Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности (на уровень обучения)
Освоение содержания курса «Финансовая грамотность» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса
«Финансовая грамотность»:
Выпускник научится:
• осознавать себя как члена семьи и общества;
• овладевать начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• осознавать личную ответственность за свои поступки в финансовой сфере;
• ориентироваться в нравственном содержании как собственных
действий в области финансов, так и действий окружающих;
• понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);
• понимать различия между расходами на товары и услуги
первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
• получит навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
• положительной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека
и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся
в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· определять личные цели по изучению финансовой грамотности;
• постановке финансовых целей, умение составлять простые
планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлению познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи;
• выполнению пошагового контроля своих учебных действий,
итоговый контроль и оценка результата;
• оценке правильности выполнения финансовых действий
и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректированию учебных действий после их выполнения
на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• корректированию своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
• использованию цифровой формы записи хода и результатов
решения финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• использованию различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
• использованию логических действий сравнения преимуществ
и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
• построению рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
• использованию знаково-символических средств, в том числе
моделей и схем, для решения финансовых задач;
• владению элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему,
разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• умению осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• умению слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• умению признавать возможность существования различных
точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
• умению излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку финансовых действий и решений;
• умению договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• умению осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно
оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь
партнёрам.
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
- что изучает финансовая грамотность;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
- что такое маркетинг.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
• объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги,
электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);
• называть признаки денег;
• описывать ситуации, в которых используются деньги;
• приводить примеры обмена;
• приводить примеры товарных денег;
• называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
• объяснять, почему изготовление фальшивых денег является
преступлением;
• считать деньги;
• правильно считать сдачу;
• называть отличия между наличными и безналичными деньгами;
• решать задачи с элементарными денежными расчётами;
• составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
• характеризовать товарные деньги;
• объяснять, для чего нужны деньги.
К концу обучения в 3 классе ученик узнает:
• объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная
плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений,
экономия);
• называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
• называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов
семьи;
• приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
• сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);
• объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
• считать доходы и расходы семьи;
• называть способы сокращения расходов и экономии;
• называть способы увеличения доходов семьи;
• приводить примеры различных видов сбережений;
• объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
• составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:
обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги,
валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая
карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного
терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов
семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов
семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на
условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические
связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и
мини-исследований в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути
его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт
(расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности (на уровень обучения с разбивкой по годам)
1 класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. (7 часов)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ценность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. (3 часа).
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег.
Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
•
Сравнивать металлические и бумажные деньги.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.(5 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
Первые русские монеты.. Рубль. Гривенник. Полтинник.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
Объяснять происхождение названий денег
Тема 4. Современные деньги России и других стран.(5 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт.
• Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги (2 часа).
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Основные понятия
Зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия.
Компетенции
• Описывать источники доходов семьи.
Проводить мини опросы.
Тема 6. На что тратятся деньги.(3часа)
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения .
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.(4часа)
Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы.
Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
Тема 8. Сбережения. (2 часа)
Чтобы иметь деньги в запасе, нужно позаботиться о накоплении.
Основные понятия
Сбережения
Финансовая подушка безопасности.
Резерв 2 часа.
2 класс
Что такое деньги и откуда они взялись. (6 ч)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (6 ч)
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Какие деньги были раньше в России. (3 часа).
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
Первые русские монеты.. Рубль. Гривенник. Полтинник.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег
Современные деньги России и других стран. (10 ч)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Откуда в семье деньги. (5 ч)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Как делать сбережения. (2 ч)
Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Основные понятия
Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей делать сбережения.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения.
Резерв 2 часа.
3 класс
Откуда в семье деньги . (11 часов)
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
На что тратятся деньги (6 часов).
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Как умно управлять своими деньгами. (5 часов)
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Как делать сбережения. (10 часов)
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Резерв 2 часа
4 класс
Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Из чего складываются доходы в семье (5 часов)
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (7 часов)
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие
решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
(7 часов)
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Резерв 2 часа
Тематическое планирование
1 класс
№№ п/п |
Наименование разделов, темы |
Количество часов |
Примечание |
|
Что такое деньги и откуда они взялись. (7 часов) |
||||
1. |
Что такое деньги? |
1 |
|
|
2. |
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. |
1 |
|
|
3. |
Ценные товары. |
1 |
|
|
4. |
Как появились деньги. |
1 |
|
|
5. |
Свойства драгоценных металлов. |
1 |
|
|
6. |
Появление первых монет в России. |
1 |
|
|
7. |
Деньги разных стран. |
1 |
|
|
Рассмотрим деньги поближе. (3 часа) |
||||
8. |
Из чего сделаны деньги. |
1 |
|
|
9. |
Бумажные деньги. |
1 |
|
|
10. |
Металлические деньги. |
1 |
|
|
Какие деньги были раньше в России. (5 часов) |
||||
11. |
Древнерусские товарные деньги. |
1 |
|
|
12. |
Какие деньги были раньше в России. |
1 |
|
|
13. |
Первые русские монеты. Деньга и копейка. |
1 |
|
|
14. |
Рубль, гривенник и полтинник. Пословицы и поговорки про деньги. |
1 |
|
|
15. |
Игра-практикум «Дизайн купюры Курской области». |
1 |
|
|
Современные деньги России и других стран. (5 часов) |
||||
16. |
Современные деньги России. |
1 |
|
|
17. |
Современные деньги мира. |
1 |
|
|
18. |
Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. |
1 |
|
|
19. |
Появление безналичных денег. Безналичные расчёты. |
1 |
|
|
20. |
Функции банкоматов. |
1 |
|
|
Откуда в семье деньги. (2 часа) |
||||
21. |
Семейные доходы. |
1 |
|
|
22. |
Откуда в семье деньги. Проведение опроса «Основные доходы в семье». |
1 |
|
|
На что тратятся деньги. (3часа) |
|
|||
23. |
Расходы на самое необходимое. |
1 |
|
|
24. |
Непредвиденные расходы. |
1 |
|
|
25. |
Откладывание денег. Где выгодно делать покупки в городе Курске. Игра «Магазин». |
1 |
|
|
Как умно управлять своими деньгами. (4 часа). |
||||
26. |
Расходы и доходы. Считаем деньги. Потребительская корзина в городе Курске. |
1 |
|
|
27. |
Что такое экономия? Кого называют банкротом? |
1 |
|
|
28. |
Как умно управлять своими деньгами. |
1 |
|
|
29. |
Бюджет. Дополнительный заработок. Ролевая игра «Распредели свой бюджет». |
1 |
|
|
Сбережения. (2 часа) |
||||
30. |
Что такое сбережения. |
1 |
|
|
31. |
Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? |
1 |
|
|
32. |
Резерв |
1 |
|
|
33. |
Резерв |
1 |
|
|
Итого: |
33 |
|
||
2 класс
№ № п/п |
Наименование разделов, темы |
Количество часов |
Примечание |
Что такое деньги и откуда они взялись (6 часов) |
|||
1. |
Что такое деньги? |
1 |
|
2. |
Как появились деньги. Появление обмена товарами. |
1 |
|
3. |
Проблемы товарного обмена. |
1 |
|
4. |
Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. |
1 |
|
5. |
Появление первых монет. |
1 |
|
6. |
Первые монеты разных государств |
1 |
|
Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок. (6 часов) |
|||
7. |
Устройство монеты. |
1 |
|
8. |
Изобретение бумажных денег |
1 |
|
9. |
Защита монет от подделок. |
1 |
|
10. |
Современные монеты. |
1 |
|
11. |
Способы защиты от подделок бумажных денег. |
1 |
|
12. |
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. |
1 |
|
Какие деньги были раньше в России (3 часа) |
|||
13. |
Клады. «Меховые» деньги. |
1 |
|
14. |
Первые русские монеты. Деньга и копейка. |
1 |
|
15. |
Рубль, гривенник и полтинник. |
1 |
|
Современные деньги России и других стран. (10 часов) |
|||
16. |
Современные деньги России. |
1 |
|
17. |
Современные деньги мира. |
1 |
|
18. |
Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. |
1 |
|
19. |
Появление безналичных денег. |
1 |
|
20. |
Безналичные деньги как информация на банковских счетах. |
1 |
|
21. |
Проведение безналичных расчётов. |
1 |
|
22. |
Функции банкоматов. Месторасположение банкоматов в городе Курске. |
1 |
|
23. |
Наличные, безналичные и электронные деньги. |
1 |
|
24. |
Наличные, безналичные и электронные деньги. |
1 |
|
25. |
Современные деньги России и других стран. |
1 |
|
Откуда в семье деньги. (5 ч) |
|||
26. |
Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство. |
1 |
|
27. |
Откуда в семье деньги. Заработная плата. Минимальная заработная плата в городе Курске. Мини-исследование «Основные доходы в семье» |
1 |
|
28. |
Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Минимальная пенсия в городе Курске. |
1 |
|
29. |
Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. |
1 |
|
30. |
Откуда в семье деньги. Инсценировка сказки «Заработанный рубль» |
1 |
|
Как делать сбережения. (2 ч) |
|||
331 |
Как делать сбережения. «Путешествие в страну Капиталия». |
1 |
|
32 |
Коллекционирование. Банковский вклад. |
1 |
|
33 |
Резерв |
1 |
|
34 |
Резерв |
1 |
|
|
Итого: |
34 |
|
3 класс
№ п/п |
Наименование разделов, темы |
Количество часов |
Примечание |
Откуда в семье берутся деньги.(11 часов) |
|||
1. |
Откуда деньги в семье? |
1 |
|
2. |
Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. |
1 |
|
3. |
Основной источник дохода современного человека. Рабочие места Курска. |
1 |
|
4. |
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. |
1 |
|
5. |
Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. |
1 |
|
6. |
Пенсия. Стипендия. Пособие. |
1 |
|
7. |
Денежный займ. |
1 |
|
8. |
Имущество. Аренда. |
1 |
|
9. |
Проценты по вкладам. Кредиты. Крупные банки города Курска. |
1 |
|
10. |
Мошенничество. |
1 |
|
11. |
Откуда в семье деньги. |
1 |
|
На что тратятся деньги (6 часов) |
|||
12. |
Обмен денег на товары и услуги. Услуги в городе Курске. |
1 |
|
13. |
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. |
1 |
|
14. |
Обязательные и необязательные расходы. |
1 |
|
15. |
Сбережения. |
1 |
|
16. |
Долги. Вредные привычки. Хобби. |
1 |
|
17. |
На что тратятся деньги. |
1 |
|
Как с умом управлять своими деньгами (5 часов) |
|||
18. |
Бюджет – план доходов и расходов. |
1 |
|
19. |
Учёт доходов и расходов. |
1 |
|
20. |
Сравниваем доходы и расходы. |
1 |
|
21. |
Способы экономии. |
1 |
|
22. |
Как умно управлять своими деньгами |
1 |
|
Как делать сбережения. (12 часов) |
|||
23. |
Превышение доходов над расходами. Сбережения. |
1 |
|
24. |
Копилки. Коллекционирование. |
1 |
|
25. |
Вложения в банк или ценные бумаги. |
1 |
|
26. |
Банковский вклад. Недвижимость. |
1 |
|
27. |
Ценные бумаги. |
1 |
|
28. |
Фондовый рынок. |
1 |
|
29. |
Акции. Дивиденды. |
1 |
|
30. |
Сравниваем разные виды сбережений. |
1 |
|
31. |
Откуда в семье деньги и на что тратятся деньги |
1 |
|
32. |
Как умно управлять своими деньгами и как делать сбережения. |
1 |
|
33. |
Резерв |
1 |
|
34. |
Резерв |
1 |
|
Итого: |
34 |
|
4 класс
№№ п/п |
Наименование разделов, темы |
Количество часов |
Примечание |
Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)
|
|||
1. |
Товарные деньги. |
1 |
|
2. |
Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. |
1 |
|
3. |
Представление творческих работ. |
1 |
|
4. |
Безналичные деньги. |
1 |
|
5. |
Банк. Крупные банки в городе Курске. |
1 |
|
6. |
Принцип работы пластиковой карты. |
1 |
|
7. |
Безналичные деньги на банковских счетах. |
1 |
|
8. |
Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. |
1 |
|
9. |
Валюты. Валютный курс. |
1 |
|
10. |
Резервная валюта. |
1 |
|
11. |
Проведение простых расчетов с использованием валютного курса. |
1 |
|
12. |
Викторина по теме «Деньги». |
1 |
|
13. |
Экскурсия в банк города Курска. |
1 |
|
Из чего складываются доходы в семье (5 часов). |
|||
14. |
Откуда в семье берутся деньги. |
1 |
|
15. |
Минимальный размер оплаты труда. |
1 |
|
16 |
Дополнительные доходы. |
1 |
|
17. |
Доходы нетрудоспособных лиц. |
1 |
|
18. |
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Прожиточный минимум Курска. |
1 |
|
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (7 часов). |
|||
19. |
На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. |
1 |
|
20. |
Ежемесячные расходы. |
1 |
|
21. |
Ежегодные расходы. |
1 |
|
22. |
Обязательные расходы. Желательные расходы. |
1 |
|
23. |
Переменные расходы. Сезонные расходы жителей Курска. |
1 |
|
24. |
Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. |
1 |
|
25. |
Составление собственного плана расходов. |
1 |
|
Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал ( 9 часов) |
|||
26. |
Семейный бюджет. |
1 |
|
27. |
Как правильно планировать семейный бюджет. Игра-практикум. |
1 |
|
28. |
Личный бюджет. |
1 |
|
29. |
Как правильно планировать личный бюджет. Игра-практикум. |
1 |
|
30. |
Сбережения (накопления). |
1 |
|
31. |
Долг. |
1 |
|
32. |
Депозит. Деловая игра «Моя стратегия». |
1 |
|
33. |
Резерв |
1 |
|
34. |
Резерв |
1 |
|
Итого: |
34 |
|
Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Основные виды учебной деятельности учащихся указаны в содержании курса.
Основные формы организации учебных занятий
Программой предусмотрено проведение занятий по финансовой грамотности в 1–4 классах — 1 час в неделю. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Перечень обязательных лабораторных и практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности обучающихся; использование резерва учебного времени
Что такое деньги и откуда они взялись.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Рассмотрим деньги поближе.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Какие деньги были раньше в России.
Практическая и игровая деятельность:
— рассматривание коллекций разных монет;
- игра-практикум «Дизайн купюры Курской области».
Современные деньги России и других стран.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование страны Натурального хозяйства;
— рисование денег страны Экономики;
— игра «Путешествие в страну Обмению»;
— рассматривание коллекций разных монет.
Откуда в семье деньги.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
- опрос «Основные доходы семьи»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
На что тратятся деньги.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения»;
- игра «Магазин».
Как умно управлять своими деньгами.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в музей;
— ролевая игра «Распредели свой бюджет»;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Сбережения.
Практическая и игровая деятельность:
— квест «Заработаем и сбережём».
2 класс
Что такое деньги и откуда они взялись
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.
Практическая и игровая деятельность:
— игры «Магазин»;
— рисование на тему «Монеты разных стран мира».
Какие деньги были раньше в России
Практическая и игровая деятельность:
— рисование страны Натурального хозяйства;
— рисование денег страны Экономики;
— игра «Путешествие в страну Обмению»;
— рассматривание коллекций разных монет.
Современные деньги России и других стран.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование денег страны Экономики.
Откуда в семье деньги.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в магазин;
— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг;
- мини-исследование «Основные доходы в семье»;
- инсценировка сказки «Заработанный рубль».
Как делать сбережения.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Путешествие в страну Капиталия»;
— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели».
3 класс
Откуда в семье берутся деньги.
Практическая и игровая деятельность:
— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
— экскурсия в банк;
— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
— рисование банковской карты.
На что тратятся деньги
Практическая и игровая деятельность:
— путешествие в страну «Увлекандию»;
— экскурсия в магазин;
— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.
Как с умом управлять своими деньгами
Практическая и игровая деятельность:
— квест «Бюджет моей семьи»;
— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
— тема проекта «Реклама продукта»;
— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел».
Как делать сбережения.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в банк;
— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
— рисование банковской карты.
4 класс
Как появились деньги и какими они бывают
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Путешествие на старинную русскую ярмарку»;
— викторина по теме «Деньги»;
- экскурия в банк города Курска.
Из чего складываются доходы в семье
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Лотерея – повезло?», «Как заработать премию»;
- исследование «Прожиточный минимум города Курска.
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: составление собственного плана расходов;
— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
— тема проекта «Как распорядиться богатством»;
— тема доклада «Русские меценаты».
Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Практическая и игровая деятельность:
— квест «Заработаем и сбережём»;
- игра-практикум «Как правильно планировать семейный бюджет»;
- игра-практикум «Как правильно планировать личный бюджет»;
- деловая игра «Моя стратегия».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.