Рабочая программа по геометрии 8-9 класс

  • docx
  • 31.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8-9 кл Геометрия (20-22) расширенный - копия (1).docx

                                                                                                        Приложение к ООП ООО, утверждённой

                                                                                                       приказом от 02.06.2020 №Ш10-13-250/0

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением  отдельных предметов

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет геометрия

 

  Уровень расширенный

 

Класс 8-9

 

2020-2022 учебный год

 

 

Количество часов:

всего 210 ч.

Программа разработана на основе   федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1897 от 17.12.2010; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и авторской программы  по геометрии под редакцией Л.С. Атанасяна (Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд., — М.: Просвещение, 2020

 

 

Сургут, 2020г.

 

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии для 8 –9 х классов. Расширенный уровень

 

 Рабочая программа по предмету «Геометрия» для 8-9 классов составлена на основе требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.) и авторской программы по геометрии для 7-9 классов под редакцией Л.С. Атанасяна.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями).
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (далее – ПООП ООО). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов".
  5. Авторская программа по геометрии для 8, 9 классов под редакцией Л.С. Атанасяна (Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд., — М.: Просвещение, 2020).

 

Обоснование необходимости выбора данного типа программы

Выбор системы обучения и УМК по предмету основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей, цели МБОУ СОШ №10 г. Сургута. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» основной целью МБОУ СОШ №10 является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего требованиям современного информационного общества:

-        соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

-        соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;

-        завершенность учебной линии;

-        обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения.

            Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что имеет большую практическую направленность и обеспечивается систематическими обращениями к примерам, раскрывающим возможности применения геометрии к изучению действительности и решению задач. Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Обоснование особенностей изучение данного курса

      Особенность построения курса состоит в том, что содержание программы дополнено заданиями повышенной сложности, кроме обязательного минимума, что позволяет проводить работу дифференцированно. Предметное содержание настоящей программы соответствует авторской программе Л.С. Атанасяна.

       В 8 классе, с углублённым изучением алгебры,  изучение геометрии является в значительной мере ориентационным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 9 класса он мог сделать сознательный выбор в пользу профильного математического образования. Интерес и склонность учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться, поэтому наряду с углублением теоретических сведений в курсе демонстрируются прикладные аспекты вводимых понятий и исторические очерки, и используется разноуровневая дифференциация. Курс актуален и современен. Данная программа предполагает расширенное изучение предмета, имеет большую практическую направленность.

            Цели:

- воспитание культуры личности, отношение к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей роль в общественном развитии, овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- расширение и систематизация общих сведений о практическом применении геометрии, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путём обогащения математического языка;

- системное изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;

- формирование устойчивого интереса у учащихся к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к Единому Государственному экзамену и обучению в вузе.

Задачи:

-     развитие логического мышления учащихся;

-     развитие воображения, пространственного представления;

-     развитие умений вычислять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, используя язык геометрии   для их описания;

-     формирование представления о геометрии как об одном из важнейших компонентов математического образования, необходимых для приобретения конкретных знаний о пространстве.

Информация о количестве учебных часов

Согласно федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для изучения курса «Геометрия» в 8-9 х классах отводится на этапе основного общего образования 140 часов (2 часа в неделю) на базовом уровне. Учебное время на изучение геометрии в 8-9 классах, где алгебра изучается на углублённом уровне, увеличено до 105 часов (3 часа в неделю) – всего 210 часов за счет часов компонента образовательного учреждения (вариативной части учебного плана МБОУ СОШ №10) для расширения содержания учебного предмета с целью обеспечения естественнонаучной составляющей основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №10.

Рабочая программа обеспечивает требования к уровню подготовки учащихся по направлению «Геометрия», определяемые образовательным стандартом по геометрии за 35 учебных недель в году. Срок реализации рабочей программы - два года. Уровень обучения по предмету «Геометрия» – расширенный.

 

Таким образом:

 

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество

часов в год

Контрольных работ, включая итоговую контрольную работу

Геометрия 8 класс

35

3

105

6

Геометрия 9 класс

35

3

105

7

Всего за курс

70

3

210

13

 

В содержании программы, к завершенной предметной линии учебников по геометрии для 7-9 классов под редакцией Л.С.Атанасяна, внесены изменения, объем которых не превышает 15%. Тема «Векторы», на изучение которой отводится 12 часов, перенесена из курса геометрии 9 класса в 8 класс (основание: протокол заседания методического объединения учителей математики №12 от 02.06.2014). Это дает возможность увеличить количество часов в 9 классе на подготовку и решение заданий ОГЭ.

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты     освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:

         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

         формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

         формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

         умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

         критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

         креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

         умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

         способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

 

Предмеmные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «геометрия» отражают:

         овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

         умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

         овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

         овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

         усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

         умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

         умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       описание реальных ситуаций на языке геометрии;

       расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

       решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

       решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

       построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Результаты изучения предмета влияют на итоговые результаты обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8, 9 классы, что является обязательным условием положительной аттестации за курс 8, 9 классов.

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:

         использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;

         проводить вычисления на местности, применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности;

         выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

         оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;

         распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;

         применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений;

         использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам;

         характеризовать вклад выдающихся математиков (геометров) в развитие математики и иных научных областей;

         умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

         использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

         умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

         осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

         умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

         умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;

         формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

         формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

 

Содержание учебного предмета «Геометрия 8 класс»

 

 Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность. Примечание: * Выделен материал, углубляющий образовательный стандарт.  ** Выделен материал, связанный с исследованием.

Вводное повторение - 2 часа

Параллельные прямые. Треугольники.

Четырёхугольники - 26 часов

Многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Параллелограмм и трапеция.

*Нежёсткость параллелограмма. Построение параллелограмма по его элементам. Прямоугольник, ромб, квадрат. Четырехугольники Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Теорема Фалеса. Деление отрезка на n равных частей. Трапеция. Равнобедренная трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии. Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники».

Площадь - 22 часа

Площадь многоугольника. * Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.  Формула Герона. **Пифагоровы тройки.

Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления, учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Контрольная работа №2 по теме: «Площадь фигур».

Подобные треугольники - 25 часов

Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Отношение площадей подобных треугольников.  Средняя линия треугольника. Точка пересечения медиан треугольника.  Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Свойство биссектрисы треугольника.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

*Как пользоваться таблицами Брадиса. **Вычисление значений тригонометрических функций с помощью микрокалькулятора.

Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о подобии произвольных фигур, методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла. Решение прямоугольных треугольников. Решение задач на построение; деление отрезка в данном отношении с помощью циркуля и линейки.

Контрольная работа №3 по теме: «Подобные треугольники».

Контрольная работа №4 по теме: «Практические приложения подобия».

Окружность - 13 часов

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойство секущих, касательных, хорд. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»

Векторы - 12 часов

Понятие вектора. Коллинеарные вектора. Нулевой вектор. Равные вектора. Сложение и вычитание векторов. Правило параллелограмма   сложения векторов. Правило многоугольника.  Умножение вектора на число. Противоположные вектора.  Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции. 

Контрольная работа №6 по теме: «Векторы». 

Повторение - 5 часов

Итого: 105 часов

Содержание учебного предмета «Геометрия 9 класс»

Повторение - 4часа

Четырёхугольники. Площадь. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Окружность. Векторы.

Метод координат - 16часов

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Контрольная работа №1 «Метод координат»

Контрольная работа №2 «Уравнение окружности и прямой»

Соотношения между сторонами и углами треугольника - 26 часов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Контрольная работа №3 «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №4 «Скалярное произведение векторов»

Длина окружности и площадь круга - 18 часов

Правильные многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга и площадь сектора.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Контрольная работа №5 «Длина окружности площадь круга».

Геометрические преобразования - 17 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,  сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Понятие гомотетии. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Контрольная работа № 6 «Геометрические преобразования».

Начальные сведения из стереометрии - 8 часов

Многогранники. Грани, ребра, диагонали многогранника. Выпуклый многогранник. Тела и поверхности вращения.  N-угольная призма, ее элементы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед. *Объем многогранника. Принцип Кавальери. Пирамида, ее элементы. Правильная пирамида. Цилиндр, его элементы. Конус, его элементы. Сфера и шар.

Итоговое повторение - 16 часов

Итоговая контрольная работа № 7.

Итого 105часов.

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование 8-9 класс

       Наименование разделов

8 класс

9 класс

 

всего часов

 

в том числе на:

всего часов

в том числе на:

уроки

контрольные работы

уроки

контрольные работы

  1.  

Вводное повторение

2

2

-

4

4

-

  1. 5.

Четырёхугольники

26

25

1

-

-

-

  1. 6.

Площадь

22

21

1

-

-

-

  1. 7.

Подобные треугольники

25

23

2

-

-

-

  1. 8.

Окружность

13

12

1

 

 

 

  1. 9.

Векторы

12

11

1

 

 

 

  1. 10.

Метод координат

-

-

-

16

14

2

  1.  

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

-

-

-

26

24

2

  1.  

Длина окружности и площадь круга

-

-

-

18

17

1

  1.  

Геометрические преобразования

-

-

-

17

16

1

  1.  

Начальные сведения из стереометрии

-

-

-

8

8

-

  1. 1.

Итоговое повторение

5

5

-

16

15

1

Всего за курс:

105

99

6

105

98

7

 

Учебно – методическое обеспечение программы

 

8 класс

Программа:

Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2020.

Учебно-методические пособия для учителя:

1.      Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян и др.]. -10-е изд.  – М.: Просвещение, 2019.

2.      Геометрия 7-9 классы Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.] – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

  1. Иченская М. А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ М. А. Иченская.  –   М.: Просвещение 2019.
  2. Т.М. Мищенко А.Д. Блинков Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Т. М. Мищенко, А.Д. Блинков. –9-е изд. –   М.: Просвещение 2019.
  3. Рыжик В. И. Геометрия. Диагностические тесты. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ В. И. Рыжик. – 4-е изд. –   М.: Просвещение, 2019.

Учебные пособия для учащихся:

1.      Геометрия. 7 – 9: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян и др.] -10-е изд.  – М.: Просвещение, 2019.            

 

9        класс

Программа:

   Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А.      Бурмистрова]. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2020.

Учебно-методические пособия для учителя:

1.      Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян и др.]. -10-е изд.  – М.: Просвещение, 2019.

  1. Геометрия. Методические рекомендации. 9 класс: Г36 учебное пособие для общеобразоват. организаций/ [Л.С.Атанасян, В.Ф. и др.]. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019-96 с.
  2. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций/- М.А.Иченская. М.:Просвещение 2019.-48с.: ил.-ISBN 978-5-09-054080-3
  3. Рыжик В. И. Геометрия. Диагностические тесты. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ В. И. Рыжик. – 4-е изд. –   М.: Просвещение, 2019
  4. Фарков А.В. Тесты по геометрии: 9 класс; к учебнику Л.С.Атанасян и др. «Геометрия. 7-9 классы». ФГОС (к новому учебнику) А.В.Фарков. -7-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2016- 94 с.
  5. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 9 класс. -М,: ВАКО, 2018.-384 с.- (В помощ школьному учителю). ISBN 978-5-408-03696-7
  6. Э.Н.Балаян.  Геометрия.  Задачи на готовых чертежах для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 7-9 классы – Ростов- на – Дону 2016

Учебные пособия для учащихся:

1.      Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян и др.]. -10-е изд.  – М.: Просвещение, 2019.

 

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы.

  1. http://festival.1september.ru/  - Я иду на урок математики ( методические разработки)
  2. http://pedsovet.su/load/18  - Уроки, конспекты.
  3. http://www.prosv.ru  - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
  4. http:/www.drofa.ru  - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
  5. http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества
  6. образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
  7. www.school.edu.ru
  8. www.math.ru
  9. www.it-n.ru
  10. www.etudes.ru
  11. http://www.school.holm.ru
  12. http://school-collection.edu.ru
  13. http://matematik-sait.ucoz.ru

 

 

Подготовка к ГИА

8 класс

 

Подготовка к экзамену осуществляется на протяжении обучения на уровне основного общего образования и направлена на формирование у учащихся общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. На основании проведенного анализа результатов выполнения заданий ОГЭ в текущем году выделены наиболее значимые направления работы по предмету «Геометрия». Наиболее сложными оказались (проверяемые элементы содержания):

 - уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы);

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения;

- уметь строить и исследовать простейшие математические модели;

- уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учитывая типичные проблемы, которые необходимо компенсировать, в календарно-тематическом планировании 8 класса выделены темы, на которые необходимо перенести акцент в обучении:

Раздел. Четырёхугольники. Тема: Применение свойств четырехугольников для решения задач. Уроки: 7; 11-13;18-21.

Раздел. Площади фигур. Тема: Решение задач по теме «Площадь». Уроки: 36-37; 41-43;48-50.

Раздел. Подобие фигур. Тема: Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Уроки: 64-67.

Раздел. Окружности. Тема: Действия с четырёхугольниками, окружностями. Уроки: 78-82; 85-86.

Раздел. Векторы. Тема: Действия с векторами. Уроки: 97-99.

Раздел. Итоговое повторение. Уроки: 101-105.

 

9 класс

Подготовка к экзамену осуществляется на протяжении обучения на уровне основного общего образования и направлена на формирование у учащихся общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. На основании проведенного анализа результатов выполнения заданий ОГЭ в текущем году выделены наиболее значимые направления работы по предмету «Геометрия». Наиболее сложными оказались: (проверяемые элементы содержания):

            - умение находить длину окружности, площадь круга и его частей;

            - умение находить скалярное произведение векторов и применять его для нахождения различных геометрических величин;

            - уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы);

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения;

- уметь строить и исследовать простейшие математические модели;

- уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учитывая типичные проблемы, которые необходимо компенсировать, в календарно-тематическом планировании 9 класса выделены темы, на которые необходимо перенести акцент в обучении:

Раздел. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Уроки: 24-28; 30-33; 44-45.

Раздел. Длина окружности и площадь круга.

Уроки: 49-54; 59, 63.

Раздел. Геометрические преобразования.

Уроки: 76-78.

Раздел. Итоговое повторение. Тема: Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Уроки: 90-105.

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 

                                                                                  Приложение к ООП ООО, утвержденной

                                                                                   приказом от 02.06.2020 № Ш10-13-250/0

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением  отдельных предметов

 

 

                                                                                                      

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Предмет              геометрия

  Уровень       расширенный

Киреева Инна Александровна

Класс          

 

2020-2021 учебный год

 

Количество часов:

всего 105 ч.;  в неделю 3ч.

 

Программа разработана на основе   федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1897 от 17.12.2010; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), - (Стандарты второго поколения) и авторской программы по геометрии для 8 класса под редакцией Л.С. Атанасяна.

 

 

Сургут, 2020г.

 

Календарно-тематический план 8 В класса

 

п/п

Тема раздела.

Тема урока

Кол-во часов

Дата/ план

Дата/ факт

 

Четырехугольники  

28

 

 

1

Повторение. Решение задач по теме "Параллельные прямые"

1

 

 

2

Повторение. Решение задач по теме "Треугольники"

1

 

 

3

Многоугольник

1

 

 

4

Выпуклые многоугольники

1

 

 

5

Четырёхугольники

1

 

 

6

Четырёхугольники

1

 

 

7

Решение задач по теме «Четырёхугольники»

1

 

 

8

Параллелограмм

1

 

 

9

Виды параллелограмма

1

 

 

10

Свойства параллелограмма

1

 

 

11

 Решение задач по теме «Свойства параллелограмма»

1

 

 

12

 Признаки параллелограмма

1

 

 

13

 Признаки параллелограмма

1

 

 

14

 Нежёсткость параллелограмма

1

 

 

15

 Построение параллелограмма по его элементам

1

 

 

16

 Теорема Фалеса

1

 

 

17

 Трапеция

1

 

 

18

 Решение задач по теме «Трапеция»

1

 

 

19

 Решение задач по теме «Трапеция»

1

 

 

20

 Решение задач по теме «Трапеция»

1

 

 

21

 Прямоугольник

1

 

 

22

 Свойства и признаки прямоугольника

1

 

 

23

 Свойства и признаки прямоугольника

1

 

 

24

 Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

1

 

 

25

 Анализ контрольной работы. Решение задач по теме "Четырехугольники"

1

 

 

26

 Ромб и квадрат

1

 

 

27

 Свойства и признаки прямоугольника

1

 

 

28

 Осевая и центральная   симметрия

1

 

 

 

Площадь 

22

 

 

29

Понятие площади многоугольника

1

 

 

30

Площадь квадрата. Площадь прямоугольника

1

 

 

31

Площадь параллелограмма

1

 

 

32

Площадь параллелограмма

1

 

 

33

Площадь треугольника

1

 

 

34

Площадь треугольника

1

 

 

35

Площадь треугольника

1

 

 

36

Решение задач по теме «Площадь параллелограмма»

1

 

 

37

Решение задач по теме «Площадь треугольника»

1

 

 

38

Площадь трапеции

1

 

 

39

Площадь трапеции

1

 

 

40

Решение задач по теме «Площадь трапеции»

1

 

 

41

Решение задач по теме «Площадь трапеции»

1

 

 

42

Теорема Пифагора

1

 

 

43

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

 

 

44

Пифагоровы тройки

1

 

 

45

Формула Герона

1

 

 

46

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

1

 

 

47

Контрольная работа №2 по теме «Площадь многоугольника»

1

 

 

48

Решение задач по теме «Площадь многоугольника»

1

 

 

49

Решение задач по теме «Площадь многоугольника»

1

 

 

50

Решение задач по теме «Площадь многоугольника»

1

 

 

 

Подобные треугольники

25

 

 

51

Пропорциональные отрезки

1

 

 

52

Определение подобных треугольников

1

 

 

53

Отношение площадей подобных треугольников

1

 

 

54

Решение задач по теме «Определение подобных треугольников»

1

 

 

55

Первый признак подобия треугольников

1

 

 

56

Решение задач по теме "Первый признак подобия треугольников"

1

 

 

57

Второй признак подобия треугольников

1

 

 

58

Третий признак подобия треугольников

1

 

 

59

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

1

 

 

60

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

1

 

 

61

Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники»

1

 

 

62

Анализ контрольной работы. Решение задач по теме «Подобные треугольники»

1

 

 

63

Средняя линия треугольника

1

 

 

64

Средняя линия треугольника

1

 

 

65

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

 

 

66

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

 

 

67

Практические приложения подобия треугольников

1

 

 

68

О подобии произвольных фигур

1

 

 

69

Задачи на построение

1

 

 

70

Задачи на построение

1

 

 

71

Синус, косинус и тангенс острого угла

1

 

 

72

Таблицы Брадиса. Вычисление значений тригонометрических функций с помощью микрокалькулятора

1

 

 

73

Значения синуса, косинуса и тангенса. Решение задач

1

 

 

74

Контрольная работа №4 по теме «Практические приложения подобия»

1

 

 

75

Анализ контрольной работы. Решение задач

1

 

 

 

Окружность

13

 

 

76

Взаимное расположение прямой и окружности

1

 

 

77

Касательная к окружности

1

 

 

78

Касательная к окружности

1

 

 

79

Градусная мера дуги окружности

1

 

 

80

Центральные и вписанные углы

1

 

 

81

Теорема о вписанном угле

1

 

 

82

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку

1

 

 

83

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку

1

 

 

84

Теорема о пересечении высот треугольника

1

 

 

85

Вписанная окружность

1

 

 

86

Описанная окружность

1

 

 

87

Решение задач по теме «Вписанная и описанная окружности»

1

 

 

88

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

1

 

 

 

Векторы

 

12

 

 

89

Понятие вектора. Равенство векторов

1

 

 

90

Откладывание вектора от данной точки

1

 

 

91

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма

1

 

 

92

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма

1

 

 

93

Сумма нескольких векторов

1

 

 

94

Вычитание векторов

1

 

 

95

Вычитание векторов

1

 

 

96

Произведение вектора на число

1

 

 

97

Произведение вектора на число

1

 

 

98

Применение векторов к решению задач

1

 

 

99

Применение векторов к решению задач

1

 

 

100

Контрольная работа №6 по теме «Векторы»

1

 

 

 

Повторение

5

 

 

101

Повторение. Четырёхугольники

 

 

 

102

Повторение. Площадь многоугольника

1

 

 

103

Повторение. Подобные треугольники

1

 

 

104

Повторение. Векторы

1

 

 

105

Повторение. Окружность

1

 

 

 

 

                                                                                                                           Приложение к ООП ООО, утвержденной

                                                                                                                         приказом от 10.06.2021 №Ш10-13-395/1

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением  отдельных предметов

 

 

                                                                                                    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Предмет  геометрия

  Уровень   расширенный

Киреева Инна Александровна

Класс   

 

2021-2022 учебный год

 

 

Количество часов:

всего 105 ч.; в неделю 3ч.

 

Программа разработана на основе федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1897 от 17.12.2010; с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), - (Стандарты второго поколения) и авторской программой  Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. «Геометрия, 7—9 классы». (Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 94 с.)

 

 

Сургут, 2021г

Календарно-тематический план 9 В класс

п/п

Тема раздела.

Тема урока

Количество часов

Дата/ план

Дата/ факт

 

 

Повторение (4 часа)

1

 Четырёхугольники, их свойства и признаки

1

 

 

2

 Теорема Пифагора

1

 

 

3

 Центральные и вписанные углы

1

 

 

4

 Векторы

1

 

 

Метод координат (16 часов)

5

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

 

 

6

Координаты вектора

1

 

 

7

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

 

 

8

Простейшие задачи в координатах

1

 

 

9

Простейшие задачи в координатах

1

 

 

10

Простейшие задачи в координатах

1

 

 

11

Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат»

1

 

 

12

Анализ контрольной работы. Уравнение окружности

1

 

 

13

Уравнение прямой

1

 

 

14

Уравнение прямой

1

 

 

15

Симметрия в координатах

1

 

 

16

Симметрия в координатах

1

 

 

17

Решение задач. Самостоятельная работа № 1по теме «Метод координат»

1

 

 

18

Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой»

1

 

 

19

Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой»

1

 

 

20

Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения окружности и прямой»

1

 

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (26 часов)

21

Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс угла

1

 

 

22

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

1

 

 

23

Координаты точки

1

 

 

24

Теорема о площади треугольника

1

 

 

25

Теорема о площади треугольника

1

 

 

26

Теорема синусов

1

 

 

27

Теорема синусов

1

 

 

28

Теорема косинусов

1

 

 

29

Теорема косинусов. Самостоятельная работа № 2 по теме «Теоремы синусов и косинусов»

1

 

 

30

Теорема Стюарта, выражение медиан и биссектрис треугольника через его стороны

1

 

 

31

Теоремы о площади треугольника

1

 

 

32

Теоремы о площади треугольника

1

 

 

33

Решение треугольников

1

 

 

34

Решение треугольников. Самостоятельная работа № 3 по теме «Решение треугольников»

1

 

 

35

Решение треугольников

1

 

 

36

Измерительные работы

1

 

 

37

Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

 

 

38

Анализ контрольной работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

 

 

39

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

 

 

40

Скалярное произведение в координатах

1

 

 

41

Свойства скалярного произведения векторов

1

 

 

42

Свойства скалярного произведения векторов

1

 

 

43

Применение скалярного произведения при решении задач и доказательстве теорем

1

 

 

44

Применение скалярного произведения векторов при решении задач и доказательстве теорем

1

 

 

45

Применение скалярного произведения векторов при решении задач и доказательстве теорем

1

 

 

46

Контрольная работа № 4 по теме «Скалярное произведение векторов»

1

 

 

Длина окружности и площадь круга (18часов)

47

Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники

1

 

 

48

Правильные многоугольники

1

 

 

49

Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

 

 

50

Окружность, вписанная в правильный многоугольник

1

 

 

51

Окружность, вписанная в правильный многоугольник

1

 

 

52

Формулы площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

 

 

53

Формулы площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

 

 

54

Решение задач по теме «Формулы площади правильного многоугольника»

1

 

 

55

Построение правильных многоугольников

1

 

 

56

Длина окружности, дуги

1

 

 

57

Площадь круга

1

 

 

58

Площадь круга

1

 

 

59

Площадь кругового сектора

1

 

 

60

Площадь кругового сектора

1

 

 

61

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

 

 

62

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

 

 

63

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

 

 

64

Контрольная работа № 5 по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

 

 

Геометрические преобразования (17 часов)

65

Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя, понятие движения

1

 

 

66

Наложения и движения

1

 

 

67

Параллельный перенос

1

 

 

68

Параллельный перенос

1

 

 

69

Поворот

1

 

 

70

Поворот

1

 

 

71

Особая роль осевой симметрии. Виды движений

1

 

 

72

Особая роль осевой симметрии. Виды движений

1

 

 

73

Использование движений при решении задач

1

 

 

74

Использование движений при решении задач

1

 

 

75

Использование движений при решении задач. Самостоятельная работа № 4 по теме «Движения»

1

 

 

76

Центральное подобие и его свойства. Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем

1

 

 

77

Центральное подобие и его свойства. Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем

1

 

 

78

Центральное подобие и его свойства. Использование центрального подобия при решении задач и доказательстве теорем

1

 

 

79

Контрольная работа № 6 по теме «Геометрические преобразования» Аксиоматическое построение геометрии

1

 

 

80

Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии

1

 

 

81

Некоторые сведения о развитии геометрии

1

 

 

Начальные сведения из стереометрии (8 часов)

82

Предмет стереометрии. Многогранники

1

 

 

83

Призма. Параллелепипед

1

 

 

84

Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда

1

 

 

85

Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

1

 

 

86

Цилиндр

1

 

 

87

Конус

1

 

 

88

Сфера и шар

1

 

 

89

Решение задач по теме: «Тела и поверхности вращения»

1

 

 

Итоговое повторение (16 часов)

90

Треугольник. Площадь треугольника

1

 

 

91

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

 

 

92

Четырехугольники. Их виды

1

 

 

93

Площади четырехугольников

1

 

 

94

Подобие треугольников

1

 

 

95

Параллельность прямых. Признаки параллельности

1

 

 

96

Окружность, длина окружности, площадь круга

1

 

 

97

Вписанные и описанные окружности

1

 

 

98

Итоговая контрольная работа № 7

1

 

 

99

Анализ контрольной работы. Решение задач. Анализ геометрических высказываний

1

 

 

100

Решение задач. Практико-ориентированные задачи

1

 

 

101

Решение задач. Практико-ориентированные задачи

1

 

 

102

Решение задач. Практико-ориентированные задачи. Промежуточная аттестация

1

 

 

103

Решение задач по теме «Треугольники»

1

 

 

104

Решение задач по теме «Окружность и круг»

1

 

 

105

Решение задач по теме «Четырёхугольники»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru