Рабочая программа по географии для 6 кл коррекционной школы
Оценка 5

Рабочая программа по географии для 6 кл коррекционной школы

Оценка 5
Образовательные программы
docx
география
24.01.2020
Рабочая программа по географии для 6 кл коррекционной школы
Учебная программа по географии по учебнику "География" под ред. О.А.Хлебосоловой
Рабочая программа по географии для 6кл.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №30

ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 

 

           Рассмотрено

           на заседании

           методического

             объединения     

           Протокол №__   

           от____

           Руководитель МО

                    ______М.А.Алексеевава

 

 

 

        Согласовано

        Зам. директора

        ГБОУ УКШИ  №30

        для глухих и

        и слабослышащих

        обучающихся

        __________ Ф.Ф.Янбаев

 

 

 

    Утверждаю

    Директор ГБОУ

    УКШИ №30 для глухих

    и слабослышащих          

    обучающихся

  _______О.Ю.Саликаева

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«География»

Образовательная область: «Общественно-научные предметы»

Основное общее образование

Срок реализации: 5 лет

Разработчик. Юлия Алексеевна Сайсанова,

учитель географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2019


 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1.Актуальность.

    Географическое образование в коррекционной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности у слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Это позволяет реализовать межпредметную направленность в обучении предмета географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
      Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
      Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
      Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».

Программа по курсу географии учитывает особенности психофизического развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся, индивидуальные возможности и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
      Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

1.2.Цель.

 

     Оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования по предмету география, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников. Всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире. Развитие у обучающихся целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства; путем поэтапного формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, и создание слухоречевой среды с применением как общих, так и специальных методов и приемов обучения.       Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

 

1.3.  Задачи обучения предмету:

·         формирование основных представлений о географии, развитие представлений о себе и круге близких людей;

·         преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;

·         воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира географии, в том числе звуков окружающей среды;

·         актуализация, расширение и интегрирование знаний о географии в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;

·         развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета;

·         формирование умений использовать знания о географии в мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;

·         развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы, формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни;

·         овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту,  статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,  интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

·         воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры. Бережного отношения к окружающей среде;  

·         применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

2. Описание места учебного курса географии в учебном плане

            2.1. Предметная область, к которой относится учебный предмет.

   География относится к общественно-научной предметной области учебного плана.

 

2.2. Количество часов на изучение предмета в неделю.

 География изучается 2 ч в неделю в 6-9 классах.

 

2.3. Количество учебных недель.

Количество учебных недель в году – 34.

 

2.4.  Количество, контрольных, бесед, экскурсий и т.д.

 

Класс

Практические работы

Контрольные работы

Экскурсии

6

12

4

-

 

3.Основные требования к ЗУН обучающихся.

3.1. Личностные результаты обучения географии.

Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

6 класс:

·         воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

·         формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

·         совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

·         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис задачей, поставленной учителем;

·         развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;

·         воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин),

·         учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);

·         при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;

·         учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения;

 

7 класс:

·         Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ;

·         воспитание патриотизма, ува жения к Отечеству, ценностям многонационального россий-ского общества;

·         воспитание интернациональ-ных  чувств, толерантного отношения к людям других национальностей.

·         формирование осознанного, уважительного и доброжела-тельного отношения к другому человеку и его мнению;

·         формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т. п.);

·         совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем;

·         формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения ;

·         формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом  руде;

·         при знакомстве с достопри-мечательностями городов европейской и азиатской частей России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников.

 

8 класс:

·         Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при-роды, народов культур и религий;

·         формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

·         учить уважать культуру и быт населения Европы и Азии, традиции и обычаи.

·         толерантно относиться к людям  афроамериканской внешности

·         формировать эстетические потребности, ценности и чувства при изучении достопримеча-тельностей различных стран мира;

·         развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·         формирование мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

9 класс:

 

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

·         совершенствование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·         совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

·         формирование ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

·         овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·         формирование основ экологической культуры; совершенствование осознания своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного края.

·         формировать представление о богатстве водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и полезным ископаемым;

·         при изучении своей области, района, города воспитывать патриотические чувства, чувства уважения к земле, природе, окружающим людям, желание оставаться работать в своей местности, участвовать в мероприятиях экологического характера;

·         в повседневной жизни выполнять правила поведения в природе.

 

3.2. Предметные результаты:

 

6 класс:

 

Минимальный уровень:

 

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных сторон горизонта;
  • основные формы земной поверхности;
  • названия водоемов;
  • основные правила безопасного поведения в природе;
  • условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты;
  • названия материков и океанов;
  • значение Солнца для жизни на Земле;
  • нашей страны, ее столицы;

 

Обучащиеся должны уметь:

  • делать простые схематические зарисовки;
  • составлять рассказы об изучаемых геогра-фических объектах из предложенных учителем предложений;
  • показывать на географической
  • карте объекты, заранее выделенные учителем

 

Достаточный уровень:

 

            Обучающиеся должны знать:

  • что изучает география;
  • горизонт, линию и стороны горизонта;
  • основные формы земной поверхности;
  • виды водоемов, их различия;
  • меры по охране воды от загрязнения;
  • отличие плана от рисунка и географической карты;
  • основные направления на плане, географической карте;
  • условные цвета и основные знаки географической карты;
  • распределение суши и воды на Земле;
  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
  • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос;         формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас, и др.);
  • совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
  • развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
  • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».

 

           Обучащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
  • ориентироваться на географической карте и глобусе;
  • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте;

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу  воего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя.

 

7 класс:

 

Минимальный уровень:

 

Обучающиеся должны знать:

·         название своего государства,его столицы;

·         названия природных зон России;

·         типичных представителей растительного и животного мира в природной зоне, где проживает обучающийся;

·         основные занятия населения природной зоны, в которой проживает обучающийся;

Достаточный уровень:

Обучающиеся должны знать:

·         положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

·         пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

·         природные зоны России;

·         природные условия и богат-ства России, возможности использования их человеком;

·         типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

·         хозяйство, основное населе-ние, его занятия и крупные города в каждой природной зоне,

·         экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.

·         правила поведения в природе:

·         названия географических объектов на территории России, указанные в программе. Учащиеся должны уметь:

·         показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами  и картами;

·         показывать по картам (физической и природных зон Рос-сии)географические объекты, указанные в программе;

·         выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей   учащихся.

 

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу  своего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя.

 

     8 класс:

 

Минимальный уровень:

Обучающиеся должны знать:

 

  • названия океанов земного шара, их значение;
  • названия материков земного шара;
  • знать, на каком материке расположена Россия, в европейской или азиатской частях России расположена местность, в которой живет обучающийся.

 

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на географической карте океаны земного шара;
  • показывать на географической карте материки земного шара.

 

Достаточный уровень:

 

Обучающиеся должны знать:

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое поло-жение и их хозяйственное значение;
  • особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особен-ности  размещения;
  • названия изученных географических объектов.

 

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на географической карте океаны, давать им простую характеристику;
  • определять на карте полуша-рий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
  • давать элементарное описа-ние природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
  • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (1 часть) для 8 класса. Количество заданий и время заполнения определяет учитель.

 

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу  своего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя.

 

    9 класс:

 

Минимальный уровень:

 

Обучающиеся должны знать:

·         Наиболее крупные государства Евразии;

·         символику России;

·         название своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, правила поведения в природе;

·         медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;

 

Обучающиеся должны уметь:

·         Показывать границы России на физической карте России;

·         находить свою местность на физической карте России;

·         составлять небольшой рассказ о своей местности;

·         правильно вести себя в природе.

 

Достаточный уровень:

 

Обучающиеся должны знать:

·         Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

·         Границы, государственный строй и символику России;

·         Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

·         медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

 

Обучающиеся должны уметь:

·         находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

·         показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

·         находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

·         давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

·         называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

·         правильно вести себя в природе;

·         выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (2 часть) для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

 

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу своего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя.

 

 

4. Содержание учебного предмета (курса)

 

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона.  Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
  • социальная сущность человека;
  • уровневая организация природы, населения и хозяйства.

 

 

6 класс

 

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

 Человек открывает Землю.

4

2

По родному краю.

21

3

Наша Земля.

24

4

По России.

19

 

6 класс:

Учебник 6 класс «Физическая география». Начальный курс. Под ред. О.А.Хлебосоловой.

 

Раздел 1. Человек открывает Землю.(4ч)

 

Тема 1.Географические открытия (2ч)

Содержание темы: наука география, понятие «географическое открытие», первооткрыватели, описание новых земель, ученые исследователи, путешественники.

 

Тема 2. Природа Земли и ее изучение (1ч)

Содержание темы: многообразие природы Земли, понятие «физическая география», ученые разных специальностей: геологи, почвоведы, океанологи, гидрологи, биологи.

 

Тема 3. Природа своей местности (1ч)

Содержание темы: разнообразие земной поверхности; деревья, кустарники, травы вашей местности; формы рельефа.

Практическая работа: описание природы отдельного участка вашей местности, используя веревку и два колышка.

 

            Раздел 2. По родному краю (21ч)

 

Тема 4. Мир вокруг нас (2ч)

Содержание темы: понятие «ориентир», ориентирование в городе, в деревне, выбор ориентира в незнакомой местности, описание объектов слева и справа по ходу движения.

 

Тема 5. Горизонт (1ч)

Содержание темы: видимое вокруг тебя на улице, из окна, на открытой местности, высоко над землей; линия горизонта.

 

Тема 6. Ориентирование по солнцу (1ч)

Содержание темы: ориентирование на местности, стороны горизонта, восход и заход солнца, промежуточные стороны горизонта.

 

Тема 7. Стороны горизонта(2ч)

Содержание темы: стороны горизонта, выбор ориентира, место восхода солнца, ориентирование.

Практическая работа: определение сторон горизонта с места, в котором вы находитесь: в классе, школьном дворе по солнцу.

 

Тема 8. Компас(2ч)

Содержание темы: компас, ориентирование на местности с помощью компаса, стороны горизонта, первые компасы, магнитный полюс, северный полюс, магнитная стрелка компаса.

 

Тема 9. Ориентирование по компасу. (2ч)

Содержание темы: магнитный компас, стороны горизонта, стрелки компаса, ориентирование.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, движение по компасу, определение направления на выбранный ориентир.

 

Тема 10. Выбор ориентиров на местности. (1ч)

Содержание темы: ориентиры на местности, компас, разные способы ориентирования на местности, приметы, определяющие стороны горизонта.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, солнцу и природным ориентирам.

 

Тема 11.Географическая карта (1ч)

Содержание темы: слово «география», географическая карта, роль карты в жизни людей, древние карты, атласы.

 

Тема 12. Условные знаки (2ч)   

Содержание темы: условный знак, изображение объектов с помощью условных знаков, значение условных обозначений, почему такие знаки называют «условными», роль условных знаков при составлении карт и планов местности.

 

Тема 13. Вид местности сверху (1ч)

Содержание темы: летательные аппараты, возможность видеть мир не только сбоку, но и сверху, условные знаки для окружающих предметов.

Практическая работа: создание макета школьного двора, части местности рядом со школой.

 

Тема 14. Масштаб (2ч)

Содержание темы: масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, численный масштаб, условные знаки на карте, размеры объектов и расстояние между ними, план школьного участка, выполнение измерений, используя масштаб.

 

Тема 15. Измерение расстояний (1ч)

Содержание темы: важность определения расстояния между объектами при ориентировании, карта, масштаб, обычная скорость движения человека, меры длины, обозначающие расстояние, способы определения расстояния на местности.

Практическая работа: определение расстояния по времени, затраченному на ходьбу. Измерение пройденного расстояния шагами. Измерение длины своего шага.

 

Тема 16. Глазомерная съемка местности (1ч)

Содержание темы: ориентиры, глазомерная съемка местности, три этапа съемки местности.

 

Тема 17. Составление плана местности (2ч)

Содержание темы: план местности, условные знаки, стороны горизонта, ориентиры, умение ориентироваться на местности с помощью плана, нахождение на плане местности объекта, указанного на фотографии.

Практическая работа: составление плана местности.

 

Раздел 3. Наша Земля. (24ч)

 

Тема 18. Особенности земной поверхности. (1ч)

Содержание темы: формы земной поверхности, различия гор и равнин, Мировой океан, материки, острова, уровень Мирового океана.

 

Тема 19. Путешествия древних народов. (1ч)

Содержание темы: заселение пригодных для жизни районов Земли, военные походы, плавание по рекам, основание древними народами городов-государств, древние рисунки и письменные сообщения, передача географических знаний от одного народа- другому.

 

Тема 20. Материки и океаны. (1ч)

Содержание темы: материки, острова, океаны, физическая карта, физическая карта полушарий, контурная карта, горы, равнины.

Практическая работа: нанесение на контурную карту названий всех материков и океанов Земли.

 

Тема 21. Великие географические открытия. (1ч) 

Содержание темы: кругосветное путешествие, путешествия и открытия Христофора Колумба, путешествия Фернана Магеллана, первое кругосветное плавание.

 

Тема 22. Вокруг света. (2ч)

Содержание темы: путешествия Колумба, Магеллана, кругосветное плавание, карта, физическая

карта, контурная карта, материки, океаны, первое русское кругосветное плавание, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский.

Практическая работа: обозначение на контурной карте путешествий Колумба и Магеллана.

 

Тема 23.Открытие Антарктиды. (2ч)

Содержание темы: материки и океаны, кругосветные плавания Джеймса Кука, путешествия русских мореходов, Антарктида, трудности плавания вокруг Антарктиды, географические названия, Западное полушарие, Восточное полушарие.

 

Тема 24. Земля из космоса. (1ч)

Содержание темы: форма нашей планеты, полет в космос Юрия Гагарина, материки и острова, голубая планета, космические снимки, изучение Замли из космоса.

 

Тема 25. Глобус – модель земного шара. (1ч)

Содержание темы: глобус, общие черты глобуса и карты, масштаб, меридианы, экватор, параллели, карта.

 

Тема 26. Космические путешествия (1ч)

Содержание темы: первый полет человека в космос, Юрий Гагарин совершил виток вокруг Земли, многомесячные космические экспедиции.

Практическая работа: прокладывание маршрута вокруг Земли по глобусу и по карте.

 

Тема 27. Современные исследования материков. (3ч)

Содержание темы: действие внешних сил на поверхности Земли, рельеф суши, овраги, землетрясения, вулканы, природные явления, гипотеза, движутся ли материки, географические открытия и исследователи Земли.

 

Тема 28. Изучение Мирового океана. (2ч)

Содержание темы: Мировой океан, океаны, теплые и холодные течения, глубины Мирового океана, аквалангисты, батисферы, батискафы, первый подводный дом, путешествия Жака Ива Кусто, подводные исследования.

 

Тема 29. Различия в освещенности земной поверхности. (1ч)

Содержание темы: форма планеты-главная причина разнообразия природы Земли, Северный полюс Земли, Южный полюс Земли, полярная ночь, полярный день, освещенность Земного шара, вращение Земли вокруг солнца.

 

Тема 30. Тепловые пояса. (2ч)

Содержание темы: пять поясов освещенности Земли, которым соответствуют пять тепловых поясов, тропический пояс, два умеренных пояса, два полярных пояса, путешествие русского ученого Николая Миклухо-Маклая и изучение им тропиков и его жителей.

Практическая работа: обозначение на контурной карте тепловых поясов Земли.

 

Тема 31. Многообразие природы земного шара. (1ч)

Содержание темы: различия природы Земли, природа тропического пояса, природа экватора, пустыни и саванны, различия природных особенностей  в зависимости от распределения тепла и света в тепловых поясах.

 

Тема 32. Погода и климат. (1ч)

Содержание темы: стихийные бедствия, климат, погода, зимняя и летняя погода, зависимость от климата богатства животного и растительного мира, влияние климата на здоровье человека, изучение климата, влияние особенностей климата на хозяйственную деятельность людей и на природу Земного шара в целом.

Тема 33. Наблюдения за погодой и высотой солнца. (1ч)

Содержание темы: погода, линия горизонта, географическая площадка, приборы, позволяющие вести различные наблюдения за природой: термометр уличный, осадкомер, снегомерная рейка, флюгер, гномон.

Практическая работа: наблюдение за погодой на географической площадке, знакомство с различными приборами и с тем, как они работают.

 

Тема 34. Влияние человека на природу. (2ч)

Содержание темы: как человек меняет облик Земли, влияние хозяйственной деятельности человека на облик Земли, на твою местность, смог и причина его появления, влияние на природу потребления человеком воды, определение степени загрязнения с помощью космических снимков, опасность загрязнения на жизнь животных, растений и человека, сигнал «SOS» и профессия –спасатель.

 

Раздел 4. По России. (19ч)

 

Тема 35. Географическое положение России. (1ч)

Содержание темы: карта полушарий, материк Евразия, материки и океаны, расположение России на карте, крайние точки России на карте, страны-соседи России.

 

Тема 36. Моря у берегов России. (1ч)

Содержание темы: почему Россию называют морской державой, моря, проливы, российские моря, северные моря, тиросы-нагромождения льда, внутренние моря, внешние моря.

 

Тема 37. Морские и сухопутные границы. (2ч)

Содержание темы: сухопутные и морские границы России, различия в обозначении морских и сухопутных границ, навигация, Северный морской путь полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта и других ученых, исследования Сибири русскими землепроходцами.

Практическая работа: обозначение на контурной карте морских и сухопутных границ России.

 

Тема 38. Острова и полуострова. (1ч)

Содержание темы: материки, острова, полуострова, расположение России на материке Евразия, береговая линия, залив, пролив.

Практическая работа: выполнение аппликаций «остров» и «полуостров»

 

Тема 39. Особенности рельефа России. (2ч)

Содержание темы: формы земной поверхности, неоднородный рельеф России, равнины, горы, долины, крупные горы России, различие гор по высоте, исследование горного хребта Черского геологом Сергеем Обручевым.

 

Тема 40. Различие гор и равнин по высоте (2ч)

Содержание темы: различные формы рельефа России, горы, равнины, высота гор и ее различие по цвету, таинственный мир земных глубин, шахты, скважины, которые создают люди для исследования недр земли и добычи полезных ископаемых, исследование земных глубин с помощью приборов.

Практическая работа: создание макета из влажного песка «различия гор и равнин по высоте», «холм и гора», «горный хребет».

 

Тема 41. Вулканы. (1ч)

Содержание темы: вулкан, вулканы России на карте, горы России, различие гор по высоте.

Практическая работа: выполнение макета вулкана.

 

Тема 42. Месторождения полезных ископаемых. (1ч)

Содержание темы: полезные ископаемые, залежи полезных ископаемых-месторождения, обозначе-

ние на карте полезных ископаемых, почему они получили такое название.

Практическая работа: обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых, их крупных залежей.

 

Тема 43. Внутренние воды России. (1ч)

Содержание темы: внутренние воды, реки и их значение для природы и человека, озера и их роль в природе и жизни человека, моря, болота и их значение, условные обозначения на карте, водохранилища, пруды, каналы.

 

Тема 44. Подземные воды. (1ч)

Содержание темы: подземные воды, изучение подземных вод, выход подземных вод на поверхность на дне оврагов, по берегам рек.

Практическая работа: обследование одного из источников подземных вод вашей местности.

 

Тема 45. Реки (1ч)

Содержание темы: крупные реки России на карте, понятие-река, русло реки, влияние уклона на скорость течения реки, исток реки, устье реки, притоки реки.

 

Тема 46. Использование рек. (1ч)

Содержание темы: использование рек человеком, реки-источник электроэнергии, источник питьевой воды, средство перемещения на водном транспорте грузов и людей, средство орошения.

Практическая работа: выполнение макета реки.

 

Тема 47. Озера (2ч)

Содержание темы: озера, озера России на карте, различие озер по форме и глубине, пополнение озер за счет осадков и подземных вод, распределение озер по территории России, озеро Байкал, его уникальность и неповторимость.

 

Тема 48. Природа России и ее охрана. (2ч)   

Содержание темы: причины обеднения природы, богатейшие запасы страны. Которые необходимо беречь и охранять, задачи охраны природы, заповедники и национальные парки, чистота природы и ваш вклад в нее, вклад в работу по охране природы людей разных специальностей: журналистов, строителей, ученых и др.

 

 

5.Календарно – тематическое планирование (на класс)

Биология 6 класс

 

п.п

Раздел, тема урока.

Количество

часов

Дата

План

Факт

1.

Человек открывает Землю.

4

 

 

1-2.

Географические открытия.

2

 

 

3.

Природа Земли и ее изучение.

1

 

 

4.

Природа своей местности.

1

 

 

2.

По родному краю.

21

 

 

5-6.

 

Мир вокруг нас.

 

 

2

 

 

7.

Горизонт.

1

 

 

8.

Ориентирование по солнцу.

1

 

 

9-10.

Стороны горизонта.

2

 

 

11-12.

Компас.

2

 

 

13-14.

Ориентирование по компасу.

2

 

 

15.

Выбор ориентиров на местности.

1

 

 

16.

Географическая карта.

1

 

 

17-18.

Условные знаки.

2

 

 

19.

Вид местности сверху.

1

 

 

20-21.

Масштаб.

2

 

 

22.

Измерение расстояний.

1

 

 

23.

Глазомерная съемка местности.

1

 

 

24-25.

Составление плана местности.

2

 

 

3.

Наша Земля.

24

 

 

26.

Особенности земной поверхности.

1

 

 

27.

Путешествия древних народов.

1

 

 

28.

Материки и океаны.

1

 

 

29.

Великие географические открытия.

1

 

 

30-31.

Вокруг света.

2

 

 

32-33.

Открытие Антарктиды.

2

 

 

34.

Земля из космоса.

1

 

 

35.

Глобус - модель Земного шара.

1

 

 

36.

Космическое путешествие.

1

 

 

37-38-39.

Современные исследования материков.

3

 

 

40-41.

Изучение Мирового океана.

2

 

 

42.

Различия в освещенности земной поверхности.

1

 

 

43-44.

Тепловые пояса.

2

 

 

45.

Многообразие природы Земного шара.

1

 

 

46.

Погода и климат.

1

 

 

47.

Наблюдения за погодой и высотой солнца.

1

 

 

48-49.

Влияние человека на природу.

2

 

 

4.

По России.

19

 

 

50.

Географическое положение России.

1

 

 

51.

Моря у берегов России.

1

 

 

52-53.

Морские и сухопутные границы.

2

 

 

54.

Острова и полуострова.

1

 

 

55-56.

Особенности рельефа России.

2

 

 

57-58.

Различие гор и равнин по высоте.

2

 

 

59.

Вулканы.

1

 

 

60.

Месторождения полезных ископаемых.

1

 

 

61.

Внутренние воды России.

1

 

 

62.

Подземные воды.

1

 

 

63.

Реки.

1

 

 

64.

Использование рек.

1

 

 

65-66.

Озера.

2

 

 

67-68.

Природа России и ее охрана.

2

 

 

 

6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

6.1. Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе.

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

5. АООП для детей с нарушением интеллекта.

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  5-9 классы // Под редакцией. В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г)

7. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013

 8. Физическая география. Начальный курс : учеб. Для 6 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений 8 вида / О.А.Хлебосолова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 176 с. : ил.

    Победитель конкурса по созданию учебника нового поколения для школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

       6.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

         Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:

Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, рабочим столом.

         Кабинет оснащен специальными средствами обучения: 

·   моделями (физический и политический глобусы Земли);

·   коллекциями (горных пород и минералов, полезных ископаемых);

·   макетами (рельефа местности);

·   картами (политическая карта мира, физическая карта мира и др.);

·   картинами (портреты географов);

·   таблицами (геохронологическая таблица и др.).

         В кабинете географии есть экспозиционные материалы, организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.

         В кабинете есть литература: справочная; научно-популярная; учебники; научно-методические пособия; образцы практических и самостоятельных работ учащихся; подборки олимпиадных заданий и т.д.

         В кабинете географии средства обучения систематизированы: по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.); по классам (7-11 классы).

         В кабинете находятся раздаточные материалы:

·   для организации индивидуальной и групповой работы;

·   фронтальной самостоятельной учебной работы;

·   для проверки знаний, умений (карточки-задания); 

·   для подготовки опережающих заданий; 

·   атласы;

·   коллекции минералов и горных пород и т.п.

         Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

 

         7.4.Компьютерные технологии

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6-9 класс. 2004-2006 гг.

2. Поурочные презентации по отдельным темам.

 

6.3.  Интернет-ресурсы

1. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

2. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/


 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Рабочая программа по географии для 6 кл коррекционной школы

Рабочая программа по географии для 6 кл коррекционной школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.

Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства; путем…

Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства; путем…

Описание места учебного курса географии в учебном плане 2

Описание места учебного курса географии в учебном плане 2

России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников

России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников

Предметные результаты: 6 класс:

Предметные результаты: 6 класс:

Солнцем; географическое положение нашей страны на физической карте

Солнцем; географическое положение нашей страны на физической карте

России. · правила поведения в природе: · названия географических объектов на территории

России. · правила поведения в природе: · названия географических объектов на территории

Рабочей тетради по географии материков и океанов» (1 часть) для 8 класса

Рабочей тетради по географии материков и океанов» (1 часть) для 8 класса

Россию на политических картах мира и

Россию на политических картах мира и

Наименование разделов Всего часов 1

Наименование разделов Всего часов 1

Содержание темы: стороны горизонта, выбор ориентира, место восхода солнца, ориентирование

Содержание темы: стороны горизонта, выбор ориентира, место восхода солнца, ориентирование

Содержание темы: план местности, условные знаки, стороны горизонта, ориентиры, умение ориентироваться на местности с помощью плана, нахождение на плане местности объекта, указанного на фотографии

Содержание темы: план местности, условные знаки, стороны горизонта, ориентиры, умение ориентироваться на местности с помощью плана, нахождение на плане местности объекта, указанного на фотографии

Содержание темы: действие внешних сил на поверхности

Содержание темы: действие внешних сил на поверхности

Содержание темы: почему Россию называют морской державой, моря, проливы, российские моря, северные моря, тиросы-нагромождения льда, внутренние моря, внешние моря

Содержание темы: почему Россию называют морской державой, моря, проливы, российские моря, северные моря, тиросы-нагромождения льда, внутренние моря, внешние моря

Тема 46. Использование рек. (1ч)

Тема 46. Использование рек. (1ч)

Выбор ориентиров на местности

Выбор ориентиров на местности

Наблюдения за погодой и высотой солнца

Наблюдения за погодой и высотой солнца

АООП для детей с нарушением интеллекта

АООП для детей с нарушением интеллекта

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020