Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа г. Сенгилея имени Героя Советского Союза Н.Н. Вербина
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей истории и обществознания Руководитель ШМО __________ / Е. В.Зиняева/ Протокол № _______ От « 31 » августа 2020 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______ /Т.П.Кобзева/
« » августа 2020 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СШ г. Сенгилея ___________ /В.М. Логинов/
« » августа 2020 г.
|
Рабочая программа
Наименование учебного курса: Финансовая грамотность
Класс: 5 В, 7 В.
Уровень общего образования: основное
Учитель: Самаркин Н. Е.
Срок реализации программы: сентябрь-май (2020-2021) учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
· Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 5 - 7 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
· 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования ( приказ от 17.12.2012 г № 1897, с изменениями)
· 2. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ г. Сенгилея
· 3. Учебный план МОУ СШ г. Сенгилея на 2020-2021 учебный год
· 4. Примерная образовательная программа по учебному предмету « Финансовая грамотность» ( 5-9 классы)
· 5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2020 – 2021 учебном году
· 6. Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю – 34 часа в год ( 34 недели)
· Программы основного общего образования: финансовая грамотность 5-7 классы общеобразовательных организаций, И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВАКО, 2018
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
2. Содержание учебного курса
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 ч )
Занятие 1. Деньги
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Основные понятия
Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Компетенции:
• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Перечислять виды денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.
Знятия 2–3. Доходы семьи
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Компетенции:
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной платы.
• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Приводить примеры кредитов.
Занятие 4. Расходы семьи
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.
Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.
Компетенции:
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Классифицировать виды благ.
• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Занятие 5. Семейный бюджет
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Компетенции:
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
• Описывать формы сбережений.
• Описывать последствия превышения расходов над доходами.
• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься ( 3 ч )
Занятие 6. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
Компетенции:
• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).
• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
• Различать обязательное и добровольное страхование.
• Объяснять, почему существует обязательное страхование.
• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.
• Сравнивать различные виды страхования.
Занятия 7–8. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».
Раз дел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч)
Занятия 9–10. Налоги
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Компетенции:
• Объяснять, почему государство собирает налоги.
• Приводить примеры налогов.
• Описывать, как и когда платятся налоги.
• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.
• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.
• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.
• Приводить примеры выплаты налогов в семье.
Занятие 11. Социальные пособия
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.
Основные понятия
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.
Пособие по безработице.
Компетенции:
• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
• Находить информацию о социальных выплатах.
Занятие 12. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».
Раз дел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (5 ч)
Занятие 13. Банковские услуги
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Компетенции:
• Приводить примеры банковских услуг.
• Описывать условия вкладов и кредитов.
• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.
• Объяснять, почему и как страхуются вклады.
• Находить информацию о вкладах и кредитах.
• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.
• Объяснять условия кредита, приводить примеры.
• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Занятие 14. Собственный бизнес
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.
Основные понятия
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Компетенции:
• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.
• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.
• Объяснять, что такое бизнес-план.
• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Занятие 15. Валюта в современном мире
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Компетенции:
• Приводить примеры валют разных стран.
• Объяснять, что такое валютный курс.
• Находить информацию о валютных курсах.
• Проводить расчёты с валютными курсами.
Занятие 16-17. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».
Тематическое планирование
5 класс
(1 вариант)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
|
Введение в курс «Финансовая грамотность» |
6 |
1. |
Почему важно развивать свою финансовую грамотность |
2 |
2 |
От чего зависит благосостояние семьи |
2 |
3 |
Учимся оценивать финансовое поведение людей |
2 |
4 |
Учимся оценивать свое финансовое поведение |
2 |
|
Модуль 1. Что такое деньги и какими они бывают |
29 |
5. |
Деньги: что это такое |
2 |
6. |
Учебные мини- проекты «Деньги» |
2 |
7. |
Из чего складываются доходы семьи |
2 |
8 |
Учимся считать семейные доходы |
2 |
9 |
Исследуем доходы семьи |
1 |
10 |
Учебные мини- проекты «Доходы семьи» |
2 |
11 |
Как появляются расходы семьи |
2 |
12 |
Учимся считать семейные расходы |
2 |
13 |
Исследуем расходы семьи |
1 |
14 |
Учебные мини проекты «Расходы семьи» |
2 |
15 |
Как сформировать семейный бюджет |
2 |
16 |
Семейный совет по составлению бюджета |
1 |
17 |
Учебные мини- проекты «Семейный бюджет» |
2 |
18 |
Обобщение результатов изучения материала 1 модуля |
1 |
19 |
Выставка портфолио |
1 |
20 |
Резерв |
4 |
7 класс
1 |
Введение. Актуализация изученного материала курса |
1 |
|
Модуль 3 Человек и государство: как они взаимодействуют |
16 |
2 |
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства |
1 |
3 |
Что такое налоги и почему их надо платить |
1 |
4 |
Какие бывают налоги |
1 |
5. |
Учимся считать налоги |
1 |
6. |
Ролевая игра «Считаем налоги семьи» |
1 |
7. |
Сравниваем налоги граждан разных стран |
1 |
8 |
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства |
1 |
9 |
Как работает налоговая служба |
1 |
10 |
Учебные мини- проекты «налоги» |
1 |
11 |
Что такое социальные пособия |
1 |
12 |
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ |
1 |
13 |
Игра «Оформляем социальное пособие» |
1 |
14 |
Исследуем, какие социальные пособия получают люди |
1 |
15 |
Учебные мини- проекты «Социальные пособия» |
1 |
16 |
Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» |
1 |
|
Модуль 4 Услуги финансовых организаций и собственный бизнес |
17 |
17 |
Для чего нужны банки |
1 |
18 |
Почему хранить сбережения выгоднее в банке, чем дома |
1 |
19 |
Какие бывают вклады |
1 |
20 |
Что такое кредиты и надо ли их брать |
1 |
21 |
Изучаем сайт Центрального банка РФ |
1 |
22 |
Исследуем, какими банковскими услугами пользуются семья |
1 |
23 |
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы |
1 |
24 |
Как работает банк |
1 |
25 |
Учебные мини- проекты «Банковские услуги семьи» |
1 |
26 |
Что мы знаем о бизнесе |
1 |
27 |
Как открыть фирму |
1 |
28 |
Для чего нужны бизнес- инкубаторы |
1 |
29 |
«Открываем фирму» игра |
1 |
30 |
Что такое валюта и для чего она нужна |
1 |
31 |
Учимся находить информацию о курсе валют и их изменениях |
1 |
32 |
Обобщение изученного материала модуля 4 |
1 |
33 |
Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» |
1 |
|
Заключение |
1 |
34 |
Обобщение результатов изучения курса 7 класса |
1 |
Мини-исследования
5 класс
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают
Раздел 2. Доходы и расходы семьи
Вид платежа |
Объём ком.услуг |
Тариф |
Тариф |
Начислено |
Холодное водоснабжение |
|
28,40 р./куб.метр |
|
|
Горячее водоснабжение |
|
125,69 р./куб.метр |
|
|
Отопление |
|
1570,14 р./гигакалория |
|
|
Содержание и ремонт жилплощади |
|
15,52 р./кв.метр |
|
|
Запирающее устройство |
|
64,00 р. |
|
|
Газ |
|
44,82 р. на 1 человека |
|
|
Антенна |
|
135,00 р. |
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
7 класс
Раздел 1. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
государство |
Название валюты |
Знак |
Курс валюты (в руб) |
|
|
|
|
Календарно- тематическое планирование 5 класс
№п.п. |
Тема занятия |
Вид занятия |
Кол-во часов |
план |
факт |
|
Введение в курс «Финансовая грамотность» |
6 |
|
|
|||
1 |
Почему важно развивать свою финансовую грамотность |
Мастерская портфолио |
1 |
3.09 |
|
|
2-3 |
От чего зависит благосостояние семьи |
Постановка учебной задачи Комбинированное занятие |
2 |
10.09 |
|
|
4-5 |
Учимся оценивать финансовое поведение людей |
Постановка учебной задачи Комбинированное занятие |
2 |
17.09 |
|
|
6 |
Учимся оценивать своё финансовое поведение |
Постановка учебной задачи Комбинированное занятие |
1 |
24.09 |
|
|
Модуль 1. Что такое деньги и какими они бывают |
15 |
|
|
|||
7-8 |
Деньги: что это такое |
Уроки Практикумы |
2 |
1.10 22.10 |
|
|
9-10 |
Учебные мини-проекты «Деньги» |
Защита проектов |
2 |
29.10 5.11 |
|
|
11-12 |
Из чего складываются доходы семьи |
Уроки Практикумы |
2 |
12.11 26.11 |
|
|
13-14 |
Учимся считать семейные доходы |
Уроки Практикумы |
2 |
3.12 10.12 |
|
|
15 |
Исследуем доходы семьи |
Мини-исследование |
1 |
17.12 |
|
|
16-17 |
Учебные мини-проекты «Доходы семьи» |
Защита проектов |
2 |
24.12 14.01 |
|
|
18-19 |
Как появляются расходы семьи |
Уроки Практикумы |
2 |
21.01 28.01 |
|
|
20-21 |
Учимся считать семейные расходы |
Уроки Практикумы |
2 |
4.02 |
|
|
22 |
Исследуем расходы семьи |
Мини-исследование |
1 |
|
|
|
23-24 |
Учебные мини-проекты «Расходы семьи» |
Защита проектов |
2 |
|
|
|
25-26 |
Как сформировать семейный бюджет |
Уроки Практикумы |
2 |
|
|
|
27 |
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» |
Занятие-игра |
1 |
|
|
|
28-29 |
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» |
Защита проектов |
2 |
|
|
|
30 |
Обобщение результатов изучения модуля 1 |
Контроль знаний |
1 |
|
|
|
31 |
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» |
Выставка портфолио |
1 |
|
|
|
32-34 |
резерв |
|
2 |
|
|
|
|
итого |
|
34 часа |
|
|
|
Календарно- тематическое планирование 7 класс |
||||||
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют |
16 |
|
|
|||
1 |
Введение |
Занятие актуализации знаний |
1 |
8.09 |
|
|
2 |
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства |
Постановка учебной задачи |
1 |
15.09 |
|
|
3 |
Что такое налоги и почему их надо платить |
Практикум |
1 |
22.09 |
|
|
4 |
Какие бывают налоги |
Практикум |
1 |
29.09 |
|
|
5 |
Учимся считать налоги |
Практикум |
1 |
20.10 |
|
|
6 |
Ролевая игра «Считаем налоги семьи» |
Занятие-игра |
1 |
27.10 |
|
|
7 |
Сравниваем налоги граждан разных стран |
Практикум |
1 |
3.11 |
|
|
8 |
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства |
Мини - исследование |
1 |
10.11 |
|
|
9 |
Как работает налоговая служба |
Учебная экскурсия |
1 |
24.11 |
|
|
10 |
Учебные мини-проекты «Налоги» |
Защита проектов |
1 |
1.12 |
|
|
11 |
Что такое социальные пособия, и какие они бывают |
Практикум |
1 |
8.12 |
|
|
12 |
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ |
Практикум |
1 |
15.12 |
|
|
13 |
Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» |
Занятие-игра |
1 |
22.12 |
|
|
14 |
Исследуем, какие социальные пособия получают люди |
Мини исследование |
1 |
12.01 |
|
|
15 |
Учебные мини-проекты «Социальные пособия» |
Защита проектов |
1 |
19.01 |
|
|
16 |
Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» |
Выставка портфолио |
1 |
26.01 |
|
|
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес |
17 |
|
|
|||
17 |
Для чего нужны банки |
Практикум |
1 |
2.02 |
|
|
18 |
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома |
Практикум |
1 |
9.02 |
|
|
19 |
Какие бывают вклады |
Практикум |
1 |
|
|
|
20 |
Что такое кредиты и надо ли их брать |
Практикум |
1 |
|
|
|
21 |
Изучаем сайт Центрального банка РФ |
Практикум |
1 |
|
|
|
22 |
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья |
Мини-исследование |
1 |
|
|
|
23 |
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы |
Практикум |
1 |
|
|
|
24 |
Как работает банк |
Учебная экскурсия |
1 |
|
|
|
25 |
Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» |
Защита проектов |
1 |
|
|
|
26 |
Что мы знаем о бизнесе |
Практикум |
1 |
|
|
|
27 |
Как открыть фирму |
Практикум |
1 |
|
|
|
28 |
Для чего нужны бизнес-инкубаторы |
Учебная экскурсия |
1 |
|
|
|
29 |
Ролевая игра «Открываем фирму» |
Занятие-игра |
1 |
|
|
|
30 |
Что такое валюта и для чего она нужна |
Практикум |
1 |
|
|
|
31 |
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях |
Практикум |
1 |
|
|
|
32 |
Обобщение результатов изучения модуля 4 |
Контроль знаний |
1 |
|
|
|
33 |
Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» |
Выставка портфолио |
1 |
|
|
|
Заключение |
1 |
|
|
|||
34 |
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» |
Итоговый контроль |
1 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.