Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
Согласовано. Зам. директора по УВР: ___________ Кузнецова Е.А. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № ____ от «____» ___________ 2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
8 класс.
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель географии
высшей квалификационной категории
с. Волочаевка, 2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету география на 2020 – 2021 учебный год для 8 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом примерной программы по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения)) с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2020 – 2021 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
20. Концепции преподавания предметной области «География» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные
программы.
Цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
·сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
·сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
·сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве.
Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическому комплексу так называемой «классической» линии. Авторы программы являются одновременно и авторами соответствующих учебников.
Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии (второго поколения), представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Особенности класса – общеобразовательный.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Рабочая программа по географии для 8 класса на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе авторской программы основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Отличительных особенностей в сравнении с авторской программой нет.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА»
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков «География Земли» (5, 6, 7 классы) и «География России» (8, 9 классы), в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География России» у учащихся формируются знания об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияние природы на жизнь и деятельность людей, живущих в нашей стране. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации, их крупных регионов, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий на ряду с содержательно – обучающей важную идеологическую функцию.
Изучение отдельных тем направлено на использование материалов газет и журналов, радио и телевидения, энциклопедий, справочников, словарей, что способствует расширению кругозора детей, развитию их общей культуры и географического мышления. В ходе реализации программы предполагается дать возможность каждому ребёнку высказывать свои предположения по разным вопросам, обосновывать собственные проекты, прогнозировать пути дальнейшего развития, делать доклады, рефераты и так далее. Программа предполагает использование активных форм и методов работы с учащимися: лекции, защита реферата, зачёты и контрольные работы, предметные олимпиады.
В тематическом планировании при изучении тем: «Рельеф», «Климат», «Внутренние воды», «Растительный и животный мир», «Почвы» на уроках даются элементы регионального компонента в соответствии с Концепцией.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования предмет «География» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет география для 8 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 8 класса составляет 35 недель. В учебном плане на предмет географии в 8 классе отведено 2 часа в неделю. Итого 70 часов. Из них:
ü практических работ – 6;
ü самостоятельных работ – 6;
ü зачётов – 3;
ü контрольных работ – 1.
Итого на изучение нового материала – 54 часа.
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
· Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2012.
·Программы основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Дополнительная литература:
·Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2012г.
·Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
·География 8 класс. Поурочные разработки Е. А. Жижина (к учебным комплектам И. И. Баринова «География России. Природа») Издательство М.: ВАКО, 2014. – 352 с.
·Контрольно – измерительные материалы. География 8 класс. Е. А. Жижина М.: ВАКО 2013. – 112 с
Интернет – ресурсы:
ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ru
· http: //www.gao.spb.ru/Russian · http: //www.fmm.ru · http: //www.mchs.gov.ru · http: //www.national-geographic.ru · http: //www.nature.com · http: //www.ocean.ru · http: //www.pogoda.ru · http: //www.sgm.ru/rus · http: //www.unknowplanet.ru |
· http: //www.weather.com
· http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
· http://geographer.ru – Географический портал.
· http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
· http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения географии ученик научится:
Называть и (или) показывать:
· предмет изучения географии России;
· основные средства и методы получения географической информации;
· субъекты Российской Федерации;
· пограничные государства;
· особенности географического положения, раз меры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
· границы часовых поясов;
· основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
· климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
· распределение рек страны по бассейнам океанов;
· основные области современного оледенения и крупные ледники;
· зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре гионах;
· основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
Определять (измерять):
· географическое положение объектов;
· разницу в поясном времени территорий;
· погоду по синоптической карте;
Описывать:
· географическое положение страны, отдельные регионов и географических объектов, его виды (экономико- географическое, геополитическое и т. д.);
Ученик получит возможность научиться:
Объяснять:
· влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
· образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых;
· образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды образование смога;
· влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
· как составляют прогноз погоды;
· распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос воение территории человеком;
· почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
· причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
· разнообразие природных комплексов на территории страны;
· роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
· уникальность и общечеловеческую ценность па мятников природы и культуры;
· причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
· особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,
районирование», «географическое положение» «природные ресурсы», «экологический кризис».
Оценивать и прогнозировать:
· природно-ресурсный потенциал страны, региона;
· экологическую ситуацию в стране, регионе;
· изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и ант ропогенных факторов;
· изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
· развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Ученик научится:
• осознанию себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
• осознанию значимости и общности глобальных проблем человечества;
• эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Ученик получит возможность научиться:
• овладению на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
• ценить географические знания, как важнейший компонент научной картины мира;
• социально-ответственному поведению в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
• патриотизму, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважительно относиться к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Ученик научится:
• самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
• умению управлять своей познавательной деятельностью;
• умению организовывать свою деятельность;
• определять её цели и задачи;
• выбирать средства и применять их на практике.
Ученик получит возможность научиться:
• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
• работать в соответствии с предложенным планом;
• владеть основами самоконтроля и самооценки;
• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения
Ученик научится:
• объяснять значение ключевых понятий курса;
• работать с основными источниками географической информации;
• определять географическое положение России и ее регионов;
• определять время в различных пунктах страны;
• называть и показывать основные географические объекты;
называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;
Ученик получит возможность научиться:
• работать с контурной картой;
• составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;
• приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
• давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
• приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
• приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
• определять экологические проблемы природных регионов;
• называть меры по охране природы.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА».
Введение.(1час)
Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Тема 1: Пространство России (6 часов).
Географическое положение России.. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение. Этапы и методы географического изучения территории России. Географическое положение Древней Руси. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.
Практические работы:
1. Географическое положение России.
2. Решение задач на определение поясного времени.
Самостоятельные работы:1. «Пространство России»
Раздел I. Особенности природы природные ресурсы России. (21 час)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России.(5 часов)
Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.
Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.
Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.
Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Самостоятельная работа:
1. «Рельеф и недра России».
Тема 2. Климат и климатические ресурсы России. (4 часа)
Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).
Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.
Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.
Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон – полюс холода северного полушария.
Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.
А.И. Воейков– основоположник климатологии.
Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.
Самостоятельная работа:
1. «Климат и климатические ресурсы»
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России(4часа)
Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.
Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.
Болота, их виды и размещение по территории России.
Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.
Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.
Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.
Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.
Практическая работа:
1. «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России».
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы России (3 часа)
Почва – особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы России (5 часов)
Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.
Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.
Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.
Зачет:
1. «Особенности природы и природные ресурсы России»
Раздел II. Природные комплексы России(27 часов)
Тема 1. Природное районирование (6 часов)
Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России.
Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.
Самостоятельная работа:
1. «Природные зоны России»
Тема 2. Природа регионов России.(21 час)
Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.
Практические работы:
1. «Обозначение на контурной карте объектов Западной Сибири».
2. «Природные ресурсы и проблемы их освоения Восточной Сибири».
Самостоятельные работы:
1. «Урал».
2. «Дальний Восток».
Раздел III. Человек и природа. (5 часов)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.
Практическая работа:
1. «Антропогенное воздействие на природу».
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Введение |
1 |
Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны |
2 |
Пространство России |
6 |
Анализировать и сопоставлять карты атласа. Работать с различными источниками географической информации. Обозначать границы России на контурной карте. Давать характеристику морям России. Обозначать моря и береговую линию на контурной карте России. Решать задачи на определение поясного и местного времени. Собирать информацию из разных источников о русских ученых, землепроходцах – открывателях земель на севере и востоке страны. |
Раздел I.Особенности природы и природные ресурсы России. 20 часов
|
|||
3 |
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России |
5 |
Обозначать на контурной карте основные формы рельефа страны. Анализировать и сопоставлять физические и тектонические карты. Давать характеристику размещения полезных ископаемых России, обозначать крупные месторождения на карте. Объяснять особенности размещения полезных ископаемых. Характеризовать современные процессы, формирующих рельеф. Объяснять взаимосвязи всех компонентов природы. |
4 |
Климат и климатические ресурсы России |
4 |
Анализировать климатические карты и диаграммы. Характеризовать типы климата России. Характеризовать стихийные явления и их последствия для человека. Характеризовать климат родного края. |
5 |
Внутренние воды и водные ресурсы России |
4 |
Давать характеристику рекам России. Объяснять влияние климата на реки. Обозначать на контурной карте крупные реки, озера, границы многолетней мерзлоты. Оценивать роль воды в жизни человека. Объяснять эстетическую и оздоровительную роль водных ландшафтов. |
6 |
Почва и почвенные ресурсы России |
3 |
Анализировать текст и рисунки учебника. Составлять конспекты урока. Выявлять зависимость распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов. Характеризовать основные типы почв. Оценивать почвенные ресурсы страны. |
7 |
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России |
4 |
Анализировать карты атласа. Объяснять приспособления животных и растений к условиям окружающей среды. Обозначать на контурной карте основные особо охраняемые природные территории России. Оценивать природные условия и ресурсы России. Подготавливать и защищать презентации, проекты. Работать с картами, интернет – ресурсами. |
Раздел II.Природные комплексы России. 27 часов
|
|||
8 |
Природное районирование |
6 |
Характеризовать природные комплексы с использованием разных источников информации. Обозначать на контурной карте природные зоны России. Давать им сравнительную характеристику. Составлять схемы высотной поясности для гор нашей страны. |
9 |
Природа регионов России |
21 |
Давать характеристику регионам России по плану и картам. Устанавливать межпредметные связи с историей. Обозначать на контурной карте основные формы рельефа, крупные реки и озера, крупные города, границы природных зон, памятники природы, крупные ООПТ. Готовить презентации с опорой на межпредметные связи. Давать комплексную оценку природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначать на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Составлять схемы и таблицы «Природные ресурсы регионов» |
Раздел III .Человек и природа. 6 часов
|
|||
10 |
Человек и природа |
5 |
Объяснять географию природных стихийных явлений – землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей – на территории нашей страны. Выявлять причины возникновения антропогенных ландшафтов. Осознать ответственность человека за сохранение природы родной страны, родного края. Оценивать роль географического прогноза в жизни и деятельности человека. Выявлять причины экологического кризиса в наши дни. Давать характеристику экологической ситуации в России. Работать с картами, интернет – ресурсами, готовить презентации. |
Систематизация и обобщение знаний. 10 часов.
|
|||
11 |
Повторение и обобщение материала |
5 |
|
12 |
Резервное время |
5 |
|
7.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма обучения
|
1 |
Что изучает физическая география России |
1 |
|
Пространство России. 6 часов.
|
|||
2 |
Географическое положение (ГП) России П.р. № 1 «Географическое положение России» |
1 |
|
3 |
Моря, омывающие берега России |
1 |
|
4 |
Россия на карте часовых поясов |
1 |
|
5 |
П.р. №2 «Решение задач на определение поясного времени.» |
1 |
|
6 |
Этапы и методы географического изучения территории России |
1 |
|
7 |
Самостоятельная работа №1 «Пространство России» |
1 |
|
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. 5 часов.
|
|||
8 |
Особенности рельефа России |
1 |
|
9 |
Геологическое строение территории России |
1 |
|
10 |
Минеральные ресурсы России |
1 |
|
11 |
Развитие форм рельефа |
1 |
|
12 |
Самостоятельная работа № 2 «Рельеф и недра России»
|
1 |
|
Климат и климатические ресурсы России. 4 часа
|
|||
13 |
От чего зависит климат нашей страны |
1 |
|
14 |
Распределение тепла и влаги на территории России. |
1 |
|
15 |
Разнообразие климата России
|
1 |
|
16 |
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Самостоятельная работа №3 «Климат и климатические ресурсы» |
1 |
|
Внутренние воды и водные ресурсы России. 4 часа
|
|||
17 |
Разнообразие внутренних вод России. Реки |
1 |
|
18 |
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота |
1 |
|
19 |
Водные ресурсы |
1 |
|
20 |
П.р. № 3 «Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр России» |
1 |
|
Почвы и почвенные ресурсы России. 3 часа.
|
|||
21 |
Образование почв и их разнообразие |
1 |
|
22 |
Закономерности распространения почв |
1 |
|
23 |
Почвенные ресурсы России |
1 |
|
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России. 4 часа
|
|||
24 |
Растительный и животный мир России |
1 |
|
25 |
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира
|
1 |
|
26 |
Природно-ресурсный потенциал России |
1 |
|
27 |
Зачет № 1 «Особенности природы и природные ресурсы России» |
1 |
|
РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ. 27 ЧАСОВ
Природное районирование. 6 часов.
|
|||
28 |
Разнообразие природных комплексов России |
1 |
|
29 |
Моря как крупные природные комплексы |
1 |
|
30 |
Природные зоны России |
1 |
|
31 |
Разнообразие лесов России |
1 |
|
32 |
Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни, пустыни |
1 |
|
33 |
Высотная поясность Самостоятельная работа № 4 «Природные зоны России» |
1 |
|
Природа регионов России. 21 час.
|
|||
34 |
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение (ГП) и особенности природы |
1 |
|
35 |
Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы
|
1 |
|
36 |
Природные ресурсы и проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины |
1 |
|
37 |
Северный Кавказ – самые высокие горы России |
1 |
|
38 |
Природные комплексы Северного Кавказа |
1 |
|
39 |
Урал – «каменный пояс Русской земли» |
1 |
|
40 |
Природные ресурсы Урала |
1 |
|
41 |
Своеобразие природы Урала |
1 |
|
42 |
Природные уникумы. Экологические проблемы Урала |
1 |
|
43 |
Западно - Сибирская равнина: особенности природы |
1 |
|
44 |
Природные зоны Западно – Сибирской равнины |
1 |
|
45 |
Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения |
1 |
|
46 |
П. р. № 4 «Обозначение на контурной карте объектов Западной Сибири» |
1 |
|
47 |
Восточная Сибирь: величие и суровость природы |
1 |
|
48 |
Климат Восточной Сибири |
1 |
|
49 |
Природные районы Восточной Сибири |
1
|
|
50 |
Жемчужина Сибири – Байкал |
1 |
|
51 |
Природные ресурсы Восточной Сибири Проблемы их освоения П. р. № 5 «Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения» |
1 |
|
52 |
Дальний Восток – край контрастов |
1 |
|
52 |
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы |
1 |
|
53 |
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком
|
1 |
|
54 |
Самостоятельная работа № 6 «Дальний Восток» |
1 |
|
РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. 6 ЧАСОВ.
|
|||
55 |
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека |
1 |
|
56 |
Антропогенные воздействия на природу |
1 |
|
57 |
П. р. № 6 «Антропогенное воздействие на природу» |
1 |
|
58 |
Рациональное природопользование |
1 |
|
59 |
Экологическая ситуация в России |
1 |
|
60 |
Зачет № 2 «Человек и природа»
|
1 |
|
Систематизация и обобщение знаний. 10 часов.
|
|||
61 - 64 |
Систематизация и обобщение знаний. Повторение |
4 |
|
65 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
66 - 70
|
Резервное время |
5 |
|
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
Название практической работы
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Практическая работа № 1 «Географическое положение России» |
Урок № 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа № 2 «Решение задач на определение поясного времени» |
Урок № 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр России» |
|
|
Урок № 19
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте объектов Западной Сибири» |
|
|
|
|
|
Урок № 47
|
|
|
|
Практическая работа № 5 «Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 51
|
|
|
Практическая работа № 6 «Антропогенное воздействие на природу» |
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 55
|
|
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
Название самостоятельной работы
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Самостоятельная работа № 1 «Пространство России»
|
Урок № 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа № 2 «Рельеф и недра России» |
|
Урок № 12 |
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа № 3 «Климат и климатические ресурсы» |
|
Урок № 15 |
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа № 4 «Природные зоны России» |
|
|
|
|
Урок № 34 |
|
|
|
|
Самостоятельная работа № 5 «Урал» |
|
|
|
|
Урок № 38
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа № 6 «Дальний Восток» |
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 55 |
|
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЁТОВ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
Название зачёта
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Зачёт № 1 «Особенности природы и природные ресурсы России»
|
|
|
Урок № 28 |
|
|
|
|
|
|
Зачёт № 2 «Человек и природа»
|
|
|
|
|
|
Урок № 41
|
|
|
|
Возрастные особенности младшего подростка.
8 класс (13,14 лет):
Познавательные процессы:
В 8-мом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:
· внимания,
· памяти,
· воображения,
· мышления,
· речи.
У восьмиклассника становление теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа.
Ведущий вид деятельности:
В 8-ом классе, как и в 7-ом, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Социальная ситуация развития:
В 8-ом классе, как и в 7-ом, дети все меньше общаются со взрослыми и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Мотивация:
Главная мотивационная линия 7 – 8-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки начинают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью восьмиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.
Новообразование:
Центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет) считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости восьмиклассника проявляется:
· в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы.
· в подражании взрослым. Подражание не ограничивается манерами и одеждой, оно идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «Взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, ночные клубы и т. п.
Общение:
· Общение со сверстниками. Общение носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений.
· Общение со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых. Если появляется смысловой барьер, это – конфликт. Инициатива разрешения конфликтной ситуации чаще принадлежит взрослому, потому что он ответственен за то, что происходит с подростком.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.