Рабочая программа по экономике организации для специальности Прикладная информатика

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП ЭО ПИ .doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

 

Экономика организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).



 

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский техникум строительных технологий»

 

Разработчик:

Фролова О.С., преподаватель   ГБПОУ ВО «Воронежский техникум строительных технологий»

 

 

 

 

 

 

Основная профессиональная образовательная программа (программа подготовки специалистов среднего звена) по специальности  09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета техникума, согласована с работодателем и утверждена директором техникума «___» ___________201__ г.

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.     СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.     условия реализации рабочей программы дисциплины

 

4.     Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины

 

4

 

5

 

11

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Экономика организации

 

1.1.                        Область применения рабочей программы

 

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.

 

1.3.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять  организационно-правовые формы организаций;

- планировать деятельность организации;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-сущность организации, как основного звена экономики отраслей;

-основные принципы построения экономической системы организации;

-управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;

-организацию производственного и технологического процессов;

-состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

-способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

-механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

-основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;

    -аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося при очной форме - 60  часов

 самостоятельной работы обучающегося -  30  часов.

 

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1.1. Объем дисциплины и виды учебной работы при очной форме обучения

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

20

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

 

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

     Работа с основной и дополнительной литературой, Интернет - ресурсами

   Подготовка к практическим занятиям

   Выполнение индивидуальных заданий

Подготовка докладов

10

 

6

8

6

Промежуточная аттестация в форме  экзамена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2.1 Тематический план и содержание  дисциплины Экономика организации (очная форма обучения)

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Содержание учебного материала

6

 

 

 

 

 

1

Сущность организации, как основного звена экономики отраслей. Аспекты развития отрасли. Основные принципы построения экономической системы организации. Цель деятельности организации. Основные технико-экономические показатели деятельности организации

2

2

Организация производственного и технологического процессов. Производственная структура  организации. Типы производств. Производственный процесс. Виды и задачи цехов. Понятие специализации. Факторы, влияющие на производственную структуру  организации.

3

3

Организационно-правовые формы предприятий. Характеристика организационно-правовых форм организаций

1

Практические занятия

2

 

1

Практическая работа № 1. Определение организационно-правовых форм организаций

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы;

- подготовка к выполнению практической работы;

- написание доклада. Темы докладов: «Роль капитального строительства в экономике страны», «Предприятие – основное звено экономики», «Характер предпринимательской деятельности», «Некоммерческие предприятия», «Хозяйственные товарищества», «Хозяйственные общества»,  «Государственные и муниципальные предприятия», «Организационно-правовые формы предпринимательства»

4

Тема 2. Материально-техническая база организации

Содержание учебного материала

16

 

 

 

 

1

Ресурсы организации. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования. Способы экономии ресурсов, в том числе  основные энерго- и материалосберегающие технологии

2

2

Оценка основных фондов. Экономическая сущность основных фондов. Классификация, состав и структура основных фондов в строительстве. Оценка основных фондов в натуральной и денежной форме. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость.

2

3

Виды износа. Моральный и физический износ основных фондов, факторы, их определяющие.

2

4

Амортизация основных фондов и формы их воспроизводства. Амортизация. Методы начисления. Расчет нормы и суммы амортизации, определение среднегодовой стоимости основных фондов.

3

5

Методы оценки эффективности использования основных фондов. Фондоотдача, фондоемкость, фондо- и механовооруженность. Коэффициенты поступления, обновления, выбытия, роста основных фондов; коэффициенты износа и годности основных средств. Принципы и методы  управления основными фондами

2

6

Оборотные средства предприятия. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных средств.

2

7

Определение потребности в оборотных средствах. Определение величины оборотных средств. Норма запаса оборотных средств и ее состав. Норма оборотных средств.

3

8

Методы оценки эффективности использования оборотных средств. Скорость оборачиваемости оборотных средств и показатели, ее характеризующие. Принципы и методы  управления оборотными средствами. Высвобождение оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости.

2

Практические занятия

4

 

1

Практическая работа № 2. Определение стоимости основных фондов. Расчет амортизационных отчислений

2

Практическая работа № 3. Определение величин оборотных средств.  Определение показателей использования оборотных средств

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы;

- подготовка к выполнению  практических работ;

- написание доклада. Темы докладов: «Пути улучшения использования основных фондов», «Пути улучшения использования оборотных средств», «Состав основных фондов в строительстве», «Состав оборотных средств в строительстве», «Ресурсосберегающие технологии в строительстве»

- выполнение индивидуальных заданий

10

Тема 3.Кадры и оплата труда в организации

Содержание учебного материала

4

1

Производительности труда. Категории производственного персонала предприятия. Явочный и списочный состав.  Производственная бригада. Показатели производительности труда и методы ее измерения. Факторы и резервы роста производительности труда.

2

2

Формы оплаты труда в современных условиях. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Принципы оплаты труда.

3

Практические занятия

6

 

1

Практическая работа № 4. Расчет численности работников организации . Определение и анализ  производительности труда

2

Практическая работа № 5.. Расчет заработной платы

3

Практическая работа № 6. Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы;

- подготовка к выполнению практических работ;

- написание доклада. Темы докладов: «Классификация строительных процессов», «Классификация затрат рабочего времени рабочего», «Факторы и резервы роста производительности труда в строительстве», «Особенности организации и оплаты труда в строительстве»;

- выполнение индивидуальных заданий

5

Тема 4.  Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации

Содержание учебного материала

10

 

 

 

1

Классификация и калькулирование затрат на производство продукции. Понятие о себестоимости продукции, работ или услуг. Затраты прямые и накладные, условно-постоянные и условно-переменные. Группировка по калькуляционным статьям расходов и экономическим элементам затрат.

3

2

Сметная себестоимость СМР. Состав прямых затрат и накладных расходов в строительстве.

3

3

Механизм ценообразования в строительстве. Состав и структура стоимости строительной продукции. Виды цен.

2

4

 Прибыль как основной показатель финансовых результатов деятельности предприятия.  Виды прибыли. Распределение прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли

3

5

Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия. Расчет рентабельности продукции, продаж, капитала. Факторы, влияющие на уровень рентабельности

3

Практические занятия

6

 

1

Практическая работа № 7 Определение и анализ себестоимости продукции

2

Практическая работа № 8. Определение чистой прибыли

3

Практическая работа № 9. Определение показателей рентабельности

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы; 

- подготовка к выполнению практических работ;

- написание доклада. Темы докладов: «Прямые затраты в строительстве», «Накладные расходы в строительстве», «Виды прибыли», «Методы ценообразования»

- выполнение индивидуальных заданий

8

Тема 7. Основы планирования

Содержание учебного материала

4

1

Функции и задачи планирования. Элементы стратегического планирования. Виды и методы планирования. Виды планов. Система показателей плана. Оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении работ.

2

2

Понятие бизнес-планирования. Назначение и содержание бизнес-плана. Методики разработки бизнес-плана.

2

Практические занятия

 

1.               

Практическая работа №  10. Планирование деятельности организации.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

- систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы;

 - подготовка к выполнению практических работ

3

 

Всего

90


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация    программы    дисциплины    требует    наличия    учебного    кабинета Социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета Социально-экономических дисциплин:

– рабочий стол для преподавателя;

– рабочие столы для обучающихся;

– комплект учебно-методической документации;

– наглядные пособия (стенды и плакаты: «Структура и состав основных фондов», «Методы начисления амортизационных отчислений», «Структура оборотного капитала», «Статьи затрат себестоимости» и др.).

- Коллекция цифровых образовательных ресурсов:

- электронные учебники;

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:                                                    

1. Грибов В. Д. Экономика организации (Предприятия): Учебник для студентов СПО.-10-е изд., стереотип. -М.: КНОРУС, 2016.-408 с.

2.                  Соколова С. В. Экономика организации: Учебник для студентов СПО.-М.:ИЦ Академия, 2015.-175 с.

3.                 Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебное пособие для студентов СПО.-14-е изд., перераб. и доп.-М.: ИЦ Академия, 2016.-218 с.

Дополнительные источники:

1. Зайцев Н.Л. Экономика организации.- М.: Финансы и статистика, 2007

2. Крайлер  В.А. Экономика предприятия. ИНФРА - М. Новосибирск. НГАЭ и У.

Сибирское соглашение,  2009

3. Швандара В.А. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации.- М.: ЮНИТИ 2008

Интернет-ресурсы:

1.       Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] / Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. пособие // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/329/31/, свободный. — Загл. с экрана.

2.       Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] В.М. Гридасов, С.В. Кривченко. Инвестирование: Конспект лекций // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/464/54/, свободный. — Загл. с экрана.

3.        Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] В.Д. Жариков, В.М. Безуглая Экономика предприятия // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/379/41/ , свободный. — Загл. с экрана.

4.       Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] Организация нормирование оплата труда: Альбом наглядных пособий. Авторы: Н.Ю. Панфилова, Ю.Н. Медведева, М.В. Марков // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/526/61/, свободный. — Загл. с экрана.

5.       Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] / Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие. - Улан-Удэ.: Восточно-Сибирский государственный Технологический университет // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/331/41/, свободный.   — Загл. с экрана.

  

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины при очной форме обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

 определять  организационно-правовые формы организаций

 

Наблюдение и оценка  на практических занятиях во время выполнения практической работы .№ 1.

Промежуточная аттестация в форме  экзамена

планировать деятельность организации

Наблюдение и оценка  на практических занятиях во время выполнения практической работы № 10

Промежуточная аттестация в форме  экзамена

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации

Наблюдение и оценка  на практических занятиях во время выполнения практических работ  №№ 2-9

Оценка выполненных индивидуальных заданий.

Промежуточная аттестация в форме  экзамена

заполнять первичные документы по экономической деятельности организации

Наблюдение и оценка  на практических занятиях во время выполнения практической работы № 6 .

Промежуточная аттестация в форме  экзамена

рассчитывать по принятой

методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации  

Наблюдение и оценка  на практических занятиях во время выполнения практических работ № 2-9.

Оценка выполненных индивидуальных заданий.

Промежуточная аттестация в форме  экзамена

находить и использовать необходимую экономическую информацию

Наблюдение и оценка  на практических занятиях во время выполнения практических работ № 1-10.

Промежуточная аттестация в форме  экзамена

Знания:

 

сущность организации, как основного звена экономики отраслей

Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

основные принципы построения экономической системы организации

 

Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования

Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

организацию производственного и технологического процессов

Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования

Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии

 

Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

механизмы ценообразования, формы оплаты труда

Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета

Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос.  Оценка выполненных индивидуальных заданий. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме  экзамена

 

При реализации программы дисциплины и при выполнении самостоятельной работы по дисциплине в форме индивидуальных заданий, у студента формируются следующие компетенции: ОК 1 – 9,   ПК 4.1 – 4.5.

 

Разработчики:  

ВТСТ        преподаватель                                                    О.С. Фролова 

                                                                      

  Рассмотрено:

На заседании предметной (цикловой) комиссии  экономических дисциплин  и специальностей Земельно-имущественные отношения

  «__» ______ 20__  года

 

 

Председатель П(Ц)К                                                                 И.В. Землянухина

 

Методист                                                                               С.Л. Хабарова

Заместитель директора по

учебно-методической работе                                                    С.А. Коленбет


Скачано с www.znanio.ru