Рабочая программа по финансовой грамотности 5- 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа по финансовой грамотности 5- 7 класс

Оценка 5
docx
10.06.2022
Рабочая программа по финансовой грамотности 5- 7 класс
РП Финансовая грамотность 5-7 классы.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

5-7 КЛАССЫ

 

 

Ф.И.О. учителя:

Пластунова Вера Александровна

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана  в  соответствии  с  Федеральным  государственным  стандартом основного общего образования и направлена на  достижение  планируемых  результатов,  обеспечивающих  развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к  общечеловеческим ценностям.

Место курса в образовательной системе:

                     курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной  программы  как  курс  внеурочной  деятельности по научно-познавательному направлению;

                     курс может быть использован как программа дополнительного  образования  подростков  в  общеобразовательной  организации;

                     курс может быть использован как программа дополнительного  образования  в  образовательных  организациях  дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  дополнительным  общеобразовательным  программам,  утверждённый  Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

                     удовлетворение  познавательных  потребностей  обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

                     приобретение  опыта  в  сфере  финансовых  отношений  в  семье;  применение  полученных  знаний  и  умений  для  решения  элементарных  вопросов  в  области  экономики  семьи;  развитие  собственной  финансовой  грамотности  и  выработка  экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

                     воспитание  интереса  учащихся  к  дальнейшему  получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

                     деньги, их история, виды, функции;

                     семейный бюджет;

                     экономические отношения семьи и государства;

                     человек и финансовые организации;

                     собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметных связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология,  география,  обществознание  и  литература.  Это  предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами,  содержащими  простую  финансовую  информацию.  Эффективным  средством  формирования  финансовой  грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета  подготовки  ребёнка  к  началу  учебного  года»,  «Расходы  на проведение  праздника  (школьного,  семейного,  государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

                     задачи с элементарными денежными расчётами;

                     кейсы по экономике семьи;

                     игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;

                     построение графиков и диаграмм;

                     мини-исследования  и  проекты  в  области  экономических  отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы  с  текстами,  таблицами,  схемами,  а  также  навыки  поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проект ной работы и работы в малых группах.

1.                  Результаты освоения предмета

 

Программа предполагает достижение учащимися 5-7 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

                     осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

                     овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых  отношений:  сопоставление  доходов  и  расходов,  расчёт  процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

                     проявление  самостоятельности  и  личной  ответственности  за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

                     умение  сотрудничать  со  взрослыми  и  сверстниками  в  игровых  и  реальных  экономических  ситуациях,  участвовать  в  решении

                     вопроса,  каким  должен  быть  семейный  бюджет,  вести  диалог  об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

                     понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Метапредметные результаты

Познавательные:

                     использование различных способов поиска, сбора, обработки,  анализа,  организации,  передачи  и  интерпретации  простой  финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

                     умение  представлять  результаты  анализа  простой  финансовой  и  статистической  информации  в  зависимости  от  поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

                     выполнение  логических  действий  сравнения  преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации  о  средней  заработной  плате  в  регионе  проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

                     установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

                     построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

                     умение  производить  расчёты  на  условных  примерах,  в  том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы  семьи,  величину  подоходного налога и НДС, проценты  по  депозитам  и  кредитам,  проводить  расчёты  с  валютными курсами;

                     владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические  данные,  простая  финансовая  информация,  учебный  проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные:

                     анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности  на  основе  определённой  проблемы  экономики  семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

                     самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

                     проявление познавательной и творческой инициативы в применении  полученных  знаний  и  умений  для  решения  элементарных вопросов в области экономики семьи;

                     контроль  и  самоконтроль,  оценка,  взаимооценка  и  самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

                     применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные:

                     умение  осуществлять  учебное  сотрудничество  и  совместную деятельность  с  учителем  и  сверстниками  при  подготовке  учебных проектов,  решении  кейсов  по  элементарным  вопросам  экономики семьи,  проведении  исследований  экономических  отношений  в  семье и обществе;

                     работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении  функций  и  позиций  в  совместной  деятельности,  находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

                     умение  формулировать,  аргументировать  и  отстаивать  своё мнение;

                     умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов  в  области  экономики  семьи,  исследований  экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио  по финансовой грамотности;

                     умение  использовать  информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты:

                     владение  базовыми  предметными  понятиями:  потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная  ситуация,  страхование,  налоги,  социальное  пособие,  банк, виды  вкладов,  инвестиционный  фонд,  доходность,  сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

                     понимание  основных  принципов  экономической  жизни  общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

                     использование приёмов работы с простой финансовой и статистической  информацией,  её  осмысление,  проведение  простых финансовых расчётов;

                     применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений  расходов  семьи  и  умение  составлять  простой  семейный  бюджет,  знание  направлений  инвестирования  и  способов  сравнения результатов на простых примерах;

                     умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

                     определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

                     расширение  кругозора  в  области  экономической  жизни  общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

2.                  Содержание учебного курса

 

Введение в курс «Финансовая грамотность»

Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи.

Доходы и расходы семьи

Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания.

Человек и государство: как они взаимодействуют

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Как работает налоговая служба. Что такое социальные пособия и какие они бывают.

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна.

 

3. Тематическое планирование

 

В учебном плане на изучение курса «Финансовая грамотность» в 5-7 классах отводится 1 час в неделю, 34 урока в год.

 

5 – 6 классы  – 1 час в неделю

Тема

Кол-во часов

Введение в курс «Финансовая грамотность»

4

Доходы и расходы семьи

15

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10

Заключение

1

Резервные часы

4

Итого

34

 

7 класс  – 1 час в неделю

Тема

Кол-во часов

Человек и государство: как они взаимодействуют

16

 Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

Заключение

1

Итого

34

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: • задачи с элементарными денежными расчётами; • кейсы по экономике семьи; •…

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: • задачи с элементарными денежными расчётами; • кейсы по экономике семьи; •…

Регулятивные: • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье…

Регулятивные: • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье…

Содержание учебного курса

Содержание учебного курса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2022