Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ____________ /________ /
30.08.2021 год
Рабочая программа по физике
(уровень программы базовый)
7 класс
Составитель: Бунина Т.Б.,
учитель физики
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа по физике для 7 класса разработана на основе авторской программы Е.М. Гутник, М.А. Петровой, О.А. Черниковой «Физика. 7-9 классы» в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования, учебным планом, годовым календарным графиком МБОУ «Гимназия». Авторской программе соответствует учебник И. М. Перышкина, А.И. Иванова «Физика», 7 класс, 2021 год, издательство «Просвещение».
В соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом МБОУ «Гимназия» в 7 классе на изучение предмета «Физика» отведено 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).
Рабочая программа по физике, составленная на основе авторской программы, реализуется в полном объеме.
Планируемые результаты по физике соответствуют результатам, предусмотренным в основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Гимназия» и авторской программе.
Планируемые результаты изучения предмета «Физика» в 7 классе.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
· познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
· убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
· самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
· готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
· мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
· ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Модуль «Школьный урок»[1]
У обучающихся будут сформированы:
Обучающиеся получат возможность сформировать:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД.
Обучающиеся научатся:
· овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
· понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
· воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
· самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
· освоению приемов действий в нестандартных ситуациях, овладению эвристическими методами решения проблем;
· работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
· создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
· формированию экологического мышления, применению его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научатся:
· самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся:
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Раздел 1. Физика и ее роль в познании окружающего мира
Обучающиеся научатся:
· понимать физические термины: тело, вещество, материя;
· проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
· понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
Раздел 2. Механические явления
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
· использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
· различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
· находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Физика и ее роль в познании окружающего мира
Введение
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика техника.
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Раздел 2. Механические явления
Взаимодействие тел
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерение атмосферного давления. Барометр, манометр, насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1. |
Физика и ее роль в познании окружающего мира |
4 |
2. |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
3. |
Взаимодействие тел |
23 |
4. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
20 |
5. |
Работа и мощность. Энергия |
13 |
6. |
Итоговое повторение |
2 |
|
Итого |
68 |
Приложение. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Плановые сроки прохождения |
Фактические сроки (и/или коррекция) |
Физика и ее роль в познании окружающего мира. 4 часа |
|||
1 |
Физика — наука о природе. Физические явления, |
02.09.2021 – 03.09.2021 |
|
2 |
Цикл научного познания. Измерение физических величин. Цена деления шкалы прибора. Абсолютная погрешность измерения |
|
|
3 |
Лабораторная работа №1 «Определение показаний измерительного прибора" |
06.09.2021- 10.09.2021 |
|
4 |
Современные достижения науки. Роль физики |
|
|
Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов |
|||
5 |
Представления о строении вещества. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул |
13.09.2021- 17.09.2021 |
|
6 |
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела |
|
|
7 |
Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел |
20.09.2021- 24.09.2021 |
|
8 |
Агрегатные состояния вещества. Объяснение |
|
|
9 |
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» |
27.09.2021- 01.10.2021 |
|
10 |
Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества» |
|
|
Взаимодействие тел. 23 часа |
|||
11 |
Анализ контрольной работы. Механическое движение. Траектория движения тела, путь |
11.10.2021- 15.10.2021 |
|
12 |
Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения |
|
|
13 |
Скорость равномерного и неравномерного движения |
18.10.2021- 22.10.2021 |
|
14 |
Определение пути, пройденного телом по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел |
|
|
15 |
Решение задач |
25.10.2021- 29.10.2021 |
|
16 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении |
|
|
17 |
Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике |
01.11.2021- 05.11.2021 |
|
18 |
Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии |
|
|
19 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы |
08.11.2021- 12.11.2021 |
|
20 |
Лабораторная работа №3 "Измерение массы тела" |
|
|
21 |
Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности |
22.11.2021- 26.11.2021 |
|
22 |
Лабораторная работа №4 "Измерение объема твердого тела" |
|
|
23 |
Лабораторная работа №5 "Определение плотности твердого тела" |
29.11.2021- 03.12.2021 |
|
24 |
Контрольная работа №2 "Механическое движение. Масса. Плотность" |
|
|
25 |
Анализ контрольной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести |
06.12.2021- 10.12.2021 |
|
26 |
Сила упругости. Закон Гука |
|
|
27 |
Лабораторная работа №6 "Исследование силы упругости" |
13.12.2021- 17.12.2021 |
|
28 |
Связь между силой тяжести и массой тела. Вес тела. Сила тяжести на других планетах |
|
|
29 |
Лабораторная работа №7 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром" |
20.12.2021- 24.12.2021 |
|
30 |
Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила |
|
|
31 |
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике |
27.12.2021- 30.12.2021 |
|
32 |
Лабораторная работа №8 "Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы" |
|
|
33 |
Контрольная работа №3 "Силы" |
10.01.2022-14.01.2022 |
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов. 20 часов |
|||
34 |
Анализ контрольной работы. Давление. Способы изменения давления |
|
|
35 |
Решение задач на расчет давления твердого тела |
17.01.2022- 21.01.2022 |
|
36 |
Давление газа |
|
|
37 |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Решение задач на применение закона Паскаля |
24.01.2022- 28.01.2022 |
|
38 |
Давление в жидкости и газе |
|
|
39 |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
31.01.2022- 04.02.2022 |
|
40 |
Решение задач на расчет гидростатического давления |
|
|
41 |
Сообщающиеся сосуды |
07.02.2022- 11.02.2022 |
|
42 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
|
|
43 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометры |
14.02.2022- 18.02.2022 |
|
44 |
Манометры. Поршневой жидкостный насос |
|
|
45 |
Гидравлический пресс |
28.02.2022- 04.03.2022 |
|
46 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело |
|
|
47 |
Архимедова сила |
|
|
48 |
Лабораторная работа №9 " Изучение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" |
07.03.2022- 11.03.2022 |
|
49 |
Плавание тел. |
|
|
50 |
Лабораторная работа №10 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" |
14.03.2022- 18.03.2022 |
|
51 |
Плавание судов. Воздухоплавание |
21.03.2022- 25.03.2022 |
|
52 |
Обобщение темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
|
|
53 |
Контрольная работа №4 "Давление твердых тел, жидкостей и газов" |
28.03.2022- 01.04.2022 |
|
Работа и мощность. Энергия. 13 часов |
|||
54 |
Анализ контрольной работы. Механическая работа. Расчет механической работы |
|
|
55 |
Мощность. Расчет мощности |
11.04.2022-15.04.2022 |
|
56 |
Простые механизмы. Рычаг. Рычаги в природе, быту и технике |
|
|
57 |
Условие равновесия рычага. Момент силы |
18.04.2022- 22.04.2022 |
|
58 |
Лабораторная работа №11 "Выяснение условий равновесия рычага" |
|
|
59 |
Блоки. "Золотое правило" механики |
25.04.2022- 29.04.2022 |
|
60 |
Центр тяжести тела. Виды равновесия тел |
|
|
61 |
Коэффициент полезного действия |
02.05.2022- 06.05.2022 |
|
62 |
Лабораторная работа №12 "Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости" |
|
|
63 |
Энергия. Виды механической энергии |
09.05.2022- 13.05.2022 |
|
64 |
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии |
|
|
65 |
Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия» |
16.05.2022- 20.05.2022 |
|
66 |
Контрольная работа №5 по теме: «Работа и мощность. Энергия» |
|
|
Повторение. Итоговый контроль. 2 часа |
|||
67 |
Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение |
23.05.2022- 27.05.2022 |
|
68 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания НМК учителей естественных наук
от 26.08.2021 №1.
Руководитель НМК___________________/_________/
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР______________/___________/
Дата____27.08.2021
Скачано с www.znanio.ru
[1] Рабочая программа воспитания введена Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.