Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2021/2022 учебный год для обучающихся 11 -го класса (базовый уровень изучение предмета) МБОУ «СОШ №37» разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• концепции развития географического образования в Российской Федерации, утвержденной решением коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;
• авторской программы: География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5-11 классы. В.П.Максаковского. 10-11 классы. Базовый уровень: учеб.пособие для общеобразоват. организаций/А.И. Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2020;
Основные цели и задачи изучения курса географии в 11 классе
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развивать пространственно-географическое мышление;
- воспитывать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Структура примерной программы по географии ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также на решение воспитательных и развивающих задач среднего общего образования, задач социализации личности.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, а также развивать у школьников познавательный интерес к другим странам и народам.
Курс географии ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных территорий.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение учебного предмета «География» в 11 классе (базовый уровень) отводится 34 ч, в неделю – 1 ч. В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 35 часов, из них 6 ч – резервное время, а согласно учебного плана МБОУ «СОШ №37» количество учебных недель в 11 классе - 34, в поурочном планировании уменьшено количество резервных часов на 1 час. Оставшиеся 5 резервных часов распределены следующим образом:
- добавлен 1 час на изучение темы «По каким частям лучше познавать мир»;
- добавлен 1 час на изучение темы «Китайская Народная Республика»
- добавлен 1 час на изучение темы «Австралия и Океания»;
- добавлен раздел «Обобщающее повторение по курсу» - 2 часа.
Результаты освоения курса географии (личностные, предметные, метапредметные)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Формы организации учебной деятельности
Возможны следующие организационные формы обучения.: индивидуальная; групповая работа; внеклассная работа; самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: опорных конспектов, проблемное обучение, технология кейсов, «мозговой штурм», компьютерные технологии.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Модульный характер построения курса и возрастной уровень учащихся требуют активного наполнения уроков элементами лекционно-семинарской системы обучения. Каждая форма организации учебной работы с элементами лекционно-семинарской системы имеет свою цель:
•урок-лекция обеспечивает формирование теоретических и методологических знаний;
•урок-семинар способствует обобщению пройденного материала и акцентирует внимание на узловых учебных вопросах;
•урок-практикум, опирающийся на эмпирические знания, формирует специальные умения и навыки работы с тематическими картами, статистическими и графическими материалами, составления описаний и сравнительных характеристик изучаемых объектов;
•урок-конференция активизирует самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой;
•урок-зачёт предполагает проверку уровня сформированности знаний и степени овладения ими.
Требования по формированию УУД при изучении курса предполагают широкое использование дискуссий, смыслового чтения, творческих заданий и учебных проектов. Находить информацию в Интернете и других источниках, анализировать статистические сведения, использовать мультимедиресурсы.
Содержание учебного предмета
Тема 8. Регионы и страны
Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Практическая работа.
Характеристика (по типовому плану) одной из международных организаций (по выбору учащегося).
Англо-Саксонская Америка.
Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.
Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.
Практические работы
1) Характеристика одной из отраслей экономики США.
2) Составление экономико-географической характеристики Канады (по типовому плану).
Латинская Америка. Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.
Практические работы
1) Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки.
2) Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося).
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Практические работы
1) Выполнение теста «Природные ресурсы Германии».
2) Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося).
3) Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося).
4) Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Постсоветский регион. Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья. Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.
Практические работы
1) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.
2) Миграционная политика Центральноазиатского региона.
Зарубежная Азия. Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.
Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.
Практические работы
1) Оценка эффективности демографической политики Китая.
2) Характеристика одной из отраслей экономики Китая.
3) Выполнение теста «Географическое положение Японии».
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.
Практическая работа
Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии. Южно-Африканская Республика — единственное экономически развитое государство Африки.
Практическая работа
Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.
Австралия и Океания. Природа. Население. Экономика. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.
Практические работы
1)Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
2) Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.
Тема 9. Глобальные проблемы человечества
Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.
Практические работы
1) Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.
2) Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.
3) Анализ проблемы продовольствия в Африке.
4) Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества
Учебно-тематический план
Тематическое планирование по географии для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО через изучение географии:
1. Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
2. Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
3. Создание благоприятных условий для приобретения опыта разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
4. Создание благоприятных условий для приобретения опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
5. Создание благоприятных условий для приобретения опыта самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
№ раздела |
Разделы и темы |
Количество часов |
Практические работы |
1 |
Регионы и страны |
2 |
18 |
|
По каким частям лучше познавать мир. |
1 |
|
По каким частям лучше познавать мир. Практическая работа №1. «Характеристика (по типовому плану) одной из международных организаций (по выбору учащегося)» (резерв времени) |
1 |
1 |
|
Соединенные Штаты Америки |
1 |
|
|
Соединенные Штаты Америки. Практическая работа №2. «Характеристика одной из отраслей экономики США» |
1 |
1 |
|
Соединенные Штаты Америки |
1 |
|
|
Канада. Практическая работа №3. «Составление экономико-географической характеристики Канады (по типовому плану)» |
1 |
1 |
|
Латинская Америка. Практическая работа №4. «Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки» |
1 |
1 |
|
Латинская Америка. Практическая работа №5. «Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося)» |
1 |
1 |
|
Западная Европа |
1 |
|
|
Германия. Практическая работа №6. Выполнение теста «Природные ресурсы Германии». |
1 |
1 |
|
Великобритания. Практическая работа №7. «Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося)» |
1 |
1 |
|
Франция. Практическая работа №8. «Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося)» |
1 |
1 |
|
Италия. Практическая работа №9. «Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии» |
1 |
1 |
|
Центрально-Восточная Европа |
1 |
|
|
Постсоветский регион. Практическая работа №10. «Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии» |
1 |
1 |
|
Постсоветский регион. Практическая работа №11. «Миграционная политика Центральноазиатского региона» |
1 |
1 |
|
Зарубежная Азия |
1 |
|
|
Китайская Народная Республика. Практическая работа №12. «Оценка эффективности демографической политики Китая» |
1 |
1 |
|
Китайская Народная Республика. Практическая работа №13. «Характеристика одной из отраслей экономики Китая» (резерв времени) |
1 |
1 |
|
Япония. Практическая работа №14. Выполнение теста «Географическое положение Японии» |
1 |
1 |
|
Юго-Восточная Азия |
1 |
|
|
Южная Азия |
1 |
|
|
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Практическая работа №15. «Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова» |
1 |
1 |
|
Тропическая Африка и ЮАР. Практическая работа №16. «Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки» |
1 |
1 |
|
Австралия и Океания. Практическая работа №17. «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии». |
1 |
1 |
|
Австралия и Океания. Практическая работа №18. «Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза» (резерв времени) |
1 |
1 |
|
Учимся с «Полярной звездой» (1) |
1 |
|
|
2 |
Глобальные проблемы человечества |
5 |
4 |
|
Глобальные проблемы. Практическая работа №19. «Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества» |
1 |
1 |
Отсталость, голод, болезни. Практическая работа №20. «Анализ проблемы продовольствия в Африке» |
1 |
1 |
|
Энергетическая и сырьевая проблемы. Практическая работа №21. «Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества» |
1 |
1 |
|
Экологическая проблема. Практическая работа №22. «Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества» |
1 |
1 |
|
Учимся с «Полярной звездой» (2) |
1 |
|
|
|
Обобщающее повторение (резерв времени) |
2 |
|
|
Обобщающее повторение по разделу «Регионы и Страны» |
1 |
|
|
Обобщающее повторение по «Глобальные проблемы человечества» |
1 |
|
Итого |
34 |
22 |
Планируемы результаты изучения курса географии
Регионы и страны
Выпускник научится:
· понимать принцип строения культурно-исторических регионов;
·определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения, особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;
·выявлять специфику крупных регионов и стран мира;
·выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;
· составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;
· сопоставлять географические карты различной тематики;
· прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических явлений и процессов на основе картографических источников информации;
· строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
· использовать средства информационных технологий для поиска необходимой учебной информации и статистических данных.
Выпускник получит возможность научиться:
· создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и процессов;
· оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;
· интерпретировать природные и социально-экономические характеристики различных регионов и стран на основе картографической информации;
· проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в регионах и странах мира.
Глобальные проблемы человечества
Выпускник научится:
· понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;
· выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
· прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
· устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;
· выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных и экологических процессов;
· проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;
· прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
· формулировать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества;
· создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и процессов;
· интерпретировать экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения: доска интерактивная, компьютер, мультимедиа-проектор.
Информационно-коммуникационные средства (CD географические):
- Политическая карта мира
- Северная Америка. Политическая карта
- Строение земной коры и полезные ископаемые мира
- Физическая карта мира
Настенные карты:
- Физическая карта мира
- Политическая карта мира
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ
Критерии оценивания устного ответа
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, но допущены несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания практической работы
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна одна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок (расчетных или картографических), не искажающих смысл ответа.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная (частично искажающая смысл ответа) или две несущественные ошибки (расчетные или картографические).
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Критерии оценивания письменной работы с развёрнутым ответом
(проверочная текущая по теме, итоговая по теме, домашняя работа)
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Критерии оценивания текущих тестовых заданий
Оценка «5» - кол-во верных ответов 81-100% от общего числа заданий
Оценка «4» - кол-во верных ответов 61-80% от общего числа заданий
Оценка «3» - кол-во верных ответов 41-60% от общего числа заданий
Оценка «2» - кол-во верных ответов 40% и менее от общего числа заданий
Критерии оценивания диагностической работы
Оценивание тестовых заданий разных типов, соответствующих контрольно-измерительным материалам ГИА и ЕГЭ по географии проводится исходя из рекомендаций приведённых в сборниках диагностических работ в составе УМК: после каждого задания в соответствии с критериями оценивания указан максимальный балл за выполнение данного задания; фактический балл выставляется учителем в зависимости от качества ответа учащихся (критерии оценивания и правильные ответы даны в конце пособия). В конце работы подсчитывается итоговое фактическое количество баллов и выставляется оценка. Для перевода баллов в «традиционные» оценки рекомендовано использовать следующую шкалу:
Оценка «5» - кол-во верных ответов 81-100% максимального количества баллов;
Оценка «4» - кол-во верных ответов 61-80%;
Оценка «3» - кол-во верных ответов 41-60%;
Оценка «2» - кол-во верных ответов 40% и менее.
Также диагностические пособия содержат раздел «Проверяемые результаты», с помощью которого учитель может определить, какие результаты обучения проверяет то или иное задание (предметные, метапредметные или личностные).
Содержание учебно-методического комплекта
География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5-11 классы. В.П.Максаковского. 10-11 классы. Базовый уровень: учеб.пособие для общеобразоват. организаций/А.И. Алексеев и др. – М.:Просвещение, 2020
Гладкий Ю.Н. , Николина В.В. География. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и углубленный уровень/Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина В.В. - М.: Просвещение, 2020.
Атлас. 10- 11 классы. География. Полярная звезда (базовый и углубленный уровни). - М.: Просвещение, 2020.
Контурные карты. 10 класс. География. Полярная звезда (базовый и углубленный уровни). - М.: Просвещение, 2020.
Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина. География. Мой тренажер. 10 -11 классы. География. Полярная звезда (базовый и углубленный уровни). - М.: Просвещение, 2020.
В.Д.Сухоруков. География. Поурочные разработки 10-11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни / Н.О. Верещагина., В.Д.Сухоруков. – М.: Просвещение, 2017.
Тематический поурочный план учебного предмета «география»,
11 класс (базовый уровень изучение предмета)
(1 час в неделю, 34 учебные недели)
Срок исполнения |
Номер урока |
Тема урока |
Тип урока (Урок «открытия» нового знания; Урок рефлексии; Урок общей методологической направленности; Урок развивающего контроля) |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уроке (по ФГОС) |
Планируемые результаты обучения УУД |
Ведущие формы, методы, приемы обучения на уроке |
Формы контроля |
|
Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
Личностные и метапредметные результаты |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
сентябрь |
||||||||
Регионы и страны - 27 ч (24 ч по авторской программе +3 ч резервного временя) |
||||||||
1 неделя |
1 |
По каким частям лучше познавать мир |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника и картами атласа
|
Уметь объяснять содержание процесса регионализации мира, принципы строения культурно-исторических регионов, социально-экономической дифференциации стран, центров экономической мощи |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурно-исторических и социально-экономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. Личностные: осознание значимости географической культуры, географического мышления как
частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и практики, основанного |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с текстом учебника) Фронтальная работа |
Вводная беседа |
2 неделя |
2 |
По каким частям лучше познавать мир. Практическая работа №1. «Характеристика (по типовому плану) одной из международных организаций (по выбору учащегося)» |
Урок рефлексии
|
Работа с текстом учебника |
Уметь объяснять содержание процесса регионализации мира, принципы строения культурно-исторических регионов, социально-экономической дифференциации стран, центров экономической мощи |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурно-исторических и социально-экономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. Личностные: осознание значимости географической культуры, географического мышления как
частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и практики, основанного |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
3 неделя |
3 |
Соединенные Штаты Америки |
Урок «открытия» нового знания
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений)
|
уметь оценивать особенности географического положения, природных условий и ресурсов США, численный и структурный состав населения, размещение населения по территории |
Метапредметные: владеть навыками анализа страноведческого материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о территории, географическом положении, природных условиях, ресурсах и населении США, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию особенностей этой страны Личностные:
Использование опыта выражения
своего отношения к проблемам социально-экономического развития стран |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с текстом учебника) Фронтальная работа |
Текущий контроль, устный опрос, фронтальная форма организации контроля |
4 неделя |
4 |
Соединенные Штаты Америки. Практическая работа №2. «Характеристика одной из отраслей экономики США» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений)
|
Уметь оценивать общий уровень развития и отраслевую структуру экономики США |
Метапредметные: владеть навыками анализа страноведческого материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление об экономике США, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию масштабов и роли экономики этой страны. Личностные:
Использование опыта
выражения своего отношения к проблемам социально-экономического развития
стран |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
октябрь |
||||||||
5 неделя |
5 |
Соединенные Штаты Америки |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений)
|
уметь составлять характеристику экономических районов США |
Метапредметные: владеть навыками анализа страноведческого материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о внутренних различиях и специфике крупных регионов США, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. страны. Личностные: Использование
опыта выражения своего отношения к проблемам социально-экономического
развития стран |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с текстом учебника) Фронтальная работа |
Текущий контроль, устный опрос, фронтальная форма организации контроля |
6 неделя |
6 |
Канада. Практическая работа №3. «Составление экономико-географической характеристики Канады (по типовому плану)» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений)
|
уметь составлять экономико-географическую характеристику Канады |
Метапредметные: владеть навыками анализа страноведческого материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, универсальные учебные действия, терминологию темы, получить представление об особенностях территории, населения и экономики Канады, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. Личностные: Использование
опыта выражения своего отношения к проблемам социально-экономического
развития стран |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
7 неделя |
7 |
Латинская Америка. Практическая работа №4. «Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Строить картодиаграммы. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений)
|
уметь составлять комплексную характеристику Латинской Америки |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о Латинской Америке, составе, географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении и экономике региона, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой части мир Личностные: Применение опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; понимание основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
8 неделя |
8 |
Латинская Америка. Практическая работа №5. «Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося)» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Строить картодиаграммы. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений)
|
уметь составлять сравнительную характеристику регионов Латинской Америки |
Метапредметные: владеть навыками анализа страноведческого материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, универсальные учебные действия, терминологию темы, получить представление о Карибском регионе, регионе Андских стран и Атлантическом регионе Латинской Америки, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этих регионов. Личностные: Применение опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; понимание основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
ноябрь |
||||||||
9 неделя |
9 |
Западная Европа |
Урок «открытия» нового знания
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Западной Европы |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о составе, природных условиях и ресурсах, населении и экономике Западной Европы, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этого региона Личностные:
Понимание значимости и роли
географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире; демонстрация готовности |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с текстом учебника) Фронтальная работа |
Текущий контроль, устный опрос, фронтальная форма организации контроля |
10 неделя |
10 |
Германия. Практическая работа №6. Выполнение теста «Природные ресурсы Германии» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Германии |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении и экономике Германии, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. Личностные: Понимание
значимости и роли географических знаний для развития мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; демонстрация готовности |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
11 неделя |
11 |
Великобритания. Практическая работа №7. «Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося)» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Великобритании |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении, экономике и внутренних различиях Великобритании, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. Личностные: Понимание
значимости и роли географических знаний для развития мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; демонстрация готовности |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
декабрь |
||||||||
12 неделя |
12 |
Франция. Практическая работа №8. «Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося)» |
Урок рефлексии
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Франции, формулировать прогностические и ценностные суждения, использовать приобретённые знания и опыт |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении, экономике и внутренних различиях Франции, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. Личностные: Понимание
значимости и роли географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире; демонстрация готовности |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
13 неделя |
13 |
Италия. Практическая работа №9. «Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Италии |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении, экономике и внутренних различиях Италии, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. Личностные: Понимание
значимости и роли географических знаний для развития мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; демонстрация готовности |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
14 неделя |
14 |
Центрально-Восточная Европа |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Центрально-Восточной Европы |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о составе, природных условиях и ресурсах, населении, экономике и внутренних различиях стран Центрально-Восточной Европы, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этого региона. Личностные: Понимание
значимости и роли географических знаний для развития мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире; демонстрация готовности |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с текстом учебника) Фронтальная работа |
Текущий контроль, устный опрос, фронтальная форма организации контроля |
15 неделя |
15 |
Постсоветский регион. Практическая работа №10. «Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь давать сравнительную оценку экономической мощи стран Постсоветского региона, краткую характеристику Украины, Белоруссии, Молдавии и стран Закавказья |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление об экономическом потенциале стран Постсоветского региона, о значении Евразийского экономического союза и других интеграционных группировок, о современном состоянии Украины, Белоруссии, Молдавии и стран Закавказья, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой части постсоветского пространства. Личностные: Понимание
значимости и роли географических знаний для развития мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; демонстрация готовности |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
январь |
||||||||
16 неделя |
16 |
Постсоветский регион. Практическая работа №11. «Миграционная политика Центральноазиатского региона» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь давать оценку Центрально-Азиатскому региону и краткую характеристику Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о Центрально-Азиатском регионе, о современном состоянии Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркменистана, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой части Постсоветского региона. Личностные: Понимание
значимости и роли географических знаний для развития мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; демонстрация готовности |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
17 неделя |
17 |
Зарубежная Азия |
Урок «открытия» нового знания
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь давать характеристику зарубежной Азии |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, универсальные учебные действия, терминологию темы, получить представление о природном своеобразии и ресурсах, населении, экономике и регионах зарубежной Азии, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой части современного мира. Личностные: Применение
опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания
особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта
разрешения проблемных ситуаций; понимание основ |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с текстом учебника) Фронтальная работа |
Текущий контроль, устный опрос, фронтальная форма организации контроля |
18 неделя |
18 |
Китайская Народная Республика. Практическая работа №12. «Оценка эффективности демографической политики Китая» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Китая |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении, экономике и внутренних различиях Китая, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. Личностные: Применение
опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания
особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения
проблемных ситуаций; понимание основ |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
февраль |
||||||||
19 неделя |
19 |
Китайская Народная Республика. Практическая работа №13. «Характеристика одной из отраслей экономики Китая» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Китая |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении, экономике и внутренних различиях Китая, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. Личностные: Применение
опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания
особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта
разрешения проблемных ситуаций; понимание основ |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
20 неделя |
20 |
Япония. Практическая работа №14. Выполнение теста «Географическое положение Японии» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять комплексную характеристику Японии |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении, экономике и внутренних различиях Японии, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой страны. Личностные: Применение
опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания
особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения
проблемных ситуаций; понимание основ |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
21 неделя |
21 |
Юго-Восточная Азия |
Урок «открытия» нового знания |
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь составлять характеристику Юго-Восточной Азии и стран региона |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении и экономике Юго-Восточной Азии, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этого региона. Личностные: Применение
опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания особого
эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения
проблемных ситуаций; понимание основ |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с текстом учебника) Фронтальная работа |
Текущий контроль, устный опрос, фронтальная форма организации контроля |
22 неделя |
22 |
Южная Азия |
Урок «открытия» нового знания
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь давать оценку Южной Азии и краткую характеристику стран региона |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о формировании политической карты, географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении и экономике Южной Азии, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этого региона. Личностные: Применение
опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания
особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта
разрешения проблемных ситуаций; понимание основ |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с текстом учебника) Фронтальная работа |
Текущий контроль, устный опрос, фронтальная форма организации контроля |
март |
||||||||
23 неделя |
23 |
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Практическая работа №15. «Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь давать оценку Юго-Западной Азии и Северной Африке, краткую характеристику стран региона |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о географическом положении, природных условиях и ресурсах, населении, экономике и внутренних различиях Юго-Западной Азии и Северной Африки, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этого региона. Личностные: Применение
опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания особого
эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения
проблемных ситуаций; понимание основ |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
24 неделя |
24 |
Тропическая Африка и ЮАР. Практическая работа №16. «Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь давать оценку Тропической Африке и составлять краткую характеристику Южно-Африканской |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление о территории, природных условиях и ресурсах, населении и экономике Тропической Африки и ЮАР, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этого региона. Личностные: Владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; использование опыта выражения своего отношения к проблемам социально-экономического развития стран и регионов мира, взаимосвязи в системе «человек—природа» на различных территориальных уровнях |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
25 неделя |
25 |
Австралия и Океания. Практическая работа №17. «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии». |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь давать оценку Австралии и Океании, |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление об Австралии (природа, население, экономика и внутренние различия) и Океании (обособленность островного положения, население, экономика, внутренние различия), убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой части мира. Личностные: Применение опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; понимание и принятие основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
апрель |
||||||||
26 неделя |
26 |
Австралия и Океания. Практическая работа №18. «Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных, работа с контурной картой. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). Представлять информацию в табличной или картографической форме
|
уметь давать оценку Австралии и Океании, |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий; усвоить учебную информацию, терминологию темы, получить представление об Австралии (природа, население, экономика и внутренние различия) и Океании (обособленность островного положения, население, экономика, внутренние различия), убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию географических особенностей этой части мира. Личностные: Применение опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания особого эмоционального настроя, располагающего к общению; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; понимание и принятие основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
27 неделя |
27 |
Учимся с «Полярной звездой» (1) |
Урок развивающего контроля |
Работа с текстом учебника и картами атласа
|
Систематизация и обобщение знаний по разделу «Регионы и страны» |
Метапредметные анализировать и обобщать, доказывать, делать
выводы, определять понятия; понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; в диалоге с
учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Репродуктивный метод, индивидуальная работа |
Тематический контроль, письменный опрос, индивидуальная форма организации контроля
|
Глобальные проблемы человечества (5 ч) |
||||||||
28 неделя |
28 |
Глобальные проблемы. Практическая работа №19. «Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). |
Уметь объяснять содержание процесса глобализации, классифицировать глобальные проблемы, видеть их взаимосвязь. |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о сущности глобальных проблем, их классификации и взаимосвязи, роли географии в изучении глобальных проблем, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию современной глобалистики. Личностные: |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
29 неделя |
29 |
Отсталость, голод, болезни. Практическая работа №20. «Анализ проблемы продовольствия в Африке» |
Урок общей методологической направленности
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). |
Уметь объяснять содержание проблемы отсталости, голода и болезней, видеть их взаимосвязь, формулировать прогностические и ценностные суждения. |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о проблеме отсталости, продовольственной проблеме, проблеме здоровья и долголетия, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию важности разрешения этих проблем. Личностные: Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
май |
||||||||
30 неделя |
30 |
Энергетическая и сырьевая проблемы. Практическая работа №21. «Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества» |
Урок рефлексии
|
Работа с текстом учебника и картами атласа. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). |
Уметь объяснять содержание энергетической и сырьевой проблем, видеть их взаимосвязь, формулировать прогностические и ценностные суждения |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление об энергетической и сырьевой проблемах, путях решения данных проблем, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию важности этих проблем. Личностные: Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
31 неделя |
31 |
Экологическая проблема. Практическая работа №22. «Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества» |
Урок рефлексии
|
Работа с текстом учебника и картами атласа, анализ статистических данных. Создавать устное или письменное высказывание об общих и специфических экологических проблемах разных регионов Земли
|
Уметь объяснять содержание экологической проблемы, видеть её комплексный характер, формулировать прогностические и ценностные суждения |
Метапредметные: владеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление об экологической проблеме, кризисе взаимоотношений общества и природы, деградации глобальной экологической среды, путях решения данных проблем, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих пониманию важности этих проблем. Личностные: Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. |
Словесные методы (объяснение учителя); наглядные методы (работа с картами атласа). индивидуальная форма работы |
Текущий контроль, устный опрос, индивидуальная форма организации контроля |
32 неделя |
32 |
Учимся с «Полярной звездой» (2) |
Урок развивающего контроля |
Работа с текстом учебника |
Систематизация и обобщение знаний по разделу «Глобальные проблемы человечества» |
Метапредметные анализировать и обобщать, доказывать, делать
выводы, определять понятия; понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; в диалоге с
учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Репродуктивный метод, индивидуальная работа |
Тематический контроль, письменный опрос, индивидуальная форма организации контроля
|
Обобщающее повторение (резерв времени) (2 ч) |
||||||||
33 неделя |
33 |
Обобщающее повторение по разделу «Регионы и страны» |
Урок развивающего контроля |
Защита проектов. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). |
Систематизация и обобщение знаний по разделу «Регионы и страны» |
Метапредметные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; применять методы информационного поиска; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. |
Репродуктивный метод, индивидуальная работа |
Тематический контроль, индивидуальная форма организации контроля |
34 неделя |
34 |
Обобщающее повторение по разделу «Глобальные проблемы человечества» |
Урок развивающего контроля |
Защита проектов. Осуществлять поиск информации в Интернете и представлять ее в виде презентаций (докладов, сообщений). |
Систематизация и обобщение знаний по разделу «Глобальные проблемы человечества» |
Метапредметные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; применять методы информационного поиска; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. |
Репродуктивный метод, индивидуальная работа |
Тематический контроль, индивидуальная форма организации контроля |
Всего уроков: |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
Из них |
|
|
|
|
|
|
|
|
практических работ- 22 |
|
|
|
|
|
|
Корректировка рабочей программы по предмету___________________
Учитель _______
№ п/п |
Предмет |
Класс |
Кол-во часов по плану за _ четверть |
Выдано часов во __четверти |
Кол-во часов отставания за __ четверть |
Тематическое планирование с «___» _____ по «___» _____ (дата, тема урока) |
Выполнение программного материала: - полное - частичное (кол-во часов отставания) |
Выводы: -программный материал будет выполнен до |
|
||||||||
Корректировка рабочей программы выполнена
за счет____________________________________________________
(уплотнения учебного материала/резервных уроков)
Согласовано «___» ___________ 20___ г.
Зам. директора по УВР __________________/____
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.