Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2-ой класс

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-2a-klassa.docx

Министерство образования и  науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное

 учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Озерская общеобразовательная  школа-интернат»

 

 

 

«Согласовано»

на заседании МО

учителей-дефектологов

Протокол № 1

от «29» августа 2017г.

Руководитель МО

Шаталова Н.Н.____________

 

«Согласовано»

на педагогическом совете

Протокол №1

от   29  августа 2017года

«Утверждаю»

Директор школы

__________ Комиссаров А.Ю.

Приказ № 193/ОД

от «31» августа  2017 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 по коррекционному курсу

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

 

для 2а класса

(вариант 2.2. - I отделение,  вариант 2.2 - II отделение)

 

Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Боевая Анастасия Михайловна,

учитель - дефектолог

 

 

 

                                                                 

 

 

с. Озерки

2017год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Создание специальных условий обучения для обучающихся с нарушением слуха обязательно предполагает определенное своеобразие содержания образования, изменение темпов и сроков обучения, перестройку методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий, специальных коррекционных занятий.

Проведение коррекционной работы обогащает общее развитие обучающихся, приближая их к развитию нормально слышащих детей, становится основой для подготовки школьников с нарушением слуха к социализации в общество.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.(ст.32п.7)

2.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

3.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей.

4. Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида   2006 года  (авторы – К.Г.Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И., Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Н.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова) (далее – Программа).

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает обучение учащихся восприятию  на слух устной речи, формирование правильного произношения  посредством развития речевого слуха, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации  на проведение  индивидуальных занятий  по  развитию речевого слуха   с обучающимися  1 -5 классов на каждого  ученика  отводится 3 часа в неделю по варианту 2.2. II отделение; 2 часа по варианту 2.2.  I отделение.

Примерная программа по развитию речевого слуха рассчитана на детей, имеющих разную степень потери слуха  и  разный  уровень  речевого и интеллектуального  развития. Весь речевой материал подобран с учётом  слухоречевых возможностей обучающихся в первом классе: степенью потери слуха и уровнем их речевого  развития. С целью эффективности   проведения    слухоречевой  тренировки  весь речевой материал условно разделён на три уровня по степени сложности  его различения и распознавания.  Программой предусмотрено предъявление всех речевых единиц детям, имеющим лёгкую потерю слуха и уровень  речевого развития,  соответствующий  I-II –ой степени тугоухости. Для детей со слаборазвитой речью и III –ей степенью тугоухости предъявляются речевые единицы  с одной   и с двумя звёздочками. Детям с тяжёлой потерей слуха  предъявляется  речевой  материал,   обозначенный   двумя звёздочками.

Цель:

· Оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическоми (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.

· Слухоречевое развитие обучающихся  и овладение речью как средством общения и познания окружающего мира, создание условий для активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

· формирование способности более полно воспринимать  речевую и неречевую информацию и активно пользоваться словесной речью в общении с окружающими  на основе развития речевого слуха.

· развитие    посредством слухоречевой тренировки когнитивной сферы, являющейся   основой  формирования    познавательной деятельности обучающихся.

· воспитание потребности неслышащих обучающихся в активном  пользовании  ими  своим остаточным слухом с применением  звукоусиливающей аппаратуры разных модификаций. 

 В основу программы легли принципы:

·                            непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, внеурочной деятельности, так и в процессе индивидуальной работы;

·                            активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

·                            учёт особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и позднооглохших обучающихся,  специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений

· перенос знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность жизненной ситуации;

·                            максимальное обогащение речевой практики;

·                            компенсаторная направленность обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

·                            использование специальных методов, приемов и средств обучения том числе и специализированных компьютерных технологий);

Задачи учебного предмета:

· формирование и развитие речевого слуха;

· формирование произносительной стороны устной речи; развитие речи и языковой способности как важнейшего условия реабилитации и социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

· Создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;

· Организация специальной среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;

·             Совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной адаптации.

·       формирование способности неслышащего ребёнка к восприятию на слух образца правильной речи, умения подражать, воспроизводить её и контролировать собственное произношение;

·      Осуществление дифференцированного подхода к обучению неслышащих с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи;

·      Формирование навыков коммуникативного общения;

·            Выработка слухозрительной основы для восприятия устной речи (как с помощью слуховых аппаратов, так и без них, а так же с помощью кохлеарных имплантов);

· активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций; 

· усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии устной речи;

·                            формирование и развитие возможностей восприятия звучащего мира–слухового восприятия неречевых звучанийи речи, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

       Продолжительность индивидуального занятия по формированию речевого слуха и формированию произносительных навыков составляет 20 минут: по10 минут на каждую часть занятия. В ходе реализации программы по развитию речевого слуха у неслышащих обучающихся  проявляются общие закономерности восприятия  звуковой  информации.  Речевые образы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно-вибрационных и слуховых ощущений.  В процессе слуховой тренировки ученик  накапливает речевую информацию, учится дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. Дифференцированное восприятие речевого сигнала способствует более точному проведению  морфологического анализа слова и моделирования целостного высказывания. У ребёнка активно формируются своеобразные нейрокинестетические связи в коре головного мозга  между слуховыми, зрительными и кинестетическими  раздражителями.   Воспринимая речь на слух, ученик распознаёт, прогнозирует и моделирует её на основе  подражания и догадки.

При правильной организации различения, опознавания и распознавания речевых единиц  у неслышащих обучающихся формируются стойкие образы слов на основе дифференцированного  приёма их звуковой структуры, что способствует компенсации отклонений в слухоречевом развитии и лучшему пониманию речевой информации.  Учащиеся овладевают разнообразными видами речевой  деятельности, приобретают и совершенствуют опыт словесного общения с окружающими.

Рекомендуемый  речевой материал служит средством развития речевого слуха, отвечает  задачам формирования  устной речи  и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова  и тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова  и фразы, незнакомые  учащимся, значение которых объясняется контекстом. Речевой материал условно разбит на разделы:

- речевой материал  обиходно – разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;

- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- тексты.

Более сложный по содержанию и большой по объёму материал предлагается учащимся с  I-II степенью тугоухости и более высоким уровнем речевого развития. В зависимости от тяжести потери слуха и речи учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы,  упростить тексты, не изменяя при этом смыслового значения речевых единиц и объёма речевого материала. Организуя индивидуальные занятия, учитель должен учитывать, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых  близко личному опыту и наблюдениям  обучающихся. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста  постепенно научился понимать основное его  содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделить главную мысль.

Следует учесть, что в начале обучения  учащиеся воспринимают речь с помощью  звукоусиливающей аппаратуры стационарного пользования, что вызывается необходимостью привыкания школьников к новым условиям, к учителю. Со второго полугодия  в I -ом  классе занятия проводятся только с индивидуальными аппаратами. При хороших навыках восприятия речи на слух использование индивидуального аппарата начинается с первого же дня обучения.

Восприятие речевого материала на слух должно проходить  в разных условиях:

- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематический  однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

- в изолированных от шума помещениях;

- в условиях, близких к естественным.

Планируемые результаты: (Личностные, метапредметные и предметные результаты)

            1)                     восприятие на слух с помощью двух индивидуальных слуховых аппаратов, или аппарата и импланта, или двух имплантов текстов знакомого значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно-делового характера;

            2)                     различение, опознавание и распознавание на слух знакомого по значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний);

            3)                     восприятие коротких текстов монологического характера, отражающих типичные коммуникативные ситуации в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов,                    предъявленных в разбивку;    ответы на вопросы    по        тексту и выполнение заданий.

            4)                     произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе или темпе, приближающемся к нормальному, достаточно внятно, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (мимики лица, позы, пластики и т.п.);

            5)                     применение отработанных приемов самоконтроля произносительной стороны речи; соблюдение орфоэпических правил (по знаку, образцу учителя, самостоятельно);

            6)                     сформированность умения использовать устную речь в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности.

 

Система оценки достижения результата обучения

- воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (учащимися с I, II степенями тугоухости), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 2-2,5 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 0,5-1 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,1-0,2 м (учащиеся с III степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 4 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 1,25-3 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 1-1,5 м (учащиеся со III степенью тугоухости); воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.

I. Речевое дыхание

Произносить слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9—10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряженно с учителем, отраженно по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). Например: Сегодня хорошая погода. Рано утром ребя­та пошли на реку (первая — четвертая четверть).

II. Голос

Измененять высоту и силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом) (первая — вторая четверть), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией (первая — четвер­тая четверть), в связи с логическим ударением — сопряженно и от­раженно (первая — четвертая четверть).

III. Звуки и их сочетания

Дифференцированно произносить в словах звуки:

а)         гласные: а—о, а—э, о—у, э—и, и—ы, и—у;

б)         согласные:

носовые и ротовые: м—б, н—д, м'—б', н'—д', м—п, н—т, м'—п\ н'—т';

свистящие и шипящие: с—ш, з—ж; аффрикаты: ц—ч;

звонкие и глухие: б—п, д—т, г—к, з—с, в—ф, ж—ш; твердые и мягкие: ф—фь, п—пь, т—ть и др.

IV.      Слово

Воспроизводить четырех-, пятисложные знакомые слова с со­блюдением их звукового состава, с выделением словесного ударе­ния и правил орфоэпии (самостоятельно).

Воспроизводить четырех-, пятисложные незнакомые слова с со­блюдением их звукового состава, с выделением словесного уда­рения и соблюдением правил орфоэпии (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку); слитное произносить слова со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

Различать понятия «слог», «ударение». Определять количество слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных словах, ударного и безударно­го слога; определять место ударного слога. Разделять звуки ре­чи на гласные и согласные; согласные звуки на звонкие и глухие.

Знать правила орфоэпии и уметь самостоятельно пользовать­ся ими в речи:

звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими (варежка, вкусно, зуб, глаз);

безударный о произносится в словах как а;
произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, в лесу, из сада, из леса, под стулом, под деревом).

 

V.        Фраза

Воспроизводить повествовательную и вопросительную интона­ции  при чтении текста.

Произносить слова и фразы в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).

 

 

 


Учебно-тематический план

 

№ п\п

 

 

Тема

Кол-во часов на одного уч-ся в неделю

Вариант 2.2.  II отд.

Кол-во часов на одного уч-ся в неделю

Вариант 2.2. I отд.

Содержание материала по РСВ

Словарь

Содержание материала по ФП

Ведущие формы и методы обучения на занятии

1.

Диагностика слуха и речи.

3

2

Диагностика слуха.

 

Диагностика речи.

 

2

Летние каникулы.

Речевое дыхание. (произношение слогов, слов, фраз(9-10 сл.)  сопряжённо с учителем).

3

2

1. Речевой материал обиходно—разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Как ты слышишь?

Надень (сними) аппарат (наушники).

Слушай внимательно.

Иди к столу (к доске).

Встань, сядь, положи, иди, возьми.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Встаньте у парты. На уроке нужно поднимать руку.

За партой нужно сидеть прямо.

На столе соблюдай порядок.

Посчитай до 5.

Повтори: 11, 15,18 …

Больше, меньше, одинаково.

Число, клетка, линия.

Какой сейчас урок?

3. Текст «Летние каникулы».

Летние каникулы, купались, загорали, отдыхают – отдых.

 

Вдох – выдох.

Глубокий вдох и долгий выдох.

Говори на одном выдохе.

Работа над звуками

Речевое дыхание. (произношение слогов, слов, фраз(9-10 сл.)  сопряжённо с учителем).

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

3

Класс.

Речевое дыхание. (произношение слогов, слов, фраз (9-10 сл.) отражённо по подражанию).

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Как тебя зовут?

Как зовут твоих товарищей?

Сколько тебе лет?

Наступила осень. Прошло лето.

Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера?

Здравствуй! Попрощайся со мной.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Начерти отрезок в 5 сантиметров.

10+3   10+4  10+7

Сложение, вычитание, сколько

осталось, сколько всего.

Подними руку, если слово отвечает на вопрос кто? Парта, снег, Саша, собака, санки.

3. Текст «Класс».

Урок - уроки, на уроке, на занятии.

Первый урок – последний урок.

Работа над звуками

Речевое дыхание. (произношение слогов, слов, фраз (9-10 сл.) отражённо по подражанию).

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

4

Лиственные деревья.

Речевое дыхание. (произношение слогов, слов, фраз (9-10 сл.) по диакритическому знаку).

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Назови осенние месяцы.

Что ты ел на завтрак?

Ты умеешь играть в лото?

Утром ты умываешься, чистишь зубы…

Мой руки перед едой.

Какие учебные вещи лежат в пенале?

Что лежит на парте?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Подними руку на слово, отвечающее на вопрос Что? Береза, девочка, дед, диван.

Посчитай десятками до 100.

Однозначные, двузначные числа.

Какого рода слово «кресло»?

3. Текст «Золотая осень».

Дуб, береза, рябина, липа, клен.

Части дерева: ствол, листья, ветки, корни.

 

Ранняя осень, птицы улетели, холодно,  дни короче, ночи длиннее.

 

Говори плавно, на одном выдохе.

Работа над звуками

Речевое дыхание. (произношение слогов, слов, фраз (9-10 сл.) по диакритическому знаку).

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

5

Семья.

Слитное произношение слов со стечением согласных в одном слове.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Кто сегодня дежурный?

Полей цветы и вытри доску.

Поставь аккуратно книги в шкафу.

Положи тетрадь в стопку.

Береза, ель, сосна растет у школы.

Какая погода была вчера?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Возьми монету в 10 копеек.

Разменяй 10 копеек на мелкие монеты.

Какого рода слова «бабушка», «окно», «книга».

Выбери правильное слово: Я .. (пою, поешь, поет).

Большая (заглавная), маленькая буква.

3. Текст «Семья».

Бабушка, дедушка, внучка, внук, дружная семья.

 

 

Работа над звуками

Слитное произношение слов со стечением согласных в одном слове.

 

Голос. Изменение высоты и силы в зависимости от расстояния от собеседника.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

6

Дом.

Слитное произношение слов со стечением согласных на стыке предлогов со словами.

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Где ты живешь? Назови свой адрес.

Назови признаки осени.

Возьми книгу со стола.

 Покажи красный (синий, зеленый) круг.

Ты любишь белый или черный хлеб?

Что лежит в шкафу?

Что ты делал вечером в спальне?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

14 – сколько десятков, сколько единиц?

Покажи большое и маленькое ведро.

Покажи высокое дерево и маленькое (низкое) дерево.

Булочка стоит 10 копеек, чай стоит 5 копеек. Сколько денег тебе нужно?

Ты живешь в городе или селе?

Ты живешь в большом или маленьком городе?

3. Текст «Наш дом».

Дом новый, многоэтажный, адрес, этаж.

Дом старый.

Дом уютный.

 

Работа над звуками

Слитное произношение слов со стечением согласных на стыке предлогов со словами.

 

Голос. Изменение высоты и силы  (тихо-громко-нормально).

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

7

Питание и жилье животных.

Голос. Изменение высоты и силы в зависимости от расстояния от собеседника.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Покажи книгу, тетрадь, ручку.

Что лежит  справа от тетради? Что лежит посередине? Слева?

Какие уроки были сегодня по расписанию?

Что ты получил по чтению (математике).

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Какая? Какой?  Голубой, красная, горькая, грязный, длинный.

Алфавит, в алфавитном порядке.

Карандаш стоит 20 копеек.

Отрезок длиной в 5 дециметров.

Начерти кривую линию.

Щеки, глаза, нос, рот, подбородок.

3. Текст «Пушок и Дружок».

Кто живет в конуре?

Конура-в конуре, берлога-в берлоге, сарай –в сарае, прячется, живет, спасается.

Работа над звуками

Голос. Изменение высоты и силы в зависимости от расстояния от собеседника.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

8

Овощи, фрукты, ягоды.

Голос. Изменение высоты и силы  (тихо-громко-нормально).

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Попроси Колю подать ручку.

Скажи «спасибо» Тане.

Сколько человек у вас в классе?

Назови осенние месяцы.

Чем рисуют на бумаге?

Каким цветом раскрашивают листья, стол, тетрадь?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Названия городов пишется с большой буквы.

17, 19, 14+4, 12+4

Определи род: дом, лето, зима.

Лимон кислый, а апельсин сладкий. Лук горький. Руки грязные.

3. Текст-диалог «Что купила мама».

4. Контрольная работа.

Апельсин, лимон, яблоко, гранат., баклажан, крыжовник.

Растут, спеют, поспели, созрели.

Работа над звуками

Голос. Изменение высоты и силы  (тихо-громко-нормально).

Контрольная работа.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

9

Поздняя осень.

Голос. Изменение высоты и силы в связи с побудительной интонацией.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Где ты гуляешь с ребятами?

На улице холодная (прохладная) погода, часто идет дождь (снег).

Возьми тарелку и налей суп.

Что ты ел на ужин?

Ты любишь кашу?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Слагаемые 10 и 6, чему равна сумма?

19, 17, 16

Назови части тела.

Голова, туловище, ноги – это…

Переходи дорогу только по переходу.

Нельзя двигаться на красный цвет светофора.

3. Текст «Осень».

Холода-холодно-холодает.

Поздняя осень, моросит дождь.

 

 

Работа над звуками

Голос. Изменение высоты и силы в связи с побудительной интонацией.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

10

Дикие животные.

Голос. Изменение высоты и силы в связи с восклицательной интонацией.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Положи линейку на стол.

Начерти линию.

Напиши букву.

Скажи громко «мама».

Как зовут твоих воспитателей?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Бег-бежать, старт-финиш, силовые упражнения, прыжки, метание мяча.

Боре 8 лет, а его сестре 6 лет. На сколько Боря старше сестры?

Назови семь цветов радуги.

Расписание уроков. Какие уроки по расписанию сегодня.

3. Текст «Медведь».

Дикие и домашние животные, зимовать, спит в берлоге.

Работа над звуками

Голос. Изменение высоты и силы в связи с восклицательной интонацией.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

11

Учебные вещи.

Голос. Изменение высоты и силы в зависимости от логического ударения.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Как твое здоровье?

Ты здоров?

Ты не болеешь?

Спроси у Максима, как его здоровье?

Назови признаки осени.

Какие оценки ты получил на уроке?

Скоро обед. Скоро пойдем на обед.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Начерти отрезок длиной 6 сантиметров.

Начерти отрезок короче на 2 сантиметра. Отмерь (отрежь) полоску бумаги длиной 4 сантиметра, шириной 3 сантиметра.

Чей это хвост? Чьи эти уши?

Чей это платок?

3. Диалог.

Цветной и простой карандаш, фломастеры, кисточка, резинка, альбом, тетрадь.

Работа над звуками

Голос. Изменение высоты и силы в зависимости от логического ударения.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

12

Одежда.

Понятие «слог» и «ударение».

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Дай мне…, чтобы писать.

Дай мне ложку, чтобы…

Дай мне …, чтобы рисовать.

Попроси у меня большой синий (маленький красный) карандаш.

Скажи, что нарисовано слева (справа, вверху) от дома?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Какой по расписанию сегодня первый урок. А завтра ?

Повтори только названия перелетных птиц: грачи, воробей, утки, галка, ласточка, снегирь.

Вчера шел дождь. Сегодня идет снег.

3.Текст «В магазине».

Надень, сними, одень, раздевайся, пальто, блузка, сарафан, шорты.

Работа над звуками

Понятие «слог» и «ударение».

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

13

Обувь.

Определение количества слогов в 2-3 сложных словах.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Намажь масло на хлеб.

Посмотри в зеркало и сделай чашечку.

У школы растет береза и рябина.

Выпал снег.

Намело большие сугробы.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Сосчитай желтые листья.

Сколько снеговиков на картине?

Начерти квадрат со сторонами 2 сантиметра.

Покажи волосы, уши, ноги, шею.

Однозначные и двузначные числа: 1, 12, 20, 15,18, 4, 8.

13-0, 18-0, 12+0, 14+0

3. Текст-диалог «На прогулку».

Обуваться, кроссовки, кеды, туфли, чешки, сандалии.

 

 

Определение количества слогов в 2-3 сложных словах.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

14

Зимующие птицы.

Определение количества слогов в 4-5 сложных словах.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Мальчик читает книгу.

Мальчик вчера читал книгу.

Мальчик прочитает книгу завтра.

Какое время года сейчас?

Какое время суток сейчас (обед, утро, вечер)?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Обувь – обуваться, снимать обувь, сушить обувь.

Назови части обуви.

Что лишнее: ботинки, тапочки, пижама.

Туфли, сапоги, кофта.

Назови двузначное число. Сколько в нем десятков, сколько единиц.

3. Текст «Синицы».

Зимовать, галка, синица, снегирь, корм, питаться, кормить, кормушка.

Работа над звуками

Определение количества слогов в 4-5 сложных словах.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

15

Новый год.

Определение ударного и безударного слога.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Ешь хлеб с маслом.

Ешь хлеб без масла.

Мальчик пьет чай.

Девочка ест суп.

Ты хорошо делаешь домашние задания.

Я не знаю, как решать задачи.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Покажи на часах: 6час, 12 час, 17час, 21 час.

Когда ты встаешь?

Когда ты ложишься спать?

Что продают в магазине?

Что продают в аптеке?

3. Текст «Новогодний праздник»

Праздник.

 С праздником!

С Новым годом!

Дед Мороз и Снегурочка, Хоровод, веселиться-весело.

Работа над звуками

Определение ударного и безударного слога.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

16

Зима.

Определение места ударного слога в слове.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

В классе есть комнатные цветы. Покажи красивый красный цветок.

Корень, стебель, листья.

Поздравляю с Новым годом!

Желаю здоровья, счастья, успехов!

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Назови двузначные числа.

Покажи на часах 5 часов.

Что продают в магазине «Игрушки»?

Улицу можно переходить на зеленый свет светофора.

3. Текст «Зимние каникулы».

4. Контрольная работа.

Играют в снежки, катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговика.

Работа над звуками

Определение места ударного слога в слове.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

17

Диагностика.  Зимние каникулы.

Воспроизведение словесного ударения (по подражанию, по надстрочному знаку, самостоятельно).

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Положи на парту учебные вещи.

Возьми из пенала ручку, карандаш, резинку.

Я люблю смотреть мультфильмы.

Ты моешься в душе (в ванной)?

Каникулы – зимние каникулы.

Выходные и праздничные дни.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Разделительный мягкий знак.

Посчитай десятками до ста.

Повтори число: 24, 46, 32, 73..

У Коли 50 рублей, у Саши сто рублей. У кого больше?

3. Текст «Зимние забавы».

Зимние каникулы, отдыхали, представление.

Каникулы начинаются… и кончаются… .

 

 

Работа над звуками

Воспроизведение словесного ударения (по подражанию, по надстрочному знаку, самостоятельно).

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

18

Труд людей зимой.

Различение звуков речи на гласные и согласные.

 

 

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

После обеда идем на прогулку.

Нужно сушить обувь каждый день.

Скажи здравствуй ребятам (учительнице).   

Исправь ошибки.

Какие уроки у вас сегодня?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

В одном часе 60 минут. В одной минуте 60 секунд.

Сегодня вторник. Какой день недели был вчера? Какой будет завтра?

Зимой нужно носить теплую одежду. Зачем?

3. Текст «Труд людей зимой».

Чистить снег лопатой, убирать снег с улиц, скользко.

 

Работа над звуками

Различение звуков речи на гласные и согласные.

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

19

Родная природа.

Различение согласных звуков на звонкие и глухие.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Какие овощи ты ел вчера?

За едой нельзя разговаривать.

Начинается урок.

Первый урок…., последний урок…. .

Какие уроки были сегодня (вчера)?

Ты помогаешь маме?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Скажи слово-антоним: далеко-…близко, высоко…низко, пришел-..ушел.

Почему вы не гуляли вчера?

Почему он получил пятерку?

Скакалка, мяч, гантели – это…спортивный инвентарь.

3. Текст «Зимой в лесу».

Зимние месяцы, зимняя погода, пушистый снег, снегопад, сугробы.

 

.

Работа над звуками

Различение согласных звуков на звонкие и глухие.

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

20

Аптека.

Орфоэпия. Безударная О.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Что делают ребята на уроке развития речи?

Что делают ребята на перемене?

Каникулы – зимние каникулы.

Выходные и праздничные дни.

Надо помогать друг другу.

Попроси друга о помощи. Помоги мне решить задачу. Помоги мне убрать в классе.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Ты здоров? Тебе нездоровиться?

Попроси у врача закапать в нос, таблетку.

Спроси у меня о здоровье.

Я получил четверку, а Коля тройку.

Что получил Кирилл и максим по чтению.

3. Текст «Дедушка заболел».

Аптека-в аптеку, горчичник, рецепт, лекарство, таблетка.

Лечиться, лечит врач.

 

 

Работа над звуками

Орфоэпия. Безударная О.

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

21

Посуда.

Орфоэпия. Звонкие согласные перед глухими и в конце слов.

 

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

С кем ты дружишь? У тебя есть друг?

Дни стали короткими.                                                                                        Улицу переходят на зеленый свет.                     Надо быть всегда вежливым.    Зимой часто бывают морозы. Не забудь говорить спасибо.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Покажи один сантиметр, дециметр, метр.

У козы козленок, а у коровы…

У слона – слоненок, а у лошади…

Корова дает молоко, а овца…

У лисы…,  у зайца…

Как зовут твою кошку (собаку).

3. Текст «В столовой».

Кухня, плита, повар, жарит, варит, суп, макароны, мясо, сковорода, кастрюля.

Работа над звуками

Орфоэпия. Звонкие согласные перед глухими и в конце слов.

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

22

Мебель.

Произношение сочетаний предлогов в,  из, под с существительными.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

На пруду плавали лебеди и утки. Пришла холодная осень? Какие времена года ты знаешь? Вы решали сегод­ня задачу? Ель и сосна всегда зеленые. Как ты помога­ешь маме? Как зовут твоего друга (подругу)? Река покрылась льдом. Когда птицы прилетают с юга?

2.. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов:

Сколько сторон у треугольника (у прямоугольни­ка, у квадрата)?

Напиши уравнение:

уменьшаемое - .., вычитаемое неизвестно, разность — ... . Найди вычитае­мое.

Треугольник, квадрат, прямоугольник, сторона, сто­роны.

3.Текст «В комнате».

Диван, тумбочка, компьютерный стол, обеденный стол, журнальный столик.

Части мебели: ножка, спинка.

 

Работа над звуками.

Произношение сочетаний предлогов в,  из, под с существительными.

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

23

Восьмое марта.

Воспроизведение 4-5 сложных знакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (сопряжено).

 

 

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Ты был у врача?

Как зовут врача?

Тебе дали таблетку? Тебе поставили укол?

Мы играли в снежки.

Мы катались на лыжах (санках, коньках).

Повесь брюки в шкаф.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

На каком транспорте ты едешь домой?

Какой транспорт ходит в городе?

Два яблока, четыре арбуза, семь слив.

Я люблю (не люблю) зиму, потому что…

Поздравляю тебя с Днем 8 Марта!

3. Текст «Подарок маме».

Поздравление маме, поздравляю Вас, подарили подарки.

Работа над звуками

Воспроизведение 4-5 сложных знакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (сопряжено).

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

24

Труд детей.

Воспроизведение 4-5 сложных незнакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (отраженно).

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Вешалка, повесь на вешалку, висит на вешалке.

Куда ты бросаешь бумагу?

Как ты учишься?

Вчера на ужин была гречневая каша.

Сегодня в классе нет Максима.

Чистый белый платок.

Мокрая (сухая) одежда.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

31+20, 24+10, 35+20

Найди сумму чисел 15и 5.

Возьми четвертую картинку. Что на ней нарисовано. Убери три картинки. Что нарисовано на четвертой картинке?

Образуй слова множественного числа:

Слово-…, книга-…, девочка-….

3. Текст «Помощники».

Дежурит, помогал, заботился, благодарить.

Работа над звуками

Воспроизведение 4-5 сложных незнакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (отраженно).

 

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

25

Конец зимы.

Воспроизведение 4-5 сложных незнакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (по надстрочному знаку).

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

На улице большое движение. Нужно соблюдать правила уличного движения.

Нужно ходить по тротуару.

Переходя улицу посмотри налево, а потом направо.

Люди ездят, летают, плавают. Дорожные знаки: «переход», «осторожно, дети».

Светофор имеет три света.

Как зовут твою бабушку?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Что лежит на столе слева? Возьми карандаш и положи справа от книги.

Возьми линейку и положи в(на) стол.

Я люблю…

Он сегодня дежурит.

Они пошли в…

3. Текст «Снеговик».

Дни стали длиннее. Солнце светит ярче.

 

 

Работа над звуками

Воспроизведение 4-5 сложных незнакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (по надстрочному знаку).

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

26

Весенние каникулы.

Воспроизведение 4-5 сложных незнакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (самостоятельно).

 

 

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Ты едешь домой на поезде (автобусе, электричке)?

Назови свой домашний адрес.

Я знаю, как решать задачи.

Мы поливаем, пересаживаем, удобряем растения.

Ложка лежит справа от тарелки.

Утром дети одеваются, делают зарядку, умываются и завтракают.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Рабочий день – праздничный день.

Что меньше 50 или 40?

Оля взяла 30 тетрадей, а Коля 27. У кого больше.

Две ручки, два кресла, семь кроватей.

Входи в переднюю дверь трамвая, а выходи в среднюю или заднюю.

3. Текст-диалог «Как я отдыхал».

4. Контрольная работа.

Весенние каникулы, много отдыхали, прогулки.

 

 

Работа над звуками

Воспроизведение 4-5 сложных незнакомых слов с соблюдением звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (самостоятельно).

 

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

27

Весна.

Воспроизведение повествовательной интонации.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Дни стали длиннее.

Солнце светит ярче.

В магазине я покупаю хлеб, масло, молоко, конфеты.

Тебе помочь?

Возьми (положи, дай отложи, попроси) карандаш (ручку, лист, бумагу).

Занятие окончено. Попрощайся со мной.

Когда пойдете вы спать (гулять, играть).

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Вопросительный знак. Восклицательный знак.

Какой знак поставишь:

Сегодня тепло. Когда ты пойдешь в столовую?

У тебя много пятерок? Как хорошо здесь! 

Предлоги со словами пиши отдельно.

Переходи улицу по пешеходному переходу.

3. Текст «Весна».

Весенние месяцы, веселые ручьи, распускаются почки, лепить снеговика.

 

 

Работа над звуками

Воспроизведение повествовательной интонации.

 

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

28

Продукты.

Воспроизведение вопросительной интонации.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Отвечай полно:

Какой сейчас месяц?

Когда будут летние каникулы?

Как зовут ваших воспитателей?

Сегодня холодно (тепло, пасмурно, ясно).

Помоги мне убрать бумаги.

Узнай, когда мы пойдем гулять.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Возьми циферблат.

Покажи часовую и минутную стрелки.

Поставь 3 часа, 15 мин (7час20мин, 11час,30мин).

Шофер, водитель, тракторист, машинист – это профессии.

3. Текст «В магазине».

Молоко, сыр мясо, конфеты, колбаса.

Полезные продукты. Вредные продукты. Питание.

 

 

Работа над звуками

Воспроизведение вопросительной интонации.

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

29

Птицы весной.

Пауза.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Назови весенние месяцы.

На улице светло (темно, сумрачно).

Походи по коридору (по классу, по спальне, столовой).

Какие овощи ты любишь?

Далеко, близко, высоко, низко.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Набери монетами 1 рубль, 50 копеек.

Покажи 50 рублей, 5 рублей.

Клюв, туловище, крылья, голова.

3. Текст «Птицы весной».

Возвращаются перелетные птицы,

строят гнезда,

скворечник, выводят птенцов,

питаются жучками, личинками,

поют, чирикают, перелетают с места на место.

Работа над звуками

Пауза.

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

30

Весенние работы.

Темп речи.

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Сегодня вечером (утром, днем) я (мы)…..

После ужина (обеда, завтрака) я….

Перед обедом (завтраком, ужином) мы….

Смотреть телевизор. Мы смотрим передачу по телевизору. Мы смотрим мультфильмы.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Красный помидор, лук…., мяч…., тетрадь….

Лук горький, а лимон…

Ель зеленая и береза…

Утка, гусь, лебедь, тетерев, - дикие птицы. Охотник-охотиться.

Нужно беречь птиц.

3. Текст «Школьный двор».

Окапывать деревья, копать грядки, пахать землю.

Субботник, грабли, метла, лопаты.

Работа над звуками.

Темп речи.

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

31

Правила гигиены.

Нормальный темп речи.

 

 

 

 

 

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Сегодня тепло. 

Зимой птицам холодно.

Летом на улице жарко.

Ты аккуратно написал?

Ты быстро читаешь?

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Различай домашних и диких животных: гуси, курица, утки, журавли, чайки.

Дополни Мы пойдем…куда?

Мы гуляли ..где?

Машина отъехала от магазина.

К магазину, отъехала, подъехала, увезла, привезла.

3. Текст «В спальне»

Соблюдай чистоту. Чистить, чистюля.

Здоровье, быть здоровым.

Умываться-мыться-мыть.

Работа над звуками

Нормальный темп речи.

 

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

32

Профессии.

Медленный темп речи.

 

3

2

1. Речевой материал обиходно–разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Спроси, ему помочь решить примеры (задачу).

Тебе помочь?

Возьми (положи, дай отложи, попроси) карандаш (ручку, лист, бумагу).

Когда пойдете вы спать (гулять, играть).

Это клен. Это корень, листья…

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Дополни предложения прямой речью:

Учитель сказал:»…».

Мальчик попросил: «….»

Девочка ответила: «,,,»

Назови полезных и вредных обитателей огорода.

3. Текст «У врача».

Столяр, художник, повар, строитель, врач, садовник, почтальон, парикмахер.

Работа над звуками

Медленный темп речи.

 

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

33

Транспорт.

Быстрый темп речи.

 

3

2

1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности учащихся.

Летние месяцы – летние каникулы;

зимние месяцы – зимние каникулы.

Ты услышал? Повтори.

Попроси повторить.

Я не понял, повторите.

Скажите еще раз, я не услышал.

2. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

Сложное предложение. Простое предложение.

У Лены фартук с карманом. У тебя есть карман? Сколько пуговиц на твоей рубашке?

Елка выше дома. Скажи, что выше, что ниже.

В комнате стоит круглый (квадратный) стол.

3. Текст «На улице».

4. Контрольная работа.

Дорога, тротуар, светофор, переход. Соблюдать правила дорожного движения.

 

Работа над звуками.

Быстрый темп речи.

 

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

34

Мониторинг слухоречевого развития обучающихся.

3

2

 

 

Мониторинг речевого развития обучающихся.

Индивидуальная форма, аналитико-синтетический, личностно-ориентированный, коррекционно-развивающее обучение, интегрированное обучение, словесный, наглядный, практический, полисенсорный.

35

Резервное время

3

2

 

 

 

 

 

Основные требования к умениям учащихся по развитию слухового восприятия:

            Учащиеся к концу 2 класса должны уметь:

- воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (учащимися с I, II степенями тугоухости), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 2-2,5 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 0,5-1 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,1-0,2 м (учащиеся с III степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 4 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 1,25-3 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 1-1,5 м (учащиеся со III степенью тугоухости); воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.

 

Основные  требования к умениям учащихся по ФП:

            К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

I. Речевое дыхание

Произносить слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9—10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряженно с учителем, отраженно по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). Например: Сегодня хорошая погода. Рано утром ребя­та пошли на реку (первая — четвертая четверть).

II. Голос

Измененять высоту и силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом) (первая — вторая четверть), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией (первая — четвер­тая четверть), в связи с логическим ударением — сопряженно и от­раженно (первая — четвертая четверть).

III. Звуки и их сочетания

Дифференцированно произносить в словах звуки:

а)         гласные: а—о, а—э, о—у, э—и, и—ы, и—у;

б)         согласные:

носовые и ротовые: м—б, н—д, м'—б', н'—д', м—п, н—т, м'—п\ н'—т';

свистящие и шипящие: с—ш, з—ж; аффрикаты: ц—ч;

звонкие и глухие: б—п, д—т, г—к, з—с, в—ф, ж—ш; твердые и мягкие: ф—фь, п—пь, т—ть и др.

IV.      Слово

Воспроизводить четырех-, пятисложные знакомые слова с со­блюдением их звукового состава, с выделением словесного ударе­ния и правил орфоэпии (самостоятельно).

Воспроизводить четырех-, пятисложные незнакомые слова с со­блюдением их звукового состава, с выделением словесного уда­рения и соблюдением правил орфоэпии (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку); слитное произносить слова со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

Различать понятия «слог», «ударение». Определять количество слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных словах, ударного и безударно­го слога; определять место ударного слога. Разделять звуки ре­чи на гласные и согласные; согласные звуки на звонкие и глухие.

Знать правила орфоэпии и уметь самостоятельно пользовать­ся ими в речи:

звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими (варежка, вкусно, зуб, глаз);

безударный о произносится в словах как а;
произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, в лесу, из сада, из леса, под стулом, под деревом).

 

V.        Фраза

Воспроизводить повествовательную и вопросительную интона­ции  при чтении текста.

Произносить слова и фразы в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).

Контроль уровня обученности

Способы и формы проверки результатов:

  Контрольные работы.

  Диагностика слуха и речи учащихся.

Методические и учебные  пособия по РСВ:

1.Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей 1-2 часть, Москва «Владос», 2004г.

Методические и учебные  пособия по формированию произношения:

1.Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение 2 класс. Москва, «Просвещение», 2006г.

Оборудование

1. Стационарная звукоусили­вающая аппаратура «Унитон».

2. Компьютер.

 

Лист внесения изменений

 

№ п/п

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение.

Подпись сотрудника, внёсшего изменения.