География 9 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:
- Называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;
- Объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость», «районирование», «экономический район», «специализация территории», « географическое разделение труда»;
- Объяснять демографические проблемы;
- Читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, географические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;
- Объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- Описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс;
- Называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;
- Объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;
- Описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.
Содержание
9-й класс (68 ч., 2 ч. в неделю) «География России. Население и хозяйство.
Общая часть курса (33ч)
Место России в мире (4ч)
Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.
Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны – соседи России.
Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение и России. Особенности экономико- географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно- географического положения отдельных частей страны. Роль центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.
Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.
Практическая работа №1 «Анализ административно-территориального деления России»; №2 «Сравнение географического положения России с другими странами»
Население Российской Федерации. (5ч)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI - XIX вв.
Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения.
Национальный состав населения России. Россия – многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространения разных религий.
Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.
Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера.
Практическая работа №3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»; №4 «характеристика особенностей миграционного движения населения России»
Географические особенности экономики России (3ч)
География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1ч).
Научный комплекс. межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.
Машиностроительный комплекс (3ч).
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и значению. Проблемы российского машиностроения.
Факторы размещения машиностроительных предприятий. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.
География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.
Практическая работа №5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения».
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3ч)
Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.
Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.
Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.
Практическая работа №6 «Характеристика угольного бассейна России».
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7ч)
Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.
Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия – основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.
Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Агропромышленный комплекс (АПК) (3ч)
Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.
Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география. Перспективы развития животноводства.
Пищевая и легкая промышленность. Особенности пищевой и легкой промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития.
Практическая работа №7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»; №8 «Определение главных районов животноводства»
Инфраструктурный комплекс. (4ч)
Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт.
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Региональная часть курса (26ч)
Районирование России. Общественная география крупных регионов (1)
Районирование России. Районирование – важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.
Практическая работа №9 «Определение разных видов районирования России»
Западный макрорегион - европейская Россия. (1ч)
Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. (6ч)
Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.
Население и главные черты хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники.
Географические особенности области Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного.
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. . Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.
Европейский Север (3ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско - Карельская и Тимано-Печорская части района.
Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.
Практическая работа №10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»
Европейский Юг – Северный Кавказ (3ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Поволжье. (3ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Урал. (3ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Восточный макрорегион - азиатская Россия. (6ч)
Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. . историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.
Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса основной зоны заселения и зона Севера – два района, различающиеся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.
Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Практическая работа №11 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».
Учебно-тематический план по географии 9 класс
№ п|п |
Наименование раздела и темы |
Количество часов |
Количество практических работ |
1 |
Раздел I. Общая часть курса |
33 |
8 |
2 |
Раздел II. Региональная часть курса |
26 |
3 |
3 |
Резервное время |
9 |
|
|
Итого: |
68 |
11 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС
( 68 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ П./П |
№ урока по теме |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
Планируемая дата |
|
|
|
Раздел I. Общая часть курса Место России в мире |
33 4 |
|
|
1 |
1 |
Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Пр. р. №1 «Анализ административно-территориального деления России» |
1 |
2.09-7.09 |
|
2 |
2 |
Географическое положение и границы России. |
1 |
2.09-7.09 |
|
3 |
3 |
Экономико– и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. |
1 |
9.09-14.09 |
|
4 |
4 |
Государственная территория России |
1 |
9.09-14.09 |
|
НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( 5 часов ) |
|||||
5 |
1 |
Исторические особенности заселения и освоения территории России. |
1 |
16.09-21.09 |
|
6 |
2 |
Численность и естественный прирост населения. |
1 |
16.09-21.09 |
|
7 |
3 |
Национальный состав населения России. |
1 |
23.09-28.09 |
|
8 |
4 |
Миграция населения. |
1 |
23.09-28.09 |
|
9 |
5 |
Городское и сельское население. Расселение населения. |
1 |
30.09-5.10 |
|
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ( 3 часа ) |
|||||
10 |
1 |
География основных типов экономики на территории России. |
1 |
30.09-5.10 |
|
11 |
2 |
Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. |
1 |
7.10-12.10 |
|
12 |
3 |
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития. |
1 |
7.10-12.10 |
|
ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (1 час) |
|||||
13 |
1 |
Научный комплекс. |
1 |
14.10-19.10 |
|
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ( 3 ЧАСА) |
|||||
14 |
1 |
Роль, значение и проблемы развития машиностроения |
1 |
14.10-19.10 |
|
15 |
2 |
Факторы размещения машиностроения. Пр. р. №5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения». |
1 |
21.10-26.10 |
|
16 |
3 |
География машиностроения. |
1 |
21.10-26.10 |
|
ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (3 ЧАСА) |
|||||
17 |
4 |
Роль, значение и проблемы ТЭК |
1 |
5.11-9.11 |
|
18 |
5 |
Топливная промышленность. Пр. р. №6 «Характеристика угольного бассейна России».
|
1 |
5.11-9.11 |
|
19 |
6 |
Электроэнергетика. |
1 |
11.11-16.11 |
|
КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (7 часов) |
|||||
20 |
1 |
Состав и значение комплексов. |
1 |
11.11-16.11 |
|
21 |
2 |
Металлургический комплекс. |
1 |
18.11-23.11 |
|
22 |
3 |
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. |
1 |
18.11-23.11 |
|
23 |
4 |
Цветная металлургия. |
1 |
25.11-30.11 |
|
24 |
|
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность |
1 |
25.11-30.11 |
|
25 |
|
Факторы размещения предприятий химической промышленности |
1 |
2.12-7.12 |
|
26 |
|
Лесная промышленность. |
1 |
2.12-7.12 |
|
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) (3 часа) |
|||||
27 |
|
Состав и значение АПК. |
1 |
9.12-14.12 |
|
28 |
1 |
Земледелие и животноводство. П. р. №7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур». П. р. №8 «Определение главных районов животноводства». |
1 |
9.12-14.12 |
|
29 |
2 |
Пищевая и легкая промышленность. |
1 |
16.12-21.12 |
|
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (4 часа) |
|||||
30 |
1 |
Состав комплекса. Роль транспорта |
1 |
16.12-21.12 |
|
31 |
2 |
Железнодорожный и автомобильный транспорт |
1 |
23.12-28.12 |
|
32 |
3 |
Водный и другие виды транспорта. |
1 |
23.12-28.12 |
|
33 |
4 |
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. |
1 |
13.01-18.01 |
|
Региональная часть курса (26 часов) |
|||||
РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1 час) |
|||||
34 |
1 |
Районирование России. П. р. №9 «Определение разных видов районирования России» |
1 |
13.01-18.01 |
|
ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН -ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (1 час) |
|||||
35 |
1 |
Общая характеристика. |
1 |
20.01-25.01 |
|
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО – ЗАПАД (6 ЧАСОВ) |
|||||
36 |
3 |
Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы |
1 |
20.01-25.01 |
|
37 |
4 |
Население и главные черты хозяйства |
1 |
27.01-1.02 |
|
38 |
5 |
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион |
1 |
27.01-1.02 |
|
39 |
|
Географические особенности областей Центрального района. |
|
3.02-8.02 |
|
40 |
6 |
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. |
1 |
3.02-8.02 |
|
41 |
7 |
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население |
1 |
10.02-15.02 |
|
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (3 часа) |
|||||
42 |
|
Географическое положение, природные условия и ресурсы |
1 |
10.02-15.02 |
|
43 |
|
Население. |
1 |
17.02-22.02 |
|
44 |
10 |
Хозяйство. П. р. № 10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера» |
1 |
17.02-22.02 |
|
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ - СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (3 ЧАСА) |
|||||
45 |
|
Географическое положение, природные условия и ресурсы |
|
25.02-29.02 |
|
46 |
12 |
Население. |
1 |
25.02-29.02 |
|
47 |
13 |
Хозяйство. |
1 |
2.03-7.03 |
|
ПОВОЛЖЬЕ (3 ЧАСА) |
|||||
48 |
15 |
Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
1 |
2.03-7.03 |
|
49 |
16 |
Население. |
|
10.03-14.03 |
|
50 |
17 |
Хозяйство. |
1 |
10.03-14.03 |
|
УРАЛ (3 ЧАСА) |
|||||
51 |
19 |
Географическое положение, природные условия и ресурсы. |
1 |
16.03-20.03 |
|
52 |
20 |
Население. |
1 |
16.03-20.03 |
|
53 |
21 |
Хозяйство. |
1 |
30.03-4.04 |
|
ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН - АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (6 ЧАСОВ) |
|||||
54 |
1 |
Общая характеристика. |
1 |
30.03-4.04 |
|
55 |
2 |
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. |
1 |
6.04-11.04 |
|
56 |
3 |
Западная Сибирь. |
1 |
6.04-11.04 |
|
57 |
4 |
Восточная Сибирь. П. р. №11 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири» |
1 |
13.04-18.04 |
|
58 |
55 |
Дальний Восток. |
1 |
13.04-18.04 |
|
59 |
6 |
Обобщающее повторение по курсу. |
1 |
20.04-25.04 |
|
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (9 ЧАСОВ) |
|||||
60 |
8 |
Повторение по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» |
1 |
20.04-25.04 |
|
61 |
9 |
Повторение по теме «Центральная Россия и Европейский Северо-Запад» |
1 |
27.04-2.05 |
|
62 |
10 |
Повторение по теме «Европейский Север» |
1 |
27.04-2.05 |
|
63 |
11 |
Повторение по теме «Европейский Юг – Северный Кавказ» |
1 |
6.05-8.05 |
|
64 |
12 |
Повторение по теме «Поволжье» |
1 |
6.05-8.05 |
|
65 |
13 |
Повторение по теме «Урал» |
1 |
12.05-16.05 |
|
66 |
14 |
Повторение по теме «Западная Сибирь» |
1 |
12.05-16.05 |
|
67 |
15 |
Повторение по теме «Восточная Сибирь» |
1 |
18.05-23.05 |
|
68 |
16 |
Повторение по теме «Дальний Восток» |
1 |
18.05-23.05 |
|
Лист внесения изменений в рабочую программу
(календарно - тематическое планирование)
№ |
дата |
наименование темы |
основание для корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.