Рабочая Программа по дополнительному образованию дошкольников "Веселый счет" 4-5 лет
Оценка 5

Рабочая Программа по дополнительному образованию дошкольников "Веселый счет" 4-5 лет

Оценка 5
docx
03.09.2021
Рабочая Программа по дополнительному образованию дошкольников "Веселый счет" 4-5 лет
2. игралочка программи 4-5 лет.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 385

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 385

620103, г. Екатеринбург, ул. Газетная, 48, тел.: (343) 295-83-32; эл. адрес: 2dou385@mail.ru,сайт: http//385.tvoysadik.ru

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий

МБДОУ детского сада № 385

___________ О.Е. Исакова

Приказ № 82-о от 01.09.2021 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги

«Веселый счет»

Возраст 4-5 лет

Срок реализации 8 месяцев

(октябрь –май)

 

Составитель:

воспитатель ВВК

Васильева Е.В.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2021

 

Содержание программы:

1.Целевой раздел

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цели и задачи

4

1.3.Планируемые результаты реализации Программы

5

2.Содержательный раздел

6

2.1. Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

6

2.2. Содержание психолого-педагогической работы

7

2.3. Методы и приемы реализации Программы

8

3.Организационный раздел

9

3.1.Организация занятий кружка

9

3.2.Календарно-тематическое планирование

10

3.3.Мониторинг освоения детьми программного материала

13

3.4. Социальное партнерство с родителями

14

3.5.Краткая презентация Программы.

15

3.6. Программно-методическое обеспечение

17

 

 

Наименование

Математический кружок «Веселый счет» для детей 4 -5 лет (дополнительная образовательная платная услуга)

Основание для разработки программы

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка»

Практический курс математики для дошкольников 4-5 лет, часть 2. М.: Издательство «Ювента», 2012г.

Заказчики программы

Педагогический совет, родители

Основные разработчики Программы

Васильева Екатерина Владиславовна, воспитатель ВВК

Сроки реализации Программы

8 месяцев

Цель Программы

Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Задачи Программы

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.

2. Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, распределение предметов в группы, синтез, конкретизация, классификация, аналогия.

3. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Ожидаемые результаты реализации программы

1.Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных процессов.

2.Сформирован навык проведения мыслительных операций.

3.Овладение умением аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

4.Развито вариативное мышление, фантазия, воображение, творчески.

 

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа «Веселый счет» разработана на основе программы «Игралочка» авторов: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, изд-во Ювента М., 2012 в соответствии с ФГОС ДО.

 

Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 385 утвержденный Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 13.02.2020 г. № 242/46/36;

Положения, разработанные и принятые в МБДОУ.

Постановление Правительства Российской Федерации 15.08 2013 года№706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Приказ Минобразования России от 10.07 2003 года № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»

Устав МБДОУ № 385 г. Екатеринбурга.

Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 11.12.2006 № 06-1844 о примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.

Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 18.11.2015 № 09-3242 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 09.11.2018 № 196 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общереобщеобразовательным программам.

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей. 

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.  Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому

 

1.2. Цель и задачи Программы.

Главная цель Программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности. Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность.

Основные задачи математического развития дошкольников являются:

·         Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

·         Развитие мыслительных операций (анализ свойств, исследуемых объектов, сравнение свойств предметов, классификация…)

·         Увеличение объёма внимания и памяти.

·         Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

·         Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

·         Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

·         Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

·         Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Организация образовательного процесса.

Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения.

Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

·         Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).

·         Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).

·         Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса).

·         При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).

·         У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).

·         Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

·         Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

 

1.3. Планируемые  результаты  освоения  Программы.    

     К завершению второго года обучения по программе (обычно к 5 годам). Ребенок: 

• умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?»; умеет располагать числа по порядку от 1 до 8;

• умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

• умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине; раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними;

• умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.

                                           

2. Содержательный раздел.

2.1. Возрастные особенности детей 4 – 5 лет.

Средний дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. В среднем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Необходимо поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник). Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). У детей формируются элементарные действия контроля и оценки: в процессе выполнения заданий (поэтапно) они должны устанавливать соответствие получаемых результатов образцу или условиям, определяемым взрослым, в случае несоответствий устранять их самостоятельно.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в

возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником —дает возможность ребенку познавать самого себя.

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни.

Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об  элементарных понятиях. Ребенок должен владеть

операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов,

побуждающих к учению. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

 

2.2. Содержание психолого-педагогической работы.

В Программе психолого-педагогические условия представлены системой принципов деятельностного метода: 

психологической комфортности,

·  деятельности,

·  минимакса,

·  целостности,

·  вариативности,

·  творчества,

·  непрерывности.

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, интегрирующая современные научные взгляды о теоретических и методических основах организации развивающего обучения в системе непрерывного образования. Следует также отметить, что раскрываемые ниже принципы соотносятся с основными принципами дошкольного образования, требованиями к психологопедагогическим условиям реализации образовательной программы, нашедшими свое отражение в ФГОС дошкольного образования: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям и др.

 

Содержание и методика работы.

1.Сравнение предметов и групп  предметов.

Формирование представлений о свойствах предметов : цвет, форма, размер и  др. Выделение признаков сходства и различия. Объединение предметов в группу по общему признаку. Выделение части группы. Нахождение  «лишних» элементов. Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше) Формирование представлений о сохранении количества. Поиск  и составление закономерностей.

2.Числа 1-8. 

Знакомство с понятием «один» и «много». Образование последующего числа путем прибавление единицы. Количественный и порядковый счет от 1 до 8. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Знакомство с цифрами  1-8, формирование умения соотносить цифру с  количеством.

3.Величина.

Формирование  представлений о длине предмета. Непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте. Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения величины.

4.Пространственно – временные представления.

 Формирование пространственных представлений : на  - над – под, слева – справа, вверху – внизу, снаружи – внутри , за – перед и др.. Ориентировка в пространстве                                ( вперед – назад, вверх – вниз , направо – налево и тд.) Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление  последовательности событий. Части суток. Формирование  умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство  с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма.

 

2.3. Методы и приемы реализации Программы.

Успешная реализация Программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.

На занятиях используются технологии:

·         Личностно – ориентированные технологии.

·         Технология развивающего обучения.

·         Игровая технология.

·         Наглядного, демонстрационного, раздаточного материала.

·         Различные виды деятельности:

·         познавательная;

·         коммуникативная;

·         продуктивная;

·         трудовая;

·         двигательная.

Методы:

·         Словесный;

·         наглядный;

·         игровой.

·         деятельностный метод;

·         исследовательский метод;

·         создание и решение проблемных ситуаций;

·         самопроверка.

Приемы:

·         рассказ;

·         беседа;

·         описание;

·         указание и объяснение;

·         вопросы детям;

·         ответы детей, образец;

·         показ реальных предметов, картин;

·         действия с числовыми карточками, цифрами;

·         модели и схемы;

·         дидактические игры и упражнения;

·         логические задачи;

·         игры-эксперименты;

·         развивающие и подвижные игры и др.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

 

3.Организационный раздел.

3.1. Организационные условия реализации Программы:

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного (тренировочное занятие), проверке усвоения знаний детьми (итоговое занятие).

Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:

1) Введение в игровую ситуацию.

2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

3) Открытие детьми нового знания.

4) Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

5) Итог занятия.

На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Основная цель занятий такого типа – тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т. д.)

Цель итогового занятия – проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка и т. д.).

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему мы используем большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает нам в последующем скорректировать свою работу.

Численность детей на занятии не должна превышать 10-12 человек. Продолжительность занятий в младшей группе не более 20 минут.

Занятия проходят во второй половине дня.

В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.

 

Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.

·         Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

·         Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

·         Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы

Вид деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Формирование элементарных математических представлений

1

4

32

Расписание занятий:

Дни недели

Время проведения

Продолжительность занятия        минут                                                                     20  минут

 

3.2. Календарно - тематическое планирование.

 

Дата

Тема

Цель

Оборудование

1

Повторение чисел и цифр 1-3. Раньше. Позже.

Актуализировать математические представления по тема « Числа 1-3», тренировать мыслительные операции. Сформировать понимание того , что с течение времени происходит изменение внешнего вида предметов .

Карточки с числами от 1 от 3; листы бумаги с нарисованным деревом; геометрическое лото. По 3-4 предметные картинки на каждого, изображение детенышей домашних и диких животных.

2

Счет до четырех. Число и цифра 4.

Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех.

4 зеленых треугольника; 4 круга; 4 кубика Лего; цифра 4 на каждого ребенка.

3

Квадрат.

Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановке.

Счетные палочки; круги, квадраты, треугольники, вырезанные из цветного картона; предметные картинки .

4

Куб.

Сформировать представление о кубе.

Коробки с шарами и кубами ; карточки с изображением квадратов, кругов и треугольников.

5

Вверху, внизу. Шире. Уже.

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний» Сформировать умение сравнивать предметы по ширине.

Листы бумаги с нарисованными на них двумя полками; 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера. Полоски одинаковой длины, но разного цвета и разной ширины.

6

Счет до пяти. Число и цифра 5.

Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти.

Предметные картинки, имеющие квадратную, треугольную, круглую форму по 5 кругов красного и синего цвета.

7

Овал.

Сформировать представление об овале, способность к распознанию овала и выделению фигур формы овала из множества фигур разной формы.

На каждого круг и овал, несколько треугольников и квадратов, вырезанных из альбомного листа; часы из цветного картона; колесо и огурец, карточка геометрическими фигурами.

8

Внутри, Снаружи.

Уточнить понимание слов «внутри», «снаружи», их грамотное употребление в речи.

По 5 овалов разного цвета и размера, фишки(пуговицы)

9

Впереди, Сзади,  Между.

Уточнить понимание слов  «сзади», «между», их грамотное употребление в речи .

Круги двух цветов и двух размеров, геометрическое лото.

10

Пара.

Уточнить понимание детьми значение слова «пара»

Варежка, вырезанная из бумаги; геометрические фигуры, «лыжи» разной длины.

11

Прямоугольник.

Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы.

Карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник,  карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочкой.

12

Числовой ряд. Ритм.

Сформировать представление о числовом ряде. Сформировать представление о ритме.

 Карточки с изображенными на них 5 домиков. Зеленые. Белые, желтые, голубые квадраты, парные картинки .

13

Счет до шести . Число и цифра 6.

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести .

Зеленые треугольники и белые прямоугольники .

14

Порядковый счет. Сравнение по длине.

Сформировать у детей представление о порядковом счете. Сформировать умение сравнивать предметы по длине с помощью приложения .

Кубики лего. 6 полосок разного цвета и разной длины, карточки с рядами чисел.

15

Счет до семи . Число и цифра 7.

Сформировать представление о числе и цифре 7, способность считать до семи.

7 кругов разного размера; 7 треугольников разного цвета; коробки с цифрами 5,6 и 7 на крышках.

16

Числа и цифры 1-7.

Тренировать умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством.

Листы с домиками; карандаши; полоски одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета.

17

Сравнение по толщине.

Формировать умение сравнивать по толщине.

Карандаши, цилиндр, 2 прямоугольника разного цвета.

18

Сравнение по высоте.

Тренировать умение сравнивать предметы по высоте.

Сюжетные картинки, 8 столбиков разной высоты, картонная полоска.

19

План (карта путешествий).

Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Карточки с различным количеством точек, планы на каждого ребенка, карандаши, карточки с изображением предметов различной формы.

20

Счет до восьми. Число и цифра 8.

Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8.

Квадраты, треугольники, карточки с точками и цифрами, карточки с нарисованными на них вазами.

21

Сравнение по ширине, длине и толщине.

Закрепить умение считать до 8, сравнивать предметы по ширине, длине , высоте.

Цилиндры одинаковой длины и разного диаметра и цвета. Карточки с пропущенными числами.

22

Цилиндр.

Сформировать у детей представление о цилиндре, закрепить умение считать до 8.

Цилиндрические не заточенные карандаши, кубики, трафареты, листы бумаги, фломастеры.

23

Конус.

Сформировать представление о конусе, умение распознавать предметы конической формы в окружающей  обстановке.

Листы бумаги, трафареты, карандаши, модели конусов и их

« паспорта»

24

Призма и пирамида

.

Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке.

Полоски одинаковой ширины, разного цвета и попарно равной длины, призмы и пирамиды с «паспортом»

25

Геометрические тела.

Закрепить представление детей о пространственных геометрических фигурах, о плане – карте, порядковом счете, числах и цифрах от 1 -8.

Карточки с цифрами от 1 до 8 , картинки с предметами от 1 до 8 , план – карты и простые карандаши.

26 -32

 

Резерв

Повторение пройденного материала. Закрепление.

 

 

3.3. Мониторинг освоения детьми программного материала.

Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование).

Проверка знаний детей:

·         Умение считать в пределах 8 в прямом порядке.

·         Умение узнавать цифры в пределах 8.

·         Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.

·         Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник.

·         Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

·         Умение различать правую и левую руку.

·         Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).

·         Умение сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, на основе составлений пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну. 

Оценка знаний:

·         1 балл – ребёнок не ответил;

·         2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;

·         3 балла – ребёнок ответил правильно.

Подсчёт результатов:

·         8-11 баллов – низкий уровень;

·         12-18 баллов – средний уровень;

·         19-24 балла – высокий уровень.

 

3.4. Социальное партнерство с родителями.

Тетради «Игралочка -2» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы родителей с детьми. Речь не идёт о том, чтобы обязать родителей заниматься со своими детьми помимо их желания. Тетради лишь предоставляют шанс каждому из них внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребёнка. Перед тем, как начать выдавать тетради родителям, проводим беседы о том, как организовать с ребёнком работу по тетради.

 Обращаем внимание родителей на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определённые задания. При выполнении заданий родители могут провести своё собственное психологическое наблюдение за индивидуальностями своего ребёнка: уровнем развития внимания, памяти, особенностями поведения в случае затруднения и т.д. А также понаблюдать и за своими собственными родительскими качествами: терпением, мягкостью, строгостью, требовательностью и др. А это уже начало личностного роста родителя, как максимум.

 

Месяц

Формы сотрудничества

Ноябрь

Анкетирование родителей на тему

Декабрь

Консультация для родителей

Январь

День «открытых дверей» (открытое занятие).

Февраль

Индивидуальные беседы с родителями

Март

Консультация для родителей

Май

Родительское собрание: «Подведение итогов»

 

3.5. Краткая презентация.

Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Поэтому темой кружковой работы, мы выбрали логико-математическое развитие детей, через игровые упражнения и дидактические игры.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы.

Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности; в конце каждой изученной темы проводится итоговая ролевая или деловая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся, это средство расширения, углубления и закрепления знаний. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает нам в последующем скорректировать свою работу.

Таким образом, обучающиеся включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Основными задачами математического развития дошкольников в программе «Веселый счет» являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, аналогия).

4. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

8. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

 

Программа построена на основе следующих принципов:

Дифференцированного подхода. Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества. Учитывается индивидуальность каждого ребенка. Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения. Обучение ведется последовательно «от простого к сложному».

Учета возрастных особенностей. Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей.

Наглядности. При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.

Доступности и креативности. Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке. Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и сделай лучше и интереснее», «посмотри на чертеж и сделай самостоятельно». При этом участие педагога обязательно.

Единства развивающей и диагностирующей функций. Применяемые методы обучения соответствуют его содержанию. Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов усвоения: проводятся занятия обобщения и закрепления. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их интеллектуальное творчество.

Связь теории с практикой. Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания.

Принцип воспитания в процессе деятельности. Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

Работа с дошкольниками в этом курсе ведется в зоне ближайшего развития детей: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагают и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех.

На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.

Методы:

Словесный метод: беседы, чтение рассказов, загадок, использование физкультминутки.

Информационно-рецептивные методы: рассматривание иллюстраций.

Репродуктивный метод: самостоятельная деятельность на занятиях.

Исследовательский метод: направлен на развитие фантазии и творчества.

Практическая работа: упражнения, зарисовки, схемы, чертежи.

Сроки реализации программы: 8 месяцев

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Форма обучения: подгрупповая.

 

3.6. Программно-методическое обеспечение.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: методические рекомендации часть 2. Часть  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.

Михайлова, З.А. Математика от 3 до 6 / З.А. Михайлова - СПб.: Питер, 2006. – 194 с.

Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина – М.: Детство-Пресс, 2002. – 178 с.

Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.

Рабочие тетради для ребенка

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 4–5 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Демонстрационный материал

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для детей 4–4 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Содержание программы: 1

Содержание программы: 1

Цель Программы Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Цель Программы Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Приказ Минобразования России от 10

Приказ Минобразования России от 10

Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

Содержательный раздел. 2.1.

Содержательный раздел. 2.1.

Содержание психолого-педагогической работы

Содержание психолого-педагогической работы

Установление последовательности событий

Установление последовательности событий

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на…

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на…

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия

Счет до четырех. Число и цифра 4

Счет до четырех. Число и цифра 4

Карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочкой

Карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочкой

Счет до восьми. Число и цифра 8

Счет до восьми. Число и цифра 8

Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник

Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник

Февраль Индивидуальные беседы с родителями

Февраль Индивидуальные беседы с родителями

Основными задачами математического развития дошкольников в программе «Веселый счет» являются: 1

Основными задачами математического развития дошкольников в программе «Веселый счет» являются: 1

Методы: Словесный метод: беседы, чтение рассказов, загадок, использование физкультминутки

Методы: Словесный метод: беседы, чтение рассказов, загадок, использование физкультминутки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2021