Рабочая программа по этической грамматике.
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Рабочая программа по этической грамматике.

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
doc
1 кл—4 кл
20.02.2020
Рабочая программа по этической грамматике.
Рабочая программа по этической грамматике.
темы Этическая.doc

1. Пояснительная записка.

           Рабочая образовательная программа внеурочных занятий объединения «Этическая грамматика» МБОУ «СОШ №77» составлена на основе программы по здоровьесбережению младших школьников доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной для обучающихся 1-4 классов.

           Нормативно-правовой и документальной основой программы «Этическая грамматика» яв­ляются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России (далее — Концепция).

Включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью. С 2006 года программа «Этическая грамматика» успешно апробируется в образовательном учреждении и является составной частью целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).

В образовательном учреждении созданы условия для реализации указанной программы, обеспечивается ду­ховно-нравственное развитие обучающихся на основе их при­общения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формиро­вания у них идентичности гражданина России и направляется образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе люб­ви к Родине и уважения к культурно-историческому насле­дию своего народа и своей страны, на развитие его творчес­ких способностей и формирование основ его социально от­ветственного поведения в обществе и в семье.

Количество часов неделю – 1 час.

Курс рассчитан на 33 часов 1 класс, по 34часа во  2-4 классах.

Продолжительность занятия в 1 классе - 35минут (1 четверть), 40 минут (2-4 четверть)

2-4 классы -40-45 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цель и задачи программы «Этическая грамматика»

В Концепции нацио­нальный воспитательный идеал, представляет собой высшую цель образованиявысоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала форму­лируется основная педагогическая цель — воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, что и является целью данного курса.

 

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста­новке личности школьника поступать согласно своей со­вести;

• формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

 

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответствен­ности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентации;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

 

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспита­ния являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систе­матизации и разделения по определённым группам этих цен­ностей приняты источники нравственности и человечности, г. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противосто­ять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание; жизнь, систему общественных отношений.

3.1. Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему пароду, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государ­ства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддерж­ка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, (абота о старших и младших, забота о продолжении рода;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, спо­собность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и ис­тине, научная картина мира;

традиционные религии — представления о вере, духов­ности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе меж­конфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная приро­да, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и ува­жение культур и народов, прогресс человечества, международ­ное сотрудничество.

 

4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися по следующим на­правлениям.

4.1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, инсти­тутам государства и гражданского общества.

4.2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

4.3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4.4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здорово­му образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

4.5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

4.6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви­тие личности на основе отечественных духовных, нравствен­ных и культурных традиций.

 

5. Планируемые результаты образования

В результате реализации программы «Этическая грамматика» должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов — тех духовно-нравствен­ных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личнос­ти, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обу­чающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение обучаю­щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст­ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.

Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным че­ловеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представите­лями различных социальных субъектов за пределами образо­вательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому су­щественно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной соци­ально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль­но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу­чающихся достигает относительной полноты.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосозна­ния, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям к обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного раз­вития и воспитания обучающихся на ступени начального об­щего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

 

5.1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уваже­ния к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, свое­му краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданс­кой, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

5.2. Воспитание нравственных чувств и этического созна­ния:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нор­мах взаимоотношений в семье, между поколениями, этноса­ми, носителями разных убеждений, представителями различ­ных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со свер­стниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным пред­ставителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреж­дения, бережное отношение к ним.

5.3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку тру­да, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотруд­ничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в раз­личных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

5.4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленнос­ти физического, нравственного, и психическо­го здоровья человека, о важнос­ти морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей де­ятельности;

5.5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о нор­мах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной дея­тельности в школе, на пришкольном участке, по месту жи­тельства;

5.6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, на­блюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных ви­дах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

 

6. Основное содержание программы.

1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспитанности.

С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение учащихся к нор­мам регламентированного поведения среди людей. К этикету пра­вомерно отнести так называемые правила «хорошего тона».

3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональ­ной отзывчивости на переживания другого человека, созданию ус­ловий для воспитания самоуважения, чувства собственного досто­инства, проявлению симпатии, сопереживания.

Овладение моральными нормами поведения, этической культу­рой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к каче­ствам собственной личности, потребность в самооценке, в сопо­ставлении себя с другими людьми.

4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе яв­ляется стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой дея­тельностью, морально окрашено, оно способствует познанию уче­никами другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических заня­тиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отноше­ний. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.

 

 

 

7.Тематическое планирование занятий. 1 час в неделю.

Тематическое планирование

Этическая грамматика                     1 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

 

 

Теория

Практика

Экскурс.

Общ .кол-во

1

Введение:  Понятие «Этика»

1

 

 

1

1. Этика общения.

2

Этика – наука о морали. «Этика». «Этикет»

1

 

 

1

3

Кто я ?

1

 

 

1

4

Как я выгляжу.

 

 

1

1

5

Я личность.

1

 

 

1

6

Я среди людей.

 

1

 

1

7

Что значит быть здоровым.

 

 

1

1

8

«По одёжке встречают , а по уму провожают.»

1

 

 

1

9

Добрые слова моим одноклассникам.

 

1

 

1

2. Этикет.

10

Этикет на уроке.

1

 

 

1

11

Правила поведения на перемене.

 

1

 

1

12

Обязанности ученика.

1

 

 

1

13

Что такое хорошее поведение.

1

 

 

1

14

Что такое хорошее поведение.

 

1

 

1

15

Книги в моей жизни.

1

 

 

1

16

Поступки героев детских книг.

 

 

1

1

3. Этика отношений к окружающему.

17

Моя семья.

1

 

 

1

18

 Мои обязанности дома.

 

1

 

1

19

Что такое вежливость.

1

 

 

1

20

Мои родители и я.

1

 

 

1

21

Мои бабушки и дедушки.

1

 

 

1

22

День рождения в нашей семье.

1

 

 

1

23

День рождения моего друга.

 

1

 

1

24

Праздничный этикет

 

1

 

1

25

Добрые дела для коллектива.

 

1

 

1

4.Этика отношений в коллективе.

26

Мой класс.

1

 

 

1

27

Учусь общению со сверстниками.

 

1

 

1

28

Отношение к старшим, к учителю.

1

 

 

1

29

Взаимоотношения между мальчиками и девочками.

 

1

 

1

30

Если будешь ссориться, если будешь драться.

1

 

 

1

31

Добрые слова, добрые дела.

 

1

 

1

32

Поздравления и пожелания.

 

1

 

1

33

Урок-игра «Что такое этикет. Этикет в жизни каждого из нас.»

 

 

1

1

 

Всего

17

12

4

33

 

Тематическое планирование  

Этическая грамматика 2 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

 

 

Теория

Практика

Экскурс.

Общ.кол-во

1

Введение: Что такое - этика?

1

 

 

1

1. Этика общения.

2

Доброе слово, что ясный день.

1

 

 

1

3

Ежели вы вежливы.

1

 

 

1

4

Да здравствует мыло душистое!

1

 

 

1

5

Когда идешь по улице

1

 

 

1

6

Узнай себя.

 

1

 

1

7

Нам счастья не сулит обида чья - то

1

 

 

1

8

Подарок коллективу

 

1

 

1

9

С песней весело шагать

1

 

 

1

2. Этикет.

10

Простые правила этикета.

1

 

 

1

11

Повседневный этикет.

 

1

 

1

12

Веселые правила хорошего тона.

 

1

 

1

13

Сказка об этикете.

1

 

 

1

14

Продолжаем сказку об этикете.

1

 

 

1

15

Путешествие в страну этикета.

 

 

1

1

16

Просим к столу: Новогодний праздник.

 

1

 

1

3. Этика отношений к окружающему.

17

Путешествие в волшебную сказку.

 

 

1

1

18

Я могу быть волшебником.

 

1

 

1

19

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

 

 

1

20

Любимый уголок родной Отчизны.

 

 

1

1

21

У каждого народа свои герои.

1

 

 

1

22

Мы соберем большой хоровод.

1

 

 

1

23

Я люблю маму милую свою.

1

 

 

1

24

Поздравляем наших мам.

 

1

 

1

25

Люби все живое.

1

 

 

1

4.Этика отношений в коллективе.

26

Если радость на всех одна.

1

 

 

1

27

Мой класс – мои друзья.

1

 

 

1

28

Самолюб никому не люб.

1

 

 

1

29

Поиграем и подумаем.

 

1

 

1

30

О дружбе мальчиков и девочек.

1

 

 

1

31

О дружбе сверстников и подростков

1

 

 

 

32

Путешествие в мир мудрых мыслей.

 

 

1

1

33

Доброта, что солнце

1

 

 

1

34

Целый год мы были вместе (занятие на природе)

 

 

1

1

35

«Наш дружный коллектив» Конкурс сочинений

1

 

 

 

 

Всего

22

8

5

35

 

Тематическое планирование

                                                                       Этическая грамматика 3 класс  (1 час в неделю)               

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

 

 

Теория

Практика

Экскурс.

Общ. кол-во

1

Введение: Азбука этики.

1

 

 

1

1. Этика общения.

2

Если песни петь, с ними веселей…

 

1

 

1

3

Добрым жить на белом свете веселей

1

 

 

1

4

Добро творить – себя веселить

 

1

 

1

5

Подумай о других.

1

 

 

1

6

Подарок коллективу.

1

 

 

1

7

Делу – время, потехе – час.

1

 

 

1

8

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

 

1

 

1

9

Праздник осени.

 

 

1

1

2. Этикет.

10

По правилам этикета.

1

 

 

1

11

Приглашаем к столу.

 

1

 

1

12

Вот школа - дом, в котором мы живём.

1

 

 

1

13

Вот магазин, куда идём.

 

1

 

1

14

Дорога, транспорт, пеший путь.

 

 

1

1

15

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

1

 

 

1

16

В гостях у Вежи.

 

1

 

1

3. Этика отношений к окружающему.

17

Подари другому радость.

1

 

 

1

18

От чего зависит настроение.

 

1

 

1

19

Не стесняйтесь доброты своей.

1

 

 

1

20

Мой дом – моя семья.

1

 

 

1

21

В труде человек хорошеет.

1

 

 

1

22

Все на белом свете солнышкины дети.

1

 

 

1

23

Рыцарский турнир.

 

1

 

1

24

Поздравляем наших мам.

 

1

 

1

25

Со взрослыми и сверстниками.

1

 

 

1

26

Цени доверие других.

1

 

 

1

4.Этика отношений в коллективе.

27

Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

1

 

 

1

28

Советуем друг другу.

 

1

 

1

29

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

 

1

 

1

30

Поговорил бы кто со мной.

1

 

 

1

31

Подарок коллективу.

 

1

 

1

32

Доброта что солнце.

1

 

 

1

33

Выход в общественные места.

 

 

1

1

34

Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

 

 

 

35

«Наш дружный коллектив» Выпуск газеты.

 

1

 

 

 

Всего

19

     13

3

35

 

Тематическое планирование

Этическая грамматика 4 класс (1 час в неделю)

 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

 

 

 

Теория

Практика

Экскурс.

Общее Кол-во

 

1. Культура общения

 

1

Речь и её значение в жизни.

1

 

 

1

 

2

Мы говорим друг другу «Здравствуйте»

 

1

 

1

 

3

Будем беречь друг друга.

1

 

 

1

 

4

Дружим с добрыми словами. Волшебные слова.

 

1

 

1

 

5

Устное общение. Учимся слушать собеседника. Любим добрые поступки.

1

 

 

1

 

6

Общение без слов. Учимся дарить добрые слова и дела.

 

1

 

1

 

7

Культура общения. Каждый интересен.

1

 

 

1

 

8

Разговор по телефону. Умеем общаться.

 

1

 

1

 

9

Письменная речь. Письмо другу.

 

1

 

1

 

2. Этика.

 

10

Путешествие в страну «Добрых советов».

 

 

1

1

 

11

Вежливость, точность, обязательность-основа воспитания

1

 

 

1

 

12

Ежели вы вежливы. Душа –это наше творение.

1

 

 

1

 

13

Визитная карточка человека.

 

1

 

1

 

14

Твой стиль поведения. Отворите волшебные двери добра и доверия.

 

 

1

1

 

15

«Взвившись, занавес шумит». Хорошие песни к добру ведут.

1

 

 

1

 

16

В гостях у Мойдодыра.

 

 

1

1

 

17

Для чего человеку зеркало? Взгляни на себя, сравни с другими.

 

1

 

1

 

18

Помоги понять себя.

1

 

 

1

 

19

О настоящем и поддельном.

1

 

 

1

 

20

Мой дом -моя крепость. Тепло родного дома.

1

 

 

1

 

3. Этикет

 

21

Премудрости дедушки этикета.

1

 

 

1

 

22

За столом с дедушкой этикетом. Школьные правила этикета.

 

1

 

1

 

23

Сервировка стола и правила пользования столовыми приборами.

 

1

 

1

 

24

Когда рядом много людей. Встреча гостей.

1

 

 

1

 

25

Как решать семейные проблемы.

1

 

 

1

 

26

Я иду в гости. Правила поведения в гостях.

 

1

 

1

 

27

День рождения. Как дарить подарки.

 

1

 

1

 

4.Этика отношений в коллективе.

 

28

Чтобы быть коллективом

1

 

 

1

 

29

Коллектив начинается с меня.

1

 

 

1

 

30

Подарок коллективу.

 

1

 

1

 

31

Секретные советы девочкам.

1

 

 

1

 

32

Секретные советы мальчикам.

1

 

 

1

 

33

Вот и стали добрей и умней.

1

 

 

1

 

34

Игровая программа «Знатоки вежливых наук»

 

1

 

1

 

35

«Вежливость вокруг нас» Выпуск газет

 

1

 

 

 

 

Всего

18

     14

3

35

 

 

8. Особенности обучения по предмету.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимы­ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес­кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува­жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусмат­ривает его организацию средствами равноправного межсубъ­ектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогичес­кого общения ребёнка со значимым другим. Содержанием диалогового педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Этический диалог - средство пробуждения в обучающихся стремления с нравственных позиций рассмотреть взаимозависимость окружающей жизни с собствен­ной жизнедеятельностью, сферу человеческих взаимоотношений соотнести с опытом личных взаимоотношений с другими, область приложения индивидуальных возможностей и человеческих уст­ремлений сопоставить с нравственными потребностями своего «Я».

Многоаспектный диалог должен быть:

— равноправным взаимодействием учителя и детей по самым главным «вечным» вопросам человеческой жизни, в процессе ко­торого вырабатывается индивидуальный взгляд и личностная по­зиция подростка на эти вопросы;

— общением, где ребенок — субъект мышления и деятельнос­ти, мнение и позиция которого важны для всех как голос в «диало­ге голосов».

Сценарий этического диалога имеет следующие составляющие:

завязка, выявляющая проблему.

Такой завязкой может быть диагностирующая методика, про­блемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная колли­зия.

процесс диалогического общения по выявленной проблеме, развертывающийся по логике развивающегося взаимодействия.

Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказа­тельств, формулирование определившихся позиций, выбор выска­зываний, афоризмов.

точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.

При этом суждение, которое объективно выводит на нерешен­ные «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышле­ния.

нравственный выбор как внутренний диалог подростка с собой, как самоопределение, самооценка.

«открытый» финал как возможность последующего индиви­дуального размышления над проблемой.

Такое построение этического диалога создает условия для уг­лубленного взаимодействующего размышления подростков по за­тронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого, что имеет своим следствием рост этического сознания.

Выбор методической канвы диалога зависит и от сложности этических проблем, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

 

 

9. Условия реализации программы.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете психологии, который оснащен аудиомагнитофоном, видеомагнитофоном, телевизором, компьютером, мультимедийным проектором, мягкой мебелью. Имеются аудиокассеты и диски с музыкой, видеокассеты, мягкие игрушки, напольноековровоепокрытие. Для проведения практических занятий приобретены краски, кисточки, фломастеры, маркеры, клей, материалы для коллажа, пластилин.

 

10. Литература.

1.                  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов). М.: Просвещение, 2010.

2.                  Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя:Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3.                  Шемшурина А.И.Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов. М.:Лика, 2006.

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Цель и задачи программы «Этическая грамматика»

Цель и задачи программы «Этическая грамматика»

России. В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе россий­ского общества; • формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого…

России. В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе россий­ского общества; • формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого…

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль­но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу­чающихся достигает…

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль­но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу­чающихся достигает…

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): • ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; • элементарные знания…

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): • ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; • элементарные знания…

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Тема занятия Количество часов

Тема занятия Количество часов

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Вот и стали добрей и умней. 1 1 34

Вот и стали добрей и умней. 1 1 34

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете психологии, который оснащен аудиомагнитофоном, видеомагнитофоном, телевизором, компьютером, мультимедийным проектором, мягкой мебелью

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете психологии, который оснащен аудиомагнитофоном, видеомагнитофоном, телевизором, компьютером, мультимедийным проектором, мягкой мебелью
Скачать файл
Приз 150 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.