Рабочая программа по финансовой грамотности 5 - 6 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по финансовой грамотности 5 - 6 класс

Оценка 4.6
docx
10.01.2021
Рабочая программа по финансовой грамотности 5 - 6 класс
Рабочая программа по ФГ 5 - 6 класс.docx

 

Овечкинская средняя общеобразовательная школа филиал Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гоноховская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

естественно-научного цикла Протокол №  ___  от___ руководитель МО:  

_________     Белоусова И.Г

 

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол №___ от____________

 

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ____ от______

Директор

школы:________Н.И.Борков 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету «Финансовая грамотность» 5 – 6 класс

на 2020-2021 учебный год

 

Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. —40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

 

 

 

 

          Составила: Богданова Ольга Николаевна,

                                 учитель математики высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Овечкино

2020 г.

 

 

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка

3

Цели и планируемые результаты

 

Структура курса и тематический план

 

Содержание курса

4

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

Особенности курса

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа —в 7 классе.

 

Место курса в образовательной системе:

• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение  полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически

грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получениюзнаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

 

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами,

содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на

проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

• задачи с элементарными денежными расчётами;

• кейсы по экономике семьи;

• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;

• построение графиков и диаграмм;

• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

 

 

Планируемые результаты обучения

 

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог обособых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая

грамотность»:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простыхопросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги,

об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными

курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи,

экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

 

5–6 КЛАССЫ

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние,финансовое поведение.

Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

¸ определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;

¸ осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;

¸ выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

¸ находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

¸ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

¸ приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;

¸ актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

¸ объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

¸ понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся фи-

нансовых знаний и навыков;

¸ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

¸ описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;

• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;

• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.

Темы занятий

1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

2. От чего зависит благосостояние семьи.

3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.

4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры,

монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления

расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления,товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

¸ называть основные источники доходов семьи;

¸ составлять задачи, требующие денежных расчётов;

¸ считать доходы и расходы семейного бюджета и делать

выводы о его сбалансированности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

¸ объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

¸ описывать свойства предмета, играющего роль денег;

¸ объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

¸ называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

¸ называть регулярные и нерегулярные источники дохода,

направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

¸ объяснять, как формируется семейный бюджет;

¸ подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

¸ подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

¸ объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Темы занятий

5. Деньги: что это такое.

6. Учебные мини-проекты «Деньги».

7. Из чего складываются доходы семьи.

8. Учимся считать семейные доходы.

9. Исследуем доходы семьи.

10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

11. Как появляются расходы семьи.

12. Учимся считать семейные расходы.

13. Исследуем расходы семьи.

14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

15. Как сформировать семейный бюджет.

16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».

17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

18. Обобщение результатов изучения модуля 1.

19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

 

МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования,

виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

Личностные характеристики и установки:

• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

¸ анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

¸ соотносить вид страхования и его цель;

¸ рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

¸ находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

¸ описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

¸ объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

¸ объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

¸ описывать виды страхования;

¸ приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

¸ высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.

Темы занятий

20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.

22. Что и как можно страховать.

23. Ролевая игра «Страхование».

24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

25. Как определить надёжность страховых компаний.

26. Как работает страховая компания.

27. Учебные мини-проекты «Страхование».

28. Обобщение результатов изучения модуля 2.

29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Резервные часы – 5 ч.

 

 

Список литературы и интернет-источников

 

Основная литература

1.Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.

3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.

4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.

5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе

«Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.

6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru

7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимсяразумному финансовому поведению».)

8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер.«Учимся разумному финансовому поведению».)

10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота дляшкольников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа:http//www.azbukafinansov.ru

11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.104 с.

12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.

14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru

 

Дополнительная литература

1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com

2. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск: Изд-во ТУСУР, 2011. 180 c.

3. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010.73 с.

4. Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.

5. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса.М.: АСТ-Астрель; Хранитель, 2006. 351 с.

6. Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: Попурри, 2006. 160 с.

7. Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.

8. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.

9. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112

10. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс; Триада, 1992. 336 с.

11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.

12. Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 120 с.

13. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Овечкинская средняя общеобразовательная школа филиал

Овечкинская средняя общеобразовательная школа филиал

Содержание Пояснительная записка 3

Содержание Пояснительная записка 3

I . Пояснительная записка Особенности курса

I . Пояснительная записка Особенности курса

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература

НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая…

НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая…

Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование,…

Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование,…

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Рабочая программа по финансовой грамотности 5 - 6 класс

Рабочая программа по финансовой грамотности 5 - 6 класс

Содержание курса 5–6 КЛАССЫ

Содержание курса 5–6 КЛАССЫ

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

Исследуем расходы семьи. 14.

Исследуем расходы семьи. 14.

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]

Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021