюдать и за своими собственными родительскими качествами: терпением, мягкостью, строгостью, требовательностью и др. А это уже начало личностного роста родителя, как максимум.

 

Месяц

Формы сотрудничества

Ноябрь

Анкетирование родителей на тему

Декабрь

Консультация для родителей

Январь

День «открытых дверей» (открытое занятие).

Февраль

Индивидуальные беседы с родителями

Март

Консультация для родителей

Май

Родительское собрание: «Подведение итогов»

 

 

 

 

3.5. Краткая презентация.

Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Поэтому темой кружковой работы, мы выбрали логико-математическое развитие детей, через игровые упражнения и дидактические игры.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы.

Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности; в конце каждой изученной темы проводится итоговая ролевая или деловая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся, это средство расширения, углубления и закрепления знаний. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает нам в последующем скорректировать свою работу.

Таким образом, обучающиеся включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Основными задачами математического развития дошкольников в программе «Веселый счет» являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, аналогия).

4. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

8. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

Программа построена на основе следующих принципов:

Дифференцированного подхода. Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества. Учитывается индивидуальность каждого ребенка. Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения. Обучение ведется последовательно «от простого к сложному».

Учета возрастных особенностей. Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей.

Наглядности. При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.

Доступности и креативности. Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке. Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и сделай лучше и интереснее», «посмотри на чертеж и сделай самостоятельно». При этом участие педагога обязательно.

Единства развивающей и диагностирующей функций. Применяемые методы обучения соответствуют его содержанию. Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов усвоения: проводятся занятия обобщения и закрепления. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их интеллектуальное творчество.

Связь теории с практикой. Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания.

Принцип воспитания в процессе деятельности. Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

Работа с дошкольниками в этом курсе ведется в зоне ближайшего развития детей: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагают и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех.

На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.

Методы:

Словесный метод: беседы, чтение рассказов, загадок, использование физкультминутки.

Информационно-рецептивные методы: рассматривание иллюстраций.

Репродуктивный метод: самостоятельная деятельность на занятиях.

Исследовательский метод: направлен на развитие фантазии и творчества.

Практическая работа: упражнения, зарисовки, схемы, чертежи.

Сроки реализации программы: 8 месяцев

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Форма обучения: подгрупповая.


3.5. Программно-методическое обеспечение.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.

Михайлова, З.А. Математика от 3 до 6 / З.А. Михайлова - СПб.: Питер, 2006. – 194 с.

Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина – М.: Детство-Пресс, 2002. – 178 с.

Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.

Рабочие тетради для ребенка

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 3–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Демонстрационный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.


 

Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Содержание программы: 1

Содержание программы: 1

Цель Программы Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Цель Программы Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Приказ Минобразования России от 10

Приказ Минобразования России от 10

Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей

Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей

К концу обучения по программе «Математика» (3-4 года) основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи,…

К концу обучения по программе «Математика» (3-4 года) основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи,…

Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз

Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз

ФГОС дошкольного образования: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности…

ФГОС дошкольного образования: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности…

Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на…

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на…

Фронтальная работа с демонстрационным материалом

Фронтальная работа с демонстрационным материалом

Цвет Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету (на основе материализованного образца), закрепить умение определять и называть цвета;

Цвет Сформировать умение распределять предметы в группы по цвету (на основе материализованного образца), закрепить умение определять и называть цвета;

Месяц - ноябрь Название темы

Месяц - ноябрь Название темы

Большой и маленькийЗакреплять умение различать и называть размеры предметы – большой, поменьше, маленький;

Большой и маленькийЗакреплять умение различать и называть размеры предметы – большой, поменьше, маленький;

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»//Л

Столько же, больше, меньше.

Столько же, больше, меньше.

Месяц - февраль Название темы

Месяц - февраль Название темы

Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством

Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством

Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её

Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её

Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее

Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее

Раньше, позже. Формировать временные представления: раньше, позже

Раньше, позже. Формировать временные представления: раньше, позже

Подсчёт результатов: · 8-11 баллов – низкий уровень; · 12-18 баллов – средний уровень; · 19-24 балла – высокий уровень

Подсчёт результатов: · 8-11 баллов – низкий уровень; · 12-18 баллов – средний уровень; · 19-24 балла – высокий уровень

Краткая презентация. Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования

Краткая презентация. Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования

Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

Практическая работа: упражнения, зарисовки, схемы, чертежи

Практическая работа: упражнения, зарисовки, схемы, чертежи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2021