Содержание
1. Актуальность и новизна образовательной программы
2. Ожидаемые результаты программы
3. Учебно-тематический план
4. Методическое обеспечение программы
5. Учебно-исследовательский и проектный компонент
6. Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базового уровня «Лаборатория робототехники “Да Винчи”» (далее – Программа) имеет техническую направленность и разработана на основе программы «Робототехника. Ардуино» педагога дополнительного образования ГАОУ Школа № 548 Рогацкиной Е.А. и программы «Собери своего робота» педагога дополнительного образования ГБПОУ КС № 54 Хохлова С.Н. с учетом особенностей образовательного пространства Муниципального общеобразовательного учреждения Раменская средняя общеобразовательная школа №19.
Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов. Робототехника – это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов, имеющих модульную структуру.
Актуальность, педагогическая целесообразность Робототехника является популярным и эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования и математики. Доступность микроконтроллеров, удобные среды для программирования, выбор образовательных конструкторов дают возможность реализоваться даже не самым технически заинтересованным детям.
Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Лаборатория робототехники “Да Винчи”» – это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научатся проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Данная программа подразумевает реализацию большого количества мини-проектов. На этих примерах становятся понятны теоретические знания, приобретённые на уроках физики и информатики. При обучении по программе «Лаборатория робототехники “Да Винчи”» закладываются основы исследовательской работы и проектного мышления при реализации собственных идей. Обучение по данной программе предусматривает участие в соревнованиях, что в свою очередь помогает узнать и развить характер обучающегося. Обучение робототехнике способствует ранней профориентации, успешной реализации будущих инженеров особенно в метапредметной области, на стыке дисциплин.
На занятиях по программе «Лаборатория робототехники “Да Винчи”» осуществляется работа с образовательными конструкторами на платформе Arduino. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования LabVIEW. В обучении по данной программе используются игровые технологии. В играх у обучающихся вырабатываются стратегии жизненного поведения. В строительстве «игрушечных» моделей закрепляются навыки технологических приёмов. При отработке неудач прочно усваиваются законы физики, а при поиске решения открытой задачи используются знания из других наук.
Цель Программы: изучить основы модульной робототехники на основе платформы Arduino. Задачи Обучающие:
робототехнических средств;
и проектирования;
необходимыми при конструировании робототехнических средств. Развивающие:
способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном; ь кругозор за счёт участия в соревнованиях и выполнения задач
из разных сфер жизни. Воспитательные:
Категория обучающихся
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лаборатория робототехники “Да Винчи”» предназначена для обучающихся в возрасте от 12 до 17 лет.
Срок реализации Программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория робототехники “Да Винчи”»
Учебно-исследовательский и проектный компонент
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В настоящее время на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, овладение исследовательскими методами, навыками структурирования этапов выполнения задания, освоение проектной деятельности, повышение интереса к экспериментированию. Цели учебно - исследовательской и проектной деятельности:
1. Умение выбрать проблему
2. Постановка цели наблюдений
3. Составление плана эксперимента
4. Подборка соответствующего оборудования
5. Проведение экспериментов и обработка их результатов
6. Моделирование физических процессов с использованием информационных технологий
7. Овладение навыками исследовательской работы.
Полученные знания и экспериментальные навыки помогают учащимся реализоваться, успешно выступая на олимпиадах различного уровнях и НПК.
Задачи:
• приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования
информации; о способах обработки результатов;
• овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
• освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебнопознавательной, информационной, коммуникативной;
• создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Принципы:
• интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию
психологической сферы;
• непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
• межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
• Мозговой штурм
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективно – творческое дело
• Наблюдение
• Измерение
• Определение
Ожидаемые результаты и способы их проверки Овладение курсом позволит учащимся знать:
• структуру учебно-исследовательской деятельности,
• основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования, основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
• определять характеристику объекта познания,
• разделять УИД на этапы,
• самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебноисследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др).
• выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
• планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы),
• пользоваться специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Главным ориентиром результативности станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
• Учебные столы
• Ученическая доска
• Компьютер
• Диски СД, СДR и другие электронные носители.
• Учебные наборы по робототехнике
1. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2018, №3.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2017, №7
3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. – М.: Сентябрь, 10016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.