Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Всеволожска
|
|
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
для 8 – 9 классов
2018 – 2019 учебный год
1. Пояснительная записка
В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
2. Структура курса и тематический план
Структура курса
Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
Раздел 1 |
Управление денежными средствами семьи |
8 |
Раздел 2 |
Способы повышения семейного благосостояния |
6 |
Раздел 3 |
Риски в мире денег |
7 |
Раздел 4 |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем |
8 |
Раздел 5 |
Человек и государство: как они взаимодействуют |
5 |
Итого: |
34 |
Тематический план
В тематическом плане указаны темы каждого занятия, включая занятие контроля по каждому разделу, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся. (См. Приложение)
3. Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.
Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений
Личностные характеристики и установки:
Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.
Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
5. Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.
6. Список литературы и интернет-источников
1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)
16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
Приложение к рабочей программе
по основам финансовой грамотности 8-9 класс
Липсиц, И.В., Рязанова, О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 8 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
|
Элементы содержания |
Вид контроля |
|
По плану |
Корректировка |
|||||
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч.)
|
|
|||||
Тема 1. Происхождение денег (2 ч.) |
|
|||||
1 |
Деньги: что это такое? |
5.09
|
|
Понятия: эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию. |
|
|
2 |
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи |
12.09
|
|
|
|
|
Тема 2. Источники денежных средств семьи (2 ч.) |
|
|||||
3 |
Какие бывают источники доходов |
19.09
|
|
Понятия: структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние Семьи. Знание факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; |
Опрос |
|
4 |
От чего зависят личные и семейные доходы |
26.09
|
|
Познавательные задачи |
|
|
Тема 3. Контроль семейных расходов (1 ч.) |
|
|||||
5 |
Как контролировать семейные расходы и зачем это делать |
3.10
|
|
Понятия: контроль расходов семьи. Знание статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. |
Опрос |
|
Тема 4. Построение семейного бюджета (2 ч.) |
|
|||||
6 |
Что такое семейный бюджет и как его построить |
10.10
|
|
Понятия: семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Знание статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. |
Практикум |
|
7 |
Как оптимизировать семейный бюджет |
17.10
|
|
|
||
8 |
Проектная работа |
|
|
Осуществление проектной работы, проведение контроля |
|
|
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч.) |
|
|||||
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2 ч.) |
|
|||||
9 |
Для чего нужны финансовые организации |
24.10
|
|
Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. |
Дискуссия
|
|
10 |
Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций |
7.11
|
|
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) |
|
|
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (2 ч.) |
|
|||||
11 |
Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах |
14.11
|
|
Компетенции: оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; откладывать деньги на определённые цели; выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. |
Выполнение тренировочных заданий |
|
12 |
Проектная работа (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) |
21.11 |
|
|
||
13 |
Выполнение тренировочных заданий |
28.11 |
|
|
||
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч.) |
|
|||||
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (3 ч.) |
|
|||||
14 |
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца |
5.12
|
|
Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования |
Тест |
|
15 |
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы |
12.12
|
|
Опрос |
|
|
16 |
Чем поможет страхование |
19.12
|
|
Практикум |
||
Тема 8. Риски в мире денег (2 ч.) |
|
|||||
17 |
Какие бывают финансовые риски |
26.12
|
|
Знание видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
|
Практикум |
|
18 |
Что такое финансовые пирамиды |
16.01
|
|
|
||
19 |
Проектная работа |
23.01
|
|
Защита проекта |
|
|
20 |
Выполнение тренировочных заданий |
30.01
|
|
Тест |
||
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч.) |
|
|||||
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 ч.) |
|
|||||
21 |
Что такое банк и чем он может быть вам полезен |
6.02
|
|
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций. Компетенции: оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи |
Дискуссия |
|
22 |
Польза и риски банковских карт |
13.02
|
|
|||
Тема 10. Собственный бизнес (2 ч.) |
||||||
23 |
Что такое бизнес |
20.02
|
|
Знание источников для создания бизнеса и способов защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса. |
Практикум, проект |
|
24 |
Как создать свое дело |
27.02
|
|
|
||
Тема 11. Валюта в современном мире (2 ч.) |
|
|||||
25 |
Что такое валютный рынок и как он устроен |
6.03
|
|
Знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
|
Практикум |
|
26 |
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте |
13.03
|
|
Дискуссия |
|
|
27 |
Проектная работа |
20.03
|
|
Защита проекта |
|
|
28 |
Выполнение тренировочных заданий |
3.04
|
|
Тест |
|
|
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч.) |
|
|||||
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (2 ч.) |
|
|||||
29 |
Что такое налоги и зачем их платить |
10.04
|
|
Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием). Компетенции: осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; планировать расходы на уплату налогов |
Семинар |
|
30 |
Какие налоги мы платим |
17.04
|
|
|
||
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (1 ч.) |
||||||
31 |
Что такое пенсия и как сделать ее достойной |
24.04
|
|
Пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений. Компетенции: рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры. |
Дискуссия |
|
32 |
Проектная работа |
8.05
|
|
Защита проекта |
|
|
33 |
Итоговый контроль |
15.05
|
|
. |
Тест |
|
34 |
Повторение |
22.05
|
|
|
|
|
|
Итого: 34 часа. |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.