Приложение к ООП ООО, утверждённой
приказом от 02.06.2020 №Ш10-13-250/0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет геометрия
Уровень расширенный
Класс 8-9
2020-2022 учебный год
Количество часов:
всего 210 ч.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1897 от 17.12.2010; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и авторской программы по геометрии под редакцией Л.С. Атанасяна (Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд., — М.: Просвещение, 2020
Сургут, 2020г.
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии для 8 –9 х классов. Расширенный уровень
Рабочая программа по предмету «Геометрия» для 8-9 классов составлена на основе требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.) и авторской программы по геометрии для 7-9 классов под редакцией Л.С. Атанасяна.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Обоснование необходимости выбора данного типа программы
Выбор системы обучения и УМК по предмету основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей, цели МБОУ СОШ №10 г. Сургута. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» основной целью МБОУ СОШ №10 является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего требованиям современного информационного общества:
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;
- завершенность учебной линии;
- обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что имеет большую практическую направленность и обеспечивается систематическими обращениями к примерам, раскрывающим возможности применения геометрии к изучению действительности и решению задач. Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Обоснование особенностей изучение данного курса
Особенность построения курса состоит в том, что содержание программы дополнено заданиями повышенной сложности, кроме обязательного минимума, что позволяет проводить работу дифференцированно. Предметное содержание настоящей программы соответствует авторской программе Л.С. Атанасяна.
В 8 классе, с углублённым изучением алгебры, изучение геометрии является в значительной мере ориентационным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 9 класса он мог сделать сознательный выбор в пользу профильного математического образования. Интерес и склонность учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться, поэтому наряду с углублением теоретических сведений в курсе демонстрируются прикладные аспекты вводимых понятий и исторические очерки, и используется разноуровневая дифференциация. Курс актуален и современен. Данная программа предполагает расширенное изучение предмета, имеет большую практическую направленность.
Цели:
- воспитание культуры личности, отношение к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей роль в общественном развитии, овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- расширение и систематизация общих сведений о практическом применении геометрии, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путём обогащения математического языка;
- системное изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
- формирование устойчивого интереса у учащихся к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к Единому Государственному экзамену и обучению в вузе.
Задачи:
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие воображения, пространственного представления;
- развитие умений вычислять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, используя язык геометрии для их описания;
- формирование представления о геометрии как об одном из важнейших компонентов математического образования, необходимых для приобретения конкретных знаний о пространстве.
Информация о количестве учебных часов
Согласно федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для изучения курса «Геометрия» в 8-9 х классах отводится на этапе основного общего образования 140 часов (2 часа в неделю) на базовом уровне. Учебное время на изучение геометрии в 8-9 классах, где алгебра изучается на углублённом уровне, увеличено до 105 часов (3 часа в неделю) – всего 210 часов за счет часов компонента образовательного учреждения (вариативной части учебного плана МБОУ СОШ №10) для расширения содержания учебного предмета с целью обеспечения естественнонаучной составляющей основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №10.
Рабочая программа обеспечивает требования к уровню подготовки учащихся по направлению «Геометрия», определяемые образовательным стандартом по геометрии за 35 учебных недель в году. Срок реализации рабочей программы - два года. Уровень обучения по предмету «Геометрия» – расширенный.
Таким образом:
|
Количество учебных недель |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Контрольных работ, включая итоговую контрольную работу |
Геометрия 8 класс |
35 |
3 |
105 |
6 |
Геометрия 9 класс |
35 |
3 |
105 |
7 |
Всего за курс |
70 |
3 |
210 |
13 |
В содержании программы, к завершенной предметной линии учебников по геометрии для 7-9 классов под редакцией Л.С.Атанасяна, внесены изменения, объем которых не превышает 15%. Тема «Векторы», на изучение которой отводится 12 часов, перенесена из курса геометрии 9 класса в 8 класс (основание: протокол заседания методического объединения учителей математики №12 от 02.06.2014). Это дает возможность увеличить количество часов в 9 классе на подготовку и решение заданий ОГЭ.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Предмеmные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «геометрия» отражают:
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
• усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
• умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описание реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Результаты изучения предмета влияют на итоговые результаты обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8, 9 классы, что является обязательным условием положительной аттестации за курс 8, 9 классов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
• использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
• проводить вычисления на местности, применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности;
• выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
• оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;
• распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
• применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений;
• использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам;
• характеризовать вклад выдающихся математиков (геометров) в развитие математики и иных научных областей;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;
• формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
Содержание учебного предмета «Геометрия 8 класс»
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность. Примечание: * Выделен материал, углубляющий образовательный стандарт. ** Выделен материал, связанный с исследованием.
Вводное повторение - 2 часа
Параллельные прямые. Треугольники.
Четырёхугольники - 26 часов
Многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Параллелограмм и трапеция.
*Нежёсткость параллелограмма. Построение параллелограмма по его элементам. Прямоугольник, ромб, квадрат. Четырехугольники Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Теорема Фалеса. Деление отрезка на n равных частей. Трапеция. Равнобедренная трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии. Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники».
Площадь - 22 часа
Площадь многоугольника. * Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Формула Герона. **Пифагоровы тройки.
Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления, учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Контрольная работа №2 по теме: «Площадь фигур».
Подобные треугольники - 25 часов
Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Отношение площадей подобных треугольников. Средняя линия треугольника. Точка пересечения медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Свойство биссектрисы треугольника.
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
*Как пользоваться таблицами Брадиса. **Вычисление значений тригонометрических функций с помощью микрокалькулятора.
Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о подобии произвольных фигур, методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла. Решение прямоугольных треугольников. Решение задач на построение; деление отрезка в данном отношении с помощью циркуля и линейки.
Контрольная работа №3 по теме: «Подобные треугольники».
Контрольная работа №4 по теме: «Практические приложения подобия».
Окружность - 13 часов
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойство секущих, касательных, хорд. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»
Векторы - 12 часов
Понятие вектора. Коллинеарные вектора. Нулевой вектор. Равные вектора. Сложение и вычитание векторов. Правило параллелограмма сложения векторов. Правило многоугольника. Умножение вектора на число. Противоположные вектора. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции.
Контрольная работа №6 по теме: «Векторы».
Повторение - 5 часов
Итого: 105 часов
Содержание учебного предмета «Геометрия 9 класс»
Повторение - 4часа
Четырёхугольники. Площадь. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Окружность. Векторы.
Метод координат - 16часов
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Контрольная работа №1 «Метод координат»
Контрольная работа №2 «Уравнение окружности и прямой»
Соотношения между сторонами и углами треугольника - 26 часов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Контрольная работа №3 «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №4 «Скалярное произведение векторов»
Длина окружности и площадь круга - 18 часов
Правильные многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Контрольная работа №5 «Длина окружности площадь круга».
Геометрические преобразования - 17 часов
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Понятие гомотетии. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Контрольная работа № 6 «Геометрические преобразования».
Начальные сведения из стереометрии - 8 часов
Многогранники. Грани, ребра, диагонали многогранника. Выпуклый многогранник. Тела и поверхности вращения. N-угольная призма, ее элементы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед. *Объем многогранника. Принцип Кавальери. Пирамида, ее элементы. Правильная пирамида. Цилиндр, его элементы. Конус, его элементы. Сфера и шар.
Итоговое повторение - 16 часов
Итоговая контрольная работа № 7.
Итого 105часов.
Учебно-тематическое планирование 8-9 класс
№ |
Наименование разделов |
8 класс |
9 класс |
||||
всего часов
|
в том числе на: |
всего часов |
в том числе на: |
||||
уроки |
контрольные работы |
уроки |
контрольные работы |
||||
|
Вводное повторение |
2 |
2 |
- |
4 |
4 |
- |
|
Четырёхугольники |
26 |
25 |
1 |
- |
- |
- |
|
Площадь |
22 |
21 |
1 |
- |
- |
- |
|
Подобные треугольники |
25 |
23 |
2 |
- |
- |
- |
|
Окружность |
13 |
12 |
1 |
|
|
|
|
Векторы |
12 |
11 |
1 |
|
|
|
|
Метод координат |
- |
- |
- |
16 |
14 |
2 |
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов |
- |
- |
- |
26 |
24 |
2 |
|
Длина окружности и площадь круга |
- |
- |
- |
18 |
17 |
1 |
|
Геометрические преобразования |
- |
- |
- |
17 |
16 |
1 |
|
Начальные сведения из стереометрии |
- |
- |
- |
8 |
8 |
- |
|
Итоговое повторение |
5 |
5 |
- |
16 |
15 |
1 |
Всего за курс: |
105 |
99 |
6 |
105 |
98 |
7 |
Учебно – методическое обеспечение программы
8 класс
Программа:
Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2020.
Учебно-методические пособия для учителя:
1. Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян и др.]. -10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
2. Геометрия 7-9 классы Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.] – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Учебные пособия для учащихся:
1. Геометрия. 7 – 9: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян и др.] -10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
9 класс
Программа:
Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2020.
Учебно-методические пособия для учителя:
1. Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян и др.]. -10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Учебные пособия для учащихся:
1. Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян и др.]. -10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы.
Подготовка к ГИА
8 класс
Подготовка к экзамену осуществляется на протяжении обучения на уровне основного общего образования и направлена на формирование у учащихся общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. На основании проведенного анализа результатов выполнения заданий ОГЭ в текущем году выделены наиболее значимые направления работы по предмету «Геометрия». Наиболее сложными оказались (проверяемые элементы содержания):
- уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы);
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения;
- уметь строить и исследовать простейшие математические модели;
- уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учитывая типичные проблемы, которые необходимо компенсировать, в календарно-тематическом планировании 8 класса выделены темы, на которые необходимо перенести акцент в обучении:
Раздел. Четырёхугольники. Тема: Применение свойств четырехугольников для решения задач. Уроки: 7; 11-13;18-21.
Раздел. Площади фигур. Тема: Решение задач по теме «Площадь». Уроки: 36-37; 41-43;48-50.
Раздел. Подобие фигур. Тема: Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Уроки: 64-67.
Раздел. Окружности. Тема: Действия с четырёхугольниками, окружностями. Уроки: 78-82; 85-86.
Раздел. Векторы. Тема: Действия с векторами. Уроки: 97-99.
Раздел. Итоговое повторение. Уроки: 101-105.
9 класс
Подготовка к экзамену осуществляется на протяжении обучения на уровне основного общего образования и направлена на формирование у учащихся общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. На основании проведенного анализа результатов выполнения заданий ОГЭ в текущем году выделены наиболее значимые направления работы по предмету «Геометрия». Наиболее сложными оказались: (проверяемые элементы содержания):
- умение находить длину окружности, площадь круга и его частей;
- умение находить скалярное произведение векторов и применять его для нахождения различных геометрических величин;
- уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы);
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения;
- уметь строить и исследовать простейшие математические модели;
- уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учитывая типичные проблемы, которые необходимо компенсировать, в календарно-тематическом планировании 9 класса выделены темы, на которые необходимо перенести акцент в обучении:
Раздел. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Уроки: 24-28; 30-33; 44-45.
Раздел. Длина окружности и площадь круга.
Уроки: 49-54; 59, 63.
Раздел. Геометрические преобразования.
Уроки: 76-78.
Раздел. Итоговое повторение. Тема: Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Уроки: 90-105.
Приложение к ООП ООО, утвержденной
приказом от 02.06.2020 № Ш10-13-250/0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет геометрия
Уровень расширенный
Киреева Инна Александровна
Класс 8В
2020-2021 учебный год
Количество часов:
всего 105 ч.; в неделю 3ч.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1897 от 17.12.2010; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), - (Стандарты второго поколения) и авторской программы по геометрии для 8 класса под редакцией Л.С. Атанасяна.
Сургут, 2020г.
Календарно-тематический план 8 В класса
№ п/п |
Тема раздела. Тема урока |
Кол-во часов |
Дата/ план |
Дата/ факт |
|
8В |
8В |
||||
|
Четырехугольники |
28 |
|
|
|
1 |
Повторение. Решение задач по теме "Параллельные прямые" |
1 |
|
|
|
2 |
Повторение. Решение задач по теме "Треугольники" |
1 |
|
|
|
3 |
Многоугольник |
1 |
|
|
|
4 |
Выпуклые многоугольники |
1 |
|
|
|
5 |
Четырёхугольники |
1 |
|
|
|
6 |
Четырёхугольники |
1 |
|
|
|
7 |
Решение задач по теме «Четырёхугольники» |
1 |
|
|
|
8 |
Параллелограмм |
1 |
|
|
|
9 |
Виды параллелограмма |
1 |
|
|
|
10 |
Свойства параллелограмма |
1 |
|
|
|
11 |
Решение задач по теме «Свойства параллелограмма» |
1 |
|
|
|
12 |
Признаки параллелограмма |
1 |
|
|
|
13 |
Признаки параллелограмма |
1 |
|
|
|
14 |
Нежёсткость параллелограмма |
1 |
|
|
|
15 |
Построение параллелограмма по его элементам |
1 |
|
|
|
16 |
Теорема Фалеса |
1 |
|
|
|
17 |
Трапеция |
1 |
|
|
|
18 |
Решение задач по теме «Трапеция» |
1 |
|
|
|
19 |
Решение задач по теме «Трапеция» |
1 |
|
|
|
20 |
Решение задач по теме «Трапеция» |
1 |
|
|
|
21 |
Прямоугольник |
1 |
|
|
|
22 |
Свойства и признаки прямоугольника |
1 |
|
|
|
23 |
Свойства и признаки прямоугольника |
1 |
|
|
|
24 |
Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники» |
1 |
|
|
|
25 |
Анализ контрольной работы. Решение задач по теме "Четырехугольники" |
1 |
|
|
|
26 |
Ромб и квадрат |
1 |
|
|
|
27 |
Свойства и признаки прямоугольника |
1 |
|
|
|
28 |
Осевая и центральная симметрия |
1 |
|
|
|
|
Площадь |
22 |
|
|
|
29 |
Понятие площади многоугольника |
1 |
|
|
|
30 |
Площадь квадрата. Площадь прямоугольника |
1 |
|
|
|
31 |
Площадь параллелограмма |
1 |
|
|
|
32 |
Площадь параллелограмма |
1 |
|
|
|
33 |
Площадь треугольника |
1 |
|
|
|
34 |
Площадь треугольника |
1 |
|
|
|
35 |
Площадь треугольника |
1 |
|
|
|
36 |
Решение задач по теме «Площадь параллелограмма» |
1 |
|
|
|
37 |
Решение задач по теме «Площадь треугольника» |
1 |
|
|
|
38 |
Площадь трапеции |
1 |
|
|
|
39 |
Площадь трапеции |
1 |
|
|
|
40 |
Решение задач по теме «Площадь трапеции» |
1 |
|
|
|
41 |
Решение задач по теме «Площадь трапеции» |
1 |
|
|
|
42 |
Теорема Пифагора |
1 |
|
|
|
43 |
Теорема, обратная теореме Пифагора |
1 |
|
|
|
44 |
Пифагоровы тройки |
1 |
|
|
|
45 |
Формула Герона |
1 |
|
|
|
46 |
Решение задач по теме «Теорема Пифагора» |
1 |
|
|
|
47 |
Контрольная работа №2 по теме «Площадь многоугольника» |
1 |
|
|
|
48 |
Решение задач по теме «Площадь многоугольника» |
1 |
|
|
|
49 |
Решение задач по теме «Площадь многоугольника» |
1 |
|
|
|
50 |
Решение задач по теме «Площадь многоугольника» |
1 |
|
|
|
|
Подобные треугольники |
25 |
|
|
|
51 |
Пропорциональные отрезки |
1 |
|
|
|
52 |
Определение подобных треугольников |
1 |
|
|
|
53 |
Отношение площадей подобных треугольников |
1 |
|
|
|
54 |
Решение задач по теме «Определение подобных треугольников» |
1 |
|
|
|
55 |
Первый признак подобия треугольников |
1 |
|
|
|
56 |
Решение задач по теме "Первый признак подобия треугольников" |
1 |
|
|
|
57 |
Второй признак подобия треугольников |
1 |
|
|
|
58 |
Третий признак подобия треугольников |
1 |
|
|
|
59 |
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» |
1 |
|
|
|
60 |
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» |
1 |
|
|
|
61 |
Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники» |
1 |
|
|
|
62 |
Анализ контрольной работы. Решение задач по теме «Подобные треугольники» |
1 |
|
|
|
63 |
Средняя линия треугольника |
1 |
|
|
|
64 |
Средняя линия треугольника |
1 |
|
|
|
65 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
1 |
|
|
|
66 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
1 |
|
|
|
67 |
Практические приложения подобия треугольников |
1 |
|
|
|
68 |
О подобии произвольных фигур |
1 |
|
|
|
69 |
Задачи на построение |
1 |
|
|
|
70 |
Задачи на построение |
1 |
|
|
|
71 |
Синус, косинус и тангенс острого угла |
1 |
|
|
|
72 |
Таблицы Брадиса. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью микрокалькулятора |
1 |
|
|
|
73 |
Значения синуса, косинуса и тангенса. Решение задач |
1 |
|
|
|
74 |
Контрольная работа №4 по теме «Практические приложения подобия» |
1 |
|
|
|
75 |
Анализ контрольной работы. Решение задач |
1 |
|
|
|
|
Окружность |
13 |
|
|
|
76 |
Взаимное расположение прямой и окружности |
1 |
|
|
|
77 |
Касательная к окружности |
1 |
|
|
|
78 |
Касательная к окружности |
1 |
|
|
|
79 |
Градусная мера дуги окружности |
1 |
|
|
|
80 |
Центральные и вписанные углы |
1 |
|
|
|
81 |
Теорема о вписанном угле |
1 |
|
|
|
82 |
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку |
1 |
|
|
|
83 |
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку |
1 |
|
|
|
84 |
Теорема о пересечении высот треугольника |
1 |
|
|
|
85 |
Вписанная окружность |
1 |
|
|
|
86 |
Описанная окружность |
1 |
|
|
|
87 |
Решение задач по теме «Вписанная и описанная окружности» |
1 |
|
|
|
88 |
Контрольная работа №5 по теме «Окружность» |
1 |
|
|
|
|
Векторы
|
12 |
|
|
|
89 |
Понятие вектора. Равенство векторов |
1 |
|
|
|
90 |
Откладывание вектора от данной точки |
1 |
|
|
|
91 |
Законы сложения векторов. Правило параллелограмма |
1 |
|
|
|
92 |
Законы сложения векторов. Правило параллелограмма |
1 |
|
|
|
93 |
Сумма нескольких векторов |
1 |
|
|
|
94 |
Вычитание векторов |
1 |
|
|
|
95 |
Вычитание векторов |
1 |
|
|
|
96 |
Произведение вектора на число |
1 |
|
|
|
97 |
Произведение вектора на число |
1 |
|
|
|
98 |
Применение векторов к решению задач |
1 |
|
|
|
99 |
Применение векторов к решению задач |
1 |
|
|
|
100 |
Контрольная работа №6 по теме «Векторы» |
1 |
|
|
|
|
Повторение |
5 |
|
|
|
101 |
Повторение. Четырёхугольники |
|
|
|
|
102 |
Повторение. Площадь многоугольника |
1 |
|
|
|
103 |
Повторение. Подобные треугольники |
1 |
|
|
|
104 |
Повторение. Векторы |
1 |
|
|
|
105 |
Повторение. Окружность |
1 |
|
|
|
Приложение к ООП ООО, утвержденной
приказом от 10.06.2021 №Ш10-13-395/1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет геометрия
Уровень расширенный
Киреева Инна Александровна
Класс 9В
2021-2022 учебный год
Количество часов:
всего 105 ч.; в неделю 3ч.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1897 от 17.12.2010; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), - (Стандарты второго поколения) и авторской программой Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. «Геометрия, 7—9 классы». (Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 94 с.)
Сургут, 2021г
Календарно-тематический план 9 В класс
№ п/п |
Тема раздела. Тема урока |
Количество часов |
Дата/ план |
Дата/ факт |
9В
|
9В
|
|||
Повторение (4 часа) |
||||
1 |
Четырёхугольники, их свойства и признаки |
1 |
|
|
2 |
Теорема Пифагора |
1 |
|
|
3 |
Центральные и вписанные углы |
1 |
|
|
4 |
Векторы |
1 |
|
|
Метод координат (16 часов) |
||||
5 |
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам |
1 |
|
|
6 |
Координаты вектора |
1 |
|
|
7 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца |
1 |
|
|
8 |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
|
|
9 |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
|
|
10 |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
|
|
11 |
Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат» |
1 |
|
|
12 |
Анализ контрольной работы. Уравнение окружности |
1 |
|
|
13 |
Уравнение прямой |
1 |
|
|
14 |
Уравнение прямой |
1 |
|
|
15 |
Симметрия в координатах |
1 |
|
|
16 |
Симметрия в координатах |
1 |
|
|
17 |
Решение задач. Самостоятельная работа № 1по теме «Метод координат» |
1 |
|
|
18 |
Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой» |
1 |
|
|
19 |
Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой» |
1 |
|
|
20 |
Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения окружности и прямой» |
1 |
|
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (26 часов) |
||||
21 |
Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс угла |
1 |
|
|
22 |
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения |
1 |
|
|
23 |
Координаты точки |
1 |
|
|
24 |
Теорема о площади треугольника |
1 |
|
|
25 |
Теорема о площади треугольника |
1 |
|
|
26 |
Теорема синусов |
1 |
|
|
27 |
Теорема синусов |
1 |
|
|
28 |
Теорема косинусов |
1 |
|
|
29 |
Теорема косинусов. Самостоятельная работа № 2 по теме «Теоремы синусов и косинусов» |
1 |
|
|
30 |
Теорема Стюарта, выражение медиан и биссектрис треугольника через его стороны |
1 |
|
|
31 |
Теоремы о площади треугольника |
1 |
|
|
32 |
Теоремы о площади треугольника |
1 |
|
|
33 |
Решение треугольников |
1 |
|
|
34 |
Решение треугольников. Самостоятельная работа № 3 по теме «Решение треугольников» |
1 |
|
|
35 |
Решение треугольников |
1 |
|
|
36 |
Измерительные работы |
1 |
|
|
37 |
Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
1 |
|
|
38 |
Анализ контрольной работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
1 |
|
|
39 |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов |
1 |
|
|
40 |
Скалярное произведение в координатах |
1 |
|
|
41 |
Свойства скалярного произведения векторов |
1 |
|
|
42 |
Свойства скалярного произведения векторов |
1 |
|
|
43 |
Применение скалярного произведения при решении задач и доказательстве теорем |
1 |
|
|
44 |
Применение скалярного произведения векторов при решении задач и доказательстве теорем |
1 |
|
|
45 |
Применение скалярного произведения векторов при решении задач и доказательстве теорем |
1 |
|
|
46 |
Контрольная работа № 4 по теме «Скалярное произведение векторов» |
1 |
|
|
Длина окружности и площадь круга (18часов) |
||||
47 |
Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники |
1 |
|
|
48 |
Правильные многоугольники |
1 |
|
|
49 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника |
1 |
|
|
50 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник |
1 |
|
|
51 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник |
1 |
|
|
52 |
Формулы площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности |
1 |
|
|
53 |
Формулы площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности |
1 |
|
|
54 |
Решение задач по теме «Формулы площади правильного многоугольника» |
1 |
|
|
55 |
Построение правильных многоугольников |
1 |
|
|
56 |
Длина окружности, дуги |
1 |
|
|
57 |
Площадь круга |
1 |
|
|
58 |
Площадь круга |
1 |
|
|
59 |
Площадь кругового сектора |
1 |
|
|
60 |
Площадь кругового сектора |
1 |
|
|
61 |
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» |
1 |
|
|
62 |
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» |
1 |
|
|
63 |
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» |
1 |
|
|
64 |
Контрольная работа № 5 по теме «Длина окружности и площадь круга» |
1 |
|
|
Геометрические преобразования (17 часов) |
||||
65 |
Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя, понятие движения |
1 |
|
|
66 |
Наложения и движения |
1 |
|
|
67 |
Параллельный перенос |
1 |
|
|
68 |
Параллельный перенос |
1 |
|
|
69 |
Поворот |
1 |
|
|
70 |
Поворот |
1 |
|
|
71 |
Особая роль осевой симметрии. Виды движений |
1 |
|
|
72 |
Особая роль осевой симметрии. Виды движений |
1 |
|
|
73 |
Использование движений при решении задач |
1 |
|
|
74 |
Использование движений при решении задач |
1 |
|
|
75 |
Использование движений при решении задач. Самостоятельная работа № 4 по теме «Движения» |
1 |
|
|
76 |
Центральное подобие и его свойства. Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем |
1 |
|
|
77 |
Центральное подобие и его свойства. Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем |
1 |
|
|
78 |
Центральное подобие и его свойства. Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем |
1 |
|
|
79 |
Контрольная работа № 6 по теме «Геометрические преобразования» Аксиоматическое построение геометрии |
1 |
|
|
80 |
Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии |
1 |
|
|
81 |
Некоторые сведения о развитии геометрии |
1 |
|
|
Начальные сведения из стереометрии (8 часов) |
||||
82 |
Предмет стереометрии. Многогранники |
1 |
|
|
83 |
Призма. Параллелепипед |
1 |
|
|
84 |
Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
85 |
Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда» |
1 |
|
|
86 |
Цилиндр |
1 |
|
|
87 |
Конус |
1 |
|
|
88 |
Сфера и шар |
1 |
|
|
89 |
Решение задач по теме: «Тела и поверхности вращения» |
1 |
|
|
Итоговое повторение (16 часов) |
||||
90 |
Треугольник. Площадь треугольника |
1 |
|
|
91 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
1 |
|
|
92 |
Четырехугольники. Их виды |
1 |
|
|
93 |
Площади четырехугольников |
1 |
|
|
94 |
Подобие треугольников |
1 |
|
|
95 |
Параллельность прямых. Признаки параллельности |
1 |
|
|
96 |
Окружность, длина окружности, площадь круга |
1 |
|
|
97 |
Вписанные и описанные окружности |
1 |
|
|
98 |
Итоговая контрольная работа № 7 |
1 |
|
|
99 |
Анализ контрольной работы. Решение задач. Анализ геометрических высказываний |
1 |
|
|
100 |
Решение задач. Практико-ориентированные задачи |
1 |
|
|
101 |
Решение задач. Практико-ориентированные задачи |
1 |
|
|
102 |
Решение задач. Практико-ориентированные задачи. Промежуточная аттестация |
1 |
|
|
103 |
Решение задач по теме «Треугольники» |
1 |
|
|
104 |
Решение задач по теме «Окружность и круг» |
1 |
|
|
105 |
Решение задач по теме «Четырёхугольники» |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.