ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №30
ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №__ от____ Руководитель МО ______М.А.Алексеевава |
Согласовано Зам. директора ГБОУ УКШИ №30 для глухих и и слабослышащих обучающихся __________ Ф.Ф.Янбаев |
Утверждаю Директор ГБОУ УКШИ №30 для глухих и слабослышащих обучающихся _______О.Ю.Саликаева
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География»
Образовательная область: «Общественно-научные предметы»
Основное общее образование
Срок реализации: 5 лет
Разработчик. Юлия Алексеевна Сайсанова,
учитель географии.
Уфа 2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность.
Географическое образование в коррекционной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности у слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Это позволяет реализовать межпредметную направленность в обучении предмета географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Изучение
географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной)
школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об
окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего
содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции
познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать,
сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные
зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и
географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический
запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые
слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей
умственного развития данной категории детей.
Курс географии имеет много смежных тем с
природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой,
изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а
также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и
«Природоведение».
Программа по курсу
географии учитывает особенности психофизического развития слабослышащих и
позднооглохших обучающихся, индивидуальные возможности и обеспечивает коррекцию
нарушений развития и их социальную адаптацию.
Учитывая общие и специальные задачи
коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают
повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному
усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
1.2.Цель.
Оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования по предмету география, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников. Всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире. Развитие у обучающихся целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства; путем поэтапного формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, и создание слухоречевой среды с применением как общих, так и специальных методов и приемов обучения. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
1.3. Задачи обучения предмету:
· формирование основных представлений о географии, развитие представлений о себе и круге близких людей;
· преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений;
· воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира географии, в том числе звуков окружающей среды;
· актуализация, расширение и интегрирование знаний о географии в условиях целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления обучающегося;
· развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета;
· формирование умений использовать знания о географии в мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
· развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы, формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни;
· овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
· воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры. Бережного отношения к окружающей среде;
· применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. Описание места учебного курса географии в учебном плане
2.1. Предметная область, к которой относится учебный предмет.
География относится к общественно-научной предметной области учебного плана.
2.2. Количество часов на изучение предмета в неделю.
География изучается 2 ч в неделю в 6-9 классах.
2.3. Количество учебных недель.
Количество учебных недель в году – 34.
2.4. Количество, контрольных, бесед, экскурсий и т.д.
Класс |
Практические работы |
Контрольные работы |
Экскурсии |
6 |
12 |
4 |
- |
3.Основные требования к ЗУН обучающихся.
3.1. Личностные результаты обучения географии.
Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
6 класс:
· воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
· формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
· совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис задачей, поставленной учителем;
· развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;
· воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин),
· учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
· при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;
· учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения;
7 класс:
· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой народ;
· воспитание патриотизма, ува жения к Отечеству, ценностям многонационального россий-ского общества;
· воспитание интернациональ-ных чувств, толерантного отношения к людям других национальностей.
· формирование осознанного, уважительного и доброжела-тельного отношения к другому человеку и его мнению;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т. п.);
· совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем;
· формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения ;
· формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом руде;
· при знакомстве с достопри-мечательностями городов европейской и азиатской частей России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников.
8 класс:
· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при-роды, народов культур и религий;
· формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
· учить уважать культуру и быт населения Европы и Азии, традиции и обычаи.
· толерантно относиться к людям афроамериканской внешности
· формировать эстетические потребности, ценности и чувства при изучении достопримеча-тельностей различных стран мира;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
9 класс:
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
· совершенствование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
· формирование ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
· овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· формирование основ экологической культуры; совершенствование осознания своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного края.
· формировать представление о богатстве водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и полезным ископаемым;
· при изучении своей области, района, города воспитывать патриотические чувства, чувства уважения к земле, природе, окружающим людям, желание оставаться работать в своей местности, участвовать в мероприятиях экологического характера;
· в повседневной жизни выполнять правила поведения в природе.
3.2. Предметные результаты:
6 класс:
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать:
Обучащиеся должны уметь:
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать:
Обучащиеся должны уметь:
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу воего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя.
7 класс:
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать:
· название своего государства,его столицы;
· названия природных зон России;
· типичных представителей растительного и животного мира в природной зоне, где проживает обучающийся;
· основные занятия населения природной зоны, в которой проживает обучающийся;
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать:
· положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
· пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
· природные зоны России;
· природные условия и богат-ства России, возможности использования их человеком;
· типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
· хозяйство, основное населе-ние, его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
· экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.
· правила поведения в природе:
· названия географических объектов на территории России, указанные в программе. Учащиеся должны уметь:
· показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
· показывать по картам (физической и природных зон Рос-сии)географические объекты, указанные в программе;
· выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя.
8 класс:
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя.
9 класс:
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны знать:
· Наиболее крупные государства Евразии;
· символику России;
· название своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, правила поведения в природе;
· медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Обучающиеся должны уметь:
· Показывать границы России на физической карте России;
· находить свою местность на физической карте России;
· составлять небольшой рассказ о своей местности;
· правильно вести себя в природе.
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны знать:
· Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
· Границы, государственный строй и символику России;
· Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
· медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Обучающиеся должны уметь:
· находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
· показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
· находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
· давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
· называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
· правильно вести себя в природе;
· выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (2 часть) для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов;
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя.
4. Содержание учебного предмета (курса)
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:
6 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
1 |
Человек открывает Землю. |
4 |
2 |
По родному краю. |
21 |
3 |
Наша Земля. |
24 |
4 |
По России. |
19 |
6 класс:
Учебник 6 класс «Физическая география». Начальный курс. Под ред. О.А.Хлебосоловой.
Раздел 1. Человек открывает Землю.(4ч)
Тема 1.Географические открытия (2ч)
Содержание темы: наука география, понятие «географическое открытие», первооткрыватели, описание новых земель, ученые исследователи, путешественники.
Тема 2. Природа Земли и ее изучение (1ч)
Содержание темы: многообразие природы Земли, понятие «физическая география», ученые разных специальностей: геологи, почвоведы, океанологи, гидрологи, биологи.
Тема 3. Природа своей местности (1ч)
Содержание темы: разнообразие земной поверхности; деревья, кустарники, травы вашей местности; формы рельефа.
Практическая работа: описание природы отдельного участка вашей местности, используя веревку и два колышка.
Раздел 2. По родному краю (21ч)
Тема 4. Мир вокруг нас (2ч)
Содержание темы: понятие «ориентир», ориентирование в городе, в деревне, выбор ориентира в незнакомой местности, описание объектов слева и справа по ходу движения.
Тема 5. Горизонт (1ч)
Содержание темы: видимое вокруг тебя на улице, из окна, на открытой местности, высоко над землей; линия горизонта.
Тема 6. Ориентирование по солнцу (1ч)
Содержание темы: ориентирование на местности, стороны горизонта, восход и заход солнца, промежуточные стороны горизонта.
Тема 7. Стороны горизонта(2ч)
Содержание темы: стороны горизонта, выбор ориентира, место восхода солнца, ориентирование.
Практическая работа: определение сторон горизонта с места, в котором вы находитесь: в классе, школьном дворе по солнцу.
Тема 8. Компас(2ч)
Содержание темы: компас, ориентирование на местности с помощью компаса, стороны горизонта, первые компасы, магнитный полюс, северный полюс, магнитная стрелка компаса.
Тема 9. Ориентирование по компасу. (2ч)
Содержание темы: магнитный компас, стороны горизонта, стрелки компаса, ориентирование.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, движение по компасу, определение направления на выбранный ориентир.
Тема 10. Выбор ориентиров на местности. (1ч)
Содержание темы: ориентиры на местности, компас, разные способы ориентирования на местности, приметы, определяющие стороны горизонта.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, солнцу и природным ориентирам.
Тема 11.Географическая карта (1ч)
Содержание темы: слово «география», географическая карта, роль карты в жизни людей, древние карты, атласы.
Тема 12. Условные знаки (2ч)
Содержание темы: условный знак, изображение объектов с помощью условных знаков, значение условных обозначений, почему такие знаки называют «условными», роль условных знаков при составлении карт и планов местности.
Тема 13. Вид местности сверху (1ч)
Содержание темы: летательные аппараты, возможность видеть мир не только сбоку, но и сверху, условные знаки для окружающих предметов.
Практическая работа: создание макета школьного двора, части местности рядом со школой.
Тема 14. Масштаб (2ч)
Содержание темы: масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, численный масштаб, условные знаки на карте, размеры объектов и расстояние между ними, план школьного участка, выполнение измерений, используя масштаб.
Тема 15. Измерение расстояний (1ч)
Содержание темы: важность определения расстояния между объектами при ориентировании, карта, масштаб, обычная скорость движения человека, меры длины, обозначающие расстояние, способы определения расстояния на местности.
Практическая работа: определение расстояния по времени, затраченному на ходьбу. Измерение пройденного расстояния шагами. Измерение длины своего шага.
Тема 16. Глазомерная съемка местности (1ч)
Содержание темы: ориентиры, глазомерная съемка местности, три этапа съемки местности.
Тема 17. Составление плана местности (2ч)
Содержание темы: план местности, условные знаки, стороны горизонта, ориентиры, умение ориентироваться на местности с помощью плана, нахождение на плане местности объекта, указанного на фотографии.
Практическая работа: составление плана местности.
Раздел 3. Наша Земля. (24ч)
Тема 18. Особенности земной поверхности. (1ч)
Содержание темы: формы земной поверхности, различия гор и равнин, Мировой океан, материки, острова, уровень Мирового океана.
Тема 19. Путешествия древних народов. (1ч)
Содержание темы: заселение пригодных для жизни районов Земли, военные походы, плавание по рекам, основание древними народами городов-государств, древние рисунки и письменные сообщения, передача географических знаний от одного народа- другому.
Тема 20. Материки и океаны. (1ч)
Содержание темы: материки, острова, океаны, физическая карта, физическая карта полушарий, контурная карта, горы, равнины.
Практическая работа: нанесение на контурную карту названий всех материков и океанов Земли.
Тема 21. Великие географические открытия. (1ч)
Содержание темы: кругосветное путешествие, путешествия и открытия Христофора Колумба, путешествия Фернана Магеллана, первое кругосветное плавание.
Тема 22. Вокруг света. (2ч)
Содержание темы: путешествия Колумба, Магеллана, кругосветное плавание, карта, физическая
карта, контурная карта, материки, океаны, первое русское кругосветное плавание, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский.
Практическая работа: обозначение на контурной карте путешествий Колумба и Магеллана.
Тема 23.Открытие Антарктиды. (2ч)
Содержание темы: материки и океаны, кругосветные плавания Джеймса Кука, путешествия русских мореходов, Антарктида, трудности плавания вокруг Антарктиды, географические названия, Западное полушарие, Восточное полушарие.
Тема 24. Земля из космоса. (1ч)
Содержание темы: форма нашей планеты, полет в космос Юрия Гагарина, материки и острова, голубая планета, космические снимки, изучение Замли из космоса.
Тема 25. Глобус – модель земного шара. (1ч)
Содержание темы: глобус, общие черты глобуса и карты, масштаб, меридианы, экватор, параллели, карта.
Тема 26. Космические путешествия (1ч)
Содержание темы: первый полет человека в космос, Юрий Гагарин совершил виток вокруг Земли, многомесячные космические экспедиции.
Практическая работа: прокладывание маршрута вокруг Земли по глобусу и по карте.
Тема 27. Современные исследования материков. (3ч)
Содержание темы: действие внешних сил на поверхности Земли, рельеф суши, овраги, землетрясения, вулканы, природные явления, гипотеза, движутся ли материки, географические открытия и исследователи Земли.
Тема 28. Изучение Мирового океана. (2ч)
Содержание темы: Мировой океан, океаны, теплые и холодные течения, глубины Мирового океана, аквалангисты, батисферы, батискафы, первый подводный дом, путешествия Жака Ива Кусто, подводные исследования.
Тема 29. Различия в освещенности земной поверхности. (1ч)
Содержание темы: форма планеты-главная причина разнообразия природы Земли, Северный полюс Земли, Южный полюс Земли, полярная ночь, полярный день, освещенность Земного шара, вращение Земли вокруг солнца.
Тема 30. Тепловые пояса. (2ч)
Содержание темы: пять поясов освещенности Земли, которым соответствуют пять тепловых поясов, тропический пояс, два умеренных пояса, два полярных пояса, путешествие русского ученого Николая Миклухо-Маклая и изучение им тропиков и его жителей.
Практическая работа: обозначение на контурной карте тепловых поясов Земли.
Тема 31. Многообразие природы земного шара. (1ч)
Содержание темы: различия природы Земли, природа тропического пояса, природа экватора, пустыни и саванны, различия природных особенностей в зависимости от распределения тепла и света в тепловых поясах.
Тема 32. Погода и климат. (1ч)
Содержание темы: стихийные бедствия, климат, погода, зимняя и летняя погода, зависимость от климата богатства животного и растительного мира, влияние климата на здоровье человека, изучение климата, влияние особенностей климата на хозяйственную деятельность людей и на природу Земного шара в целом.
Тема 33. Наблюдения за погодой и высотой солнца. (1ч)
Содержание темы: погода, линия горизонта, географическая площадка, приборы, позволяющие вести различные наблюдения за природой: термометр уличный, осадкомер, снегомерная рейка, флюгер, гномон.
Практическая работа: наблюдение за погодой на географической площадке, знакомство с различными приборами и с тем, как они работают.
Тема 34. Влияние человека на природу. (2ч)
Содержание темы: как человек меняет облик Земли, влияние хозяйственной деятельности человека на облик Земли, на твою местность, смог и причина его появления, влияние на природу потребления человеком воды, определение степени загрязнения с помощью космических снимков, опасность загрязнения на жизнь животных, растений и человека, сигнал «SOS» и профессия –спасатель.
Раздел 4. По России. (19ч)
Тема 35. Географическое положение России. (1ч)
Содержание темы: карта полушарий, материк Евразия, материки и океаны, расположение России на карте, крайние точки России на карте, страны-соседи России.
Тема 36. Моря у берегов России. (1ч)
Содержание темы: почему Россию называют морской державой, моря, проливы, российские моря, северные моря, тиросы-нагромождения льда, внутренние моря, внешние моря.
Тема 37. Морские и сухопутные границы. (2ч)
Содержание темы: сухопутные и морские границы России, различия в обозначении морских и сухопутных границ, навигация, Северный морской путь полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта и других ученых, исследования Сибири русскими землепроходцами.
Практическая работа: обозначение на контурной карте морских и сухопутных границ России.
Тема 38. Острова и полуострова. (1ч)
Содержание темы: материки, острова, полуострова, расположение России на материке Евразия, береговая линия, залив, пролив.
Практическая работа: выполнение аппликаций «остров» и «полуостров»
Тема 39. Особенности рельефа России. (2ч)
Содержание темы: формы земной поверхности, неоднородный рельеф России, равнины, горы, долины, крупные горы России, различие гор по высоте, исследование горного хребта Черского геологом Сергеем Обручевым.
Тема 40. Различие гор и равнин по высоте (2ч)
Содержание темы: различные формы рельефа России, горы, равнины, высота гор и ее различие по цвету, таинственный мир земных глубин, шахты, скважины, которые создают люди для исследования недр земли и добычи полезных ископаемых, исследование земных глубин с помощью приборов.
Практическая работа: создание макета из влажного песка «различия гор и равнин по высоте», «холм и гора», «горный хребет».
Тема 41. Вулканы. (1ч)
Содержание темы: вулкан, вулканы России на карте, горы России, различие гор по высоте.
Практическая работа: выполнение макета вулкана.
Тема 42. Месторождения полезных ископаемых. (1ч)
Содержание темы: полезные ископаемые, залежи полезных ископаемых-месторождения, обозначе-
ние на карте полезных ископаемых, почему они получили такое название.
Практическая работа: обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых, их крупных залежей.
Тема 43. Внутренние воды России. (1ч)
Содержание темы: внутренние воды, реки и их значение для природы и человека, озера и их роль в природе и жизни человека, моря, болота и их значение, условные обозначения на карте, водохранилища, пруды, каналы.
Тема 44. Подземные воды. (1ч)
Содержание темы: подземные воды, изучение подземных вод, выход подземных вод на поверхность на дне оврагов, по берегам рек.
Практическая работа: обследование одного из источников подземных вод вашей местности.
Тема 45. Реки (1ч)
Содержание темы: крупные реки России на карте, понятие-река, русло реки, влияние уклона на скорость течения реки, исток реки, устье реки, притоки реки.
Тема 46. Использование рек. (1ч)
Содержание темы: использование рек человеком, реки-источник электроэнергии, источник питьевой воды, средство перемещения на водном транспорте грузов и людей, средство орошения.
Практическая работа: выполнение макета реки.
Тема 47. Озера (2ч)
Содержание темы: озера, озера России на карте, различие озер по форме и глубине, пополнение озер за счет осадков и подземных вод, распределение озер по территории России, озеро Байкал, его уникальность и неповторимость.
Тема 48. Природа России и ее охрана. (2ч)
Содержание темы: причины обеднения природы, богатейшие запасы страны. Которые необходимо беречь и охранять, задачи охраны природы, заповедники и национальные парки, чистота природы и ваш вклад в нее, вклад в работу по охране природы людей разных специальностей: журналистов, строителей, ученых и др.
5.Календарно – тематическое планирование (на класс)
Биология 6 класс
№ п.п |
Раздел, тема урока. |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1. |
Человек открывает Землю. |
4 |
|
|
1-2. |
Географические открытия. |
2 |
|
|
3. |
Природа Земли и ее изучение. |
1 |
|
|
4. |
Природа своей местности. |
1 |
|
|
2. |
По родному краю. |
21 |
|
|
5-6.
|
Мир вокруг нас.
|
2 |
|
|
7. |
Горизонт. |
1 |
|
|
8. |
Ориентирование по солнцу. |
1 |
|
|
9-10. |
Стороны горизонта. |
2 |
|
|
11-12. |
Компас. |
2 |
|
|
13-14. |
Ориентирование по компасу. |
2 |
|
|
15. |
Выбор ориентиров на местности. |
1 |
|
|
16. |
Географическая карта. |
1 |
|
|
17-18. |
Условные знаки. |
2 |
|
|
19. |
Вид местности сверху. |
1 |
|
|
20-21. |
Масштаб. |
2 |
|
|
22. |
Измерение расстояний. |
1 |
|
|
23. |
Глазомерная съемка местности. |
1 |
|
|
24-25. |
Составление плана местности. |
2 |
|
|
3. |
Наша Земля. |
24 |
|
|
26. |
Особенности земной поверхности. |
1 |
|
|
27. |
Путешествия древних народов. |
1 |
|
|
28. |
Материки и океаны. |
1 |
|
|
29. |
Великие географические открытия. |
1 |
|
|
30-31. |
Вокруг света. |
2 |
|
|
32-33. |
Открытие Антарктиды. |
2 |
|
|
34. |
Земля из космоса. |
1 |
|
|
35. |
Глобус - модель Земного шара. |
1 |
|
|
36. |
Космическое путешествие. |
1 |
|
|
37-38-39. |
Современные исследования материков. |
3 |
|
|
40-41. |
Изучение Мирового океана. |
2 |
|
|
42. |
Различия в освещенности земной поверхности. |
1 |
|
|
43-44. |
Тепловые пояса. |
2 |
|
|
45. |
Многообразие природы Земного шара. |
1 |
|
|
46. |
Погода и климат. |
1 |
|
|
47. |
Наблюдения за погодой и высотой солнца. |
1 |
|
|
48-49. |
Влияние человека на природу. |
2 |
|
|
4. |
По России. |
19 |
|
|
50. |
Географическое положение России. |
1 |
|
|
51. |
Моря у берегов России. |
1 |
|
|
52-53. |
Морские и сухопутные границы. |
2 |
|
|
54. |
Острова и полуострова. |
1 |
|
|
55-56. |
Особенности рельефа России. |
2 |
|
|
57-58. |
Различие гор и равнин по высоте. |
2 |
|
|
59. |
Вулканы. |
1 |
|
|
60. |
Месторождения полезных ископаемых. |
1 |
|
|
61. |
Внутренние воды России. |
1 |
|
|
62. |
Подземные воды. |
1 |
|
|
63. |
Реки. |
1 |
|
|
64. |
Использование рек. |
1 |
|
|
65-66. |
Озера. |
2 |
|
|
67-68. |
Природа России и ее охрана. |
2 |
|
|
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
6.1. Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
5. АООП для детей с нарушением интеллекта.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы // Под редакцией. В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г)
7. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013
8. Физическая география. Начальный курс : учеб. Для 6 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений 8 вида / О.А.Хлебосолова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 176 с. : ил.
Победитель конкурса по созданию учебника нового поколения для школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Министерством образования и науки Российской Федерации.
6.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, рабочим столом.
Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
· моделями (физический и политический глобусы Земли);
· коллекциями (горных пород и минералов, полезных ископаемых);
· макетами (рельефа местности);
· картами (политическая карта мира, физическая карта мира и др.);
· картинами (портреты географов);
· таблицами (геохронологическая таблица и др.).
В кабинете географии есть экспозиционные материалы, организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.
В кабинете есть литература: справочная; научно-популярная; учебники; научно-методические пособия; образцы практических и самостоятельных работ учащихся; подборки олимпиадных заданий и т.д.
В кабинете географии средства обучения систематизированы: по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.); по классам (7-11 классы).
В кабинете находятся раздаточные материалы:
· для организации индивидуальной и групповой работы;
· фронтальной самостоятельной учебной работы;
· для проверки знаний, умений (карточки-задания);
· для подготовки опережающих заданий;
· атласы;
· коллекции минералов и горных пород и т.п.
Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
7.4.Компьютерные технологии
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6-9 класс. 2004-2006 гг.
2. Поурочные презентации по отдельным темам.
6.3. Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
2. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.