МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №___ от «___»____________2023г.
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Методического Совета _____________Калоева Б.А. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО ЦДТ Моздокского района __________________ Алавердова Л.А Приказ №___ от «___» _________ 2023г.
|
Геоквантум. Базовый модуль.
Рабочая программа к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
технической направленности детского технопарка «Кванториум»
Срок реализации программы:
01февраля – 06 июня
Кол-во учебных недель: 18 недель
Всего академических часов в год по учебному плану 72 часа
Всего академических часов в неделю по учебному плану 2 часа
Возраст: 10-18 лет
Педагог: Асламбекова Валерия Лазаревна
2023 учебный год
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Направление |
Геоквантум |
Название программы |
Геоквантум. Базовый модуль |
Возраст обучающихся (лет) |
10-18 |
Тип программы |
базовый модуль |
Срок реализации |
4 месяца |
Объем программы (академические часы) |
72 часа |
Режим занятий |
2 раза в неделю по 2 ак.ч. |
Вид занятий |
групповые |
Форма обучения |
очная |
Форма подведения итогов |
Диагностическая карта
|
Цель
|
Формирование у обучающихся уникальных компетенций по работе с пространственными данными и геоинформационными технологиями и их применением в работе над проектами; развитие пространственного и научно-творческого мышления; Направлена на получение знаний об использовании геоинф. инструментов и пространств. данных для понимания основ устройства окружающего мира и природных явлений. |
Направленность |
техническая |
Предварительная подготовка учащихся |
не нужна |
Отличительные особенности |
Программа базируется на технологических кейсах |
Техническое оснащение |
Компьютер с доступом в интернет, векторные данные OSM, защищенный планшет или мобильное устройство, геопортал |
Геоинформатика - наука, технология и производственная деятельность по научному обоснованию, проектированию, созданию, эксплуатации и использованию географических информационных систем, по разработке геоинформационных технологий, по приложению ГИС для практических и научных целей. ГИС-технологии широко используются для районирования территорий по особенностям природных условий, угодий в сельском хозяйстве, а также при строительстве, управлении городским и региональным развитием. Изучение устройства и принципов функционирования, пилотирование БПЛА, проведение аэрофотосъемкии создание трехмерной модели реализует уникальные возможности современной техники и технологий на пользу промышленно-строительной, сельскохозяйственной отрасли реального сектора экономики страны. Возможность применения БПЛА в различных физико-географических условиях, позволяет осуществлять картирование местности, мониторинг погоды.
Направленность программы - техническая.
Программа модифицирована с учетом возрастной категорией.
Программа «Геоквантум» соответствует основному законодательству, регламентирующему реализацию дополнительных образовательных программ, а именно:
− Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2014 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2021 года»;
− Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программ»;
− Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
− Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196);
− Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28) и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без-вредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного госу-дарственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года;
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровненные программы);
− Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 года N Р-139 об утверждении Методических рекомендаций по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Устав МБУДО Моздокского ЦДТ.
Цель базового модуля: является получение учащимися базовых компетенций по работе с пространственными данными и геоинформационными технологиями на основе решения практико-ориентированных инженерно-исследовательских задач, а также применение, полученных навыков в работе над полноценными проектами.
Задачи программы базового модуля
Обучающие:
Воспитательные: учебно-воспитательный процесс направлен на развитие различных сторон обучающихся, связанных как с развитием личностных качеств, навыков проектной деятельности, так и с углубленным изучением геопространственных технологий и их применением. Занятия основаны на личностно ориентированных технологиях обучения, а также системно-деятельностном методе обучения.
Развивающие:
Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у обучающихся компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации проектов в последующих образовательных модулях.
Метакомпетенции (SoftSkills)
· критическое мышление (способность анализировать, оценивать идеи и решения, задавать правильные вопросы, аргументировать);
· креативность (способность разработать и представить принципиально новые подходы к решению ситуации или проблемы);
· коммуникация (способность выражать и понимать мысли, чувства других людей в устной и письменной форме);
· кооперация (эффективное взаимодействие с другими людьми, результативная работа в команде).
Профильные компетенции (HardSkills)
· владение геоинформационными инструментами, ГИС (моделирования и дешифрирования);
· создание геоинформационного интеллектуального продукта (базы данных, карты, модели местности, геопортала и/или геосервиса);
· анализ, моделирование, прогнозирование природных процессов и явлений посредством геоинформационных систем (ГИС).
Новизна программы заключается в том, что компетенции, которые освоят обучающиеся, сформируют основы знаний и навыков для дальнейших разработок и воплощения своих идей и проектов в жизнь с возможностью последующей их коммерциализации.
Актуальность программы предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и новым образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие информационной культуры обучающихся.
Содержание программы реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.
Отличительной особенностью программы является дифференциация по уровню сложности: часть-часть-целое (part-part-whole): освоение навыка от деталей, потом складывания их в целую картину, синтезируя полученный опыт, что позволяет организовать образовательный процесс, учитывая интересы и способности обучающихся. Наставник реализует личностно-ориентированный подход в работе с обучающимися.
В ходе освоения программы, обучающиеся получат навыки творческой конструкторско-технологической деятельности, 3D-моделированияс применением современных аддитивных технологий. По окончанию программы каждый обучающийся получает образовательный и продуктовый результаты.
Адресат программы - дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Геоквантум» ориентирована на детей 10-18 лет, соответствующих младшему и старшему подростковому возрасту. Смешанные по возрасту группы способствуют ускоренному освоению младшими подростками познания системы межличностных отношений, примером которых являются старшие подростки.
Количество человек в группе: от 12 до 15 человек.
Сроки реализации программы: 72 часа (4 месяца,18 недель)
Срок освоения программы: в течение двух учебных лет
Форма занятий: программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: групповая, индивидуальная лабораторная работа, исследовательская, практическая, проектная работа, экскурсия, организационно-деятельностная игра, конференция, демонстрационная, фронтальная, групповая и командная работа, самостоятельная.
Режим занятий: 2 часа, 2 раза в неделю (с 10-минутным перерывом между академическими часами) в форме практических занятий с теоретической частью.
Объем программы:72 часа.
Модули освоения программы.
На базовый модуль принимаются обучающие, освоившие вводный модуль на высоком и среднем уровне.
Форма обучения: очная; очно-заочная с применением технологий дистанционного образования (при необходимости).
Формы аттестации/контроля
Виды контроля |
Содержание |
Методы |
Входной |
Начальный уровень подготовки учащихся, имеющиеся знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. |
Беседа |
Промежуточный |
Освоение учебного материала за полугодие, позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН учащихся, в соответствии с пройденным материалом программы |
Демонстрация результатов самостоятельной работы |
Итоговый |
Оценка производится согласно «Матрице SOFT и HARD компетенций» (Приложение 1). Обучающиеся, набравшие необходимое количество баллов и успешно освоившие программу базового модуля переводятся на обучение по программе углубленного модуля. |
Диагностика |
Формы отслеживания и фиксации результатов
В течение учебного года для определения модуля усвоения программы учащимися осуществляются диагностические срезы:
● входная диагностика – беседа, где выясняется стартовый уровень ЗУН обучающегося;
● промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН обучающихся, в соответствии с пройденным материалом программы;
● итоговая диагностика проводится в конце учебного модуля согласно «Критериям оценивания базового модуля» (Приложение 1).
Педагог фиксирует деятельность и результаты учащихся в сводную таблицу результатов обучения. Итоговые результаты контроля фиксируются в диагностической карте (Приложение 3).
Оценочные материалы
Текущий контроль, как проверка учебных достижений, теоретических знаний и практических навыков, производится в ходе осуществления образовательной деятельности согласно учебному плану.
Промежуточная аттестация, как оценка уровня достижения результатов освоения программы обучающимися базового модуля производится в соответствии с «Критериями оценивания базового модуля» (Приложение 2), в конце каждого полугодия в соответствии с учебным планом.
Количество баллов, набранных обучающимися определяет уровень успешности освоения содержания
настоящей программы и является критерием перевода на следующий уровень программы по данному направлению при наличии мест.
Условия реализации программ
Формы работы: решение кейсовых заданий, лабораторно-практические работы, беседы, интерактивные лекции, мастер-классы, занятие-соревнование, экскурсии.
Методы:
● практические (упражнения, задачи);
● словесные (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
● наглядные (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
● проблемные (методы проблемного изложения), когда детям дается часть готового знания);
● эвристические (частично-поисковые),
● когда детям предоставляется большая возможность выбора вариантов);
● исследовательские, когда дети сами открывают и исследуют знания;
● иллюстративно-объяснительные;
● репродуктивные;
● конкретные, абстрактные, синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции;
● индуктивные и дедуктивные методы.
Материально-техническое обеспечение
Для эффективной реализации программы необходимо следующее оборудование:
● Персональный компьютер и/или ноутбук, имеющий выход в Интернет с геоинформационным программным оборудованием. Количество компьютеров – 12-15 штук.
● Зеркальный фотоаппарат NikonD5200 Kit 18-105mm.
● Квадрокоптер полупрофессиональный для аэрофотосъемки.
● Комплекс для получения детальных 3D-моделей локальных объектов и фотомониторинга.
● Комплекс для профессиональной аэрофотосъемки.
● Комплекс для профессиональной аэрофотосъемки самолетного типа.
● Цифровая фотограмметрическая система.
● Пакет геоинформационного программного обеспечения.
● МФУ (копир, принтер, сканер).
Кадровое обеспечение
Освоение программы обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее образование в профильной области или педагогике, прошедший обучение на курсах повышения квалификации педагогов-наставников сети детских технопарков «Кванториум».
Информационное обеспечение
Информационные и учебно-методические ресурсы представлены презентациями и видеороликами.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗОВОГО МОДУЛЯ – 72 часа
Тема |
Наименование разделов и тем направления |
Часы |
Количество академических часов |
Форма контроля |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Техника безопасности. Использование ГИС для развития бизнеса. Генерация идей |
1 |
0 |
1 |
беседа, опрос |
Раздел 1. Программирование геопорталов |
|||||
1.1 |
Основы программирования геопорталов |
2 |
2 |
4 |
выполнение задания |
1.2 |
Способы визуализации и публикации пространственных данных |
2 |
2 |
4 |
выполнение задания |
1.3 |
Средства по созданию собственных геосервисов |
2 |
2 |
4 |
выполнение задания |
1.4 |
Создание собственного геосервиса |
0 |
2 |
2 |
Практическая работа |
1.5 |
Представление результатов работы |
0 |
2 |
2 |
демонстрация продукта |
Раздел 2. ГИС для инженерных проектов отраслей экономики |
|||||
2.1 |
ГИС в туризме и рекреации |
1 |
1 |
2 |
Практическая работа |
2.2 |
Создание и оформление тематических карт и моделей |
0 |
4 |
4 |
лабораторно- практическая работа |
2.3 |
Представление результатов работы |
0 |
2 |
2 |
Демонстрация продукта |
2.4 |
ГИС в сельском хозяйстве |
1 |
1 |
2 |
лабораторно- практическая работа |
2.5 |
Создание и оформление тематических карт |
0 |
4 |
4 |
лабораторно-практическая работа |
2.6 |
Представление результатов работы |
0 |
2 |
2 |
Демонстрация продукта |
2.7 |
ГИС и маркетинг |
1 |
1 |
2 |
лабораторно- практическая работа |
2.8 |
Создание и оформление тематических карт |
0 |
4 |
4 |
Тематическая карта |
2.9 |
Представление результатов работы |
0 |
2 |
2 |
Демонстрация продукта |
Раздел 3. ГИС для муниципалитетов и городского пространства |
|||||
3.1 |
Использование ГИС для развития городского пространства. Генерация идей |
1 |
1 |
2 |
лабораторно-практическая работа |
3.2 |
ГИС и историческое наследие |
1 |
1 |
2 |
беседа |
3.3 |
Создание и оформление тематических карт и моделей |
0 |
4 |
4 |
Тематическая модель |
3.4 |
Представление результатов работы |
0 |
2 |
2 |
Демонстрация продукта |
Раздел 4. БПЛА в геоинформатике |
|||||
4.1 |
Использование БПЛА для сбора информации |
1 |
2 |
3 |
Интерактивная лекция |
4.2 |
Управление БПЛА |
0 |
2 |
2 |
Демонстрация полета |
4.3 |
Планирование полета БПЛА. Сбор данных. |
0 |
6 |
6 |
Выполнение задания, лабораторно- практическая работа |
4.4 |
Обработка и анализ фотографического материала |
0 |
2 |
2 |
Практическая работа |
Раздел 5. Проектная деятельность |
|||||
5.1 |
Создание и оформление тематических карт и моделей |
0 |
2 |
2 |
лабораторно-практическая работа |
5.2 |
Представление результатов работы |
0 |
2 |
2 |
занятие-соревнование |
5.3 |
Подготовка и защита итогового проекта |
0 |
4 |
4 |
|
|
Итого: |
13 |
59 |
72 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАЗОВОГО МОДУЛЯ
№ |
Раздел/Тема занятия |
Содержание |
1 |
Техника безопасности. Использование ГИС для развития бизнеса. Генерация идей |
Теория (1 ч.): изучение правил поведения в Кванториуме. Практика (1 ч.): опрос по правилам поведения, беседа по технике безопасности в геоквантуме. |
2 |
Основы программирования геопорталов |
Теория (2 ч.): разнообразие геопорталов. Практика (2 ч.): создание (программирование) веб- страниц с интегрированной картой, подключение тематических библиотек, добавление слоев геоданных из открытых ресурсов. |
3 |
Способы визуализации и публикации пространственных данных |
Теория (1 ч.): разнообразие способов визуализации геоданных. Практика (1ч.): добавление геометок, подключение и использование измерительных инструментов. |
4 |
Средства по созданию собственных геосервисов. |
Теория (2 ч.): разнообразие средств по созданию карт для геосерверов. Практика (2 ч.): редактирование интерфейса карты, создание события при работе с картой. |
5 |
Создание собственного геосервиса |
Практика (2 ч.): работа над созданием собственного геосервиса. |
6 |
Представление результатов работы |
Практика (2 ч.): создание информативных, качественных и красивых презентаций проектов. |
7 |
ГИС в туризме и рекреации |
Теория (1 ч.): изучение особенностей и специфики геоинформационных систем в туризме рекреационной отрасли в России и мире. Практика (1 ч.): лабораторно-практическая работа по созданию и обработке векторных слоев тематической карты. |
8 |
Создание и оформление тематических карт |
Практика (4 ч.): лабораторно-практическая работа по подбору и созданию векторных и растровых слоев, макета карты, подбор установочных модулей, изучение конкретной отрасли народного хозяйства, тематических карт на территорию интереса. |
9 |
Представление результатов работы |
Практика (2 ч.): демонстрация собственного интеллектуального продукта (карты, модели, презентации). |
10 |
ГИС в сельском хозяйстве |
Теория (1 ч.): изучение особенностей и специфики создания ГИС в сельскохозяйственной отрасли в России и мире. Практика (1 ч.): беседа по использованию ГИС в сельском хозяйстве |
11 |
Создание и оформление тематических карт |
Практика (4 ч.): лабораторно-практическая работа по подбору и созданию векторных и растровых слоев, макета карты, подбор установочных модулей, изучение конкретной отрасли народного хозяйства, тематических карт на территорию интереса. |
12 |
Представление результатов работы |
Практика (2 ч.): демонстрация собственного интеллектуального продукта (карты, модели, презентации). |
13 |
ГИС и маркетинг |
Теория (1 ч.): мониторинг и определение мест для успешной экономической деятельности и торговли. Определения геомаркетинга. Практика (1 ч.): тест по использованию геоинформационных систем. |
14 |
Создание и оформление тематических карт |
Практика (4 ч.): лабораторно-практическая работа по подбору и созданию векторных и растровых слоев, макета карты, подбор установочных модулей, изучение конкретной отрасли народного хозяйства, тематических карт на территорию интереса. |
15 |
Представление результатов работы |
Практика (2 ч.): демонстрация собственного интеллектуального продукта (карты, модели, презентации). |
16 |
Использование ГИС для развития городского пространства. Генерация идей |
Теория (1 ч.): изучение разнообразия развития городского пространства в мире посредством ГИС. Практика (1 ч.): лабораторно-практическая работа по созданию и обработке векторных и растровых слоев карты. |
17 |
ГИС и историческое наследие |
Теория (1 ч.): изучение объектов исторического наследия Практика (1 ч.): беседа по объектам культурного наследия. |
18 |
Создание и оформление тематических карт и моделей |
Практика (4 ч.): подбор и создание векторных и растровых слоев, макета карты, подбор установочных модулей, изучение конкретной отрасли народного хозяйства, тематических карт на территорию интереса. |
19 |
Представление результатов работы |
Практика (2 ч.): демонстрация собственного интеллектуального продукта (карты, модели, презентации). |
20 |
Использование БПЛА для сбора информации |
Теория (1 ч.): применение аэрофотосъемки, съемка земли с воздуха, изучение принципов работы и устройство беспилотных летательных аппаратов. Практика (2 ч.): интерактивная лекция по разбору основных функций коптера для сбора фотоматериала. |
21 |
Управление БПЛА |
Практика (2 ч.): демонстрационный полет, изучение систем управления БПЛА |
22 |
Планирование полета БПЛА. Сбор данных. |
Практика (2 ч.): занятие-соревнование по расчетам полетного задания для съемки с коптера, лабораторно-практические работы по сбору и обработке данных. |
23 |
Обработка и анализ фотографического материала |
Практика (2 ч.): практические работы в фотограмметрическом программном обеспечении. |
24 |
Создание и оформление тематических карт и моделей |
Практика 2 ч.): лабораторно-практическая работа по подбору и созданию векторных и растровых слоев, макета карты, подбор установочных модулей, изучение конкретной отрасли народного хозяйства, тематических карт на территорию интереса. |
25 |
Представление результатов работы |
Практика (2 ч.): занятие соревнование по результатам создания бумажных и интерактивных карт, модели, презентации. |
26 |
Подготовка и защита итогового проекта |
Практика (4 ч.): коллективное представление проекта и его работы. |
6. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК БАЗОВОГО МОДУЛЯ
Группа № 2
№ п/п |
Наименование темы/кейса |
Количество часов |
Цели |
Форма работы |
Форма аттестации контроля |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел 1. Техника безопасности |
|||||||
1.1 |
Техника безопасности. Использование ГИС для развития бизнеса. Генерация идей |
2 |
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с оборудованием квантума, ознакомление с критериями оценивания для перевода на Базовый модуль. |
Беседа, инструктаж Игра на командообразование. |
Контрольные вопросы. |
|
|
Раздел 2. Геопорталы |
|||||||
2.1 |
Основы программирования геопорталов |
4 |
создание (программирование) веб- страниц с интегрированной картой, подключение тематических библиотек, добавление слоев геоданных из открытых ресурсов |
Лекция, презентация |
Изучение теории, опрос |
|
|
2.2 |
Способы визуализации и публикации пространственных данных |
2 |
добавление геометок, подключение и использование измерительных инструментов.ты |
Лекция, презентация, беседа. |
Изучение теории, опрос |
|
|
2.3 |
Средства по созданию собственных геосервисов.. |
4 |
редактирование интерфейса карты, создание события при работе с картой основы работы с логгерами. |
Лекция, презентация, беседа. |
Изучение теории, опрос |
|
|
2.4 |
Создание собственного геосервиса |
2 |
работа над созданием собственного геосервиса |
Практическая работа |
Практические упражнения |
|
|
2.5 |
Представление результатов работы |
2 |
создание информативных, качественных и красивых презентаций проектов. |
Практическая работа |
Практические упражнения |
|
|
Раздел 3. ГИС |
|||||||
3.1 |
ГИС в туризме и рекреации |
2 |
изучение особенностей и специфики геоинформационных систем в туризме рекреационной отрасли в России и мире. |
Рассказ, объяснение |
Изучение теории, опрос |
|
|
3.2 |
Создание и оформление тематических карт |
4 |
лабораторно-практическая работа по подбору и созданию векторных и растровых слоев, макета карты, подбор установочных модулей, изучение конкретной отрасли народного хозяйства, тематических карт на территорию интереса |
Практическая работа |
Практические упражнения |
|
|
3.3 |
Представление результатов работы |
2 |
создание сферических панорам, склейка тура в редакторе. |
Практическая работа |
Практические упражнения |
|
|
3.4 |
ГИС в сельском хозяйстве |
2 |
изучение особенностей и специфики создания ГИС в сельскохозяйственной отрасли в России и мире. |
Лекция, демонстрация, практика |
Практическая работа с ПК |
|
|
3.5 |
Создание и оформление тематических карт |
4 |
лабораторно-практическая работа по подбору и созданию векторных и растровых слоев, макета карты, подбор установочных модулей, изучение конкретной отрасли народного хозяйства, тематических карт на территорию интереса. |
Практическая работа |
Практические упражнения |
|
|
3.6 |
Представление результатов работы |
2 |
Демонстрация презентации |
Практическая работа |
Практические упражнения |
|
|
3.7 |
Использование ГИС для развития городского пространства. Генерация идей |
2 |
изучение разнообразия развития городского пространства в мире посредством ГИС. |
Лекция, беседа |
|
|
|
3.8 |
ГИС и историческое наследие |
2 |
изучение объектов исторического наследия |
Лекция, демонстрация презентации |
|
|
|
3.9 |
Создание и оформление тематических карт и моделей |
4 |
подбор и создание векторных и растровых слоев, макета карты, тематических карт на территорию интереса. |
Практическая работа |
Контрольные вопросы |
|
|
3.10 |
Представление результатов работы |
2 |
Демонстрация результата работы
|
Практическая работа |
Итоговый продукт |
|
|
3.11 |
Точностное 3D-моделирование |
4 |
Демонстрация |
Практическое задание |
Контрольные вопросы |
|
|
3.12 |
Фототекстурирование |
4 |
Работа с фототекстурами |
Практическая работа |
Контрольные вопросы |
|
|
Раздел 4. БПЛА |
|||||||
4.1 |
Использование БПЛА для сбора информации |
3 |
применение аэрофотосъемки, съемка земли с воздуха, изучение принципов работы и устройство беспилотных летательных аппаратов. |
Лекция, демонстрация презентации |
Контрольные вопросы |
|
|
4.2 |
Управление БПЛА |
2 |
демонстрационный полет, изучение систем управления БПЛА |
Практическая работа |
Практическое задание |
|
|
4.3 |
Планирование полета БПЛА. Сбор данных. |
2 |
лабораторно-практические работы по сбору и обработке данных. |
Практическое задание |
Практическое задание |
|
|
4.4 |
Обработка и анализ фотографического материала |
2 |
Практические работы в фотограмметрическом программном обеспечении |
Практическая работа |
Контрольные вопросы |
|
|
4.5 |
Создание и оформление тематических карт и моделей |
2 |
Создание и карт и моделей |
Практическая работа |
Практическое задание |
|
|
4.6 |
Представление результатов работы |
2 |
основы оцифровки геоданных, принципов точности данных дистанционного зондирования.
|
Практическая работа |
Итоговый продукт |
|
|
4.7 |
Подготовка и защита итогового проекта |
4 |
коллективное представление проекта и его работы. |
Практическая работа |
Итоговый продукт |
|
|
|
Итого: |
72 |
|
|
|
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быстров, А.Ю. Геоквантумтулкит. – М.: Фонд новых форм развития образования, 2017 –128 с.
2. Геоинформатика / под ред. В.С.Тикунова. — М.: Академия, 2005.
3. Берлянт, А.М. Картография: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 336 с.
4. 5. ПРОСАПР / Режим доступа
5. http://prosapr.blogspot.com/2014/10/qgis.html
6. Мир QuantumGIS / Режим доступа https://vk.com/qgis_karten
7. Карты и локация для разработчиков/Режим доступа https://www.mapbox.com/
Для обучающихся и родителей
1. Голенков, В.В. Анализ геоинформационных данных. Компьютерный практикум: Голенкова В.В., Степанова М.Д., Гулякина Н.А., Самодумкин С.А., Крючков А.Н. — Минск, БГУИР, 2005 г.
2. Красовская, О., Скатерщиков С., Тясто С., Хмелефа Д. ГИС в системе территориального планирования и управления территорией // ArcReview, 2003. – №3 (38).
3. Скатерщик, С. ГИС в градостроительном проектировании и управлении территориями // ArcReview.
4. Турлапов, В.Е. Геоинформационные системы в экономике: Учебно- методическое пособие. – Нижний Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2007.
Уроки и советы по QGIS / Режим доступа
Ссылки интернет-ресурсов
1. Дьяченко, Н.В. Использование ГИС-технологий в решении задач управления / Режим доступа http: // www. nocnit. ru/2st/materials/Diachenko. html
2. Дьяченко, Н.В. Опыт разработки информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений / Режим доступа http: // www. nocnit. ru/2st/materials/Diachenko. html
3. Томилин, В.В., Нориевская Г.М. Использование ГИС в муниципальном управлении // Практика муниципального управления, 2007. – №7.
4. Геоскан 101. Подготовка и запуск / Режим доступаhttps://www.youtube.com/watch?v=73Ob06w49Ss
5. Геоскан ГК / Режим доступа https://www.youtube.com/channel/UCWk7QoVIzNSnP_Dcp_xlPdw
6. Урок по фотограмметрии / Режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=9OXz6GFtABs
7. Карты погоды: интерактивная модель Земли / Режим доступаhttps://earth.nullschool.net/
8. Картографические проекции / Режим доступа https://www.jasondavies.com/maps/transition/
9. Интерактивный атлас мировой истории / Режим доступа http://geacron.com/home-en/?sid=GeaCron781060
10. Карты всего мира http://loadmap.net/ru
11. MercatorPuzzle/ Режимдоступаhttps://bramus.github.io/mercator-puzzle-redux/
Критерии оценивания базового модуля:
Компетентн ость |
Критерии |
Индикатор |
баллы |
Техническая |
Программирование геопорталов |
Основы программирования геопорталов |
0-1 |
Способы визуализации и публикации пространственных данных |
2-3 |
||
Средства по созданию собственных геосервисов |
4-5 |
||
ГИС для инженерных проектов отраслей экономики,муниципалитета и городского пространства |
Создание и оформление тематических карт |
0-5 |
|
ГИС для,муниципалитета и городского пространства |
Создание заданной модели с текстурой |
0-3 |
|
Создание и оформление тематических карт и моделей |
1-5 |
||
БПЛА в геониформатике |
Подготовка БПЛА, запуск БПЛА |
1-2 |
|
Подготовка полетного задания |
3-4 |
||
Запуск БПЛА |
5 |
||
Соблюдение техники безопасности |
Невыполнение одного пункта ТБ минус один балл от пяти возможных |
0-5 |
|
Работа в команде |
Ответственность |
Пассивен |
0 |
Выполняет отведенную ему роль в команде |
1-4 |
||
Выполняет отведенную ему роль в команде и помогает другим участникам (наставничество) |
4-5 |
Для оценки деятельности обучающихся используются следующие способы:
1. Наблюдение за учащимися в процессе их индивидуальной и групповой работы.
2. Оценка степени участия каждого в командных и индивидуальных соревнованиях, в обсуждениях и в других видах коллективной деятельности.
Итоговая оценка производится по трём уровням:
● «высокий» (от 36 до 45 баллов);
● «средний» (от 15 до 35 баллов);
● «низкий» (от 0 до 14 баллов).
Освоившими программу являются те обучающиеся, которые набрали более 14 баллов.
Матрица профильных (HardSkills) компетенций обучающихся детских технопарков:
Наименование компетенции |
Показатели проявления компетенций по уровням |
Шкала оценивания |
|||||
Уровень 1 Начинающи й |
Уровень 2 Ученик |
Уровень 3 Студент |
Уровень 4 Мастер |
Максимальн ые баллы за каждый показатель |
|||
|
Владение геоинформационными инструментами |
16 баллов |
|||||
Владение геоинформационными инструментам и ДДЗЗ, ГИС (моделирования и дешифрирован ия) |
Использует инструмен ты по инструкци и. |
Владеет инструментам и разных геоинформационных программ и геосервисов для сбора данных. |
Владеет инструментам и геоинформационных программ и геосервисов для сбора и анализа данных под руководством наставника. |
Владеет инструментами геоинформационных программ и геосервисо в для сбора, анализа и моделирования своего продукта по собственно му замыслу. |
|
||
|
4 балла |
8 баллов |
12 баллов |
16 баллов |
|
||
Наименование компетенции |
Показатели проявления компетенций по уровням |
Шкала оценивания |
|||||
Уровень 1 Начинающи й |
Уровень 2 Ученик |
Уровень 3 Студент |
Уровень 4 Мастер |
Максимальные баллы за каждый показатель |
|||
Создание геоинформационного интеллектуального продукта |
16 баллов |
||||||
Создание геоинформаци онного интеллектуаль ного продукта (базы данных, карты, модели местности, геопортала и/или геосервиса) |
продукт создает бессистемн о без описания этапов работы над проектом |
объясняет порядок технологичес кого процесса создания геоинформац ионного продукта |
объясняет порядок и технологичес кого процесса создания геоинформац ионного продукта, проанализиро вать достоинства и недостатки продукта |
способен исправить недостатки геоинформ ационного продукта самостояте льно или в команде с наставнико м |
|
||
|
4 балла |
8 баллов |
12 баллов |
16 баллов |
|
||
Наименование компетенции |
Показатели проявления компетенций по уровням |
Шкала оценивания |
|||||
Уровень 1 Начинающи й |
Уровень 2 Ученик |
Уровень 3 Студент |
Уровень 4 Мастер |
Максимальн ые баллы за каждый показатель |
|||
|
Прогнозирование природных процессов и явлений посредством геоинформационных систем |
16 баллов |
|||||
Анализ, моделирование, прогнозирован ие природных процессов и явлений посредством геоинформаци онных систем (ГИС) |
Прогнозирование не проводит. |
Способен спрогнозировать посредством ГИС природные процессы и явления в команде. |
Анализирует природные процессы и явления с помощью ГИС для последующег о прогноза под руководством наставника. |
Моделирует и прогнозиру ет природные процессы и явлений посредством ГИС самостояте льно. |
|
||
|
4 балла |
8 баллов |
12 баллов |
16 баллов |
|
||
Итого |
48 баллов |
||||||
Итоговая оценка производится по трём уровням:
● «высокий» (от 70 до 48 баллов);
● «средний» (от 25 до 69 баллов);
● «низкий» (от 0 до 24 баллов).
Освоившими программу являются те обучающиеся, которые набрали более 24 баллов.
Приложение 2
Диагностическая карта
учащихся по дополнительной общеобразовательной программе
Педагог д/о
Группа №
Год обучения
Вид контроля
№ п/п |
ФИ учащегося |
Уровень освоения программы |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
10. |
|
|
Итого: |
|
Подпись педагога д/о __________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.