Рабочая программа по геометрии с учётом программы воспитания на 2021-2022 учебный год. 8 класс. Учебник Мерзляк А.Г. и др.

  • doc
  • 06.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП-Геометрия 8 класс-2 часа Мерзляк.doc

Филиал МОУ «Новомичуринская СОШ №2»

«Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

 

Программа рассмотрена на

заседании школьного методического объединения учителей естественно-математических наук

Протокол №  1

от « 26 » августа 2021 г.

Руководитель ШМО

 

____________ Вялова Н.М.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

Протокол №1

от «30» августа 2021 г.

Утверждаю

Директор МОУ

«Новомичуринская СОШ №2»

Приказ № 133

от «31 » августа 2021 г.

 

____________ Климакина В.Н.

 

Рабочая программа
по геометрии для 8 класса
 
по учебнику «Геометрия. 8 класс»

(Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.-М.: Вентана-Граф, 2020.)

Количество часов: в год 68 часов (2 часа в неделю).

 

                                                                                                                                          Учителя математики и информатики

  высшей квалификационной категории

Кудиновой Людмилы Геннадьевны

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника по геометрии для 9 класса А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Вентана-Граф).

На изучение геометрии отводится 2 ч в неделю,  68 часов в год. Уровень обучения – базовый.

 

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметныхумений, так иуниверсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

 

Личностные результаты, с учетом рабочей программы воспитания:

1.Гражданского воспитания

-формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

2.Патриотического воспитания

-ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения математической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

3.Духовно-нравственного воспитания

-представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,

-стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

5.Физического   воспитания,    формирования    культуры    здоровья    и

эмоционального благополучия

-осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия

вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

6.Трудового воспитания

-коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

7.Экологического воспитания

-экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

-способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;

-экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике

8.Ценностей научного познания

-мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;

-познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

-познавательной  и   информационной культуры,          в том   числе  навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса  к обучению и познанию, любознательности,  готовности            и способности к самообразованию,           исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

·        сличать способ и результат  своих действий с заданным алгоритмом, обнаруживать отклонения и отличия от него;

·        проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

·        выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • оценивать достигнутый результат;
  • принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение планировать и осуществлять  деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Познавательные УУД:

  • строить логические цепи рассуждений;
  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  • сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов;
  • осуществлятьвыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выделять и формулировать проблему;
  • умение понимать и использовать математические средства  наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • давать определение понятиям;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • представлять информацию в понятной форме;
  • устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование личностно-ориентированного и  системно - деятельностного обучения.

 

Предметные:

Геометрические фигуры

Ученик научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• классифицировать геометрические фигуры;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (подобие);

• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

• доказывать теоремы;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы площадей фигур;

• решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических

величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

 

 

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

           

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета

 

Данная рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.

1.Повторение  курса 7 класса. (3 часов) Треугольник,  виды треугольников, признаки равенстватреугольников. Параллельные прямые.  Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

2.Четырехугольники (23часа). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции.  Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

3.Подобие треугольников.(12часов) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.

4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов)Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.

5.Многоугольники. Площадь многоугольника.(12 часов) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.

6.Повторение курса 8 класса.(3часа)Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.

Резерв (2 часа)

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

·        пользоваться геометрическим языком  для описания предметов  окружающего  мира;

·        распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

·        изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

·        проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

·        каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

·        существо понятия алгоритма;

·        распознавать и строить четырёхугольники и их элементы,  определять виды  четырехугольников, применять  их свойства;

·        распознавать, строить и  находить среднюю  линию  треугольника, среднюю  линию  трапеции;

·        распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства

·        строить вписанную в четырехугольник  окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;

·        оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;

·        применять теорему  Пифагора;  метрические  соотношения в прямоугольном треугольнике;

·        формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций  основных углов;

·        распознавать многоугольники, равновеликие  многоугольники, понятие площади многоугольника;

·        находить площади четырехугольников  различных видов, различных треугольников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        описания реальных ситуаций на языке геометрии;

·        решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

·        построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

·        для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);

·        для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых

·        интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

·        исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Учебно-тематическое планирование по темам и разделам с учётом рабочей программы воспитания

 

№ раздела

Название темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности*

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Кол-во контрольных работ

1

Четырехугольники

22

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; составлять план и последовательность действий; предвосхищать временные характеристики достижения результата; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Познавательные: проводить сравнение , сериацию и классификацию по заданным критериям; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; : уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; владеть общим приемом решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные: контролировать действия партнера;

поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;выражать в речи свои мысли и действия;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.

 

1,3,5,8

Предметная олимпиада.

Интеллектуальные Интернет-конкурсы.

Урок-проект.

Урок – викторина.

Урок «Геометрия в нашей жизни».

Урок математической грамотности.

 

2

2

Подобие треугольников

16

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; удерживать цель деятельности до получения результата; формиро-вать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий; определять последовательности проме-жуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий; корректировать деятельность; вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; планировать решение учебной задачи.

Познавательные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнера; уметь выслушивать мнения одноклассников, не перебивая; принимать коллективные решения; выражать в речи свои мысли и действия.;

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения(если оно таково) и корректировать его,регулировать собственную деятельность посредством письменной речи; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

 

2,5,6,8

Пятиминутки на уроках: Статистика и ЗОЖ Интеллектуальные

интернет – конкурсы.

Урок-проект.

День науки.

1

3

Решение прямоугольных треугольников

14

Регулятивные: учитывать правило в планировании к контроле способа решения; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть общим приемом решения задач; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

3,5,6,7

Урок-презентация «Великие математики».

Интеллектуальные интернет – конкурсы на сайте Яндекс- класс.

Урок - изобретательства «Технологические карты к урокам по теме.

Урок-проект.

 

2

4

Многоугольники. Площадь многоугольника

10

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий; сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения и отличия от эталона; формировать целевые установки учебной деятельности , выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; проводить сравнение , сериацию и классификацию по заданным критериям;

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задач; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;контролировать действия партнера; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устанавливать рабочие отношения ; описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.

3,5,6,8

Урок-исследование.

Урок-проект.

Геометрические путешествия.

Уроки изобретательства «Технологические карты к уроку по теме»

 

1

5

Повторение и систематизация учебного материала

8

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

1, 6, 5, 8

Урок-проект.

Урок-интеллектуальная игра

1

ИТОГО

68

 

 

 

7

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Повторение курса 7 класса (3ч)

 

 

1

Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства  треугольников

 

2

Параллельные прямые. Признаки и свойства

 

3

Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

 

Четырёхугольники (23ч)

 

4

Четырёхугольник и его элементы.

 

5-6

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

 

7-8

Признаки параллелограмма

 

9

Прямоугольник. Свойства прямоугольника

 

10

Признаки прямоугольника

 

11

Ромб. Свойства ромба

 

12

Признаки ромба

 

13

Квадрат

 

14

Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма"

 

15

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника

 

16

Средняя линия треугольника

 

17-18

Трапеция. Виды трапеции

 

19

Средняя линия трапеции

 

20

Решение задач по теме: «Трапеция»

 

21-22

Центральные и вписанные углы. Их свойства

 

23

Описанная окружность четырехугольника.

 

24

Вписанная окружность четырехугольника

 

25

Признак принадлежности четырёх точек одной окружности

 

26

Контрольная работа №2 на тему«Вписанная и описанная окружности. Трапеция.»

 

Подобие треугольников (12ч)

 

 

27

Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса

 

28-29

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

 

30

Подобные треугольники

 

31

Первый признак  подобия треугольников

 

32

Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей

 

33

Теорема Менелая, теорема Птолемея

 

34

Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников»

 

35

Второй признак  подобия треугольников

 

36

Третий признак  подобия треугольников

 

37

Повторение и систематизация учебного материала

 

38

Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников»

 

Решение прямоугольных треугольников(15ч)

 

 

39

Анализ контрольной работы. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

 

40-41

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

 

42-43

Теорема Пифагора

 

44

Повторение и систематизация учебного материала

 

45

Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»

 

46

Анализ контрольной работы. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

 

47

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

 

48

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

 

49-51

Решение прямоугольных треугольников

 

52

Повторение и систематизация учебного материала

 

53

Контрольная работа №5 по теме: «Решение  прямоугольных треугольников»

 

Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч)

 

 

54

Анализ контрольной работы. Многоугольники. Сумма углов  многоугольника.

 

55

Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника.

 

56-57

Площадь параллелограмма

 

58-60

Площадь треугольника

 

61-63

Площадь трапеции

 

64

Повторение и систематизация учебного материала

 

65

Контрольная работа №6  по теме:

 «Площади четырехугольников»

 

Повторение  курса 8 класса (3ч)

 

 

66

Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки

 

67

Подобные треугольники.

 

68

Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников

 

 


Скачано с www.znanio.ru