Рабочая программа по физике 7-9 класс (базовый уровень)

  • docx
  • 02.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа физика 7-9.docx

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АНТРАЦИТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГОУЛНР«АСШ  №9»

________________ Е.А. Антонец «_____»_______________2020 г

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

(базовый уровень)

7- 9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

Тимченко Л. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

1.      Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физике, VII-IX классы, базовый уровень (приказ МОН ЛНР от 27.12.2016г. №483).

2.      Рабочих программ предметной линии учебников «Сферы». 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.А. Артеменков - М.: Просвещение, 2012г.

Общая характеристика учебного предмета

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у учащихся представлений о научной картине мира - важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление учащихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно- исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у учащихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение учащимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.

Учащиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у учащихся

умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить

естественнонаучные исследования и эксперименты, анализировать

полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные

выводы. Изучение предмета «Физика» в части формирования у учащихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература».

Цели изучения физики в основной школе

-        развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

-        понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

-        формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

-        знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

-        приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

-        формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

-        овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

-        понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

 

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты обучения физике

-        сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-        убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

-        самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

-        готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

-        мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

-        формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты обучения физике

-        овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

-        понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

-        формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять

информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и

перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными

задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в

нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

-        приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

-        развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-        освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

-        формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

Предметные результаты обучения физике

Выпускник научится:

-        соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

-        понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

-        ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

-        понимать роль эксперимента в получении научной информации;

-        проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние,

масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность

воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием

дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и

использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;

-        проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

-        анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

-        понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

-        использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

 

Выпускник получит возможность научиться:

-        осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

-        использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

-        сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

-        самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

-        воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 

Учебно - методическая литература

1.      Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. Учебно- методический комплекс для 7 классов общеобразовательных учреждений. - Москва, «Просвещение», 2016 г.

2.      Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. Учебно- методический комплекс для 8 классов общеобразовательных учреждений. - Москва, «Просвещение», 2016 г.

3.      Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. Учебно- методический комплекс для 9 классов общеобразовательных учреждений. - Москва, «Просвещение», 2016 г.

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

7КЛАСС

1.     Физика и мир, в котором мы живём - 7 ч

2.      

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Мир четырёх измерений. Пространство и время. Измерения и точность измерений. Погрешности измерений.

Демонстрации: примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений, портреты учёных, физические приборы, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие связь физики и окружающего мира.

Лабораторные работы: Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Определение объёма твёрдого тела.

 

3.     Строение вещества - 6 ч

4.      

Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и капиллярность. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации: сжимаемость газов, диффузия в газах и жидкостях, модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения, сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда, сцепление свинцовых цилиндров, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение вещества.

Лабораторные работы: Измерение размеров малых тел.

 

5.     Движение, взаимодействие, масса - 10 ч

6.      

Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчёта. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение. Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Демонстрации: равномерное прямолинейное движение, относительность движения, равноускоренное движение, свободное падение тел в трубке Ньютона, направление скорости при равномерном движении по окружности, явление инерции, взаимодействие тел, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.

Лабораторные работы: Определение плотности твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

 

7.     Силы вокруг нас - 9 ч

8.      

Сила. Сила тяжести. Правило сложения сил. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.

Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации пружины, сложение сил, сила трения, невесомость, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.

Лабораторные работы:

Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины.

 

9.     Давление твёрдых тел, жидкостей и газов – 12 ч

 

Давление твёрдых тел. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины.

Демонстрации: зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры, закон Паскаля, гидравлический пресс, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.

Лабораторные работы: Определение давления эталона килограмма.

6. Атмосфера и атмосферное давление - 4 ч Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торричелли. Приборы для измерения давления.

Демонстрации: обнаружение атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометром - анероидом, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия

 

10. Закон Архимеда. Плавание тел - 6 ч

11.  

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание.

Демонстрации: закон Архимеда, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.

Лабораторные работы:

Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело.

 

12. Работа, мощность, энергия. Простые механизмы  - 14 ч

13.  

Работа. Мощность. Энергия. Потенциальная энергия

взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения

механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.

Демонстрации: изменение энергии тела при совершении работы, превращение механической энергии из одной формы в другую, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия. Лабораторные работы:

Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.

Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Момент силы. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации: простые механизмы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия. Лабораторные работы:

Проверка условия равновесия рычага.

Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости.

14. Итоговое повторение - 3 ч

 

8 КЛАСС

1. Внутренняя энергия - 8 ч

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Демонстрации: принцип действия термометра, изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче, теплопроводность различных материалов, конвекция в жидкостях и газах, теплопередача путём излучения, сравнение удельных теплоёмкостей различных веществ.

Лабораторные работы: Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса. Измерение удельной теплоёмкости вещества.

 

2. Изменение агрегатного состояния вещества - 7 ч

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчёт количества теплоты при теплообмене.

Демонстрации: явление испарения, кипение воды, постоянство температуры кипения жидкости, явления плавления и кристаллизации, измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

 

3. Тепловые двигатели - 2 ч

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя.

Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразование энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации: устройство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания, устройство паровой турбины

 

4. Электрический заряд. Электрическое поле - 5 ч

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

Демонстрации: электризация тел, два рода электрических зарядов, устройство и действие электроскопа, проводники и изоляторы, электризация через влияние, перенос электрического заряда с одного тела на другое, закон сохранения электрического заряда.

 

5. Электрический ток - 9 ч

 Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах.

Демонстрации: источники постоянного тока, составление электрической цепи, электрический ток в электролитах, электролиз, электрический разряд в газах, измерение силы тока амперметром, измерение напряжения вольтметром, зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Лабораторные работы:

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных её участках.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.

 

6. Расчёт характеристик электрических цепей - 9 ч

Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

Демонстрации: наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи, измерение силы тока в разветвлённой электрической цепи, изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, удельное сопротивление, реостат и магазин сопротивлений, измерение напряжений в последовательной электрической цепи. Лабораторные работы:

Регулирование силы тока реостатом.

Измерение работы и мощности электрического тока.

 

7. Магнитное поле - 5 ч

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель.

Демонстрации: опыт Эрстеда, магнитное поле тока, действие магнитного поля на проводник с током, устройство электродвигателя.

Лабораторные работы:

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Изучение принципа работы электродвигателя.

 

8. Основы кинематики – 9 ч

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Демонстрации: равномерное прямолинейное движение, относительность движения, равноускоренное движение.

Лабораторные работы: Изучение равномерного прямолинейного движения.

Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения.

 

9. Основы динамики - 7 ч

Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Взаимодействие тел. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации: явление инерции, взаимодействие тел, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона, закон сохранения импульса, реактивное движение.

 

15. Повторение за 7 класс. Итоговое повторение - 7 ч

16.  

9 КЛАСС

 

1. Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация - 9 ч

Движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально, под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли.

Демонстрации: равномерное движение по окружности. Лабораторные работы: Изучение движения тел по окружности.

 

2. Механические колебания и волны - 9 ч

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Использование колебаний в технике.

Демонстрации: наблюдение колебаний тел, наблюдение механических

волн.

Лабораторные работы:

Изучение колебаний нитяного маятника. Изучение колебаний пружинного маятника.

Измерение ускорения свободного падения спомощью математического маятника.

 

3. Звук - 6ч

Звуковые волны, источники звука. Характеристики звука. Отражение звука. Резонанс. Ультразвук и инфразвук.

Демонстрации: звуковые колебания, условия распространения звука.

 

4. Электромагнитные колебания - 7 ч

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения

электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Демонстрации: электромагнитная индукция, правило Ленца, самоиндукция, получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле, устройство генератора переменного тока, устройство генератора постоянного тока, устройство трансформатора, передача электрической энергии, электромагнитные колебания, свойства электромагнитных волн, принцип действия микрофона и громкоговорителя, принципы радиосвязи.

Лабораторные работы: Наблюдение явления электромагнитной индукции.

 

5. Геометрическая оптика - 10 ч

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Формула линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Демонстрации: прямолинейное распространение света, отражение света, преломление света, ход лучей в собирающей линзе, ход лучей в рассеивающей линзе, получение изображений с помощью линз, принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата, модель глаза. Лабораторные работы:

Исследование зависимости угла отражения от угла падениясвета. Наблюдение преломления света. Измерение показателя преломления стекла. Получение изображения с помощью линзы.

Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.

 

6.Электромагнитная природа света - 6 ч

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Спектральное разложение. Сплошной и линейчатый спектры. Спектральный анализ.

Демонстрации: дисперсия белого света, получение белого света при сложении света разных цветов.

 

7. Квантовые явления - 9 ч

Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации: наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона, устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц, дозиметр.

Лабораторные работы: Изучение законов сохранения зарядового и массового чисел в ядерных реакциях по фотографиям событий ядерных взаимодействий.

 

8. Строение и эволюция Вселенной - 5 ч

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации: астрономические наблюдения, знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба, наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.

 

17. Повторение за 8 класс. Итоговое повторение - 7ч

 

 

 

 

 

Содержание программного

материала (разделы, темы программы)

Количество часов

всего

7 класс

8 класс

9 класс

1

Физика и мир, в котором мы живем

7

7

 

 

2

Строение вещества

6

6

 

 

3

Движение, взаимодействие, масса

10

10

 

 

4

Силы вокруг нас

9

9

 

 

5

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Атмосфера и атмосферное давление

12

12

 

 

6

Закон Архимеда. Плавание тел

7

7

 

 

7

Работа, мощность, энергия

Простые механизмы. «Золотое правило» механики

14

14

 

 

8

Итоговое повторение

3

3

 

 

 

Всего (7 класс)

68

68

 

 

1

Внутренняя энергия

8

 

8

 

2

Изменение агрегатного состояния вещества

7

 

7

 

3

Тепловые двигатели

2

 

2

 

4

Электрический заряд. Электрическое поле

5

 

5

 

5

Электрический ток

9

 

9

 

6

Расчёт характеристик электрических цепей

9

 

9

 

7

Магнитное поле

5

 

5

 

 

Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс

 

 

 

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

 

Примечание

По плану

По

факту

 

 

 

1.     Физика и мир в котором мы живем (7ч)

 

 

 

1

1

 

Физика – наука о природе

 

 

 

2

2

 

 

Наблюдение и описание физических явлений

 

 

 

3

3

 

 

Измерение физических величин. Международная система единиц

 

 

 

4

4

 

Определение цены деления измерительного прибора. Лабораторная работа

 

 

 

5

5

 

 

Определение объема твердого тела и жидкости. Лабораторная работа

 

 

 

6

6

 

Человек и окружающий его мир

 

 

 

7

7

 

Обобщающий урок по теме «Физика и мир в котором мы живем»

 

 

 

 

 

2.     Строение вещества (6ч)

 

 

 

8

1

Строение вещества. Молекулы и атомы

 

 

 

9

2

Измерение размеров малых тел. Лабораторная работа

 

 

 

10

3

Броуновское движение . Диффузия.

 

 

 

11

4

Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества

 

 

 

12

5

Агрегатные состояния вещества

 

 

 

 

13

6

Строение вещества. Контрольная работа

 

 

 

 

 

3.     Движение, взаимодействие ,масса (10ч)

 

 

 

14

1

Механическое движение

 

 

 

 

15

2

Скорость

 

 

 

16

3

Средняя скорость. ускорение

 

 

 

 

17

4

Решение задач по теме «Движение»

 

 

 

18

5

Инерция

 

 

 

19

6

Взаимодействие тел и масса. Лабораторная работа «Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах»

 

 

 

 

20

7

Плотность и масса

 

 

 

21

8

Определение плотности твердого тела. Лабораторная работа

 

 

 

22

9

Решение задач по теме «Движение, взаимодействие и масса»

 

 

 

23

10

Движение,взаимодействие,масса. Контрольная работа

 

 

 

 

 

4.     Силы вокруг нас (9ч)

 

 

 

24

1

Сила – векторная величина

 

 

 

25

2

Сила тяжести. Закон Всемирного тяготения

 

 

 

26

3

Равнодействующая сила

 

 

 

27

4

Сила упругости. Закон Гука

 

 

 

28

5

Измерение жесткости пружины. Лабораторная работа

 

 

 

29

6

Вес тела. Невесомость

 

 

 

30

7

Сила трения. Трение в природе и технике

 

 

 

31

8

Исследование явления трения. Лабораторная работа

 

 

 

32

9

Силы вокруг нас. Контрольная работа

 

 

 

 

 

5.     Давление твердых тел жидкостей и газов. Атмосфера и атмосферное давление (12ч)

 

 

 

33

1

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления

 

 

 

34

2

Решение задач по теме «Давление»

 

 

 

35

3

Природа давления газов и жидкостей

 

 

 

36

4

Закон Паскаля

 

 

 

37

5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

 

 

 

38

6

Сообщающиеся сосуды

 

 

 

39

7

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

 

 

 

40

8

Вес воздуха. Атмосферное давление

 

 

 

41

9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

 

 

 

42

10

Приборы для измерения давления

 

 

 

43

11

Обобщающий урок по теме «Давление.Атмосферное давление»

 

 

 

44

12

Давление твердых тел,жидкостей и газов.Атмосферное давление. Контрольная работа

 

 

 

 

 

6.     Закон Архимеда. Плаванье тел (7ч)

 

 

 

45

1

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

 

 

 

46

2

Измерение выталкивающей силы. Лабораторная работа

 

 

 

 

47

3

Закон Архимеда

 

 

 

48

4

Плаванье тел. Воздухоплаванье

 

 

 

49

5

Изучение условий плаванья тела. Лабораторная работа

 

 

 

50

6

Решение задач по теме «Закон Архимеда»

 

 

 

51

7

Закон Архимеда. Плаванье тел

Контрольная работа

 

 

 

 

 

7.     Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы. «Золотое правило» механики (14ч)

 

 

 

52

1

Механическая работа

 

 

 

53

2

Мощность

 

 

 

54

3

Энергия .

 

 

 

55

4

Закон сохранения механической энергии

 

 

 

56

5

Источники энергии

 

 

 

57

6

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия»

 

 

 

58

7

Простые механизмы

 

 

 

59

8

Проверка условия равновесия рычага. Лабораторная работа

 

 

 

60

9

Блок и система блоков

 

 

 

61

10

«Золотое правило механики». Коэффициент полезного действия

 

 

 

62

11

Определение КПД наклонной плоскости. Лабораторная работа

 

 

 

63

12

Простые механизмы. Решение задач

 

 

 

64

13

Решение задач по теме «Работа,мощность,энергия,простые механизмы»

 

 

 

65

14

Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы. Контрольная работа

 

 

 

 

 

8.     Итоговое повторение (3ч)

 

 

 

66

1

Повторение. Строение вещества. Силы вокруг нас

 

 

 

67

2

Повторение. Давление. Закон Архимеда

 

 

 

68

3

Повторение. Решение задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

примечание

По плану

По факту

 

 

Повторение (5 ч)

 

 

 

1

1

Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии

 

 

 

2

2

Изучение изменения потенциальной и кинетической энергии тела при движении по наклонной плоскости. Лабораторная работа

 

 

 

3

3

Рычаг и наклонная плоскость. Блок. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия

 

 

 

4

4

Проверка условия равновесия рычага. Лабораторная работа

 

 

 

5

5

Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости. Лабораторная работа

 

 

 

 

 

Внутренняя энергия (8 ч)

 

 

 

6

1

Температура и тепловое движение

 

 

 

7

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

 

 

 

8

3

Виды теплопередачи

 

 

 

9

4

Количество теплоты

 

 

 

10

5

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты

 

 

 

11

6

Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса. Лабораторная работа

 

 

 

12

7

Решение задач по теме «Внутренняя энергия»

 

 

 

13

8

Внутренняя энергия. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Изменение агрегатного состояния вещества (7 ч)

 

 

 

14

1

Агрегатные состояния вещества

 

 

 

15

2

Плавление и отвердевание кристаллических тел

 

 

 

16

3

Удельная теплота плавления. Плавление аморфных тел

 

 

 

17

4

Испарение и конденсация. Насыщенный пар

 

 

 

18

5

Кипение. Удельная теплота парообразования

 

 

 

19

6

Влажность воздуха. Определение влажности воздуха. Лабораторная работа

 

 

 

20

7

Изменение агрегатных состояний вещества. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Тепловые двигатели (2 ч)

 

 

 

21

1

Энергия топлива. Принцип работы теплового двигателя

 

 

 

22

2

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина

 

 

 

 

 

Электрический заряд. Электрическое поле (5 ч)

 

 

 

23

1

Электризация тел. Электрический заряд

 

 

 

24

2

Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда

 

 

 

25

3

Строение атома. Ионы. Природа электризации тел. Закон сохранения заряда

 

 

 

26

4

Электрическое поле

 

 

 

27

5

Обобщающий урок по теме «Электрический заряд. Электрическое поле»

 

 

 

 

 

Электрический ток (9ч)

 

 

 

28

1

Электрический ток. Источники электрического тока

 

 

 

29

2

Электрический ток в различных средах. Примеры действия электрического тока

 

 

 

30

3

Электрическая цепь. Направление электрического тока. Сила тока

 

 

 

31

4

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных ее участках. Лабораторная работа

 

 

 

32

5

Электрическое напряжение

 

 

 

33

6

Измерение напряжения на различных участках цепи. Лабораторная работа

 

 

 

34

7

Электрическое сопротивление. Закон Ома

 

 

 

35

8

Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра. Лабораторная работа

 

 

 

36

9

Электрический ток. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Расчет характеристик электрических цепей (9ч)

 

 

 

37

1

Расчет сопротивления проводника

 

 

 

38

2

Последовательное и параллельное соединение проводников

 

 

 

39

3

Сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников

 

 

 

40

4

Работа электрического тока .Закон Джоуля-Ленца

 

 

 

41

5

Мощность электрического тока

 

 

 

42

6

Измерение работы и мощности электрического тока. Лабораторная работа

 

 

 

43

7

Решение задач по теме «Расчет характеристик электрических цепей»

 

 

 

44

8

Электрический ток. Расчет характеристик электрических цепей. Обобщающий урок

 

 

 

45

9

Расчет характеристик электрических цепей. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Магнитное поле (5ч)

 

 

 

46

1

Магнитное поле прямолинейного тока и катушки с током

 

 

 

47

2

Сборка электромагнита и испытание его действия. Лабораторная работа

 

 

 

48

3

Постоянные магниты

 

 

 

49

4

Действие магнитного поля на проводник с током

 

 

 

50

5

Магнитное поле. Обобщающий урок

 

 

 

 

 

Основы кинематики (9ч)

 

 

 

51

1

Система отсчета. Перемещение

 

 

 

52

2

Перемещение и описание движения

 

 

 

53

3

Графическое представление равномерного прямолинейного движения

 

 

 

54

4

Скорость при неравномерном движении

 

 

 

55

5

Ускорение и скорость при равнопеременном движении

 

 

 

56

6

Перемещение при равнопеременном движении

 

 

 

57

7

Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения. Лабораторная работа

 

 

 

58

8

Решение задач по теме «Основы кинематики»

 

 

 

59

9

Основы кинематики. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Основы динамики (7ч)

 

 

 

60

1

Инерция. Первый закон Ньютона

 

 

 

61

2

Второй закон Ньютона

 

 

 

62

3

Третий закон Ньютона

 

 

 

63

4

Импульс силы. Импульс тела

 

 

 

64

5

Закон сохранения импульса

 

 

 

65

6

Решение задач по теме «Основы динамики»

 

 

 

66

7

Основы динамики. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Итоговое повторение (2ч)

 

 

 

67

1

Повторение. Решение задач

 

 

 

68

2

Повторение. Решение задач

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс

№ П/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата прведения

Примечание

По плану

По факту

 

 

Повторение (5ч)

 

 

 

1

1

Перемещение. Скорость. Ускорение при равноускоренном движении

 

 

 

2

2

Измерение ускорения прямолинейного движения. Лабораторная работа

 

 

 

3

3

Первый и второй законы Ньютона

 

 

 

4

4

Третий закон Ньютона

 

 

 

5

5

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса

 

 

 

 

 

Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация (9ч)

 

 

 

6

1

Движение тела, брошенного вертикально вверх

 

 

 

7

2

Движение тела, брошенного горизонтально

 

 

 

8

3

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

 

 

 

9

4

Движение тела по окружности

 

 

 

10

5

Изучение движения тела по окружности. Лабораторная работа

 

 

 

11

6

Закон Всемирного тяготения

 

 

 

12

7

Движение искусственных спутников Земли

 

 

 

13

8

Гравитация и Вселенная

 

 

 

14

9

Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Механические колебания и волны (9ч)

 

 

 

15

1

Механические колебания

 

 

 

16

2

Маятник. Характеристики колебательного движения

 

 

 

17

3

Период колебаний математического маятника

 

 

 

18

4

Изучение колебаний маятника. Лабораторная работа

 

 

 

19

5

Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника. Лабораторная работа

 

 

 

20

6

Гармонические колебания. Вынужденные колебания

 

 

 

21

7

Волновые явления

 

 

 

22

8

Длина волны. Скорость распространения волны

 

 

 

23

9

Механические колебания и волны. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Звук (6ч)

 

 

 

24

1

Звуковые колебания. Источники звука

 

 

 

25

2

Звуковые волны. Скорость звука

 

 

 

26

3

Громкость звука. Высота и тембр звука

 

 

 

27

4

Отражение звука. Эхо

 

 

 

28

5

Резонанс в акустике

 

 

 

29

6

Ультразвук и инфразвук в природе и технике

 

 

 

 

 

Электромагнитные колебания (7ч)

 

 

 

30

1

Индукция магнитного поля. Однородное магнитное поле. Магнитный поток

 

 

 

31

2

Электромагнитная индукция. Изучение электромагнитной индукции. Лабораторная работа

 

 

 

32

3

Переменный электрический ток

 

 

 

33

4

Электромагнитное поле

 

 

 

34

5

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны

 

 

 

35

6

Практическое применение электромагнетизма

 

 

 

36

7

Электромагнитные колебания. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Геометрическая оптика (10ч)

 

 

 

37

1

Свет. Источники света. Распространение света в однородной среде

 

 

 

38

2

Отражение света

 

 

 

39

3

Изучение законов отражения света. Лабораторная работа

 

 

 

40

4

Плоское зеркало

 

 

 

41

5

Преломление света

 

 

 

42

6

Линзы

 

 

 

43

7

Изображение, получаемое с помощью линзы

 

 

 

44

8

Измерение оптической силы и фокусного расстояния линзы. Лабораторная работа

 

 

 

45

9

Глаз как оптическая система. Оптические приборы

 

 

 

46

10

Геометрическая оптика. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Электромагнитная природа света (6ч)

 

 

 

47

1

Скорость света. Методы определения скорости света

 

 

 

48

2

Разложение белого света на цвета. Дисперсия света

 

 

 

49

3

Интерференция волн

 

 

 

50

4

Интерференция и волновые свойства света

 

 

 

51

5

Дифракция волн. Дифракция света

 

 

 

52

6

Поперечность световых волн

 

 

 

 

 

Квантовые явления (9ч)

 

 

 

53

1

Опыты с катодными лучами. Открытие электрона

 

 

 

54

2

Излучения и спектры. Квантовая гипотеза Планка

 

 

 

55

3

Атом Бора

 

 

 

56

4

Радиоактивность

 

 

 

57

5

Состав атомного ядра

 

 

 

58

6

Ядерные силы и ядерные реакции. Деление и синтез ядер

 

 

 

59

7

Атомная энергетика

 

 

 

60

8

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы

 

 

 

61

9

Квантовые явления. Контрольная работа

 

 

 

 

 

Строение и эволюция Вселенной (5ч)

 

 

 

62

1

Структура Вселенной

 

 

 

63

2

Физическая природа Солнца и звезд

 

 

 

64

3

Спектр электромагнитного излучения

 

 

 

65

4

Рождение и Эволюция Вселенной

 

 

 

66

5

Современные методы исследования Вселенной

 

 

 

 

 

Итоговое повторение (2ч)

 

 

 

67

1

Повторение. Решение задач

 

 

 

68

2

Повторение. Решение задач