Рабочая программа «Геометрия» 8 класс
№ Раздел программы стр.
1 Пояснительная записка............................................................................................................... 1
2 Планируемые результаты изучения учебного предмета......................................................... 2
3 Содержание учебного предмета................................................................................................. 5
4 Тематическое планирование...................................................................................................... 6
Рабочая программа для 8 класса по предмету «Геометрия» составлена на основании:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с внесёнными изменениями.
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемого к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 с внесёнными изменениями.
4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново.
5. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / (составитель Т.А. Бурмистрова). – 2-е изд., доработанное. – М. : Просвещение, 2014. – 95 с.
6. Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново.
7. Учебного плана школы. Учебник:
1. Геометрия. 7 – 9 классы : учебник для общеобразовательных организаций / (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.). – 5-е издание. – М. : Просвещение, 2015 – 383 с.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану школы на изучение предмета отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Расхождений в распределении учебных часов по темам авторской и рабочей программ нет.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• сформированность интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. Метапредметные:
• умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии), делать выводы;
• развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
• умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные:
• владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
• систематические знания о фигурах и их свойствах;
• практически значимые геометрические умения и навыки, их применение к решению геометрических и негеометрических задач, предполагающее умения: изображать фигуры на плоскости; использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; распознавать и изображать равные фигуры; выполнять построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки; читать и использовать информацию, представленную на чертежах и схемах; проводить практические расчёты.
В результате изучения курса геометрии 8-го класса ученик научиться/получит возможность научиться:
1. Геометрические фигуры.
Ученик научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Ученик получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом
геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
2. Измерения и вычисления.
Ученик научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять длины линейных элементов фигур используя формулы площадей фигур;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;
• применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;
• решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Ученик получит возможность:
• оперировать представлениями о площади как величине.
• применять теорему Пифагора, формулы площади при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул площади, вычислять характеристики комбинаций фигур (многоугольников), вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
• формулировать задачи на вычисление длин, площадей и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• проводить вычисления на местности;
• применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
3. Геометрические построения.
Ученик научится:
• изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Ученик получит возможность:
• изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
• свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
• изображать типовые плоские фигуры с помощью простейших компьютерных инструментов.
4. Геометрические преобразования.
Ученик научится:
• строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• распознавать движение объектов в окружающем мире;
• распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
Ученик получит возможность:
• оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
• строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
• применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.
5. История математики.
Ученик научится:
• описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
• знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
• понимать роль математики в развитии России.
Ученик получит возможность:
• характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
• понимать роль математики в развитии России.
6. Методы математики.
Ученик научится:
• выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
• приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Ученик получит возможность:
• используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
• выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
• использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
• применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
1. Четырёхугольники. (14 часов).
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральная симметрия.
2. Площадь. (14 часов).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
3. Подобные треугольники. (19 часов).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность. (17 часов).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойства и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Номер урока |
Номер пункта |
Название темы |
Дата |
Примечания |
Глава V. Четырёхугольники |
14 ч |
|
||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы много угольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке |
||||
§ 1. Многоугольники |
2 ч |
|
||
1. |
40, 41 |
Многоугольник. Выпуклый многоугольник |
|
|
2. |
42 |
Четырёхугольник |
|
|
§ 2. Параллелограмм и трапеция |
6 ч |
|
||
3. |
43 |
Параллелограмм |
|
|
4. |
44 |
Признаки параллелограмма |
|
|
5. |
|
Решение задач по теме «Параллелограмм» |
|
|
6. |
45 |
Трапеция |
|
|
7. |
45 |
Теорема Фалеса |
|
|
8. |
|
Решение задач на построение |
|
|
§ 3. Прямоугольника, ромб, квадрат |
5 ч |
|
||
9. |
46 |
Прямоугольник |
|
|
10. |
47 |
Ромб и квадрат |
|
|
11. |
|
Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб, квадрат» |
|
|
12. |
48 |
Осевая и центральная симметрии |
|
|
13. |
|
Решение задач по теме «Четырёхугольники» |
|
|
14. |
|
Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники» |
|
|
Глава VI. Площадь |
14 ч |
|
||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Объяснять, как производится измерение площадей много угольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора |
||||
§ 1. Площадь многоугольника |
2 ч |
|
||
15. |
49 |
Понятие площади многоугольника |
|
|
16. |
51 |
Площадь прямоугольника |
|
|
§ 2. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции |
6 ч |
|
||
17. |
52 |
Площадь параллелограмма |
|
|
18. |
53 |
Площадь треугольника |
|
|
19. |
53 |
Площадь треугольника |
|
|
20. |
54 |
Площадь трапеции |
|
|
21. |
|
Решение задач по теме «Площадь |
|
|
Номер урока |
Номер пункта |
Название темы |
Дата |
Примечания |
|
|
параллелограмма, треугольника, трапеции» |
|
|
22. |
|
Решение задач по теме «Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции» |
|
|
§ 3. Теорема Пифагора |
3 ч |
|
||
23. |
55 |
Теорема Пифагора |
|
|
24. |
56 |
Теорема обратная теореме Пифагора |
|
|
25. |
57 |
Формула Герона |
|
|
Решение задач |
2 ч |
|
||
26. |
|
Решение задач по теме «Площадь» |
|
|
27. |
|
Решение задач по теме «Площадь» |
|
|
28. |
|
Контрольная работа № 2 по теме «Площадь» |
|
|
Глава VII. Подобные треугольники |
19 ч |
|
||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы |
||||
§ 1. Определение подобных треугольников |
2 ч |
|
||
29. |
58 |
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников |
|
|
30. |
59 |
Отношение площадей подобных треугольников |
|
|
§ 2. Признаки подобия треугольников |
5 ч |
|
||
31. |
61 |
Первый признак подобия треугольников |
|
|
32. |
|
Решение задач на применение первого признака подобия треугольников |
|
|
33. |
62, 63 |
Второй и третий признаки подобия треугольников |
|
|
34. |
|
Решение задач на применение признаков подобия треугольников |
|
|
35. |
|
Решение задач по теме «Подобные треугольники» |
|
|
36. |
|
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» |
|
|
§ 3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач |
7 ч |
|
||
37. |
64 |
Средняя линия треугольника |
|
|
38. |
64 |
Свойство медиан треугольника |
|
|
39. |
65 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
|
|
40. |
65 |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
|
|
41. |
66 |
Практические приложения подобия треугольников |
|
|
42. |
66 |
Практические приложения подобия треугольников |
|
|
43. |
67 |
О подобии произвольных фигур |
|
|
§ 4. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного |
3 ч |
|
Номер урока |
Номер пункта |
Название темы |
Дата |
Примечания |
|
треугольника |
|
|
|||
44. |
68 |
Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике |
|
|
|
45. |
69 |
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60° |
|
|
|
46. |
|
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» |
|
|
|
47. |
|
Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники» |
|
|
|
Глава VIII. Окружность |
19 ч |
|
|||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных де |
йствий): |
||||
Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определен |
ие касательной к |
||||
окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признак |
е касательной, об |
||||
отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального |
угла и градусной |
||||
меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о прои |
зведении отрезков |
||||
пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечат |
ельными точками |
||||
треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольн |
ика; о серединном |
||||
перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикул |
яров к сторонам |
||||
треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружно |
стей, вписанной в |
||||
многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теорем |
ы: об окружности, |
||||
вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве с |
торон описанного |
||||
четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи |
на вычисление, |
||||
доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными |
треугольниками и |
||||
четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружност компьютерных программ |
ью, с |
помощью |
|||
§ 1. Касательная к окружности |
3 ч |
|
|
||
48. |
70 |
Взаимное расположение прямой и окружности |
|
|
|
49. |
71 |
Касательная к окружности |
|
|
|
50. |
|
Решение задач по теме «Касательная к окружности» |
|
|
|
§ 2. Центральные и вписанные углы |
4 ч |
|
|
||
51. |
72 |
Градусная мера дуги окружности |
|
|
|
52. |
73 |
Теоремы о вписанном угле |
|
|
|
53. |
73 |
Теорема об отрезках пересекающихся хорд |
|
|
|
54. |
|
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» |
|
|
|
§ 3. Четыре замечательные точки треугольника |
3 ч |
|
|
||
55. |
74 |
Свойства биссектрисы угла |
|
|
|
56. |
75 |
Свойства серединного перпендикуляра к отрезку |
|
|
|
57. |
76 |
Теорема о пересечении высот треугольника |
|
|
|
§ 4. Вписанная и описанная окружности |
4 ч |
|
|
||
58. |
77 |
Вписанная окружность |
|
|
|
59. |
77 |
Свойства описанного четырехугольника |
|
|
|
60. |
78 |
Описанная окружность |
|
|
|
61. |
78 |
Свойства вписанного четырехугольника |
|
|
|
Решение задач |
2 ч |
|
|
||
62. |
|
Решение задач по теме «Окружность» |
|
|
|
63. |
|
Решение задач по теме «Окружность» |
|
|
|
64. |
|
Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» |
|
|
|
Повторение. Решение задач |
4 ч |
|
|
||
Номер урока |
Номер пункта |
Название темы |
Дата |
Примечания |
|
65. |
|
Четырёхугольники |
|
|
|
66. |
|
Площадь |
|
|
|
67. |
|
Подобные треугольники |
|
|
|
68. |
|
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации № 6 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.