МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Администрация муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области"
МБОУ «СОШ п.Пятидорожное»
РАССМОТРЕНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.
|
СОГЛАСОВАНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.
|
УТВЕРЖДЕНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физкультуре»
для 3 класса
п.Пятидорожное 2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей, учителей и методистов на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания, включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности и формирует физическую культуру личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей и коррекционной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью корригируются психофизические качества, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Физическая культура в классах для детей с задержкой психического развития ориентирована на создание благоприятных двигательно-игровых условий для самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Свободная двигательная активность позволяет ребенку испытывать радость от физических упражнений; трансформирует их из чисто механических в реабилитационно - лечебные, освобождая от чувства тревожности, зажатости, страха.
Организация творческой деятельности учащихся на уроках физической культуры позволяет увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Соблюдение принципов спортивно-творческой направленностидля детей с задержкой психического развития создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей и формирует базу для физического совершенствования.
Важнейшим требованием проведения урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Данная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с задержкой психического развития направлена на укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью — усвоение определённых знаний по физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков, формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Освоение физической культуры в школе направлено на реализацию следующих задач:
- укрепление здоровья, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, содействие гармоническому физическому развитию;
- освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности,
- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями; развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Программа направлена на реализацию цели - гармоничное развитие учащихся, формирование высокого уровня личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На основании учебного плана НОО МБОУ «СОШ п. Пятидорожное» на изучение учебного предмета физическая культура отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре. Из истории развития физической культуры у древних народов, населявших территорию России. История появления современного спорта.
Способы самостоятельной деятельности. Виды физических упражнений, используемых на уроках физической культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры. Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических качеств на учебный год.
Физическое совершенствование. Оздоровительная физическая культура. Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление организма после умственной и физической нагрузки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура. Гимнастика с основами акробатики. Строевые упражнения в движении противоходом; перестроении из колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении. Упражнения в лазании по канату в три приёма. Упражнения на гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением положения рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в разные стороны и движением руками; приставным шагом правым и левым боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди; лазанье разноимённым способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге; прыжки через скакалку назад с равномерной скоростью. Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища с изменением положения рук; стилизованные шаги на месте в сочетании с движением рук, ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька.
Лёгкая атлетика. Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения скоростной и координационной направленности: челночный бег; бег с преодолением препятствий; с ускорением и торможением; максимальной скоростью на дистанции 30 м.
Лыжная подготовка. Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в поворотах на лыжах переступанием стоя на месте и в движении. Торможение плугом.
Плавательная подготовка. Правила поведения в бассейне. Виды современного спортивного плавания: кроль на груди и спине; брас. Упражнения ознакомительного плавания: передвижение по дну ходьбой и прыжками; погружение в воду и всплывание; скольжение на воде. Упражнения в плавании кролем на груди.
Подвижные и спортивные игры. Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча; ловля и передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача; приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение футбольного мяча; удар по неподвижному футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных физических качеств средствами базовых видов спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе:
§ становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;
§ формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
§ проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
§ уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
§ стремление к формированию культуры укрепления и сохранения здоровья, развитию физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладной направленности, формированию основ и соблюдения правил здорового образа жизни;
§ проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения.
По окончании третьего года обучения учащиеся научатся:
познавательные УУД:
§ понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях;
§ объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях физической культурой;
§ понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок;
§ обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению нарушения осанки;
§ вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по учебным четвертям (триместрам);
коммуникативные УУД:
§ организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического поведения;
§ правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время совместного выполнения учебных заданий;
§ активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта;
§ делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой;
регулятивные УУД:
§ контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами;
§ взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр;
§ оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение.
Предметные результаты
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
§ соблюдать правила во время выполнения гимнастических и акробатических упражнений; легкоатлетической, лыжной, игровой и плавательной подготовки;
§ демонстрировать примеры упражнений общеразвивающей, подготовительной и соревновательной направленности, раскрывать их целевое предназначение на занятиях физической культурой;
§ измерять частоту пульса и определять физическую нагрузку по её значениям с помощью таблицы стандартных нагрузок;
§ выполнять упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, объяснять их связь с предупреждением появления утомления;
§ выполнять движение противоходом в колонне по одному, перестраиваться из колонны по одному в колонну по три на месте и в движении;
§ выполнять ходьбу по гимнастической скамейке с высоким подниманием колен и изменением положения рук, поворотами в правую и левую сторону; двигаться приставным шагом левым и правым боком, спиной вперёд;
§ передвигаться по нижней жерди гимнастической стенки приставным шагом в правую и левую сторону; лазать разноимённым способом;
§ демонстрировать прыжки через скакалку на двух ногах и попеременно на правой и левой ноге;
§ демонстрировать упражнения ритмической гимнастики, движения танцев галоп и полька;
§ выполнять бег с преодолением небольших препятствий с разной скоростью, прыжки в длину с разбега способом согнув ноги, броски набивного мяча из положения сидя и стоя;
§ передвигаться на лыжах одновременным двухшажным ходом, спускаться с пологого склона в стойке лыжника и тормозить плугом;
§ выполнять технические действия спортивных игр: баскетбол (ведение баскетбольного мяча на месте и движении); волейбол (приём мяча снизу и нижняя передача в парах); футбол (ведение футбольного мяча змейкой).
§ выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
1 |
Знания о физической культуре. |
3 |
РЭШ |
2 |
Способы самостоятельной деятельности |
4 |
РЭШ |
3 |
Физическое совершенствование |
61 |
РЭШ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68Ч. |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Знания о физической культуре. |
||
1 |
Физическая культура у древних народов |
1 |
2 |
Из истории развития физической культуры народов, населявших территорию России. |
1 |
3 |
История появления современного спорта |
1 |
Способы самостоятельной деятельности |
||
4 |
Виды физических упражнений |
1 |
5 |
Измерение пульса на уроках физической культуры |
1 |
6 |
Дозировка физической нагрузки во время занятий физической культурой |
1 |
7 |
Дозирование физических упражнений для комплекса физкультминутки и утренней зарядки |
1 |
Физическое совершенствование |
||
8 |
Закаливание организма |
1 |
9 |
Дыхательная гимнастика |
1 |
10 |
Строевые упражнения |
1 |
11 |
Строевые упражнения |
1 |
12 |
Строевые упражнения |
1 |
13 |
Строевые упражнения |
1 |
14 |
Строевые упражнения |
1 |
15 |
Лазание по канату |
1 |
16 |
Лазание по канату |
1 |
17 |
Лазание по канату |
1 |
18 |
Лазание по канату |
1 |
19 |
Передвижение по гимнастической скамейке |
1 |
20 |
Передвижение по гимнастической скамейке |
1 |
21 |
Передвижение по гимнастической скамейке |
1 |
22 |
Передвижение по гимнастической стенке |
1 |
23 |
Передвижение по гимнастической стенке |
1 |
24 |
Передвижение по гимнастической стенке |
1 |
25 |
Прыжки через скакалку |
1 |
26 |
Прыжки через скакалку |
1 |
27 |
Прыжки через скакалку |
1 |
28 |
Ритмическая гимнастика |
1 |
29 |
Ритмическая гимнастика |
1 |
30 |
Ритмическая гимнастика |
1 |
31 |
Танцевальные упражнения |
1 |
32 |
Танцевальные упражнения |
1 |
33 |
Танцевальные упражнения |
1 |
34 |
Танцевальные упражнения |
1 |
35 |
Прыжки в длину с разбега |
1 |
36 |
Прыжки в длину с разбега |
1 |
37 |
Прыжки в длину с разбега |
1 |
38 |
Броски набивного мяча |
1 |
40 |
Броски набивного мяча |
1 |
41 |
Беговые упражнения повышенной координационной сложности |
1 |
42 |
Беговые упражнения повышенной координационной сложности |
1 |
43 |
Беговые упражнения повышенной координационной сложности |
1 |
44 |
Спортивные игры |
1 |
45 |
Разучивание подвижных игр.Баскетбол. |
1 |
46 |
Разучивание подвижных игр.Баскетбол. |
1 |
47 |
Разучивание подвижных игр.Баскетбол. |
1 |
48 |
Разучивание подвижных игр.Баскетбол. |
1 |
49 |
Разучивание подвижных игр. Волейбол. |
1 |
50 |
Разучивание подвижных игр. Волейбол. |
1 |
51 |
Разучивание подвижных игр. Волейбол. |
1 |
52 |
Разучивание подвижных игр.Футбол. |
1 |
53 |
Разучивание подвижных игр.Футбол. |
1 |
54 |
Разучивание подвижных игр.Футбол. |
1 |
55 |
Спортивные игры.Закрепление. |
1 |
56 |
Спортивные игры.Закрепление. |
1 |
57 |
Спортивные игры.Закрепление. |
1 |
58 |
П/и с элементами спортивных игр |
1 |
59 |
П/и с элементами спортивных игр |
1 |
60 |
П/и с элементами спортивных игр |
1 |
61 |
П/и с элементами спортивных игр |
1 |
62 |
П/и с элементами спортивных игр |
1 |
63 |
Мониторинг физических качеств |
1 |
64 |
Мониторинг физических качеств |
1 |
65 |
Мониторинг физических качеств |
1 |
66 |
Мониторинг физических качеств |
1 |
67 |
Итоговый мониторинг физических качеств |
1 |
68 |
Подвижные игры. |
1 |
|
Итого |
68ч. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
· Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы Учебник для общеобразовательных организаций .- М.: Просвещение, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по курсу "Физическая культура" к УМК В.И.Ляха "Школа России" издательство Москва "ВАКО" 20220
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.