Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА
И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
5 класс
Составлена на 2020-2021 уч. г. по программе
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
I-II вида, допущенной Министерством образования Российской Федерации
Автор-составитель:
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск-2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с учебным планом ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Содержание рабочей программы не противоречит общим задачам школы.
Цель программы: обучение учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без неё. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в необходимости научить детей с патологией слуха взаимодействовать с окружающими.
В ходе достижения целей решаются задачи программы:
Ø интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих школьников;
Ø создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи;
Ø закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного и сниженного слуха;
Ø обучение учащихся восприятию речи на слух с ЗУА и без ЗУА;
Ø конструирование и моделирование процесса занятий, определение оптимальных путей формирования РСВ и ФП;
Ø дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся;
Ø обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.
За основу рабочей программы взята Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида, раздел развитие слухового восприятия и формирование произношения.Москва: Просвещение, 2003.Авторы программ: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.Т. Тигранова, И.Г. Багирова, И.М. Гилевич, Н.Ю.Донская.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования аналитико-синтетического метода. Обучение восприятию на слух проводится на материале слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанных с изучением учебных предметов, текстов. Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля используются контрольная работа по выполнению программного материала, проверка внятности речи, проверка слуха с использованием слухового аппарата и без использования слухового аппарата, определение рабочего и резервного расстояния, проверка произношения.
Данные мероприятия позволят учителю-сурдопедагогу увидеть динамику развития слуховой и речевой функции и спланировать дальнейшую работу по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи.
Прогнозируемый результат:
Ø развитие познавательных процессов;
Ø готовность и способность участвовать в совместном решении учебных задач;
Ø развитие навыков общения;
Ø качественное образование детей с учётом особенностей в развитии.
Принципы обучения:
Ø целостность и гармоничность;
Ø этичное отношение к личности;
Ø интеллектуализация учебно-познавательной деятельности;
Ø доступность, систематичность и эмоциональная наполненность процесса усвоения материала;
Ø дифференцированный подход;
Ø принцип добровольности и гласности.
Ø
Учащиеся к концу 5 класса должны уметь:
Ø воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, предложения, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с организацией учебной и внеучебной деятельности, а также с изучением общеобразовательных предметов;
Ø воспринимать на слух весь речевой материал: без аппарата на расстоянии 0,3-0,5 м (III-IV ст. туг.)с аппаратом на расстоянии не менее5-6 м (III-IV ст. туг.);
Ø воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов слова, предложения, словосочетания, тексты (до 15-20 предложений).
Учащиеся к концу 5 класса должны уметь (по ФП)
1. Речевое дыхание. Правильно выделять синтагмы при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.
2. Голос. Соблюдать логическое ударение в диалоге.
3. Звуки и их сочетания. Дифференцировать произношение согласных звуков, родственных по артикуляции.
Носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д.
Слитных и щелевых: ц-с, ч-ш.Слитных и смычных: ц-т, ч-т.
Глухих и звонких: ф-в, п-б, к-г, с-з, ш-ж.
4. Слово. Соблюдать в речи правильное произношение следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс-дс, стн-здн.
5. Фраза
Владеть навыком умелого беглого темпа речи. Выразительно читать наизусть стихотворения, отрывки из художественной прозы, словосочетания, предложения.
Интонационно выражать при чтении своё отношение к прочитанному.
Календарно-тематическое планирование
по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Пятый класс 2020/2021 уч. г.
Списочный состав:
1. Иванов Тимур
2. Драморецкий Денис
3. Крицкая Алина
4. Назаров Данил
5. Свистунова Мария
Классный руководитель: Нарушевич Валентина Витальевна
Воспитатель: Рулько Валентина Александровна
Период (время) |
Тема |
Содержание |
ИКТ |
I четверть
|
Обследование |
Голос Дыхание Ударение Орфоэпия Связная речь Определение рабочего расстояния Определение резервного расстояния. Проверка произношения. Проверка слуха без ИСА Проверка слуха с ИСА |
8 |
«Забота о природе» |
Текст № 1 вопросы диалог Текст № 2 |
2 |
|
«Города-герои» |
Текст вопросы диалог |
3 |
|
«Для чего руки нужны» |
Текст Вопросы и задания |
6 |
|
Всего: |
19 |
||
II четверть |
Обследование |
Проверка произношения |
1 |
Подготовка к к/р, к/р |
Повторение речевого материала за 1, 2 четверть
|
4 |
|
«Для чего руки нужны» |
Текст Вопросы Диалог |
10 |
|
«Забота о природе» |
Текст Вопросы |
10 |
|
Повторение |
Повторение речевого материала за 2-ую четверть |
3 |
|
Всего: |
28 |
||
III четверть |
Обследование |
Проверка произношения |
5 |
|
«Явления природы» |
Текст Вопросы Диалог |
10
|
«Кем быть и кем не быть?» |
Текст Вопросы Диалог |
10
|
|
«Явления природы» |
Текст Вопросы |
14
|
|
Всего: |
39 |
||
IV четверть |
Обследование
|
Проверка слуха речью с ИСА Проверка слуха речью без ИСА Проверка внятности произношения Проверка произношения (конец уч.г.) |
1 1 1 1 |
«День космонавтики»
|
Текст Вопросы Диалог |
5 |
|
«Кем быть и кем не быть»
|
Текст Вопросы Диалог |
10 |
|
Подготовка к к/р, к/р |
Повторение речевого материала за 3, 4 четверть. |
4 |
|
Орфоэпия |
Повторение правил орфоэпии. |
2 |
|
Всего: |
25 |
№ |
Речевой материал |
дата |
1 |
Не клади в книгу карандаш, ручку – можно порвать переплёт. |
|
2 |
Природу надо беречь и любить. |
|
3 |
В классе холодно, а … открыл окно – о чём ты попросишь … Я попрошу … закрыть окно. |
|
4 |
Ты приехал в школу на школьном автобусе? Нет, я приехал на рейсовом автобусе. Я пришёл пешком. |
|
5 |
Назови города – герои. Санкт-Петербург, Москва, Тула, Волгоград, Новороссийск, Мурманск, Смоленск. |
|
6 |
Назови рыб, которые водятся в реках. Окунь, карась, щука, стерлядь, муксун, налим. |
|
7 |
Спроси у … доволен ли он твоим ответом. …, ты доволен моим ответом? |
|
I ЧЕТВЕРТЬ
№ |
Речевой материал, относящийся к учебной деятельности |
дата |
1 |
Какой знак стоит в конце предложения? В конце предложения стоит … |
|
2 |
Как меняются деревья с приходом осени? С приходом осени листья на деревьях желтеют, опадают. |
|
3 |
Сказки каких народов мы читали? Мы читали башкирские, татарские, русские сказки. |
|
4 |
Через сколько дней будет воскресенье (пятница и тд, каникулы)? Воскресенье будет через … дней. |
|
5 |
Найди значение выражения 5+а, если а=6 |
|
6 |
В каком числе стоит слово … Слово … стоит в … числе |
|
7 |
Почему люди носят осенью тёплую одежду? Чтобы не простудиться и не заболеть. |
|
|
Сентябрь - обследование
|
|
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНОГО ХАРАКТЕРА
ТЕМА № 1: «Забота о природе»
ТЕКСТ № 1 «Берёза»
Восприятие в целом
1. С давних времён берёза считается символом России.
2. Вот какая история произошла с берёзой.
3. Рядом с высокой берёзой сделали остановку автобуса.
4. Люди вешали на ветки тяжёлые сумки и рюкзаки.
5. Ребятишки прибегали и отламывали ветки для игр.
6. Мальчишки лазали по дереву.
7. Со временем ветки у берёзы обломились.
8. Кто-то вбил на место веток гвозди.
9. И опять вешали сумки.
10. Дерево погибало с каждым днём.
11. Оно стояло у дороги горбатое и сухое.
12. Однажды подошёл к берёзке человек, приложил ухо к стволу, послушал и ушёл.
13. Вернулся он с топором.
14. Огородил дерево частоколом и табличку повесил:
15. «Живая. Гвозди не вбивать»
16. Ребята, природу надо беречь и любить.
Восприятие в целом
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Какое дерево символ России?
2. О чём говорится в рассказе?
3. Почему ветки у берёзы обломились?
4. Что сделал один добрый человек с берёзой?
5. Как можно назвать такого человека?
6. Дополни предложение. Ребятишки … …. ветки для игр.
СЛОВАРЬ
Рядом, тяжёлые сумки, рюкзаки, обломились, гибнет — погибает, погибало, горбатое, приложил ухо, огород — огородил, частокол, вбивать — не вбивать, бегать — прибегать — прибегали, ломать — отламывать — отламывали, лазать — лазали, беречь, любить, символ, России
ДИАЛОГ
- Ребята, вы видели около остановки берёзу горбатую и сухую?
- Да, видели.
- Как вы думаете, почему береза такая?
- Потому что у неё нет веток, и никто её не поливает.
- Правильно. Ребята, давайте мы будем о берёзе заботиться.
- Давайте! А как?
- Мы будем её поливать и следить, чтобы никто не отламывал у берёзы ветки.
ТЕКСТ № 2
«Если б каждый на земле ...» (Г. Лифшиц)
(Практикум по русской фонетике, раздел «Разговорник, стихи, звук И»)
Если б каждый на земле посадил дубок,
То на каждой улице вырос бы лесок.
Веселее стало бы людям всей земли.
Маленькое деревце посади и ты.
ТЕМА № 2: «Города-герои»
ТЕКСТ №2 «Ленинград»
Восприятие в целом
1. На реке Нева стоит город Санкт-Петербург.
2. Раньше он назывался Ленинград.
3. Это город-герой.
4. Во время войны враги окружили город.
5. Это называется блокадой города.
6. Враги не пускали машины с продуктами в Ленинград.
7. В магазинах не было хлеба, мяса, масла.
8. Люди стали умирать от голода.
9. В этом городе жила девочка Таня Савичева.
10. Вся семья Тани умерла в дни блокады.
11. Она написала об этом в дневнике.
12. С наступлением холодов река Нева замёрзла.
13. По тонкому льду поехали первые машины с продуктами.
14. Многие машины провалились под лёд.
15. Девятьсот дней продолжалась блокада города.
16. Но жители смогли победить врага.
Восприятие в целом
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Какой город стоит на реке Нева?
2. Как назывался Санкт-Петербург раньше?
3. От чего люди умирали в Ленинграде?
4. О чём писала Таня Савичева в дневнике?
5. Сколько дней продолжалась блокада города?
6. Дополни предложение. …, и река Нева замёрзла.
7. Назови города-герои.
СЛОВАРЬ
Река Нева, Санкт-Петербург, Ленинград, назывался, город-герой, война, враги, окружили, блокада – блокадой – блокады, продукты – продуктами, умирать, Таня Савичева, замёрзла, тонкий лёд, девятьсот дней
ДИАЛОГ
- В этом году я ездила в Санкт-Петербург.- Он стоит на реке Нева?
- Да. А ты знаешь, как назывался Санкт-Петербург раньше?- Нет, не знаю.
- Ленинград. Во время войны враги окружили город и не пускали машины с продуктами.
- А что ели люди?- Они ели кору дуба, котлеты из листьев свёклы.
- Сколько дней город был в окружении?- Девятьсот дней.
ТЕМА № 3: «Для чего руки нужны»
ТЕКСТ №3 «Семь раз отмерь — один отрежь»
Восприятие в целом
1. Один раз зашли два друга в мебельный магазин.
2. В магазине продавали мебель – табуретки, стулья, кресла, столы.
3. Решили мальчики сделать мебель своими руками.
4. Ребята нашли в журнале чертежи сборки табурета и стула.
5. Торопливый Петя решил красивый табурет сколотить.
6. Он быстро взялся за работу.
7. Всю доску изрезал на куски.
8. Из этих кусков теперь и разделочную доску не сделать.
9. Стал терпеливый Максим стул делать.
10. Всё он вычертил, проверил, а потом за пилу взялся.
11. Хороший стул получился.
12. Очень стул понравился Пете.
13. Просит он Максима раскрыть секрет — как сколотить табурет.
14. Добрый Максим поведал ему тайну шести слов.
15. Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Восприятие в целом
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как ты понимаешь слова торопливый, терпеливый?
2. Почему у Максима получился хороший стул?
3. Почему Петя не сколотил табурет?
4. Поведал, скажи по-другому
5. Какую тайну поведал Максим Пете
6. Объясни пословицу: Семь раз отмерь — один раз отрежь.
СЛОВАРЬ
сколотить, торопливый, торопиться, резал — изрезал, кусок-куски, разделочная доска, терпеливый, терпеть, чертить-вычертил, пила-за пилу, табурет, раскрыть, тайна-тайну, семь раз отмерь-один отрежь
ДИАЛОГ
- В какой магазин зашли два друга?
– Они зашли в мебельный магазин.
- Что продавали в мебельном магазине?
– В магазине продавали мебель.
- Как звали торопливого друга?
– Торопливого друга звали Петя.
- Как звали терпеливого друга?
– Терпеливого друга звали Максим.
II ЧЕТВЕРТЬ
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНОГО ХАРАКТЕРА
№ |
Речевой материал |
дата |
1 |
Подскажи, пожалуйста, сколько сейчас времени. (Сейчас двадцать минут второго.Сейчас тринадцать часов двадцать минут) |
|
2 |
Назови русские национальные блюда. Борщ, салат, пирог фруктовый |
|
3 |
Для чего нужно укреплять и охранять здоровье? (Для того чтобы быть здоровым.) |
|
4 |
Как нужно ухаживать за своей кожей? (Чтобы кожа была чистая нужно умываться с мылом.) |
|
5 |
Какое животное символ Сибири? (Символ Сибири - медведь) |
|
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Речевой материал, относящийся к учебной деятельности |
дата |
1 |
Какого рода слово …? (Слово … … рода) |
|
2 |
Почему слова называются однокоренными? (Потому что у них одинаковый корень) |
|
3 |
Названия, каких геометрических фигур ты знаешь. (Треугольник, круг, прямоугольник, овал, квадрат) |
|
4 |
Измени предложение по образцу. (Я изменил предложение по образцу.) |
|
5 |
Какое настроение в стихотворении? (В стихотворении грустное … настроение) |
|
ТЕМА № 1: «Для чего руки нужны»
ТЕКСТ №1 «Научись ремеслу» (грузинская сказка)
Восприятие в целом
1. У царя был единственный сын.
2. Решил сын жениться.
3. Увидел царевич девушку и полюбил её.
4. Говорит он девушке: «Будь моей женой!»
5. А девушка отвечает: «Научись ремеслу — тогда выйду за тебя замуж»
6. Загрустил царевич, не знает, какому ремеслу научиться.
7. Пошёл царский сын к бурочнику.
8. За три дня научился валять войлок и мастерить бурки.
9. Отправился царевич к девушке, и они поженились.
10. Однажды царский сын попал к разбойникам.
11. Царевич попросил не убивать его.
12. А взамен смастерил бурку.
13. Бурку украсил узорами, а между узорами вышил слова о помощи.
14. Разбойники продали бурку царевне.
15. Она прочитала слова и спасла мужа.
16. Так ремесло выручило царевича.
Восприятие в целом
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Сказку, какого народа мы читали?
2. Какому ремеслу научился царевич?
3. Как ремесло помогло царевичу?
4. Царевич, скажи по-другому.
5. Какой знак стоит в конце предложения? Говорит царский сын девушке: «Будь моей женой!»
6. В каком числе стоит слово разбойники (царевич, бурки)
ДИАЛОГ
-Сказку, какого народа мы читали?
- Мы читали сказку грузинского народа?
- А как называется эта сказка?
- Эта сказка называется «Научись ремеслу»
- Какому ремеслу научился царевич?
- Царевич научился валять войлок и мастерить бурки.
- Ребята, расскажите, как ремесло помогло царевичу?
- Однажды царевич попал к разбойникам, он смастерил бурку, бурку украсил узорами, а между узорами вышил слова о помощи. И его спасли.
СЛОВАРЬ
Царь, единственный сын, царский сын, царевич, жениться-поженились, селение, ремесло-ремеслу, замуж-выйду замуж, грустно-загрустил, бурочник, бурки, валять войлок, разбойники, смастерил, узоры-узорами, выручило.
ТЕМА № 2: «Забота о природе»
ТЕКСТ №2 «Живая ёлочка»
Восприятие в целом
1. В одном городе живёт семья Ивановых.
2. Они встречают новый год с живой ёлкой.
3. К празднику родители принесли ёлку в корзине с землёй.
4. С корнями ёлочка не засохнет в комнате.
5. Дети через день поливают ёлку.
6. Ёлка стоит пушистая и свежая.
7. В доме хорошо пахнет живым лесом.
8. Дети украсили ёлочку игрушками из цветной бумаги.
9. Родители зажгли на ёлке яркие лампочки.
10. А на верхушке засияла звёздочка.
11. На праздник в семью Ивановых пришли гости.
12. Заиграла музыка и вокруг ёлки повели хоровод.
13. После праздника ёлку глубоко зарывают в снег.
14. А весной вместе с корзиной посадят в землю.
15. До нового праздника.
Восприятие в целом
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Что приносят родители в дом к празднику?
2. Почему ёлочка в семье Ивановых не засыхает?
3. Расскажи, как украсили ёлку ребята.
4. Что делают с ёлкой после праздника?
5. Запиши слова: ёлка, ёлку, на ёлке.
6. Дополни предложение. Заиграла музыка и вокруг ёлки… …
СЛОВАРЬ
Встретить, семья Ивановых, приносят, с землёй, с корнями, не засохнет, через день, пушистая, свежая, пахнет живым лесом, зажгли, родители, лампочки, верхушка, засияла, заиграла, повели, зарывают в снег
ДИАЛОГ
- Где жила семья Ивановых, в городе или в деревне?
– Семья Ивановых жила в городе.
- Родители принесли домой елку в корзине с землёй или с песком?
– Родители принесли корзину с землёй.
- Чем украсили дети ёлку?
– Игрушками из бумаги.
- Что зажгли родители на ёлке?
– Родители на ёлке зажгли огни.
III ЧЕТВЕРТЬ
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНОГО ХАРАКТЕРА
№ |
Речевой материал |
дата |
1 |
Какие национальности ты знаешь? Я знаю национальности: белорусы, русские, грузины, украинцы, узбеки и другие. |
|
2 |
Кто ты по национальности? Я по национальности … |
|
3 |
Узнай у своего друга, кто он по национальности. …, кто ты по национальности? |
|
4 |
Скажи, что ты говоришь, когда прощаешься с товарищами. Я говорю пока (до свидания, до завтра, до встреч). |
|
5 |
Ты не знаешь, где находится почта, - что ты спросишь у прохожих? Скажите, пожалуйста, где находится почта? |
|
6 |
Куда нужно идти, если хочешь отправить телеграмму? Если хочешь отправить телеграмму, нужно идти на почту. |
|
7 |
Узнай у товарища, в какой секции он занимается. …, ты в какой секции ты занимаешься? |
|
№ |
Речевой материал, относящийся к учебной деятельности |
дата |
1 |
Во сколько раз 8 больше 4? 8 больше 4 в два раза. |
|
2 |
Сколько тысяч в числе 67789? В числе 67789 67 тысяч. |
|
3 |
Назови главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. |
|
4 |
Солнце – это ближайшая к Земле звезда. |
|
5 |
Дополнение, определение, обстоятельство – это второстепенные члены предложения. |
|
6 |
Назови девять крупных шарообразных планет. Плутон, Нептун, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Венера, Земля, Марс. |
|
7 |
Найди и прочитай предложение к картинке. Я нашёл и прочитал предложение к картинке. |
|
8 |
Тебе понравился рассказ (стихотворение)? Мне рассказ (не)понравился, потому что … |
|
ТЕМА: «Явления природы»
ТЕКСТ «Снег»
Восприятие в целом
1. Зимой часто падает снег.
2. Снег – это замёрзшая вода, а вода бесцветная.
3. Почему же снег белый?
4. Каждая снежинка состоит из ледяных кристалликов.
5. Свет отражается от граней кристалликов.
6. И снег становится белым цветом.
7. Но бывали такие случаи, когда падал цветной снег
8. Один учёный видел, как из неба падал красный снег.
9. Снег может принести и пользу, и вред людям.
10. Но снег очень важен для природы.
11. Он покрывает землю, растения и удерживает тепло.
12. Поэтому спящие растения и зимующие насекомые не замерзают.
13. При оттепелях снег становится мокрым и липким.
14. При низких температурах снег становится сухим и рыхлым.
15. А при снегопаде снежинки кружатся и легко стряхиваются с одежды.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Что такое снег?
2. Почему снег белый?
3. Чем полезен снег для природы?
4. Когда снег становится сухим и рыхлым?
5. Какого рода слово снег, вода, оттепель?
6. Продолжи предложение. Один учёный видел, как из неба ..
СЛОВАРЬ
Замёрзшая вода, бесцветная, снежинка, ледяные кристаллики, отражается, грани, случай – случаи, учёный, польза, вред, важен, покрывает землю, удерживает тепло, спящие растения, зимующие насекомые, оттепель, стряхиваются.
ДИАЛОГ
- Ребята, пойдёмте гулять. Смотрите, какой снег падает!
- Пойдёмте!
- А вы знаете, что такое снег?
- Снег – это замёрзшая вода.
- А почему снег белый?
- Потому что снежинка состоит из кристалликов, а свет отражается от граней кристалликов.
- Ребята, сегодня снег какой липкий или рыхлый?
- Сегодня снег рыхлый, потому что на улице низкая температура.
ТЕМА: «Кем быть и
кем не быть?»
ТЕКСТ «Доктор Мясников»
Восприятие в целом
1. Александр Леонидович – известный российский врач.
2. Мясников родился в городе Санкт-Петербурге в России.
3. В школе Александр учился хорошо.
4. В детстве мечтал стать шофёром и путешественником.
5. Семь лет работал и учился в Нью-Йорке в Америке.
6. Вернулся в Москву, стал работать главным врачом в Кремлёвской больнице.
7. На телевидении у Александра есть личный сайт.
8. Каждый россиянин может задать Александру Мясникову вопрос.
9. Александр пишет книги о медицине.
10. Александр выступает на телевидении.
11. Александр лечит людей, даёт медицинские и практические советы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Кто такой Александр Мясников?
2. Как учился в школе Александр?
3. Кем хотел стать Александр?
4. Где учился после школы Александр?
5. В какой больнице работал Александр Мясников в Москве?
6. Повтори: Россия – Москва – Санкт-Петербург.
ДИАЛОГ
- Привет! Как дела?
- Привет! У меня всё нормально.
- Ты знаешь кто такой Александр Мясников?
- Да, знаю. Это известный российский врач.
- А ты знаешь, где родился Александр?
- Нет, не знаю (-Да, знаю)
- Он родился в России?
- Да, в городе Санкт-Петербурге.
- А ты читал книги Александра Мясникова?
- Нет.
- Книги Александр пишет для взрослых.
СЛОВАРЬ
Мясников, известный, врач, российский, Москва, Россия, шофёр, учился, старался, общеобразовательная, медицинский институт, лечит людей, советует людям, просвещает людей, доктор.
ТЕМА: «Явления природы»
ТЕКСТ «Ветер»
Восприятие в целом
1. Иногда на улице можно услышать шум.
2. Он напоминает чей-то протяжный вой.
3. Можно увидеть, как гнутся и качаются деревья.
4. Так дует ветер.
5. Он может достигать огромной скорости.
6. Иногда ветер имеет сокрушительную силу.
7. Сильный ветер называется ураган.
8. Он может вырвать с корнем деревья и сорвать крыши с домов.
9. А на море ураган поднимает высокие волны.
10. Но ветер приносит и пользу.
11. Раздувая паруса, ветер подгоняет корабль.
12. Ветер вращает ветряные мельницы.
13. Так зерно перемалывают в муку.
14. А еще ветер любит повеселиться!
15. В ветреную погоду можно запустить воздушного змея.
16. Он поднимает змея к самым облакам.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Что напоминает шум ветра?
2. Что такое ветер?
3. Что напоминает шум ветра?
4. Как называется очень сильный ветер?
5. Что способен сделать ураган?
6. Какую пользу приносит ветер?
7. Как ветер умеет веселиться?
СЛОВАРЬ
Гулкий шум, протяжный вой, гнутся, качаются, достигать, огромной, сокрушительной, ураган, гигантские волны, раздувая паруса, вращает ветряные мельницы, перемалывает, повеселиться, воздушный ветер.
IY ЧЕТВЕРТЬ
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНОГО ХАРАКТЕРА
№ |
Речевой материал |
дата |
1 |
Когда отмечается День космонавтики и авиации? 12 апреля отмечается День космонавтики и авиации. |
|
2 |
Поздоровайся по-русски. Здравствуйте! Добрый день (утро, вечер) |
|
3 |
Русский костюм состоит из рубашки, брюк. |
|
4 |
Сколько лет прошло со Дня Победы? Прошло 75 лет со Дня Победы. |
|
5 |
Где ты будешь отдыхать этим летом? Этим летом я буду отдыхать … |
|
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Речевой материал |
дата |
1 |
Что такое диалог? Диалог – это разговор двух и более людей. |
|
2 |
Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления. |
|
3 |
Найдите треугольник и обозначьте углы. Я нашёл треугольник и обозначил углы. |
|
4 |
Сколько дней в году? В году 365 дней. |
|
5 |
Найди в тексте слова, в которых говорится о … |
|
6 |
Округлите числа до сотни. Я округлил числа до сотни. |
|
ТЕМА № 1: «Космонавты»
ТЕКСТ №1 «День космонавтики»
Восприятие в целом
1. Юрий Гагарин первым полетел в космос.
2. Это было двенадцатого апреля одна тысяча девятьсот шестьдесят первого года.
3. С тех пор в нашей стране12 апреля отмечается День космонавтики и авиации.
4. В тысяча девятьсот шестьдесят третьем году Валентина Терешкова полетела в космос.
5. Космонавты долго готовятся к невесомости в космосе.
6. Перед полётом они выполняют задания под водой.
7. В бассейне космонавты ощущают себя как в невесомости.
8. В космосе люди живут на космических станциях.
9. Это космический корабль, который вращается вокруг Земли.
10. Учёные могут долго там жить и работать.
11. В космосе нельзя есть еду из тарелок.
12. Поэтому космонавты выдавливают её из тюбиков.
13. Люди в космосе становятся выше на два сантиметра.
14. Ведь притяжение Земли перестаёт давить на них
15. В космосе учёные выполняют работу, которую нельзя сделать на Земле.
16. Это возможно, потому что там нет воздуха.
Восприятие в целом
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Кто был первым человеком, который полетел в космос?
2. Когда Юрий Гагарин полетел в космос?
3. Когда отмечается День космонавтики и авиации?
4. Какую работу космонавты выполняют в космосе?
5. Продолжи предложение. Это космический корабль, который вращается …
ДИАЛОГ
- Скажи, пожалуйста, кто был первым космонавтом?
- Юрий Гагарин первым полетел в космос.
- А женщины летают в космос?
- Да, в 1963 году Валентина Терешкова полетела в космос.
- Она была первой?
- Да, Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт.
- Когда в нашей стране отмечается День космонавтики?
- 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.
СЛОВАРЬ
Гагарин, космос, космонавт, космический корабль, день космонавтики, невесомость, Терешкова, задания, бассейн, ощущают, космическая станция, вращается, выдавливают, тюбик, притяжение, выполняют.
ТЕМА № 2: «Кем быть или не быть»
ТЕКСТ №2 «Чкалов – отважный лётчик»
Восприятие в целом
1. Чкалов Валерий родился в рабочей семье.
2. В детстве он рос смелым, озорным мальчиком.
3. После окончания школы Валерий пошёл учиться на токаря.
4. Но учиться он не смог, потому что началась война.
5. Он поступил учиться в школу лётчиков.
6. Он завоевал призы во время соревнований.
7. Чкалову нравилось учиться воздушному бою.
8. Он ничего не боялся.
9. Однажды над Ленинградом он совершил 150 « мертвых петель».
10. В другой раз, он пролетел между двух деревьев.
11. Чкалов участвовал в воздушном параде над Красной площадью.
12. Чкалов совершил первый беспосадочный перелет.
13. Экипаж пробыл в воздухе пятьдесят шесть часов двадцать минут.
14. Самолет пролетел расстояние в девять тысяч триста семьдесят четыре километра.
15. Чкалов Валерий был удостоен звания героя.
Восприятие в целом
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. О человеке, какой профессии говориться в тексте?
2. Кем был Чкалов Валерий?
3. Почему он не смог учиться на токаря?
4. Расскажи, что случилось в небе над Ленинградом.
5. Найди в тексте слова, в которых говорится о …
6. Продолжи предложение. Чкалов был удостоен … …
СЛОВАРЬ
Рос смелым, озорным, рабочая семья, токарь, школа лётчиков, завоевал, соревнования, воздушный бой, совершил, «мёртвая петля», пролетел, участвовал, воздушный парад, Красная площадь, беспосадочный перелёт, экипаж, удостоен, звания героя.
ДИАЛОГ
- Скажи мне, кем был Чкалов Валерий?
- Чкалов – отважный лётчик.
- Где он учился?
- Он поступил учиться в школу лётчиков.
- Что случилось в небе над Ленинградом?
- Однажды над Ленинградом он совершил 150 «мёртвых петель» подряд.
- Какого звания был удостоен Чкалов?
- Он был удостоен звания Героя.
I ПОЛУГОДИЕ (Примерные тексты)
Снова в школу
Словарь: светлый, просторный класс; прилежно себя вести; помогать одноклассникам; дежурный по классу; обязанности дежурного.
Примерный текст.
Мой класс светлый и просторный. В классе стоят пять парт. На стене висит большая доска. Дежурный проветривает класс, поливает цветы, моет пол и вытирает доску. Все ребята хорошо учатся и прилежно себя ведут. Каждый день ребята занимаются математикой, грамматикой и развитием речи. Ребята помогают друг другу делать уроки и дежурить.
Золотая осень.
Словарь: золотая осень; нарядные деревья; набегают тучи; трудный перелет на юг; созрели овощи и фрукты; убирать осенний урожай.
Примерный текст:
Наступила золотая осень. Все деревья стоят нарядные. Дни становятся короче, а ночи длиннее. То ярко светит солнце, то набегают тучи и идет дождь. Птицы готовятся к трудному перелету на юг. В саду созрели фрукты, а на огороде - овощи. Ребята помогают взрослым собирать осенний урожай. Много вкусных овощей и фруктов будет зимой.
Правила поведения.
Словарь: правила поведения; общественные места; уважительно относиться к людям; соблюдать правила дорожного движения; нельзя мешать людям в транспорте; много неприятностей.
Примерный текст:
Есть много разных правил поведения: в школе, на улице, в кинотеатре и других местах. В школе нельзя бегать в классе, кричать, ломать мебель, неуважительно относиться к старшим. На улице нужно соблюдать правила дорожного движения. Нельзя переходить дорогу на красный свет светофора. Нельзя играть на дороге и мешать людям и транспорту. Человек, нарушающий правила, доставляет много неприятностей себе и окружающим.
Мы любим спорт.
Словарь: секция по плаванию; записались в секцию; бассейн, тренер, плавать в бассейне, плавать разными стилями; участвовать в соревнованиях; занял третье место; поздравить с победой.
Примерный текст:
Ребята пятого класса записались в секцию по плаванию. Они ходят в бассейн после уроков. Тренера зовут Зоя Павловна. Она учит ребят плавать разными стилями. Недавно были соревнования и ребята тоже участвовали в них. Сережа занял третье место. Весь класс поздравил его с победой.
Здравствуй, зимушка-зима.
Словарь: студеные ветра; зачерствела грязь на дороге; промерзли до дна лужицы; снег заблестел, загорелся искорками; все укрыто белым покрывалом.
Примерный текст:
Подули студеные ветра, зачерствела грязь на дороге. Лужицы промерзли до дна. Вот и снег пошел. Все небо и весь воздух были полны снежинок. Они летели, падали, кружились и укрывали все вокруг белым покрывалом. Потом выглянуло солнышко. Снег под его лучами заблестел, загорелся искорками. Вот и зимушка-зима пришла.
II ПОЛУГОДИЕ (Примерные тексты)
Зимние забавы.
Словарь: туристическая база; поход на лыжах; заснеженный лес; рисовали узоры коньками; снежная крепость.
Примерный текст:
На зимних каникулах ребята отдыхали на туристической базе. Они ходили в поход на лыжах по заснеженному лесу. Рядом с базой была гора и ребята катались с нее на санках и лыжах. На прозрачном льду озера они рисовали узоры коньками и играли в хоккей. Во дворе ребята построили снежную крепость и играли в снежки. Весело прошли зимние каникулы.
Профессии.
Словарь: мебельная фабрика; цех; столяр-деревщик; портной; швея; летчик; врач; учитель, профессии.
Примерный текст:
Ребята 5 класса знакомы с профессиями учителя, повара, врача, кондуктора и шофера. Сегодня они идут на мебельную фабрику. Там в цехах пахнет деревом и краской. Ребята увидели, как делают полки, столы, шкафы, кровати и другую мебель. «Как называется ваша профессия? - спросили они у рабочих. «Столяр-деревщик» - ответили им рабочии. Когда ребята вернулись с экскурсии, они долго спорили о том, какая профессия нужнее. Все работы хороши и нужны людям.
Семья.
Словарь: брат-близнец, собирают модель самолета; дружная семья; тетя; дядя; племянники; внуки.
Примерный текст:
Коля живет в большой семье. Колины мама и папа работают на мебельной фабрике. Старшая сестра учится в институте. Сам Коля ученик пятого класса. Два младших брата-близнеца ходят в детский сад. Вечером вся семья собирается дома. Мама и дочь накрывают на стол. Папа с мальчиками собирают модель самолета. Коля делает уроки.
Речевой материал, связанный с организацией занятий.
Словарь: план работы; письменная работа; рассказ по картине; работали по плану.
Примерный текст:
Начался урок развития речи. На стене висит картина. «Будем составлять рассказ по картине.» - говорит учитель. Познакомьтесь с планом работы: 1. Рассматривание картины.2 Беседа по содержанию картины.3 Составление плана рассказа. 4. Устный рассказ по плану. 5 Письменная работа. Весь урок ребята работали по плану и получили хорошие отметки.
Весна.
Словарь: капель, сосульки, тающий, рыхлый снег; возвращаются перелетные птицы, оттепель; изменения в природе; проталины; молодая трава.
Примерный текст:
Солнце греет все сильнее и сильнее. С каждым днем заметны изменения в природе. Показались первые проталины и побежали ручьи. На деревьях набухают и лопаются почки. Появляется молодая трава и расцветают первые цветы. Прилетают из теплых краев птицы. Они вьют гнезда и готовятся выводить птенцов. Люди почувствовали тепло и сменили зимнюю одежду на весеннюю.
Мой город.
Словарь: северо-запад России, памятники, сквер, Кремль.
Примерный текст:
Город Псков расположен на северо-западе России. Он стоит на слиянии двух рек: Пскова и Великая. Самая древняя часть Пскова -Кремль. На территории Кремля стоит Троицкий собор. В городе много памятников, парков и скверов. Псковичи любят и берегут свой город.
Скоро лето.
Словарь: бегут по росе; рыбалка; купаются в пруду; ходили на озеро; загорали, плавали.
Примерный текст:
Хорошо летом в деревне. Встает солнце. Ребята бегут по росе к реке. Утром хорошо ловится рыба и мальчики уже готовы идти на рыбалку. Разноцветный луг радует всех. Девочки собирают васильки, ромашки, колокольчики. В лесу можно собирать чернику, землянику ежевику. Скоро появятся грибы, ребята пойдут в лес за маслятами и лисичками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова К.А. Произношение 4 класс
2. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. методика обучения глухих детей произношению. М.: Владос, 2008
3. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьникам . – Волгоград: Панорама, 2006
4. Дурова Н. В. Читаем сами. Тексты для чтения к наглядному пособию «Ступеньки грамоты» М.: Школа-Пресс, 1996
5. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2004
6. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/ авт.-сост. А.Ф.Рыбина.-Волгоград: Учитель, 2009
7. Косинова Е.М. Домашний логопед. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2009
8. Назарова Л.П. методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Владос, 2001
9. Пфафенродт А.Н. Произношение: учебное пособие для 3 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений 2 вида М.: Просвещение, 2002
10. Пфафенродт А.Н. Произношение: учебное пособие для 4 кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений М.: Просвещение, 2005
11. Пфафенродт А. Н. Кочанова М.Е. Произношение: учебное пособие для 1 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений М.: Просвещение, 2007
12. Пфафенродт А. Н. Кочанова М.Е. Произношение: учебное пособие для 2 кл. школы слабослышащих М.: Просвещение, 1994
13. Резниченко Т.С. Занимательный букварь. – М.: ГНОМ и Д, 2008
14. Сычёва Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. М.; Книголюб, 2020.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.