рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
2019
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский техникум строительных технологий»
Разработчик:
Фролова О.С., преподаватель ГБПОУ ВО «Воронежский техникум строительных технологий»
Основная профессиональная образовательная программа (программа подготовки специалистов среднего звена) по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета техникума, согласована с работодателем и утверждена директором техникума «___» ___________201__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
3. условия реализации рабочей программы дисциплины
4. Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины
|
4
5
11
12 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- планировать деятельность организации;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-сущность организации, как основного звена экономики отраслей;
-основные принципы построения экономической системы организации;
-управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
-организацию производственного и технологического процессов;
-состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
-способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
-механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
-основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
-аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося при очной форме - 60 часов
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.1. Объем дисциплины и виды учебной работы при очной форме обучения
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
60 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
30 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
- |
Работа с основной и дополнительной литературой, Интернет - ресурсами Подготовка к практическим занятиям Выполнение индивидуальных заданий Подготовка докладов |
10
6 8 6 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Тема 1. Организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. |
Содержание учебного материала |
6
|
|
|||
1 |
Сущность организации, как основного звена экономики отраслей. Аспекты развития отрасли. Основные принципы построения экономической системы организации. Цель деятельности организации. Основные технико-экономические показатели деятельности организации |
2 |
||||
2 |
Организация производственного и технологического процессов. Производственная структура организации. Типы производств. Производственный процесс. Виды и задачи цехов. Понятие специализации. Факторы, влияющие на производственную структуру организации. |
3 |
||||
3 |
Организационно-правовые формы предприятий. Характеристика организационно-правовых форм организаций |
1 |
||||
Практические занятия |
2 |
|
||||
1 |
Практическая работа № 1. Определение организационно-правовых форм организаций |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы; - подготовка к выполнению практической работы; - написание доклада. Темы докладов: «Роль капитального строительства в экономике страны», «Предприятие – основное звено экономики», «Характер предпринимательской деятельности», «Некоммерческие предприятия», «Хозяйственные товарищества», «Хозяйственные общества», «Государственные и муниципальные предприятия», «Организационно-правовые формы предпринимательства» |
4 |
|||||
Тема 2. Материально-техническая база организации |
Содержание учебного материала |
16
|
||||
1 |
Ресурсы организации. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования. Способы экономии ресурсов, в том числе основные энерго- и материалосберегающие технологии |
2 |
||||
2 |
Оценка основных фондов. Экономическая сущность основных фондов. Классификация, состав и структура основных фондов в строительстве. Оценка основных фондов в натуральной и денежной форме. Первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимость. |
2 |
||||
3 |
Виды износа. Моральный и физический износ основных фондов, факторы, их определяющие. |
2 |
||||
4 |
Амортизация основных фондов и формы их воспроизводства. Амортизация. Методы начисления. Расчет нормы и суммы амортизации, определение среднегодовой стоимости основных фондов. |
3 |
||||
5 |
Методы оценки эффективности использования основных фондов. Фондоотдача, фондоемкость, фондо- и механовооруженность. Коэффициенты поступления, обновления, выбытия, роста основных фондов; коэффициенты износа и годности основных средств. Принципы и методы управления основными фондами |
2 |
||||
6 |
Оборотные средства предприятия. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. |
2 |
||||
7 |
Определение потребности в оборотных средствах. Определение величины оборотных средств. Норма запаса оборотных средств и ее состав. Норма оборотных средств. |
3 |
||||
8 |
Методы оценки эффективности использования оборотных средств. Скорость оборачиваемости оборотных средств и показатели, ее характеризующие. Принципы и методы управления оборотными средствами. Высвобождение оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости. |
2 |
||||
Практические занятия |
4 |
|
||||
1 |
Практическая работа № 2. Определение стоимости основных фондов. Расчет амортизационных отчислений |
|||||
2 |
Практическая работа № 3. Определение величин оборотных средств. Определение показателей использования оборотных средств |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы; - подготовка к выполнению практических работ; - написание доклада. Темы докладов: «Пути улучшения использования основных фондов», «Пути улучшения использования оборотных средств», «Состав основных фондов в строительстве», «Состав оборотных средств в строительстве», «Ресурсосберегающие технологии в строительстве» - выполнение индивидуальных заданий |
10 |
|||||
Тема 3.Кадры и оплата труда в организации |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Производительности труда. Категории производственного персонала предприятия. Явочный и списочный состав. Производственная бригада. Показатели производительности труда и методы ее измерения. Факторы и резервы роста производительности труда. |
2 |
||||
2 |
Формы оплаты труда в современных условиях. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Принципы оплаты труда. |
3 |
||||
Практические занятия |
6 |
|
||||
1 |
Практическая работа № 4. Расчет численности работников организации . Определение и анализ производительности труда |
|||||
2 |
Практическая работа № 5.. Расчет заработной платы |
|||||
3 |
Практическая работа № 6. Заполнение первичных документов по экономической деятельности организации |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы; - подготовка к выполнению практических работ; - написание доклада. Темы докладов: «Классификация строительных процессов», «Классификация затрат рабочего времени рабочего», «Факторы и резервы роста производительности труда в строительстве», «Особенности организации и оплаты труда в строительстве»; - выполнение индивидуальных заданий |
5 |
|||||
Тема 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации |
Содержание учебного материала |
10
|
||||
1 |
Классификация и калькулирование затрат на производство продукции. Понятие о себестоимости продукции, работ или услуг. Затраты прямые и накладные, условно-постоянные и условно-переменные. Группировка по калькуляционным статьям расходов и экономическим элементам затрат. |
3 |
||||
2 |
Сметная себестоимость СМР. Состав прямых затрат и накладных расходов в строительстве. |
3 |
||||
3 |
Механизм ценообразования в строительстве. Состав и структура стоимости строительной продукции. Виды цен. |
2 |
||||
4 |
Прибыль как основной показатель финансовых результатов деятельности предприятия. Виды прибыли. Распределение прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли |
3 |
||||
5 |
Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия. Расчет рентабельности продукции, продаж, капитала. Факторы, влияющие на уровень рентабельности |
3 |
||||
Практические занятия |
6 |
|
||||
1 |
Практическая работа № 7 Определение и анализ себестоимости продукции |
|||||
2 |
Практическая работа № 8. Определение чистой прибыли |
|||||
3 |
Практическая работа № 9. Определение показателей рентабельности |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы; - подготовка к выполнению практических работ; - написание доклада. Темы докладов: «Прямые затраты в строительстве», «Накладные расходы в строительстве», «Виды прибыли», «Методы ценообразования» - выполнение индивидуальных заданий |
8 |
|||||
Тема 7. Основы планирования |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1 |
Функции и задачи планирования. Элементы стратегического планирования. Виды и методы планирования. Виды планов. Система показателей плана. Оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении работ. |
2 |
||||
2 |
Понятие бизнес-планирования. Назначение и содержание бизнес-плана. Методики разработки бизнес-плана. |
2 |
||||
Практические занятия |
|
|||||
1. |
Практическая работа № 10. Планирование деятельности организации. |
2 |
||||
|
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка учебной и специальной экономической литературы; - подготовка к выполнению практических работ |
3 |
||||
|
Всего |
90 |
||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета Социально-экономических дисциплин:
– рабочий стол для преподавателя;
– рабочие столы для обучающихся;
– комплект учебно-методической документации;
– наглядные пособия (стенды и плакаты: «Структура и состав основных фондов», «Методы начисления амортизационных отчислений», «Структура оборотного капитала», «Статьи затрат себестоимости» и др.).
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов:
- электронные учебники;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Грибов В. Д. Экономика организации (Предприятия): Учебник для студентов СПО.-10-е изд., стереотип. -М.: КНОРУС, 2016.-408 с.
2. Соколова С. В. Экономика организации: Учебник для студентов СПО.-М.:ИЦ Академия, 2015.-175 с.
3. Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебное пособие для студентов СПО.-14-е изд., перераб. и доп.-М.: ИЦ Академия, 2016.-218 с.
Дополнительные источники:
1. Зайцев Н.Л. Экономика организации.- М.: Финансы и статистика, 2007
2. Крайлер В.А. Экономика предприятия. ИНФРА - М. Новосибирск. НГАЭ и У.
Сибирское соглашение, 2009
3. Швандара В.А. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации.- М.: ЮНИТИ 2008
Интернет-ресурсы:
1. Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] / Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. пособие // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/329/31/, свободный. — Загл. с экрана.
2. Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] В.М. Гридасов, С.В. Кривченко. Инвестирование: Конспект лекций // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/464/54/, свободный. — Загл. с экрана.
3. Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] В.Д. Жариков, В.М. Безуглая Экономика предприятия // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/379/41/ , свободный. — Загл. с экрана.
4. Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] Организация нормирование оплата труда: Альбом наглядных пособий. Авторы: Н.Ю. Панфилова, Ю.Н. Медведева, М.В. Марков // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/526/61/, свободный. — Загл. с экрана.
5. Электронная библиотека учебников 2019 [Электронный ресурс] / Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие. - Улан-Удэ.: Восточно-Сибирский государственный Технологический университет // Режим доступа: http://studentam.net/content/view/331/41/, свободный. — Загл. с экрана.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
определять организационно-правовые формы организаций
|
Наблюдение и оценка на практических занятиях во время выполнения практической работы .№ 1. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
планировать деятельность организации |
Наблюдение и оценка на практических занятиях во время выполнения практической работы № 10 Промежуточная аттестация в форме экзамена |
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации |
Наблюдение и оценка на практических занятиях во время выполнения практических работ №№ 2-9 Оценка выполненных индивидуальных заданий. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации |
Наблюдение и оценка на практических занятиях во время выполнения практической работы № 6 . Промежуточная аттестация в форме экзамена |
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации |
Наблюдение и оценка на практических занятиях во время выполнения практических работ № 2-9. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
находить и использовать необходимую экономическую информацию |
Наблюдение и оценка на практических занятиях во время выполнения практических работ № 1-10. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Знания: |
|
сущность организации, как основного звена экономики отраслей |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
основные принципы построения экономической системы организации
|
Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
организацию производственного и технологического процессов |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии
|
Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
механизмы ценообразования, формы оплаты труда |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике |
Текущий контроль в форме тестирования. Устный опрос. Промежуточная аттестация в форме экзамена |
При реализации программы дисциплины и при выполнении самостоятельной работы по дисциплине в форме индивидуальных заданий, у студента формируются следующие компетенции: ОК 1 – 9, ПК 4.1 – 4.5.
Разработчики:
ВТСТ преподаватель О.С. Фролова
Рассмотрено:
На заседании предметной (цикловой) комиссии экономических дисциплин и специальностей Земельно-имущественные отношения
«__» ______ 20__ года
Председатель П(Ц)К И.В. Землянухина
Методист С.Л. Хабарова
Заместитель директора по
учебно-методической работе С.А. Коленбет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.