Факультатив «Ручной труд»
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 31.08.2023 г. № 370, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат».
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
Цель обучения развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к ручному труду, посредством выполнения самоделок из различных материалов.
Задачи:
-формировать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд;
-повышать уровень общего развития умственно отсталых детей, корригировать недостатки их речь, внимание, память, моторику; развивать воображение и фантазию; точность, глазомер, ориентировку в пространстве;
- воспитывать у учащихся интерес к истории родного края, его культуре; работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
Личностные результаты освоения АООП:
1) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
2) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
3) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
5) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
Регулятивные учебные действия:
· принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
· учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия;
· вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
· выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные учебные действия:
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы по существу;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· контролировать действия партнера;
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
Познавательные:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
· использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
· подводить под понятие;
· устанавливать аналогии;
· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование по факультативу «Ручной труд» 4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
1 четверть -8 ч. |
||||
1 |
Вводная беседа. Образцы материалов, инструментов, изделий. |
1 |
||
Работа с природным материалом. |
||||
2 |
Аппликация из листьев «Дерево». |
1 |
||
3 |
Аппликация из листьев «Осень». |
1 |
||
4 |
Аппликация из листьев «Сова». |
1 |
||
5 |
«Белочка» из ореховой скорлупы. |
1 |
||
6 |
«Цветные паутинки» из каштанов. |
1 |
||
7 |
«Ёжик» из шишек. |
1 |
||
8 |
Аппликация из ракушек. |
1 |
||
2 четверть-8 ч. |
||||
Работа с бумагой и картоном. |
||||
1 |
Изделие «Птицы». |
1 |
||
2 |
«Снежинка-ёжик». |
1 |
||
3 |
Аппликация «Цветы. |
1 |
||
4 |
Подвесная игрушка. |
1 |
||
5 |
Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь». |
1 |
||
6 |
Работа по шаблонам. Грибная поляна. |
1 |
||
7-8 |
Зайцы на поляне. |
2 |
||
3 четверть-10 ч. |
||||
Работа с пластилином. |
||||
1-2 |
Аппликация на картоне. |
2 |
||
3 |
Лепка овощей и фруктов. |
1 |
||
4 |
Лепим чайник. |
1 |
||
5 |
Посуда из пластилиновых жгутов. |
1 |
||
6-7 |
Лепка сказочных персонажей «Чебурашка». |
2 |
||
8 |
Карандашница (крупа). |
1 |
||
9-10 |
Лепка по замыслу детей. |
2 |
||
4 четверть-8 часов |
||||
|
Работа с тканью. |
|
|
|
1 |
Аппликация из ткани. |
1 |
||
2 |
«Гусеница». |
1 |
||
3 |
«Собачка». |
1 |
||
Работа с бросовым материалом. |
||||
4 |
Аппликация из ватных дисков. |
1 |
||
5 |
Аппликация из шерстяных ниток. |
1 |
||
6-7 |
Конструирование из спичечных коробков и ватных палочек. |
2 |
||
8 |
Плетеная кукла из ниток. |
1 |
||
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
Оборудование: белая бумага, цветная бумага, картон, ножницы, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, бумажные салфетки, клей ПВА, кисточки для клея.
Список литературы:
Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». Ярославль: Академия,2000 г.
«Весёлые поделки из природных материалов». Сабина Лоф. – Москва – 2005 г.
«Лепим из пластилина». Смоленск, 2000 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.