ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основе:
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
· Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
• совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
• развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
• обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ и согласно учебному плану школы на изучение предмета в начальной школе выделяется во 2-х классах по 68 ч., (2ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Во вторых классах содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся, с учетом местных особенностей работы школы, а также расширяет изучение темы подвижных и спортивных игр за счет увеличения часов на подвижные игры на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Основы знаний о физической культуре (теоретические сведения) изучаются в процессе урока в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, и развития двигательных способностей.
Это позволяет решать дополнительные задачи:
• укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, содействие физическому развитию через освоение видов спорта, преобладающих в регионе(лыжи);
• дозирование физических нагрузок с учетом климатических условий Севера;
• развитие интереса к подвижным играм, видам спорта, преобладающим в регионе.
Обучение ведется по следующему учебному пособию:
· Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2013.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
· умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
· умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
· умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
Метапредметные результаты освоения предмета
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
Предметные результаты освоения предмета
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Раздел программы |
Содержание |
Знания о физической культуре: (в процессе урока)
Способы физкультурной деятельности: (в процессе урока)
Физическое совершенствование:
14ч.
20ч.
20ч.
14ч.
|
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». Акробатические упражнения: из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях. Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами. Легкая атлетика. Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов, повторное пробегание отрезков. Броски: большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание: малого мяча на дальность из-за головы через плечо на дальность и в цель. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 180°, по разметкам, прыжки со скакалкой, прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки. Лыжные гонки. Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски : основной стойке. Подъем: «лесенкой». Торможение: «плугом», повороты переступанием в движении, прохождение дистанции до 1,5 км. Подвижные игры. На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:«Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами». На материале раздела «Легкая атлетика»:«Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка». На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах). На материале раздела «Спортивные игры»: Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне». Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок». Общеразвивающие физические упражнения. на развитие основных физических качеств: • основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые в движении и на месте; • комплексы ОРУ различной координационной сложности; • на развитие основных физических качеств; • правильной осанки. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 А
Учитель: Перфильева Маргарита Альбертовна
№
п/п |
№ урока в теме |
Тема |
Дата |
|
План |
факт |
|||
РАЗДЕЛ 1 «Легкая атлетика» ( 10ч ) «Подвижные игры» (8ч) |
||||
1 |
1 |
Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Игры с элементами бега. |
|
|
2 |
2 |
Ускорения до30м, бег с изменением направления, эстафетный бег. Игры. |
|
|
3 |
3 |
Контрольный тест-30м. Игра «Смена сторон». Понятия: «эстафета», «старт», «финиш». |
|
|
4 |
4 |
Прыжки: с поворотом на 90-180; в длину с места. Челночный бег 3 по10м. Игра «Хитрая лиса». |
|
|
5 |
5 |
Обучение разбегу и отталкиванию в прыжках в длину с разбега. Контрольный тест –челночный бег 3 по 10м. |
|
|
6 |
6 |
Совершенствование техники разбега и отталкивания в прыжках в длину с разбега. Бег 200м. |
|
|
7 |
7 |
Контрольный тест-прыжок в длину с места. Беседа: ходьба, бег, прыжки. |
|
|
8 |
8 |
Равномерный бег 4 мин. Игра «К своим флажкам». |
|
|
9 |
9 |
Контрольный тест-бег1000м. Обучение метанию мяча на дальность. Игра «Перестрелка. |
|
|
10 |
10 |
Совершенствование метания мяча. Многоскоки. Эстафеты с мячом. |
|
|
11 |
11 |
Инструктаж по ТБ на уроках баскетбола. Ловля и передача мяча на месте. Игра «Школа мяча». |
|
|
12 |
12 |
Ловля и передача мяча в движении. Беседа: упражнения для формирования правильной осанки. |
|
|
13 |
13 |
Обучение технике ведения мяча на месте. Игра «Мяч капитану». |
|
|
14 |
14 |
Обучение технике ведения мяча в движении. Стойки, передвижения, броски. |
|
|
15 |
15 |
Работа в парах, тройках. Совершенствование ловли и передачи мяча. Игра «Вышибалы». |
|
|
16 |
16 |
Обучение технике бросков в кольцо и мишень. Игра «Мяч в корзину». |
|
|
17 |
17 |
Совершенствование разученных элементов владения мячом. Игры и эстафеты по выбору учащихся. |
|
|
18 |
18 |
Игры с мячом. Беседа: Значение закаливания для укрепления здоровья. |
|
|
РАЗДЕЛ 2 «Гимнастика» (14ч) |
||||
19 |
1 |
Правила ТБ на уроках гимнастики. Построение в шеренгу и колонну. Игра «Становись-разойдись». |
|
|
20 |
2 |
Размыкание и смыкание. Перекаты в группировке. Игра «Смена мест». |
|
|
21 |
3 |
Перестроение из одной шеренги в 2 и обратно. Перекаты. Беседа: осанка и ее значение. |
|
|
22 |
4 |
Обучение кувырку вперед. Перестроение. Игра «Колдунчик». |
|
|
23 |
5 |
Обучение стойке на лопатках согнув ноги. Игра «Запрещенное движение». |
|
|
24 |
6 |
Совершенствование кувырка вперед. Комплекс силовых упражнений. Игра «Мышеловка». |
|
|
25 |
7 |
Совершенствование стойки на лопатках. Упражнения для правильной осанки. |
|
|
26 |
8 |
«Мост» из положения лежа. Контрольный тест-упражнение на пресс. Игра «Салют». |
|
|
27 |
9 |
Контрольный тест – акробатическая комбинация. Упражнения для правильной осанки. Игра «Найди пару». |
|
|
28 |
10 |
Обучение лазанию по канату. Игры по желанию детей. |
|
|
29 |
11 |
Ползание по гимнастической скамейке. Поднимание прямых ног из виса. Игры. |
|
|
30 |
12 |
Лазание по канату. Обучение прыжкам на скакалке. Эстафеты. |
|
|
31 |
13 |
Контрольный тест – лазание по канату. Прыжки на скакалке. Игра «Удочка». |
|
|
32 |
14 |
Контрольный тест - прыжки через скакалку за 30 сек.Передвижение по бревну. Эстафеты. |
|
|
РАЗДЕЛ 3 «Лыжная подготовка» (20ч) |
||||
33 |
1 |
Правила ТБ на уроках лыжной подготовки. Беседа: значение лыжного спорта для укрепления здоровья. |
|
|
34 |
2 |
Правила переноски лыж. Скользящий шаг без палок. |
|
|
35 |
3 |
Правила надевания лыжных палок. Скользящий шаг с палками. |
|
|
36 |
4 |
Обучение отталкиванию лыжными палками. Скользящий шаг с палками. |
|
|
37 |
5 |
Попеременный двухшажный ход |
|
|
38 |
6 |
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода (работа рук). |
|
|
39 |
7 |
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода (работа ног). |
|
|
40 |
8 |
Согласованность движений рук и ног. Игра «Общий старт» |
|
|
41 |
9 |
Повороты переступанием вокруг пяток лыж. Прохождение в равномерном темпе 1 км. |
|
|
42 |
10 |
Повороты переступанием в движении. Скоростные отрезки 10м., 20м. |
|
|
43 |
11 |
Обучение подъему «лесенкой», спуску в основной стойке. |
|
|
44 |
12 |
Спуски в основной и низкой стойках, Прохождении дистанции 500м. |
|
|
45 |
13 |
Ознакомление с техникой одновременного двухшажного хода. Спуски, подъемы. |
|
|
46 |
14 |
Спуски с гор. Торможение «плугом». Подвижные игры с палками. |
|
|
47 |
15 |
Прохождение на лыжах в режиме умеренной интенсивности. Игры. |
|
|
48 |
16 |
Контрольный тест - Прохождение дистанции на результат 1км. Игры на лыжах. |
|
|
49 |
17 |
Игры с метанием снежков в горизонтальную цель. |
|
|
50 |
18 |
Эстафеты на лыжах. |
|
|
51 |
19 |
Передвижение на лыжах до 1,5 км. Спуски с гор. |
|
|
52 |
20 |
Игры с метанием снежков. Подвижные народные игры. |
|
|
РАЗДЕЛ 4 «Легкая атлетика» (10ч) « Подвижные игры» ( 6 ч) |
||||
53 |
1 |
Правила ТБ на уроках по легкой атлетике. Ходьба и бег с изменением темпа. Эстафеты. |
|
|
54 |
2 |
Правила ТБ на уроках подвижных игр. Игры и упражнения с мячами. «Охотники и утки». |
|
|
55 |
3 |
Эстафеты с предметами. Игра «Вороны и воробьи». |
|
|
56 |
4 |
Промежуточная итоговая аттестация |
|
|
57 |
5 |
Челночный бег 3 по 10м, ускорения из различных стартовых положений. Игра «Вызов номеров» |
|
|
58 |
6 |
Контрольный тест - челночный бег 3 по 10м. |
|
|
59 |
7 |
Игры с метанием. Разучивание игры «Снайпер». |
|
|
60 |
8 |
Встречная эстафета. Передача эстафетной палочки. |
|
|
61 |
9 |
Разучивание народных подвижных игр «Караси и щука», «Салки». |
|
|
62 |
10 |
Медленный равномерный бег 4 мин. Игра «Хитрая лиса». |
|
|
63 |
11 |
Упражнения и народные игры со скакалками: «Удочка», «Успей пробежать». |
|
|
64 |
12 |
Контрольный тест -прыжки в длину с места. Игра «Мышеловка». |
|
|
65 |
13 |
Разучивание разных видов игры «Классы». |
|
|
66 |
14 |
Контрольный тест - метание мяча вдаль. Игра «Точно в мишень». |
|
|
67 |
15 |
Прыжки в длину с места. Игра «Пустое место». |
|
|
68 |
16 |
Игра в футбол по упрощенным правилам.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.