Рабочая программа по факультативу "Ручной труд" 4 класс

  • docx
  • 09.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала факультатив ручной труд 4 класс.docx

Факультатив «Ручной труд»

                                                                         4 класс

Пояснительная записка

              Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 31.08.2023 г. № 370, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат».

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год – 34

Цель обучения  развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к ручному труду, посредством выполнения самоделок из различных материалов.

Задачи:

 -формировать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;

  -повышать уровень общего развития  умственно отсталых детей, корригировать недостатки их речь, внимание, память, моторику;  развивать воображение и фантазию; точность, глазомер, ориентировку в пространстве;

-  воспитывать у учащихся  интерес к истории родного края, его культуре; работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

 Личностные результаты освоения АООП:

1)  овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

2) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

3)  воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;   

5) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные  результаты освоения АООП:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знание видов трудовых работ;  

знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

        

Регулятивные учебные действия:

·        принимать и сохранять учебно-творческую  задачу;

·        учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

·        планировать свои действия;

·        осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

·        адекватно воспринимать оценку учителя;

·        различать способ и результат действия;

·        вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

·        выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

·        проявлять познавательную инициативу;

·         самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   незнакомом  материале;

·        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·        самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные учебные действия:

·        формулировать собственное мнение и позицию; 

·        договариваться, приходить к общему решению;

·        соблюдать корректность в высказываниях;

·        задавать вопросы по существу;

·        использовать речь для регуляции своего действия;

·        контролировать действия партнера;

·        учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

·        с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру  необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·        владеть монологической и диалогической формой речи;

Познавательные:

·        осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с  использованием учебной и дополнительной литературы;

·        использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

·        анализировать объекты, выделять главное; 

·        осуществлять синтез (целое из частей);

·        проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

·        устанавливать причинно-следственные связи;

·        обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

·        подводить под понятие;

·        устанавливать аналогии;

·        использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном  учебном процессе и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование по факультативу «Ручной труд» 4 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Планируемая

Фактическая

1 четверть -8 ч.

1

Вводная беседа. Образцы материалов, инструментов, изделий.

1

Работа с природным материалом.

2

Аппликация из листьев «Дерево».

1

3

Аппликация из листьев «Осень».

1

4

Аппликация из листьев «Сова».

1

5

«Белочка» из ореховой скорлупы.

1

6

«Цветные паутинки» из каштанов.

1

7

«Ёжик» из шишек.

1

8

Аппликация из ракушек.

1

2 четверть-8 ч.

Работа с бумагой и картоном.

1

Изделие «Птицы».

1

2

«Снежинка-ёжик».

1

3

Аппликация «Цветы.

1

4

Подвесная игрушка.

1

5

Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь».

1

6

Работа по шаблонам. Грибная поляна.

1

7-8

Зайцы на поляне.

2

3 четверть-10 ч.

Работа с пластилином.

1-2

Аппликация на картоне.

2

3

Лепка  овощей и фруктов.

1

4

Лепим чайник.

1

5

Посуда из пластилиновых жгутов.

1

6-7

Лепка сказочных персонажей «Чебурашка».

2

8

Карандашница (крупа).

1

9-10

Лепка по замыслу детей.

2

4 четверть-8 часов

 

Работа с тканью.

 

 

 

1

Аппликация из ткани.

1

2

«Гусеница».

1

3

«Собачка».

1

Работа с бросовым материалом.

4

Аппликация из ватных дисков.

1

5

Аппликация из шерстяных ниток.

1

6-7

Конструирование из спичечных коробков и ватных палочек.

2

8

Плетеная кукла из ниток.

1

 

                                      Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

 

Оборудование:  белая бумага, цветная бумага, картон, ножницы, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, бумажные салфетки, клей ПВА,  кисточки для клея.

Список литературы:

Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Академия,2000 г.

«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.

«Лепим из пластилина». Смоленск, 2000 г.