Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бочаровская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол №___от_____2017 Руководитель МО _________ В.Н. Богакова |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________Заграбская Е.В.
«_____»__________________
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________Поляков А.И.
Приказ № ________ от «____»____________2017 г |
Рабочая программа
по химии
в 11классе
Программу составил
учитель химии
высшей квалификационной категории
Смирнова Л.А.
2018-2019 учебный год
Аннотация к рабочей программе по химии в 11 классе
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
Рабочая программа по химии ориентирована на учащихся 10-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Учебно-методический комплекс (УМК ) : Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 11класс. М.: Просвещение Цели обучения с учетом специфики учебного предмета Основные цели изучения химии напралены: - на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике - на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций - на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии возникающими жизненными потребностями - на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры - на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).Использована авторская программаН.Н.Гара по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.Химия: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2012
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
· Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
· Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
· Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
· Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017/2018 учебный год,
Цели и задачи изучения предмета
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в XI классе, из расчета – 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 3 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты;щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Тема 2. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома (4 ч)
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.
Тема 3. Строение вещества (5 ч)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.Практическая работа.Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Тема 4. Химические реакции (6 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип ЛеШателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 5. Металлы (7 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 6. Неметаллы (5 ч)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум. (4 ч)
Решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов.
Тематическое планирование. Химия 11 класс
№ урока |
Название разделов, тем |
коли чество уроков |
дата |
|
план |
факт |
|||
|
Теоретические основы химии Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч) |
|
|
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности.Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества |
1 |
3.09 |
|
2 |
Закон сохранения массы вещества. Закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях |
1 |
10.09 |
|
3 |
Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения |
1 |
17.09 |
|
|
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе строения атома (4 ч) |
|
|
|
4 |
Особенности размещения электронов в атомах малых периодов |
1 |
24.09 |
|
5 |
Особенности размещения электронов в атомах больших периодов |
1 |
1.10 |
|
6 |
Положение в ПСХЭ водорода, лантаноидов, актиноидов |
1 |
8.10 |
|
7 |
Валентность и валентные возможности атомов |
1 |
15.10 |
|
|
Тема 3. Строение вещества (5 ч) |
|
|
|
8 |
Основные виды химической связи. Ионная и ковалентная связи |
1 |
22.10 |
|
9 |
Металлическая и водородная связи |
1 |
29.10 |
|
10 |
Типы кристаллических решеток и свойства веществ |
1 |
12.11 |
2 четв |
11 |
Причины многообразия веществ. Решение задач разных типов |
1 |
19.11 |
|
12 |
Дисперсные системы |
1 |
26.11 |
|
|
Тема 4. Химические реакции (6 ч) |
|
|
|
13 |
Сущность и классификация химических реакций |
1 |
3.12 |
|
14 |
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций |
1 |
10.12 |
|
15 |
Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Производство серной кислоты контактным способом |
1 |
17.12 |
|
16 |
Электролитическая диссоциация.Сильные и слабые электролиты |
1 |
24.12 |
|
17 |
Обобщение и повторение изученного материала |
1 |
14.01 |
3 четв |
18 |
Контрольная работа 1. Теоретические основы химии |
1 |
21.01 |
|
|
Тема 5. Металлы (7 ч) |
|
|
|
19 |
Положение металлов в ПСХЭ. Общая свойства металлов |
1 |
28.01 |
|
20 |
Общие способы получения металлов |
1 |
4.02 |
|
21 |
Электролиз растворов и расплавов |
1 |
11.02 |
|
22 |
Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии |
1 |
18.02 |
|
23 |
Обзор металлов главных подгрупп периодической системы |
1 |
25.02 |
|
24 |
Обзор металлов Б-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева |
1 |
4.03 |
|
25 |
Оксиды и гидроксиды металлов |
1 |
11.03 |
|
|
Тема 6. Неметаллы (4 ч) |
|
|
|
26 |
Общая характеристика неметаллов |
1 |
18.03 |
|
27 |
Водородные соединения неметаллов |
1 |
1.04 |
|
28 |
Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты |
1 |
8.04 |
|
29 |
Контрольная работа 2. Металлы и неметаллы |
1 |
15.04 |
|
|
Тема 7. Генетическая связь металлов и неметаллов. Практикум (4 ч) |
|
|
|
30 |
Генетическая связь неорганических и органических веществ |
1 |
22.04 |
|
31 |
Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по неорганической химии |
1 |
29.04 |
|
32 |
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по органической химии |
1 |
6.05 |
|
33 |
Практическая работа 3. Получение, собирание и распознавание газов |
1 |
13.05 |
|
34 |
Бытовая химическая грамотность |
1 |
20.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.