Рабочая программа по химии. 9 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по химии. 9 класс

Оценка 4.6
docx
19.11.2020
Рабочая программа по химии. 9 класс
РП по химии. 9 класс.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

 

 

 

Согласовано.

Зам. директора по УВР: ___________ Кузнецова Е.А.

Утверждено.

Директор школы: ___________ Тумаева О.В.

Приказ № ___ от «____» ___________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО   ХИМИИ

 

9 класс 

 

 

Составитель:

  Пузырева Н.И.,

учитель  химии

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Волочаевка, 2020 год

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету химия на 2020 – 2021 учебный год для 9 класса разработана на основе:

1.     Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2.     Приказа  Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.     Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;

4.     Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5.     Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

6.     Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

7.     Приказа  Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»

8.     Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

9.     Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;

10. Федерального перечня учебников, с учётом примерной программы  по химии  (Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения)) с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;

11. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2020 – 2021 учебный год;

 

12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ  с. Волочаевка.

13. Авторской программы для общеобразовательных учреждений  9 классов по химии под редакцией О.С. Габриеляна, – М.: Дрофа, 2008 .

14.  ПостановлениЯ Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).

15.  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные  общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

16. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.

17. Письма Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»

18.  Письма Минпросвещения  РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

19. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».

20.  Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Цель изучения курса химии: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе  изучения курса, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

Задачи:

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    - развитие у обучающихся  интереса к химии как науке;

   

Особенности класса – общеобразовательный

Сроки реализации программы – один учебный год.

Отличительных особенностей по сравнению с  авторской   программой нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Содержание программы носит развивающий характер. При проведении уроков используются  беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, лекции, деловые игры.

  В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и не металлов, далее подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. В курсе раскрываются свойства отдельных  важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров. В курсе предусмотрены темы-модули «Химия и сельское хозяйство». В начале курса и перед каждой лабораторной и практической работой обязателен инструктаж по технике безопасности.

       В соответствии с Федеральным Государственным  образовательным стандартом  основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и постав­ленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Предлагаемое пособие по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

·        «вещество» — знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;

·         «химическая реакция» — знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;

·         «применение веществ» — знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;

·         «язык химии» — оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, т.е. их названия (в том числе и тривиальные),   владение химической символикой (химическими формулами и уравнениями),  а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

 Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены,  в программе содержание представлено не по линиям, а по разделам. 

 Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

 Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности. По своему усмотрению, а также исходя, из возможностей школьного кабинета химии, учитель может изменить и структуру представленного в программе практикума, например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций.

  Это возможно при небольшой наполняемости классов в сельских школах, особенно малокомплектных.

 

 

 

 

 

 

3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Химия» изучается с 8 по 9 класс. Учебный предмет  «Химия» для 9 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».

Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 9 класса составляет  34 недели. В учебном плане на предмет химии в  9 классе отведено 2 часа в неделю. Итого 68 часов. Из них:

ü лабораторных работ – 16;

ü практических работ – 4;

ü контрольно-обобщающих уроков – 7;

ü контрольных работ – 3;

ü резерв – 3.

Итого на изучение нового материала – 35 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Учебно-методический комплекс:

 

1.     Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2011.

2.      Авторская программа для общеобразовательных учреждений  9 классов по химии под редакцией О.С. Габриеляна, – М.: Дрофа, 2008 .

 

 

Дополнительная литература:

        1.   Габриелян, О. С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс: методическое пособие / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2002-2003г.

        2.  Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы [Текст] / О. С. Габриелян и др. - М.: Дрофа, 2015г.

        3.  Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна [Текст] / О. Z. Габриелян, А. В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2012г.

       4.  Некрасова, Л. И. Химия. 9 класс: карточки заданий к учебнику О. С. Габриеляна [Текст] / 1. И. Некрасова. - Саратов: Лицей.

       5.  Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.

       6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г.

 

 

 

Единые образовательные ресурсы с  сайта  www. school-coolection.edu.ru

 (единой коллекции образовательных ресурсов).

 

 

   Электронные пособия по предмету:

Химия (8-11класс) Виртуальная лаборатория (электронное учебное издание)

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс. Диск 1, 2, 3.

Химия для всех –XXI.  Решение задач. Самоучитель

 Открытая химия (полный интерактивный курс химии)

 

Интернет ресурсы:  

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА  ХИМИИ

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

·        в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;

·        формирование ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

·        в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

·        в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

·        формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

·                умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности;

·        умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·        умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и симво­лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты.

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

К концу учебного года выпускник  научится:

·         описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

·         характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

·        изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

·         вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

·         сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

·          давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

К концу учебного года выпускник  получит возможность научиться:

·        грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

·         понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

·         развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

К концу учебного года выпускник  научится:

·        классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

·         раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

·         характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

·         различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

·         выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

К концу учебного года выпускник  получит возможность научиться:

·         осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

·        применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

·         развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций

К концу учебного года выпускник  научится:

·         называть признаки и условия протекания химических реакций;

·        устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

·         составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

·         составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

К концу учебного года выпускник  получит возможность научиться:

·        составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

·        прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ

К концу учебного года выпускник  научится:

·         определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

·         составлять формулы веществ по их названиям;

·         называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

·         называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

·         определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

·         проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

К концу учебного года выпускник  получит возможность научиться:

·         прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

·         выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  СОДЕРЖАНИЕ

9 класс

Повторение основных вопросов курса 8 класса. 4 часа

Периодический  закон  и  Периодическая  система химических элементов  Д. И. Менделеева  

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

1.     Различные формы таблицы Д. И.Менделеева.

2.     Модели атомов элементов 1-го периодов.

3.     Модель строения земного шара (поперечный разрез).

4.     Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

5.     Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

6.     Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

7.     Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ.

8.     Гомогенный и гетерогенный катализы.

9.     Ферментативный катализ.

10. Ингибирование.

Лабораторные опыты

1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева.

3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).

 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих    веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

7. Моделирование «кипящего слоя».

8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.

9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.

10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.

11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

 Тема 1. Металлы. 17 часов

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.

Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая  характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов —оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая  характеристика элементов  главной  подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

1.     Образцы щелочных и щелочноземельных металлов.

2.     Образцы сплавов.

3.     Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.

4.     Взаимодействие натрия и магния с кислородом.

5.     Взаимодействие металлов с неметаллами.

6.     Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты

12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.

13. Ознакомление с рудами железа.

14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.

15. Взаимодействие кальция с водой.

16. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.

17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.

18. Взаимодействие железа с соляной кислотой.

19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

 Практическая работа № 1. «Получение и свойства соединений металлов».

Тема 2. Неметаллы. 24 часа  

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева,

особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

1.     Образцы галогенов — простых веществ.

2.     Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием.

3.     Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

4.     Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

5.     Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

6.     Поглощение углем растворенных веществ или газов.

7.     Восстановление меди из ее оксида углем.

8.     Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.

9.     Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.

10. Образцы стекла, керамики, цемента.

 Лабораторные опыты.

20. Получение и распознавание водорода.

21. Исследование поверхностного натяжения воды.

22. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.

23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).

24. Изготовление гипсового отпечатка.

25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.

26. Ознакомление с составом минеральной воды.

27. Качественная реакция на галогенид-ионы.

28. Получение и распознавание кислорода.

 29. Горение серы на воздухе и в кислороде.

30. Свойства разбавленной серной кислоты.

 31. Изучение свойств аммиака.

32. Распознавание солей аммония.

33. Свойства разбавленной азотной кислоты.

34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде.

36. Распознавание фосфатов.

 37. Горение угля в кислороде.

38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.

39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

 40. Разложение гидрокарбоната натрия.

 41. Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств.

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»»

Практическая работа № 3  Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

Практическая работа № 4 «Получение, собирание и распознавание газов». 

Тема 3. Органические вещества. 14 часов

Предмет органической химии. Предельные углеводороды (метан, этан).

Непредельные углеводороды (этилен).

Представление о полимерах на примере полиэтилена.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Спирты.

Карбоновые кислоты.

Биологически важные вещества: жиры, аминокислоты, белки, углеводы.

Демонстрации.

1.     Модели  молекул органических соединений.

2.     Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

3.     Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

4.     Образцы различных изделий из полиэтилена.

5.     Коллекция «Нефть и продукты её переработки».

6.     Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты.

7.     Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

8.     Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты.

1.     Изготовление моделей молекул метана и этана.

2.     Свойства глицерина.

3.     Взаимодействие крахмала с йодом.

        Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

6 часов

 

Резервное  время.  3 ч. (возможное использование: проектная деятельность)

 

7.     ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

№п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Пр.р.

К.р.

 

9класс

 

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса

 

4

 

 

2.

Металлы

 

17

1

1

3.

Неметаллы

 

24   

3

1

4.

Органические  соединения

 

14

 

1

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

 

6

 

1

6.

Резервное время

 

3

 

 

 

                                                                                                             Итого:

 

68

 

4

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.1.           ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

 

Тема урока

 

Кол-во часов

 

 

Форма обучения

 

ПОВТОРЕНИЕ  ОСНОВНЫХ  ВОПРОСОВ  КУРСА  8  КЛАССА. 4 ЧАСА

 

1 – 2.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.

2

 

3 - 4

Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4

2

 

 

ТЕМА  1.  МЕТАЛЛЫ. 17  ЧАСОВ.

 

5.

Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов и физические свойства. Л. Образцы различных металлов

1

 

6 – 7.

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Д. Взаимодействие металлов с неметаллами. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

2

 

8 – 9.

Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы. Д. Образцы сплавов

2

 

10 – 11.

Щелочные металлы и их соединения. Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие Na, Li с H2o; Na с O2. Л. Ознакомление с образцами природных соединений Na

2

 

12 – 13.

Щелочноземельные металлы и их соединения. Соединения кальция. Д.Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция

2

 

14 – 15.

Алюминий и его соединения. Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия

2

 

16 – 17.

Железо и его соединения. Д. Получение гидроксидов железа (II) u (III). Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа

2

 

18.

Практическая работа № 1. Получение и свойства соединений металлов.

1

 

19.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

1

 

20.

Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»

1

 

21.

Анализ контрольной работы

1

 

 

ТЕМА  2.  НЕМЕТАЛЛЫ.  24  ЧАСА.

 

22.

Общая характеристика неметаллов. Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях

1

 

23.

Водород, его физические и химические свойства

1

 

24.

Общая характеристика галогенов. Д. Образцы галогенов – простых веществ.

1

 

25.

Соединения галогенов. Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. Качественная реакция на хлорид-ионы

1

 

26.

Кислород, его физические и химические свойства. Д. Горение серы и железа в кислороде.  Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода.  Собирание и распознавание кислорода

1

 

27.

Сера, её физические и химические свойства. Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щелочью.

1

 

28.

Серная кислота и её соли. Д. Образцы важнейших ля народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ионы.

1

 

29.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1

 

30.

Азот, его физические и химические свойства

1

 

31.

Аммиак и его свойства. Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом.

1

 

32.

Соли аммония. Л. Распознавание солей аммония

1

 

33.

Оксиды азота (II) u (IV)

1

 

34.

Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты

1

 

35.

Фосфор, его физические и химические свойства. Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного

1

 

36.

Оксид фосфора (V)ортофосфорная кислота и её соли. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов

1

 

37.

Углерод, его физические и химические свойства. Д. Образцы природных соединений углерода

1

 

38.

Оксиды углерода. Д. Получение углекислого газа и его распознавание

1

 

39.

Угольная кислота и её соли. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ионы.

1

 

40.

Кремний и его соединения. Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности

1

 

41.

Практическая работа № 3 .Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода»

1

 

42.

Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.

1

 

43.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

1

 

44.

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»

1

 

45.

Анализ контрольной работы

1

 

 

ТЕМА  3.  ОРГАНИЧЕСКИЕ  СОЕДИНЕНИЯ.  14  ЧАСОВ.

 

46.

Предмет органической химии. Д. Модели молекул органических соединений

1

 

47.

Предельные углеводороды (метан, этан). Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана

1

 

48.

Непредельные углеводороды (этилен). Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия

1

 

49.

Представления о полимерах на примере полиэтилена. Д. Образцы различных изделий из полиэтилена

1

 

50.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки»

1

 

51.

Спирты. Д. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты.

1

 

52.

Карбоновые кислоты. Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями

1

 

53 – 56.

Биологически важные вещества: жиры, аминокислоты, белки, углеводы. Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков. Л. Взаимодействие крахмала с йодом.

4

 

57.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические вещества»

1

 

58.

Контрольная работа № 3 по теме «органические вещества»

1

 

59.

Анализ контрольной работы

1

 

 

ОБОБЩЕНИЕ  ЗНАНИЙ  ПО  ХИМИИ  ЗА  КУРС  ОСНОВНОЙ  ШКОЛЫ.

6 ЧАСОВ

 

60.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

1

 

61.

Строение веществ. Д. Кристаллические решётки алмаза и графита

1

 

62.

Классификация химических реакций. Классификация веществ

2

 

63.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

2

 

64.

Контрольная работа № 4 по курсу химии 9 класса

1

 

65

Анализ контрольной работы

1

 

66 - 68

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение предмета.

 

Перечень лабораторного оборудования, при выполнении практических работ по химии за курс основной  общей школы.

1.Приборы и оборудование для практической работы.

Оборудование:

ü Микролаборатория химическая;

ü пробирки стеклянные;

ü колбы конические;

ü стаканы стеклянные на 50 мл;

ü палочки стеклянные;

ü трубки соединительные: стеклянные, резиновые;

ü пробки резиновые;

ü спиртовки;

ü держалки для пробирок;

ü штатив лабораторный;

ü штатив для пробирок;

ü воронка стеклянная;

ü фильтр;

ü спички;

ü асбестовая сетка;

ü лучинки.

2.Реактивы:

ü кислоты: соляная, серная, азотная;

ü щелочи: гидроксид натрия, гидроксид кальция;

ü основания: гидроксид меди (II) , гидроксид железа (III);

ü соли: карбонат кальция, хлорид натрия, хлорид меди (II), нитрат серебра, хлорид бария, карбонат натрия, хлорид алюминия, перманганат калия,  нитрат калия,  медный купорос,  сульфат железа (III), сульфат цинка,  суперфосфат,  аммиачная селитра,  мочевина (карбамид), хлорид калия,  сульфат натрия, силикат натрия, сульфат алюминия;

ü простые вещества: уголь, цинк, железо, алюминий, магний, медь, свинец;

ü сложные вещества: мрамор, сахар;

ü индикаторы;

ü оксиды: меди (II), оксид марганца (IV);

3.Органические вещества:

ü соли: ацетат натрия, фенолят натрия;

ü кислоты: уксусная кислота,  муравьиная кислота, олеиновая;

ü спирты: этанол, изопентиловый, глицерин, пропанол;

ü бензол, фенол;

ü углеводы: крахмал, глюкоза, сахароза.

4.ТСО:

         Компьютер Lenovo

проектор ACER

         Электронные пособия, CD-диски по темам:

         -неорганическая химия;

         -органическая химия;

         -общая химия;

         - виртуальная лаборатория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контрольная  работа   № 1 по теме «Металлы»

Контрольная  работа   № 2 по теме «Неметаллы»

Контрольная  работа   № 3 по теме «Органические соединения»

Контрольная работа  № 4 по теме «Итоговый тест»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГРАФИК 

ПРОВЕДЕНИЯ  ЛАБОРАТОРНЫХ  РАБОТ  ПО  ХИМИИ  В  9  КЛАССЕ

 

 

Название лабораторной работы

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

Лабораторная работа № 1 «Образцы различных металлов»

Урок

№ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2 «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей»

 

Урок

№ 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №  3 «Ознакомление с образцами природных соединений натрия»

 

 

Урок

№ 11

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4 «Ознакомление с образцами природных соединений  кальция»

 

 

Урок

№ 13

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с образцами природных соединений алюминия»

 

Урок

№ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №  6 «Ознакомление с образцами природных соединений железа»

 

 

Урок

№ 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 7 «Качественная реакция на хлорид-ионы»

 

 

 

Урок

№ 25

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №  8 «Качественная реакция на сульфат-ионы»

 

 

 

 

Урок

№ 28

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 9 «Распознавание солей аммония»

 

 

 

 

Урок

№ 32

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №  10 «Получение углекислого газа и его распознавание»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 38

 

 

 

Лабораторная работа №  11 «Качественная реакция на карбонат-ионы»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 39

 

 

 

Лабораторная работа №  12 «Ознакомление с природными силикатами»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 40

 

 

 

Лабораторная работа №  13 «Ознакомление с  продукцией силикатной промышленности»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 40

 

 

 

Лабораторная работа № 14 «Изготовление моделей молекул этана и метана»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 47

 

 

Лабораторная работа №  15 «Свойства глицерина»

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 51

 

 

Лабораторная работа № 16 «Взаимодействие крахмала с йодом»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРАФИК 

ПРОВЕДЕНИЯ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  ПО  ХИМИИ  В  9  КЛАССЕ

 

 

Название  практической работы

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

Практическая работа № 1 «Получение и свойства металлов»

 

 

Урок

№ 18

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач по теме «подгруппы азота и углерода»»

 

 

 

 

Урок

№ 29

 

 

 

 

 

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 41

 

 

 

Практическая работа №  4 «Получение, собирание и распознавание газов»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРАФИК 

ПРОВЕДЕНИЯ  КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ  ПО  ХИМИИ  В  9  КЛАССЕ

 

 

Название  контрольной работы

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»

 

 

 

Урок

№ 20

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 44

 

 

Контрольная работа № 3 по теме «Органические вещества»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 58

 

Контрольная работа № 4  по курсу химии 9 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 67

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету химия на 2020 – 2021 учебный год для 9 класса разработана на основе: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету химия на 2020 – 2021 учебный год для 9 класса разработана на основе: 1

Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с

Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с

Приказа Министерства образования

Приказа Министерства образования

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в программе содержание представлено не по линиям, а по разделам

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в программе содержание представлено не по линиям, а по разделам

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебно-методический комплекс: 1

Учебно-методический комплекс: 1

Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www

Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметные результаты. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предметные результаты. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Периодический закон и периодическая система химических элементов

К концу учебного года выпускник получит возможность научиться: · составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; · прогнозировать результаты воздействия различных факторов…

К концу учебного года выпускник получит возможность научиться: · составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; · прогнозировать результаты воздействия различных факторов…

· прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; · выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид —…

· прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; · выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид —…

СОДЕРЖАНИЕ 9 класс Повторение основных вопросов курса 8 класса

СОДЕРЖАНИЕ 9 класс Повторение основных вопросов курса 8 класса

Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»)

Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»)

Общие физические свойства металлов

Общие физические свойства металлов

Лабораторные опыты 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами

Лабораторные опыты 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы

Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов

Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов

Практическая работа № 4 «Получение, собирание и распознавание газов»

Практическая работа № 4 «Получение, собирание и распознавание газов»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Железо и его соединения. Д.

Железо и его соединения. Д.

Соли аммония. Л. Распознавание солей аммония 1 33

Соли аммония. Л. Распознавание солей аммония 1 33

Представления о полимерах на примере полиэтилена

Представления о полимерах на примере полиэтилена

Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение предмета

Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение предмета

Реактивы: ü кислоты: соляная, серная, азотная; ü щелочи: гидроксид натрия, гидроксид кальция; ü основания: гидроксид меди (

Реактивы: ü кислоты: соляная, серная, азотная; ü щелочи: гидроксид натрия, гидроксид кальция; ü основания: гидроксид меди (

Компьютер Lenovo проектор

Компьютер Lenovo проектор

Рабочая программа по химии. 9 класс

Рабочая программа по химии. 9 класс

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

Лабораторная работа № 7 «Качественная реакция на хлорид-ионы»

Лабораторная работа № 7 «Качественная реакция на хлорид-ионы»

Лабораторная работа № 15 «Свойства глицерина»

Лабораторная работа № 15 «Свойства глицерина»

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020