Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №23» городского округа Саранск Республики Мордовия
«Рассмотрено» Заседание кафедры «Математика, физика, информатика» Руководитель кафедры ____________________ /М.Е. Зимина Протокол № 1 от 30.08.2022 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________ /О.Г.Холопова
|
«Утверждаю» Директор гимназии _______________________ /М.С.Горлышкин Приказ № 123 от 30.08.2022г. |
Рабочая программа
Физика
10 А,Б классы
Составитель программы: Е.А. Иконникова,
учитель физики,
первая квалификационная категория
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Физика» для 10 класса является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МОУ “Гимназия №23” на 2022-2023 учебный год.
Перечень нормативных документов, на основании которых составлена рабочая программа:
Программа по физике для учащихся 10 классов составлена на основе:
в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования
· Школьного учебного плана МОУ «Гимназия №23» на 2022-2023 учебный год;
Изменения в программе для детей с ОВЗ
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения. Для обучающегося с ОВЗ все темы курса остаются без изменения. Темы, которые носят ознакомительный характер, служат резервом для увеличения часов на уроки повторения и закрепления тех тем, при изучении которых дети с ОВЗ могут испытывать затруднения.
В календарно-тематическом планировании на 2021-2022 учебный год предусмотрены занятия в дистанционном режиме при невозможности их проведения в очном формате вследствие тяжелой эпидемиологической ситуации, низких температур окружающей среды, а также перехода образовательной организации на пятидневную очную форму обучения при шестидневной рабочей неделе.
1.Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Физика» направлена на формирование у обучающихся функциональной грамотности и метапредметных умений через выполнение исследовательской и практической деятельности.
В системе естественно-научного образования физика как учебный предмет занимает важное место в формировании научного мировоззрения и ознакомления обучающихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства и бытового технического окружения человека; в формировании собственной позиции по отношению к физической информации, полученной из разных источников.
Успешность изучения предмета связана с овладением основами учебно-исследовательской деятельности, применением полученных знаний при решении практических и теоретических задач.
В соответствии с ФГОС СОО образования физика изучается на базовом уровне.
Изучение физики на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Содержание базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; для принятия решений в повседневной жизни.
Примерная программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.
Цели и задачи:
- формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
- овладение основополагающими физическими закономерностями, законами и теориями; расширение объёма используемых физических понятий, терминологии и символики;
- приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; понимание физической сущности явлений,
наблюдаемых во Вселенной;
- овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента); овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
- отработка умения решать физические задачи разных уровней сложности;
- приобретение: опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; умений ставить задачи, решать проблемы, принимать решения, искать, анализировать и обрабатывать информацию; ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение: коммуникации, сотрудничества, измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- освоение способов использования физических знаний для решения практических задач, объяснения явлений окружающей действительности,
обеспечения безопасности жизни и охраны природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процесс е приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
- воспитание уважительного отношения к учёным и их открытиям, чувства гордости за российскую физическую науку.
Особенность целеполагания для базового уровня состоит в том, что обучение ориентировано в основном на формирование у обучающихся общей культуры и научного мировоззрения, на использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану предмет физика относится к области естественных наук и на его изучение в 10 классе отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Уровень обучения -базовый.
УМК
· учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика» классический курс. 10 класс» – Москва, Просвещение, 2020 г.
·Шаталина А.В. «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Просвещение, 2017г.
· Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс. Москва «Дрофа»,2011г
· КИМ Физика 10 класс.М: «Вако», 2017г
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
·Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
·Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
·Сформированность целостного мировоззрения.
·Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Метапредметные результаты
При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
·систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
·выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
·заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, разовьют способность к поиску нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
·Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
·анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
·идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
·выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
·ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
·формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
·обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
·Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
·определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
·обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
·определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
·выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
·выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
·составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
·определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
·описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
·планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
·Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
·определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
·систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
·отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
·оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
·находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
·работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
·устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
·сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
·Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
·определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
·анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
·свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
·оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
·обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
·фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
·Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
·наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
·соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
·принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
·самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
·ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
·демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
·Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
·подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
·выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
·выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
·объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
·выделять явление из общего ряда других явлений;
·определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
·строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
·строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
·излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
·самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
·вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
·объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
·выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
·делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
·Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
·обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
·определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
·создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
·строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
·создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
·преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
·переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
·строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
·строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
·анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
·Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
·находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
·ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
·устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
·критически оценивать содержание и форму текста.
·Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
·определять свое отношение к природной среде;
·анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
·проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
·прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
·распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Коммуникативные УУД
·Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
·определять возможные роли в совместной деятельности;
·играть определенную роль в совместной деятельности;
·принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
·определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
·строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
·корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
·критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
·предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
·выделять общую точку зрения в дискуссии;
·договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
·организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
·устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
·Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
·определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
·отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
·представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
·соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
·высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
·принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
·создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
·использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
·использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
·делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
·Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
·целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
·выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
·выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
·использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
·использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
·создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
·соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
·понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
·распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
·ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
·понимать роль эксперимента в получении научной информации;
·проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
·проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
·проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
·анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
·понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
·использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
·осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
·использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
·сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
·самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
·воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
·создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
·распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
·описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
·анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
·различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
·решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
·различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
·находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
·распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
·описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
·анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
·различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
·приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
·решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
·различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
·находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
·распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
·составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
·использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
·описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
·анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
·приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
·решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
·различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
·использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
·находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
·распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
·описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
·анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
·различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
·приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
·соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
·приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
·понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
·указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
·понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
·указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
·различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
·различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
3. Содержание учебного предмета
3.СОДЕРЖАНИЕ
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Освоение учебного предмета направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественнонаучные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: математика, информатика, химия, биология, география, экология, основы безопасности жизнедеятельности.
Раздел I. Введение. Физика и познание мира (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.
Раздел II. Механика (24 ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Фронтальные лабораторные работы
1. Изучение движения тела, брошенного горизонтально
2. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
3. Измерение жесткости пружины
4. Измерение коэффициента трения скольжения
5. Изучение закона сохранения механической энергии
6. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил
Раздел III. Молекулярная физика. Тепловые явления (19 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Определение температуры. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы
Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.
Раздел IV. Электродинамика (18 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Раздел V. Обобщение и повторение (6 ч)
Повторение и закрепление материала за 10 класс.
Тематическое планирование учебного материала
№ |
Наименование разделов/тем |
Количество часов |
||
По программе |
На проведение контрольных работ |
На проведение лабораторных работ |
||
1 |
Введение. Физика и познание мира |
1 |
|
|
2 |
РАЗДЕЛ II. МЕХАНИКА
|
24 |
1 |
|
2.1 |
Кинематика |
8 |
|
2 |
2.2 |
Динамика и силы в природе
|
9 |
|
2 |
2.3 |
Закон сохранения в механике. Статика
|
8 |
|
2 |
3 |
РАЗДЕЛ III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
19 |
1 |
|
3.1 |
Основы молекулярно-кинетической теории
|
8 |
1 |
1 |
3.2 |
Термодинамика
|
7 |
|
|
4 |
РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
|
18 |
|
|
4.1 |
Электростатика
|
8 |
1 |
|
4.2 |
Постоянный электрический ток
|
10 |
1 |
2 |
5 |
РАЗДЕЛ V. ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
|
6 |
1 |
|
Критерии оценивания работ. Оценка ответов учащихся
· Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
· Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
· Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
· Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
· Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка контрольных работ
· Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
· Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
· Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
· Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы
· Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
· Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
· Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёт
· Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
· Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
· Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда. Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса
Поурочно-тематическое планирование.
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ |
Тема урока |
Тип/форма урока |
Планируемые результаты |
Дата |
||
Освоение предметных знаний |
УУД |
План |
Факт |
|||
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИКА И ПОЗНАНИЕ МИРА (1час) |
||||||
1 |
Физика и познание мира. Инструктаж по ТБ. Повторение материала за 9 класс.
|
Комбинированный урок/ Ознакомительная беседа
|
Понимать сущность метода научного познания мира; раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения; указывать границы применимости механики Ньютона
|
|
7.09 |
|
РАЗДЕЛ II. МЕХАНИКА (24 часа)
|
||||||
Кинематика (8 часов) |
||||||
2 |
Основные понятия кинематики. Повторение материала за 9 класс.
|
Комбинированный урок/ Групповая фронтальная работа
|
Знать различные виды механического движении
|
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цели учебной деятельности Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
|
8.09 |
|
3 |
Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости.
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать смысл физических величин: координата, скорость, ускорение, относительность движения; уметь описывать равномерное прямолинейное
движение
|
14.09 |
|
|
4 |
Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел.
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении; уметь описывать свободное падение
|
15.09 |
|
|
5 |
Решение задач по теме «Кинематика» |
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Решение задач |
21.09 |
|
|
6 |
Лабораторная работа № 1 Изучение движения тела, брошенного горизонтально
|
Урок формирования практических умений/ Работа в парах |
Исследовать движения тела, брошенного горизонтально
|
22.09 |
|
|
7 |
Равномерное движение материальной точки по окружности
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл понятий: частота и период обращения, центростремительное ускорение Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту
|
28.09 |
|
|
8 |
Лабораторная работа № 2 Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
|
Урок формирования практических умений/ Работа в парах |
Исследовать движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
|
29.09 |
|
|
9 |
Кинематика абсолютно твердого тела
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл понятий: поступательное движение, вращательное движение
|
|
5.10 |
|
Динамика и силы в природе (9 ч)
|
||||||
10 |
Масса и сила. Основное утверждение механики
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать смысл величин: масса, сила
|
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Умение формулировать определения, понятия. Личностные УУД: умениеприменять полученные знания на практике Регулятивные УУД: умение определять цель работы. Планировать этапы ее выполнения, оценивать полученный результат Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
|
6.10 |
|
11 |
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл законов Ньютона, Уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов
|
12.10 |
|
|
12 |
Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчета.
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать смысл понятий: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, смысл принципа относительности Галилея.
|
13.10 |
|
|
13 |
Силы в природе. Сила тяжести и вес. Невесомость.
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Уметь различать единицы масс и сил, решать задачи
|
19.10 |
|
|
14 |
Силы упругости и деформация. Закон Гука
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука Знать историю открытия закона всемирного тяготения; падения
|
20.10 |
|
|
15 |
Лабораторная работа № 3 Измерение жесткости пружины
|
Урок формирования практических умений/ Работа в парах |
Опытным путем определить жесткость пружины
|
9.11 |
|
|
16 |
Силы трения
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, сила тяжести, невесомость, сила трения
|
10.11 |
|
|
17 |
Лабораторная работа №с4 «Измерение коэффициента трения скольжения» |
Урок формирования практических умений/ Работа в парах |
Опытным путем измерить коэффициент трения скольжения |
16.11 |
|
|
Закон сохранения в механике. Статика (8 ч)
|
||||||
18 |
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. Знать/понимать смысл закона сохранения импульса Уметь объяснять и описывать реактивное движение и его использование |
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
|
17.11 |
|
19 |
Механическая работа и мощность силы.
|
Урок ознакомления с новым материалом/Лекция, составление опорного конспекта
|
Знать/понимать смысл физических величин: механическая работа, мощность, энергия
|
23.11 |
|
|
20 |
Энергия. Кинетическая энергия.
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Уметь вычислять работу сил тяжести и упругости, потенциальную и кинетическую энергию тела
|
24.11 |
|
|
21 |
Консервативные силы. Потенциальная энергия.
|
Комбинированный урок / Самостоятельная работа
|
Знать/понимать смысл закона сохранения энергии в механике Уметь применять полученные знания при решении задач
|
30.11 |
|
|
22 |
Лабораторная работа № 5 Изучение закона сохранения механической энергии
|
Урок формирования практических умений/ Работа в парах |
Исследование закона сохранения механической энергии
|
1.12 |
|
|
23 |
Динамика вращательного движения тела. Равновесие тел.
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать виды равновесия и его законы
|
7.12 |
|
|
24 |
Лабораторная работа № 6 Изучение равновесия тела под действием нескольких сил
|
Урок формирования практических умений/ Работа в парах |
Исследование равновесия тела под действием нескольких сил
|
8.12 |
|
|
25 |
Контрольная работа № 1 по темам «Кинематика», «Динамика. Силы в природе», «Законы сохранения в механике»
|
Урок контроля/ Контрольная работа
|
Уметь применять полученные знания при решении задач
|
14.12 |
|
|
РАЗДЕЛ III. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (19 ч)
|
||||||
Основы молекулярно-кинетической теории (8 ч)
|
||||||
26 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Агрегатные состояния тел.
|
Урок ознакомления с новым материалом/ Лекция, составление опорного конспекта
|
Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула; основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества Знать/понимать смысл величин: молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро; основные характеристики движения и взаимодействия молекул уметь решать задачи на данную тему
|
Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения
|
15.12 |
|
27 |
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа
|
Урок ознакомления с новым материалом/ Лекция, составление опорного конспекта
|
Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ
|
21.12 |
|
|
28 |
Полугодовая контрольная работа
|
Урок контроля/ Контрольная работа
|
Уметь применять полученные знания при решении задач
|
22.12 |
|
|
29 |
Температура и тепловое равновесие.
|
Урок ознакомления с новым материалом/ Лекция, составление опорного конспекта
|
Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана
|
|
|
|
30 |
Определение температуры. Энергия теплового движения молекул
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре
|
|
|
|
31 |
Уравнение состояния идеального газа
|
Комбинированный урок / Самостоятельная работа
|
Знать уравнение состояния идеального газа; уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева-Клапейрона
|
|
|
|
32 |
Газовые законы
|
Комбинированный урок / Самостоятельная работа
|
Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля
|
|
|
|
33 |
Лабораторная работа № 7 Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака
|
Урок формирования практических умений/Работа в парах
|
Проверка опытным путем закона Гей-Люссака
|
|
|
|
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4 ч)
|
||||||
34 |
Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.
|
Урок ознакомления с новым материалом/Лекция, составление опорного конспекта
|
Знать/понимать смысл понятия «реальный газ»
|
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы
|
|
|
35 |
Влажность воздуха
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл величин: относительная влажность, парциальное давление; уметь решать задачи на данную тему
|
|
|
|
36 |
Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела
|
Комбинированный урок / Самостоятельная работа
|
Знать/понимать смысл величин: относительная влажность, парциальное давление; уметь решать задачи на данную тему . Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел
|
|
|
|
37 |
Контрольная работа № с2 по теме «Основы МКТ» |
Урок контроля/ Контрольная работа
|
Уметь применять полученные знания при решении задач
|
|
|
|
Термодинамика (7 ч)
|
||||||
38 |
Внутренняя энергия
|
Урок применения знаний и умений/ Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл величины «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии
|
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
|
|
|
39 |
Работа в термодинамике
|
Урок применения знаний и умений/ Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл понятий: количество теплоты, работа; уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии
|
|
|
|
40 |
Теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса
|
Урок применения знаний и умений/ Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл первого закона термодинамики; уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа
|
|
|
|
41 |
Первый закон (начало) термодинамики
|
Урок применения знаний и умений/ Индивидуальная работа
|
Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов
|
|
|
|
42 |
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики
|
Урок применения знаний и умений/ Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл второго закона термодинамики
|
|
|
|
43 |
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей
|
Комбинированный урок / Самостоятельная работа |
Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД
|
|
|
|
44 |
Контрольная работа № 3 по теме «Термодинамика»
|
Урок контроля/ Контрольная работа
|
Уметь применять полученные знания при решении задач
|
|
|
|
РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (19 ч)
|
||||||
Электростатика (8 ч)
|
||||||
45 |
Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать смысл физических величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; знать смысл закона сохранения заряда Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия |
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
|
|
|
46 |
Электрическое поле. Напряженность. Поле точечного заряда.
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать смысл величины «напряжённость», уметь вычислятьнапряжённость поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости
|
|
|
|
47 |
Проводники и диэлектрики. Потенциальная энергия заряженного тела.
|
Комбинированный урок / Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать работу электростатических сил, понятие потенциальной энергии заряда
|
|
|
|
48 |
Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Знать/понимать смысл разности потенциалов, потенциал электрического поля
|
|
|
|
49 |
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
|
Комбинированный урок / Индивидуальная работа
|
Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков
|
|
|
|
50 |
Связь между напряженностью и напряжением. Эквипотенциальные поверхности.
|
Комбинированный урок/ Самостоятельная работа
|
Знать/понимать основные энергетические характеристики, смысл понятия «эквипотенциальная поверхность»; уметь объяснять и описывать связь напряжённости и разности потенциалов
|
|
|
|
51 |
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора
|
Комбинированный урок/ Самостоятельная работа
|
Знать/понимать смысл величины «электрическая ёмкость»
|
|
|
|
52 |
Контрольная работа №4 по теме «Электростатика»
|
Урок контроля/ Контрольная работа
|
Уметь применять полученные знания при решении задач
|
|
|
|
Постоянный электрический ток (11 ч)
|
||||||
53 |
Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
|
Урок ознакомления с новым материалом/ Лекция, составление опорного конспекта
|
Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин: сила тока, сопротивление, напряжение, ЭДС; смысл закона Ома
|
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, давать определения, понятия. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение составлять план для выполнения заданий учителя. Развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, давать определения, понятия. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между характеристиками. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение составлять план для выполнения заданий учителя. Развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
|
|
|
54 |
Схемы электрических цепей. Последовательное и параллельное соединение проводников.
|
Урок закрепления изученного/ Групповая фронтальная работа
|
Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников
|
|
|
|
55 |
Лабораторная работа №8 Изучение последовательного и параллельного соединений проводников
|
Урок формирования практических умений/ Работа в парах
|
Исследовать последовательное и параллельное соединение проводников
|
|
|
|
56 |
Работы и мощность постоянного тока.
|
Комбинированный урок / Самостоятельная работа
|
Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока
|
|
|
|
57 |
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
|
Комбинированный урок / Самостоятельная работа
|
Знать/понимать смысл величины «электродвижущая сила»; знать формулировку и формулу закона Ома для полной цепи Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи |
|
|
|
58 |
Лабораторная работа № 9 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
|
Урок формирования практических умений/ Работа в парах
|
Опытным путем определять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока
|
|
|
|
59 |
Контрольная работа № 5 «Постоянный ток» |
Урок контроля/ Контрольная работа
|
Уметь решать задачи с применением изученного материала
|
|
|
|
60 |
Электрическая проводимость веществ. Проводимость металлов
|
Урок закрепления изученного/ Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать понятия: собственная и примесная проводимость, уметь объяснять и описывать два вида проводимость металлов, электронно-дырочный переход, назначение принцип действия транзистора
|
|
|
|
61 |
Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость
|
Урок закрепления изученного/ Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать понятия: термоэлектронная эмиссия, катодные лучи
|
|
|
|
62 |
Ток в полупроводниках. Примесная проводимость. Закономерности протекания тока в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях и газах.
|
Урок закрепления изученного/ Групповая фронтальная работа
|
Знать/понимать понятие электролиза; смысл и формулировку закона Фарадея Знать/понимать понятие «плазма», уметь объяснять и описывать существование электрического тока в газах, применение плазмы
|
|
|
|
РАЗДЕЛ V. ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ (6ч)
|
||||||
63 |
Механика
|
Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа
|
Уметь решать задачи с применением изученного материала
|
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
|
|
|
64 |
Термодинамика
|
Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа
|
|
|
||
65 |
Электростатика
|
Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа
|
|
|
||
66 |
Итоговая контрольная работа |
Урок контроля/ Контрольная работа
|
|
|
|
|
67 |
Решение типовых заданий ЕГЭ
|
Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа
|
Уметь решать задачи с применением изученного материала
|
|
|
|
68 |
Решение типовых заданий ЕГЭ
|
Урок повторения и обобщения/ Индивидуальная работа
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.