1. Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа внеурочных занятий объединения «Этическая грамматика» МБОУ «СОШ №77» составлена на основе программы по здоровьесбережению младших школьников доктора педагогических наук, профессора А.И. Шемшуриной для обучающихся 1-4 классов.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Этическая грамматика» являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).
Включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью. С 2006 года программа «Этическая грамматика» успешно апробируется в образовательном учреждении и является составной частью целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).
В образовательном учреждении созданы условия для реализации указанной программы, обеспечивается духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляется образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Количество часов неделю – 1 час.
Курс рассчитан на 33 часов 1 класс, по 34часа во 2-4 классах.
Продолжительность занятия в 1 классе - 35минут (1 четверть), 40 минут (2-4 четверть)
2-4 классы -40-45 минут
2. Цель и задачи программы «Этическая грамматика»
В Концепции национальный воспитательный идеал, представляет собой высшую цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, что и является целью данного курса.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, г. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание; жизнь, систему общественных отношений.
3.1. Традиционными источниками нравственности являются:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему пароду, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, (абота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися по следующим направлениям.
4.1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
4.2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
4.3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
4.4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
4.5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
4.6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
5. Планируемые результаты образования
В результате реализации программы «Этическая грамматика» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
• воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям к обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
5.1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
5.2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
5.3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
5.4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
5.5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
5.6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
6. Основное содержание программы.
1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспитанности.
С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение учащихся к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона».
3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению симпатии, сопереживания.
Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.
7.Тематическое планирование занятий. 1 час в неделю.
Тематическое планирование Этическая грамматика 1 класс (1 час в неделю) |
|||||
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|||
|
|
Теория |
Практика |
Экскурс. |
Общ .кол-во |
1 |
Введение: Понятие «Этика» |
1 |
|
|
1 |
1. Этика общения. |
|||||
2 |
Этика – наука о морали. «Этика». «Этикет» |
1 |
|
|
1 |
3 |
Кто я ? |
1 |
|
|
1 |
4 |
Как я выгляжу. |
|
|
1 |
1 |
5 |
Я личность. |
1 |
|
|
1 |
6 |
Я среди людей. |
|
1 |
|
1 |
7 |
Что значит быть здоровым. |
|
|
1 |
1 |
8 |
«По одёжке встречают , а по уму провожают.» |
1 |
|
|
1 |
9 |
Добрые слова моим одноклассникам. |
|
1 |
|
1 |
2. Этикет. |
|||||
10 |
Этикет на уроке. |
1 |
|
|
1 |
11 |
Правила поведения на перемене. |
|
1 |
|
1 |
12 |
Обязанности ученика. |
1 |
|
|
1 |
13 |
Что такое хорошее поведение. |
1 |
|
|
1 |
14 |
Что такое хорошее поведение. |
|
1 |
|
1 |
15 |
Книги в моей жизни. |
1 |
|
|
1 |
16 |
Поступки героев детских книг. |
|
|
1 |
1 |
3. Этика отношений к окружающему. |
|||||
17 |
Моя семья. |
1 |
|
|
1 |
18 |
Мои обязанности дома. |
|
1 |
|
1 |
19 |
Что такое вежливость. |
1 |
|
|
1 |
20 |
Мои родители и я. |
1 |
|
|
1 |
21 |
Мои бабушки и дедушки. |
1 |
|
|
1 |
22 |
День рождения в нашей семье. |
1 |
|
|
1 |
23 |
День рождения моего друга. |
|
1 |
|
1 |
24 |
Праздничный этикет |
|
1 |
|
1 |
25 |
Добрые дела для коллектива. |
|
1 |
|
1 |
4.Этика отношений в коллективе. |
|||||
26 |
Мой класс. |
1 |
|
|
1 |
27 |
Учусь общению со сверстниками. |
|
1 |
|
1 |
28 |
Отношение к старшим, к учителю. |
1 |
|
|
1 |
29 |
Взаимоотношения между мальчиками и девочками. |
|
1 |
|
1 |
30 |
Если будешь ссориться, если будешь драться. |
1 |
|
|
1 |
31 |
Добрые слова, добрые дела. |
|
1 |
|
1 |
32 |
Поздравления и пожелания. |
|
1 |
|
1 |
33 |
Урок-игра «Что такое этикет. Этикет в жизни каждого из нас.» |
|
|
1 |
1 |
|
Всего |
17 |
12 |
4 |
33 |
Тематическое планирование Этическая грамматика 2 класс (1 час в неделю) |
|||||
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|||
|
|
Теория |
Практика |
Экскурс. |
Общ.кол-во |
1 |
Введение: Что такое - этика? |
1 |
|
|
1 |
1. Этика общения. |
|||||
2 |
Доброе слово, что ясный день. |
1 |
|
|
1 |
3 |
Ежели вы вежливы. |
1 |
|
|
1 |
4 |
Да здравствует мыло душистое! |
1 |
|
|
1 |
5 |
Когда идешь по улице |
1 |
|
|
1 |
6 |
Узнай себя. |
|
1 |
|
1 |
7 |
Нам счастья не сулит обида чья - то |
1 |
|
|
1 |
8 |
Подарок коллективу |
|
1 |
|
1 |
9 |
С песней весело шагать |
1 |
|
|
1 |
2. Этикет. |
|||||
10 |
Простые правила этикета. |
1 |
|
|
1 |
11 |
Повседневный этикет. |
|
1 |
|
1 |
12 |
Веселые правила хорошего тона. |
|
1 |
|
1 |
13 |
Сказка об этикете. |
1 |
|
|
1 |
14 |
Продолжаем сказку об этикете. |
1 |
|
|
1 |
15 |
Путешествие в страну этикета. |
|
|
1 |
1 |
16 |
Просим к столу: Новогодний праздник. |
|
1 |
|
1 |
3. Этика отношений к окружающему. |
|||||
17 |
Путешествие в волшебную сказку. |
|
|
1 |
1 |
18 |
Я могу быть волшебником. |
|
1 |
|
1 |
19 |
Маленькое дело лучше большого безделья. |
1 |
|
|
1 |
20 |
Любимый уголок родной Отчизны. |
|
|
1 |
1 |
21 |
У каждого народа свои герои. |
1 |
|
|
1 |
22 |
Мы соберем большой хоровод. |
1 |
|
|
1 |
23 |
Я люблю маму милую свою. |
1 |
|
|
1 |
24 |
Поздравляем наших мам. |
|
1 |
|
1 |
25 |
Люби все живое. |
1 |
|
|
1 |
4.Этика отношений в коллективе. |
|||||
26 |
Если радость на всех одна. |
1 |
|
|
1 |
27 |
Мой класс – мои друзья. |
1 |
|
|
1 |
28 |
Самолюб никому не люб. |
1 |
|
|
1 |
29 |
Поиграем и подумаем. |
|
1 |
|
1 |
30 |
О дружбе мальчиков и девочек. |
1 |
|
|
1 |
31 |
О дружбе сверстников и подростков |
1 |
|
|
|
32 |
Путешествие в мир мудрых мыслей. |
|
|
1 |
1 |
33 |
Доброта, что солнце |
1 |
|
|
1 |
34 |
Целый год мы были вместе (занятие на природе) |
|
|
1 |
1 |
35 |
«Наш дружный коллектив» Конкурс сочинений |
1 |
|
|
|
|
Всего |
22 |
8 |
5 |
35 |
Тематическое планирование Этическая грамматика 3 класс (1 час в неделю) |
|||||
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|||
|
|
Теория |
Практика |
Экскурс. |
Общ. кол-во |
1 |
Введение: Азбука этики. |
1 |
|
|
1 |
1. Этика общения. |
|||||
2 |
Если песни петь, с ними веселей… |
|
1 |
|
1 |
3 |
Добрым жить на белом свете веселей |
1 |
|
|
1 |
4 |
Добро творить – себя веселить |
|
1 |
|
1 |
5 |
Подумай о других. |
1 |
|
|
1 |
6 |
Подарок коллективу. |
1 |
|
|
1 |
7 |
Делу – время, потехе – час. |
1 |
|
|
1 |
8 |
Чего в другом не любишь, того и сам не делай. |
|
1 |
|
1 |
9 |
Праздник осени. |
|
|
1 |
1 |
2. Этикет. |
|||||
10 |
По правилам этикета. |
1 |
|
|
1 |
11 |
Приглашаем к столу. |
|
1 |
|
1 |
12 |
Вот школа - дом, в котором мы живём. |
1 |
|
|
1 |
13 |
Вот магазин, куда идём. |
|
1 |
|
1 |
14 |
Дорога, транспорт, пеший путь. |
|
|
1 |
1 |
15 |
Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. |
1 |
|
|
1 |
16 |
В гостях у Вежи. |
|
1 |
|
1 |
3. Этика отношений к окружающему. |
|||||
17 |
Подари другому радость. |
1 |
|
|
1 |
18 |
От чего зависит настроение. |
|
1 |
|
1 |
19 |
Не стесняйтесь доброты своей. |
1 |
|
|
1 |
20 |
Мой дом – моя семья. |
1 |
|
|
1 |
21 |
В труде человек хорошеет. |
1 |
|
|
1 |
22 |
Все на белом свете солнышкины дети. |
1 |
|
|
1 |
23 |
Рыцарский турнир. |
|
1 |
|
1 |
24 |
Поздравляем наших мам. |
|
1 |
|
1 |
25 |
Со взрослыми и сверстниками. |
1 |
|
|
1 |
26 |
Цени доверие других. |
1 |
|
|
1 |
4.Этика отношений в коллективе. |
|||||
27 |
Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. |
1 |
|
|
1 |
28 |
Советуем друг другу. |
|
1 |
|
1 |
29 |
Общее и особенное для мальчиков и девочек. |
|
1 |
|
1 |
30 |
Поговорил бы кто со мной. |
1 |
|
|
1 |
31 |
Подарок коллективу. |
|
1 |
|
1 |
32 |
Доброта что солнце. |
1 |
|
|
1 |
33 |
Выход в общественные места. |
|
|
1 |
1 |
34 |
Путешествие в мир мудрых мыслей. |
1 |
|
|
|
35 |
«Наш дружный коллектив» Выпуск газеты. |
|
1 |
|
|
|
Всего |
19 |
13 |
3 |
35 |
Тематическое планирование Этическая грамматика 4 класс (1 час в неделю) |
|
|||||
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
|||
|
|
Теория |
Практика |
Экскурс. |
Общее Кол-во |
|
1. Культура общения |
|
|||||
1 |
Речь и её значение в жизни. |
1 |
|
|
1 |
|
2 |
Мы говорим друг другу «Здравствуйте» |
|
1 |
|
1 |
|
3 |
Будем беречь друг друга. |
1 |
|
|
1 |
|
4 |
Дружим с добрыми словами. Волшебные слова. |
|
1 |
|
1 |
|
5 |
Устное общение. Учимся слушать собеседника. Любим добрые поступки. |
1 |
|
|
1 |
|
6 |
Общение без слов. Учимся дарить добрые слова и дела. |
|
1 |
|
1 |
|
7 |
Культура общения. Каждый интересен. |
1 |
|
|
1 |
|
8 |
Разговор по телефону. Умеем общаться. |
|
1 |
|
1 |
|
9 |
Письменная речь. Письмо другу. |
|
1 |
|
1 |
|
2. Этика. |
|
|||||
10 |
Путешествие в страну «Добрых советов». |
|
|
1 |
1 |
|
11 |
Вежливость, точность, обязательность-основа воспитания |
1 |
|
|
1 |
|
12 |
Ежели вы вежливы. Душа –это наше творение. |
1 |
|
|
1 |
|
13 |
Визитная карточка человека. |
|
1 |
|
1 |
|
14 |
Твой стиль поведения. Отворите волшебные двери добра и доверия. |
|
|
1 |
1 |
|
15 |
«Взвившись, занавес шумит». Хорошие песни к добру ведут. |
1 |
|
|
1 |
|
16 |
В гостях у Мойдодыра. |
|
|
1 |
1 |
|
17 |
Для чего человеку зеркало? Взгляни на себя, сравни с другими. |
|
1 |
|
1 |
|
18 |
Помоги понять себя. |
1 |
|
|
1 |
|
19 |
О настоящем и поддельном. |
1 |
|
|
1 |
|
20 |
Мой дом -моя крепость. Тепло родного дома. |
1 |
|
|
1 |
|
3. Этикет |
|
|||||
21 |
Премудрости дедушки этикета. |
1 |
|
|
1 |
|
22 |
За столом с дедушкой этикетом. Школьные правила этикета. |
|
1 |
|
1 |
|
23 |
Сервировка стола и правила пользования столовыми приборами. |
|
1 |
|
1 |
|
24 |
Когда рядом много людей. Встреча гостей. |
1 |
|
|
1 |
|
25 |
Как решать семейные проблемы. |
1 |
|
|
1 |
|
26 |
Я иду в гости. Правила поведения в гостях. |
|
1 |
|
1 |
|
27 |
День рождения. Как дарить подарки. |
|
1 |
|
1 |
|
4.Этика отношений в коллективе. |
|
|||||
28 |
Чтобы быть коллективом |
1 |
|
|
1 |
|
29 |
Коллектив начинается с меня. |
1 |
|
|
1 |
|
30 |
Подарок коллективу. |
|
1 |
|
1 |
|
31 |
Секретные советы девочкам. |
1 |
|
|
1 |
|
32 |
Секретные советы мальчикам. |
1 |
|
|
1 |
|
33 |
Вот и стали добрей и умней. |
1 |
|
|
1 |
|
34 |
Игровая программа «Знатоки вежливых наук» |
|
1 |
|
1 |
|
35 |
«Вежливость вокруг нас» Выпуск газет |
|
1 |
|
|
|
|
Всего |
18 |
14 |
3 |
35 |
|
8. Особенности обучения по предмету.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием диалогового педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Этический диалог - средство пробуждения в обучающихся стремления с нравственных позиций рассмотреть взаимозависимость окружающей жизни с собственной жизнедеятельностью, сферу человеческих взаимоотношений соотнести с опытом личных взаимоотношений с другими, область приложения индивидуальных возможностей и человеческих устремлений сопоставить с нравственными потребностями своего «Я».
Многоаспектный диалог должен быть:
— равноправным взаимодействием учителя и детей по самым главным «вечным» вопросам человеческой жизни, в процессе которого вырабатывается индивидуальный взгляд и личностная позиция подростка на эти вопросы;
— общением, где ребенок — субъект мышления и деятельности, мнение и позиция которого важны для всех как голос в «диалоге голосов».
Сценарий этического диалога имеет следующие составляющие:
— завязка, выявляющая проблему.
Такой завязкой может быть диагностирующая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия.
— процесс диалогического общения по выявленной проблеме, развертывающийся по логике развивающегося взаимодействия.
Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказательств, формулирование определившихся позиций, выбор высказываний, афоризмов.
— точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.
При этом суждение, которое объективно выводит на нерешенные «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления.
— нравственный выбор как внутренний диалог подростка с собой, как самоопределение, самооценка.
— «открытый» финал как возможность последующего индивидуального размышления над проблемой.
Такое построение этического диалога создает условия для углубленного взаимодействующего размышления подростков по затронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого, что имеет своим следствием рост этического сознания.
Выбор методической канвы диалога зависит и от сложности этических проблем, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.
9. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете психологии, который оснащен аудиомагнитофоном, видеомагнитофоном, телевизором, компьютером, мультимедийным проектором, мягкой мебелью. Имеются аудиокассеты и диски с музыкой, видеокассеты, мягкие игрушки, напольноековровоепокрытие. Для проведения практических занятий приобретены краски, кисточки, фломастеры, маркеры, клей, материалы для коллажа, пластилин.
10. Литература.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов). М.: Просвещение, 2010.
2. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя:Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. Шемшурина А.И.Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов. М.:Лика, 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.