Рабочая программа по географии.
10,11 класс.
Рабочая программа географии представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:
· пояснительную записку;
· учебно-тематический план;
· Национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала.
· норму оценок по предмету;
· требование к уровню подготовки учащихся
· развернутое учебно-тематическое планирование с требованиями к уровню подготовки учащихся;
· перечень учебно-методического обеспечения.
Раздел I.Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по географии.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету
Нормативные документы
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
8. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
12.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Уровень образовательного учреждения
1. Учебный план гимназии № 10 на 2015-2016 учебный год.
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов / http://ipk74.ru/news.
Количество часов на изучение курса 70 час.
10 класс
· Количество часов по ОБУП – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;
· По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;
· Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 35 часов в год.
· Практических работ -10
11 класс.
· Количество часов по ОБУП – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;
· По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 35 часов в год;
· Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 35 часов в год.
· Практических работ -11
Общая характеристика учебного предмета:
Цели курса:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природе;
· использование практической деятельности в повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
· нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни.
В соответствии с ОБУП изучается региональный компонент. Региональный компонент включает информацию о природных ресурсах, населении, отраслях хозяйства и экологических проблемах Челябинской области. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса, изучается дисперсно.
В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе: выделен раздел «Многообразие стран на политической карте мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира» (4 часа)
Раздел II. Учебно-тематический план.
10,11 класс.
Раздел III.
Национальные, региональные и этнокультурные особенности Южного Урала.
№ урока |
10 класс |
11 класс |
||
|
Тема урока. |
НРЭО |
Тема урока |
НРЭО |
2. |
Многообразие стран на политической карте мира. |
1.Географическое положение Челябинской области
|
Россия на политической карте мира. Россия и страны СНГ. Демографическая и продовольственная проблема Экологическая проблема. |
1.Экономико - географическое положение Челябинской области.
|
6 |
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Ресурсообеспеченность. |
2. Природно - ресурсный потенциал Челябинской области |
Россия в мировом хозяйстве и МГРТ
|
2.Место Челябинской области в МГРТ
|
14 |
Структура населения мира. |
3 Структура населения Челябинской области.
|
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. |
3.Экономика области на современном этапе развития |
16 |
Размещение и миграции населения. |
4.Расселение населения по территории Челябинской области Население и окружающая среда |
Особенности географии и структуры международной торговли.
|
4.Участие Челябинской области в международной торговле |
21 |
География мирового хозяйства |
5.Отраслевая структура хозяйства Челябинской области |
Особенности географии и структуры международной торговли. |
5.Роль Челябинской области в отраслевых и региональных организациях |
25 |
Металлургия, машиностроение и химическая промышленность |
6Металлургия и машиностроение Челябинской области
|
Участие России в международных отраслевых и региональных организаций |
6.Торговые партнеры области. |
32 |
Современные мировые хозяйственные связи. |
7.Челябинская область в МРТ
|
Россия и страны СНГ. |
7.Решение демографических и продовольственных проблем в области.
|
|
|
|
Глобальные проблемы. Экологическая проблема. |
8.Экология Челябинской области, пути решения проблем |
При реализации НРЭОиспользована литература:
1. Андреева М. А., Маркова А. С.. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.- Челябинск.: Южно- Урал. Кн. Изд-во,2006.
2. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: Абрис, 2013.
3. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие. Челябинск.: Абрис,2013.
4. Краеведение Челябинской области 9 кл./ под ред. В,М, Кузнецова- Челябинск: Абрис 2012.
Раздел IV.НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ГЕОГРАФИИ
Оценка знаний учащихся
Критерии:
«5»
«4»
«3»
«2»
Оценка практических умений учащихся
«5»
«4»
«3»
«2»
допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении ре
Контроль над усвоением предметных компетенций в 10, 11 классах осуществляется с помощью следующих форм:
1.устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос),
2.контрольные, самостоятельные, практические работы;
3.выполнение тестовых заданий, географических диктантов
Раздел V.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
· особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
· географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
· особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
· определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
· оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
· применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
· составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
· сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
· понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения
Используются такие формы обучения:
лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
§ методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
§ методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
§ методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал, презентации), интерактивные карты и электронные учебники.
Раздел VI. Календарно – тематическое планирование.
10 класс.
11 класс
Раздел VII. Учебно – методический комплекс.
Перечень Интернет-ресурсов и электронных источников для учащихся:
1. Большая Советская энциклопедия. – М.: Новый диск, 2003
2. География 6-10 классы. Образовательная коллекция. - М.: 1С и РМЦ, 2005
3. Энциклопедия Челябинск 2002. – Челябинск: Каменный пояс, 2002
4. http:// www.kontorakuka.ru
5. http://null. ru/people/schgis
6. www.school.aol.com
Ресурсы сети Интернет для учителей географии:
1. Газета «География» http://geo. 1 september.ru/
2. Учитель года России http://2006.teacher.org.ru/
3. ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/
4. Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
5. Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
6. Клуб журнала «GEO» http: //www, geo.ru/
7. Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/
8. Журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
9. Великие путешественники, мореплаватели и географы http ://www. geografia.ru/
10. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.