Рабочая программа по физике. 7 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по физике. 7 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
физика
03.08.2022
Рабочая программа по физике. 7 класс
Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику И.М.Перышкин, А.И.Иванов
Рабочая программа по физике по 7 классе.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор ____________       /________ /                                                                                                                                        

 

                                                                                                                         30.08.2021 год

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по физике

(уровень программы базовый)

7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Бунина Т.Б.,

учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Программа по физике для 7 класса разработана на основе авторской программы     Е.М. Гутник, М.А. Петровой, О.А. Черниковой «Физика. 7-9 классы» в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования, учебным планом, годовым календарным графиком МБОУ «Гимназия». Авторской программе соответствует учебник И. М. Перышкина, А.И. Иванова «Физика», 7 класс, 2021 год, издательство «Просвещение».

В соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом МБОУ «Гимназия» в 7 классе на изучение предмета «Физика» отведено 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).

Рабочая программа по физике, составленная на основе авторской программы, реализуется в полном объеме.

Планируемые результаты по физике соответствуют результатам, предусмотренным                        в основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Гимназия» и авторской программе.

Планируемые результаты изучения предмета «Физика» в 7 классе.

 

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

·         познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

·         убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

·         самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

·         готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

·         мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

·         ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

 

Модуль «Школьный урок»[1]

У обучающихся будут сформированы:

  • сознательное принятие базовых национальных ценностей;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • уважение к творцам науки и техники;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • готовность к выбору профиля обучения на уровне среднего общего образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования.

 

Обучающиеся получат возможность сформировать:

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовность и способность вести диалог со сверстниками, другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • ответственное отношение к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей;
  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

·         овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

·         понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;

·         воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

·         самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

·         освоению приемов действий в нестандартных ситуациях, овладению эвристическими методами решения проблем;

·         работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·        определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

·        создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач.

·        формированию экологического мышления, применению его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

·        самостоятельно определять цели обучения, ста­вить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познава­тельной деятельности. Обучающийся сможет:

·         самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

·         планировать и корректировать свою индивидуальную об­разовательную траекторию.

·        соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректиро­вать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающиеся получат возможность научиться:

         оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности ее решения.

         определять критерии правильности (корректности) вы­полнения учебной задачи;

         фиксировать и анализировать динамику собственных об­разовательных результатов.

         владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности.

         наблюдать и анализировать собственную учебную и по­знавательную деятельность и деятельность других обучающих­ся в процессе взаимопроверки;

         соотносить реальные и планируемые результаты индиви­дуальной образовательной деятельности и делать выводы;

         принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

         самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

         демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успо­коения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

         организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учета ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

         осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регу­ляции своей деятельности; владение устной и письменной ре­чью, монологической контекстной речью.

Обучающиеся получат возможность научиться:

         целенаправленно искать и использовать информацион­ные ресурсы, необходимые для решения учебных и практиче­ских задач с помощью средств ИКТ;

         выбирать, строить и использовать адекватную информа­ционную модель для передачи своих мыслей средствами естест­венных и формальных языков в соответствии с условиями ком­муникации;

         выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

         использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппарат­ных средств и сервисов) для решения информационных и ком­муникационных учебных задач, в том числе: вычисление, на­писание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание пре­зентаций и др.;

         использовать информацию с учетом этических и право­вых норм;

         создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и пра­вила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Раздел 1. Физика и ее роль в познании окружающего мира

Обучающиеся научатся:

·         понимать физические термины: тело, вещество, материя;

·         проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;

·         понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·           использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

Раздел 2. Механические явления

Обучающиеся научатся:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения;
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·           использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

·           различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

·           находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

 

Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Физика и ее роль в познании окружающего мира

Введение

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика техника.

 

 

Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

 

Раздел 2. Механические явления

Взаимодействие тел

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерение атмосферного давления. Барометр, манометр, насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии

 

 

 

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1.

Физика и ее роль в познании окружающего мира

4

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

6

3.

Взаимодействие тел

23

4.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20

5.

 Работа и мощность. Энергия

13

6.

Итоговое повторение

2

 

Итого

68

 

 

 

 

Приложение. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки (и/или коррекция)

Физика и ее роль в познании окружающего мира. 4 часа

1

Физика — наука о природе. Физические явления,
вещество, тело, материя. Физические свойства тел

 02.09.2021 –        03.09.2021

 

2

Цикл научного познания. Измерение физических величин. Цена деления шкалы прибора. Абсолютная погрешность измерения

 

 

3

Лабораторная работа №1 «Определение показаний измерительного прибора"

 06.09.2021- 10.09.2021

 

4

Современные достижения науки. Роль физики
и ученых нашей страны в развитии технического
прогресса

  

 

Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов

5

Представления о строении вещества. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул

  13.09.2021-  

  17.09.2021

 

6

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела

  

 

7

Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел

 20.09.2021-

 24.09.2021

 

8

Агрегатные состояния вещества.  Объяснение
свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе
молекулярного строения

 

 

9

Лабораторная работа №2 «Определение  размеров малых тел»

 27.09.2021-

 01.10.2021

 

10

Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества»

 

 

Взаимодействие тел.  23 часа

11

Анализ контрольной работы. Механическое движение. Траектория движения тела, путь

 11.10.2021-

 15.10.2021

 

12

Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения

 

13

Скорость равномерного и неравномерного движения

 18.10.2021-

 22.10.2021

 

14

Определение пути, пройденного телом по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел

 

 

15

Решение задач

 25.10.2021-

 29.10.2021

 

16

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении

 

 

17

Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике

 01.11.2021-

 05.11.2021

 

18

Взаимодействие тел.  Изменение скорости тел при взаимодействии

 

19

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы

 08.11.2021-

 12.11.2021

 

20

Лабораторная работа №3 "Измерение массы тела"

 

 

21

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности

 22.11.2021-

 26.11.2021

 

22

Лабораторная работа №4 "Измерение объема твердого тела"

 

 

23

Лабораторная работа №5 "Определение плотности твердого тела"

 29.11.2021-

 03.12.2021

 

24

Контрольная работа №2 "Механическое движение. Масса. Плотность"

 

 

25

Анализ контрольной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

 06.12.2021-

 10.12.2021

 

26

Сила упругости. Закон Гука

 

 

27

Лабораторная работа №6 "Исследование силы упругости"

 13.12.2021-

 17.12.2021

 

28

Связь между силой тяжести и массой тела. Вес тела. Сила тяжести на других планетах

 

 

29

Лабораторная работа №7 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром"

 20.12.2021-

 24.12.2021

 

30

Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила

 

 

31

Сила трения. Трение покоя.  Трение в природе и технике

 27.12.2021-

 30.12.2021

 

32

Лабораторная работа №8 "Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы"

  

 

33

Контрольная работа №3 "Силы"

 10.01.2022-14.01.2022

 

 

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов. 20 часов

34

Анализ контрольной работы. Давление. Способы изменения давления

 

 

35

Решение задач на расчет давления твердого тела

 17.01.2022-

 21.01.2022

 

36

Давление газа

 

 

37

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Решение задач на применение закона Паскаля

 24.01.2022-

 28.01.2022

 

38

Давление в жидкости и газе

 

39

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

 31.01.2022-

 04.02.2022

 

40

Решение задач на расчет гидростатического давления

 

41

Сообщающиеся сосуды

 07.02.2022-

 11.02.2022

 

42

Вес воздуха. Атмосферное давление

 

 

43

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометры

 14.02.2022-

 18.02.2022

 

44

Манометры. Поршневой жидкостный насос

 

 

45

 Гидравлический пресс

 28.02.2022-

 04.03.2022

 

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

 

 

47

Архимедова сила

 

 

48

Лабораторная работа №9 " Изучение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

 07.03.2022-

 11.03.2022

 

49

Плавание тел.

 

 

50

Лабораторная работа №10 "Выяснение условий плавания тел в жидкости"

 14.03.2022-

 18.03.2022

 

51

Плавание судов. Воздухоплавание

 21.03.2022-

 25.03.2022

 

52

Обобщение темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

 

 

53

Контрольная работа №4 "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

 28.03.2022-

 01.04.2022

 

Работа и мощность. Энергия. 13 часов

54

Анализ контрольной работы. Механическая работа. Расчет механической работы

 

55

Мощность. Расчет мощности

 11.04.2022-15.04.2022

 

56

Простые механизмы. Рычаг. Рычаги в природе, быту и технике

 

 

57

Условие равновесия рычага. Момент силы

 18.04.2022-

 22.04.2022

 

58

Лабораторная работа №11 "Выяснение условий равновесия рычага"

 

 

59

Блоки. "Золотое правило" механики

 25.04.2022-

 29.04.2022

 

60

Центр тяжести тела. Виды равновесия тел

 

 

61

Коэффициент полезного действия

 02.05.2022-

 06.05.2022

 

62

 Лабораторная работа №12 "Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости"

 

63

Энергия. Виды механической энергии

 09.05.2022-

 13.05.2022

 

64

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

 

65

Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия»

 16.05.2022- 

 20.05.2022

 

66

Контрольная работа №5 по теме: «Работа и мощность. Энергия»

 

 

Повторение. Итоговый контроль. 2 часа

67

Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение

 23.05.2022-

 27.05.2022

 

68

Итоговая контрольная работа

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания НМК учителей естественных наук

от 26.08.2021 №1.

 Руководитель НМК___________________/_________/

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР______________/___________/

Дата____27.08.2021


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Рабочая программа воспитания введена Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

Пояснительная записка Программа по физике для 7 класса разработана на основе авторской программы

Пояснительная записка Программа по физике для 7 класса разработана на основе авторской программы

Обучающиеся получат возможность сформировать: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,…

Обучающиеся получат возможность сформировать: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,…

Обучающиеся получат возможность научиться: · определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние,…

Обучающиеся получат возможность научиться: · определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние,…

Обучающиеся получат возможность научиться: • целенаправленно искать и использовать информацион­ные ресурсы, необходимые для решения учебных и практиче­ских задач с помощью средств

Обучающиеся получат возможность научиться: • целенаправленно искать и использовать информацион­ные ресурсы, необходимые для решения учебных и практиче­ских задач с помощью средств

КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,…

КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,…

Первоначальные сведения о строении вещества

Первоначальные сведения о строении вещества

Приложение. Календарно-тематическое планирование № п/п

Приложение. Календарно-тематическое планирование № п/п

Определение пути, пройденного телом по формуле и с помощью графиков

Определение пути, пройденного телом по формуле и с помощью графиков

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Лабораторная работа №11 "Выяснение условий равновесия рычага" 59

Лабораторная работа №11 "Выяснение условий равновесия рычага" 59
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2022