Филиал МОУ «Новомичуринская СОШ №2»
«Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математических наук Протокол № 1 от « 26 » августа 2021 г. Руководитель ШМО
____________ Вялова Н.М. |
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета Протокол №1 от «30» августа 2021 г. |
Утверждаю Директор МОУ «Новомичуринская СОШ №2» Приказ № 133 от «31 » августа 2021 г.
____________ Климакина В.Н. |
Рабочая
программа
по геометрии для 8 класса
по
учебнику «Геометрия. 8 класс»
(Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.-М.: Вентана-Граф, 2020.)
Количество часов: в год 68 часов (2 часа в неделю).
Учителя математики и информатики
высшей квалификационной категории
Кудиновой Людмилы Геннадьевны
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника по геометрии для 9 класса А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Вентана-Граф).
На изучение геометрии отводится 2 ч в неделю, 68 часов в год. Уровень обучения – базовый.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметныхумений, так иуниверсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностные результаты, с учетом рабочей программы воспитания:
1.Гражданского воспитания
-формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
2.Патриотического воспитания
-ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения математической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3.Духовно-нравственного воспитания
-представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,
-стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия
-осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия
вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
6.Трудового воспитания
-коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
7.Экологического воспитания
-экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
-способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
-экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
8.Ценностей научного познания
-мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
-познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
-познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
· сличать способ и результат своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;
· проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
· выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
Познавательные УУД:
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и системно - деятельностного обучения.
Предметные:
Геометрические фигуры
Ученик научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• классифицировать геометрические фигуры;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (подобие);
• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• доказывать теоремы;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических
величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Данная рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.
1.Повторение курса 7 класса. (3 часов) Треугольник, виды треугольников, признаки равенстватреугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
2.Четырехугольники (23часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции. Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.
3.Подобие треугольников.(12часов) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов)Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.
6.Повторение курса 8 класса.(3часа)Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.
Резерв (2 часа)
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
· пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
· распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
· изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
· проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
· каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
· существо понятия алгоритма;
· распознавать и строить четырёхугольники и их элементы, определять виды четырехугольников, применять их свойства;
· распознавать, строить и находить среднюю линию треугольника, среднюю линию трапеции;
· распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
· строить вписанную в четырехугольник окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
· оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
· применять теорему Пифагора; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике;
· формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций основных углов;
· распознавать многоугольники, равновеликие многоугольники, понятие площади многоугольника;
· находить площади четырехугольников различных видов, различных треугольников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· описания реальных ситуаций на языке геометрии;
· решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
· построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
· для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
· для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
· интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
· исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Раздел III. Учебно-тематическое планирование по темам и разделам с учётом рабочей программы воспитания
№ раздела |
Название темы |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся (УУД) |
Основные направления воспитательной деятельности* |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
Кол-во контрольных работ |
1 |
Четырехугольники |
22 |
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; составлять план и последовательность действий; предвосхищать временные характеристики достижения результата; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; Познавательные: проводить сравнение , сериацию и классификацию по заданным критериям; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; : уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; владеть общим приемом решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Коммуникативные: контролировать действия партнера; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;выражать в речи свои мысли и действия;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.
|
1,3,5,8 |
Предметная олимпиада. Интеллектуальные Интернет-конкурсы. Урок-проект. Урок – викторина. Урок «Геометрия в нашей жизни». Урок математической грамотности.
|
2 |
2 |
Подобие треугольников |
16 |
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; удерживать цель деятельности до получения результата; формиро-вать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий; определять последовательности проме-жуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий; корректировать деятельность; вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; планировать решение учебной задачи. Познавательные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера; уметь выслушивать мнения одноклассников, не перебивая; принимать коллективные решения; выражать в речи свои мысли и действия.; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения(если оно таково) и корректировать его,регулировать собственную деятельность посредством письменной речи; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.
|
2,5,6,8 |
Пятиминутки на уроках: Статистика и ЗОЖ Интеллектуальные интернет – конкурсы. Урок-проект. День науки. |
1 |
3 |
Решение прямоугольных треугольников |
14 |
Регулятивные: учитывать правило в планировании к контроле способа решения; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть общим приемом решения задач; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
|
3,5,6,7 |
Урок-презентация «Великие математики». Интеллектуальные интернет – конкурсы на сайте Яндекс- класс. Урок - изобретательства «Технологические карты к урокам по теме. Урок-проект.
|
2 |
4 |
Многоугольники. Площадь многоугольника |
10 |
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий; сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона; формировать целевые установки учебной деятельности , выстраивать алгоритм действий. Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; проводить сравнение , сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задач; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;контролировать действия партнера; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устанавливать рабочие отношения ; описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли. |
3,5,6,8 |
Урок-исследование. Урок-проект. Геометрические путешествия. Уроки изобретательства «Технологические карты к уроку по теме»
|
1 |
5 |
Повторение и систематизация учебного материала |
8 |
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса. |
1, 6, 5, 8 |
Урок-проект. Урок-интеллектуальная игра |
1 |
ИТОГО |
68 |
|
|
|
7 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Повторение курса 7 класса (3ч)
|
|
||
1 |
Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников |
1ч |
|
2 |
Параллельные прямые. Признаки и свойства |
1ч |
|
3 |
Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства. |
1ч |
|
Четырёхугольники (23ч) |
|
||
4 |
Четырёхугольник и его элементы. |
1ч |
|
5-6 |
Параллелограмм. Свойства параллелограмма |
2ч |
|
7-8 |
Признаки параллелограмма |
2ч |
|
9 |
Прямоугольник. Свойства прямоугольника |
1ч |
|
10 |
Признаки прямоугольника |
1ч |
|
11 |
Ромб. Свойства ромба |
1ч |
|
12 |
Признаки ромба |
1ч |
|
13 |
Квадрат |
1ч |
|
14 |
Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" |
1ч |
|
15 |
Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника |
1ч |
|
16 |
Средняя линия треугольника |
1ч |
|
17-18 |
Трапеция. Виды трапеции |
2ч |
|
19 |
Средняя линия трапеции |
1ч |
|
20 |
Решение задач по теме: «Трапеция» |
1ч |
|
21-22 |
Центральные и вписанные углы. Их свойства |
2ч |
|
23 |
Описанная окружность четырехугольника. |
1ч |
|
24 |
Вписанная окружность четырехугольника |
1ч |
|
25 |
Признак принадлежности четырёх точек одной окружности |
1ч |
|
26 |
Контрольная работа №2 на тему«Вписанная и описанная окружности. Трапеция.» |
1ч |
|
Подобие треугольников (12ч)
|
|
||
27 |
Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса |
1ч |
|
28-29 |
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках |
2ч |
|
30 |
Подобные треугольники |
1ч |
|
31 |
Первый признак подобия треугольников |
1ч |
|
32 |
Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей |
1ч |
|
33 |
Теорема Менелая, теорема Птолемея |
1ч |
|
34 |
Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» |
1ч |
|
35 |
Второй признак подобия треугольников |
1ч |
|
36 |
Третий признак подобия треугольников |
1ч |
|
37 |
Повторение и систематизация учебного материала |
1ч |
|
38 |
Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников» |
1ч |
|
Решение прямоугольных треугольников(15ч)
|
|
||
39 |
Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике |
1ч |
|
40-41 |
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике |
2ч |
|
42-43 |
Теорема Пифагора |
2ч |
|
44 |
Повторение и систематизация учебного материала |
1ч |
|
45 |
Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» |
1ч |
|
46 |
Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника |
1ч |
|
47 |
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника |
1ч |
|
48 |
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. |
1ч |
|
49-51 |
Решение прямоугольных треугольников |
3ч |
|
52 |
Повторение и систематизация учебного материала |
1ч |
|
53 |
Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» |
1ч |
|
Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч)
|
|
||
54 |
Анализ контрольной работы. Многоугольники. Сумма углов многоугольника. |
1ч |
|
55 |
Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. |
1ч |
|
56-57 |
Площадь параллелограмма |
2ч |
|
58-60 |
Площадь треугольника |
3ч |
|
61-63 |
Площадь трапеции |
3ч |
|
64 |
Повторение и систематизация учебного материала |
1ч |
|
65 |
Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» |
1ч |
|
Повторение курса 8 класса (3ч)
|
|
||
66 |
Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки |
1ч |
|
67 |
Подобные треугольники. |
1ч |
|
68 |
Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников |
1ч |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.