Рабочая программа по финансовой грамотности 8-9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по финансовой грамотности 8-9 класс

Оценка 5
docx
8 кл—9 кл
20.05.2020
Рабочая программа по финансовой грамотности 8-9  класс
РП Основы финансовой грамотности.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная  школа №4»  г. Всеволожска

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

для  8 – 9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 – 2019 учебный год


 

1. Пояснительная записка

 

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения  школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

 

Цели и планируемые результаты

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,  позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

— сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

— владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

 

 

2. Структура курса и тематический план

 

Структура курса

Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.

 

Раздел

Кол-во часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

8

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

6

Раздел 3

Риски в мире денег

7

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Итого:

34

 

Тематический план

В тематическом плане указаны темы каждого занятия, включая занятие контроля по каждому разделу, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся. (См. Приложение)

 

3. Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний,  осваиваемых умений

 

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит,  дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

 

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

 

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.

Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

 

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

 

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

 

5. Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

 

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;

• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов,  объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);

• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.

 

6. Список литературы и интернет-источников

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга

11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»

12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)

16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»

17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике

18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики

19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований

20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ

21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи

22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации

23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка

24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда

25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету


Приложение к рабочей программе

по основам финансовой грамотности 8-9 класс

Липсиц, И.В., Рязанова, О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 8 КЛАСС

 

п/п

 

Тема  урока

Дата

проведения

 

Элементы содержания

   Вид контроля

По плану

Корректировка

 Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч.)

 

 

Тема 1. Происхождение денег (2 ч.)

 

1

Деньги: что это такое?

5.09

 

 

Понятия: эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию.

 

 

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

12.09

 

 

 

 

Тема 2. Источники денежных средств семьи (2 ч.)

 

 

3

Какие бывают источники доходов

19.09

 

 

Понятия: структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние

Семьи.

Знание факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

Опрос

 

4

От чего зависят личные и семейные доходы

26.09

 

 

Познавательные задачи

 

Тема 3. Контроль семейных расходов (1 ч.)

 

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

3.10

 

 

Понятия: контроль расходов семьи.

Знание статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Опрос

 

Тема 4. Построение семейного бюджета (2 ч.)

 

6

Что такое семейный бюджет и как его построить

10.10

 

 

Понятия: семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Практикум

 

7

Как оптимизировать семейный бюджет

17.10

 

 

 

8

Проектная работа

 

 

Осуществление проектной работы, проведение контроля

 

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч.)

 

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2 ч.)

 

9

Для чего нужны финансовые организации

24.10

 

 

Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Дискуссия

 

 

10

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

7.11

 

 

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему)

 

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (2 ч.)

 

11

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

14.11

 

 

Компетенции: оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; откладывать деньги на определённые цели; выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Выполнение тренировочных заданий

 

12

Проектная работа (что можно сделать ещё,

чтобы научиться большему)

21.11

 

 

13

Выполнение тренировочных заданий

28.11

 

 

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч.)

 

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (3 ч.)

 

14

 ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

5.12

 

 

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски.

Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования

Тест

 

15

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

12.12

 

 

Опрос

 

16

Чем поможет страхование

19.12

 

 

Практикум

Тема 8. Риски в мире денег (2 ч.)

 

17

Какие бывают финансовые риски

26.12

 

 

Знание видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

 

 

Практикум

 

18

Что такое финансовые пирамиды

16.01

 

 

 

      19

Проектная работа

23.01

 

 

Защита проекта

 

20

Выполнение тренировочных заданий

30.01

 

 

Тест

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч.)

 

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 ч.)

 

  21

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

6.02

 

 

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций.

Компетенции: оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи

Дискуссия

 

  22

Польза и риски банковских карт

13.02

 

 

Тема 10. Собственный бизнес (2 ч.)

23

 

Что такое бизнес

20.02

 

 

Знание  источников для создания бизнеса и способов защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса.

Практикум, проект

24

Как создать свое дело

27.02

 

 

 

Тема 11. Валюта в современном мире (2 ч.)

 

25

Что такое валютный рынок и как он устроен

6.03

 

 

Знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

 

Практикум

 

26

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

13.03

 

 

Дискуссия

 

27

Проектная работа

20.03

 

 

Защита проекта

 

28

Выполнение тренировочных заданий

3.04

 

 

Тест

 

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч.)

 

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (2 ч.)

 

29

Что такое налоги и зачем их платить

10.04

 

 

Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием).

Компетенции: осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; планировать расходы на уплату налогов

Семинар

 

30

Какие налоги мы платим

17.04

 

 

 

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (1 ч.)

31

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

24.04

 

 

Пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

Компетенции: рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Дискуссия

32

Проектная работа

8.05

 

 

Защита проекта

 

33

Итоговый контроль

15.05

 

 

.

Тест

 

34

Повторение

22.05

 

 

 

 

 

 

Итого:

34 часа.

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г

Пояснительная записка В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе…

Пояснительная записка В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе…

Требования к предметным результатам освоения курса: — владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,…

Требования к предметным результатам освоения курса: — владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,…

Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений

Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; – читать договор страхования; – рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; – защитить личную информацию,…

Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; – читать договор страхования; – рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; – защитить личную информацию,…

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий

Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий

Приложение к рабочей программе по основам финансовой грамотности 8-9 класс

Приложение к рабочей программе по основам финансовой грамотности 8-9 класс

Понятия: контроль расходов семьи

Понятия: контроль расходов семьи

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца 5

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца 5

Компетенции: оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи

Компетенции: оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи

Что такое налоги и зачем их платить 10

Что такое налоги и зачем их платить 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020