Рабочая программа по информатике, 10 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по информатике, 10 класс

Оценка 4.8
docx
29.05.2021
Рабочая программа по информатике, 10 класс
РП по информатике 2 курс.docx


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГРОЗНЕНСКОЕ

СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                        

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник училища                    

                                                                      _____________________

                                                                                                                            ( специальное звание,  подпись, Ф.И.О)

____________Л-А.Ш. Бахаев

«____» ___________    2018 г.

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

 

 «Информатике и ИКТ», 2 курс

 

 

 

 

 Программа   обсуждена  и  принята               

 на заседании педагогического

 совета училища                                              

 Протокол №__ от «__» ______20___г.

 

СОГЛАСОВАНО

Врио заместителя начальника

ФГКОУ ГСВУ МВД России

по учебной работе - начальника учебного отдела

_________________ М-Э.Х. Шамсуев

                        ( специальное звание,  подпись, Ф.И.О)

       

«____»_____________  2018 г.                                                                    

                              (дата)                                                            

                                             

 

 

 

 

 

Программа   обсуждена  и  принята

на   заседании цикла

Протокол №__ от «__» ______20__г.

 

  Начальник цикла

__________________А.М. Вагапов

   (наименование цикла, специальное звание,  подпись, Ф.И.О)

                                                                                                                            

   «____»______________   2018 г.                                                                    

                              (дата)                                                            

                                                                                                                 

 

 

 

Грозный 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

стр.

1.

Пояснительная записка………………………………………………………...

3

 

1.1. Нормативно-правовые акты………………………………………………

3

 

1.2. Учебно-методические документы………………………………………..

3

 

1.3. Материально-техническое обеспечение…………………………………

4

 

1.4. Общая характеристика предмета…………………………………………

5

 

1.5. Общие цели и задачи учебного предмета для уровня обучения………

6

 

1.6. Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………….

8

2.

Содержание учебного предмета……………………………………………….

11

3.

Календарно-тематическое планирование с указанием количества

часов, отводимых на освоение каждой темы предмета………………………

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа  предназначена для преподавания  учебного предмета «Информатика и ИКТ» на 2 курсе ФГКОУ «ГСВУ МВД России».

Уровень обучения – среднее общее образование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Количество часов – 35                                                

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 2 курса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) от 05.03.2004 №108 и Примерной программы среднего полного общего образования (базовый уровень) по «Информатике и ИКТ», рекомендованной Минобразования РФ, с учетом кодификатора элементов содержания по информатике и в соответствии с учебным планом 2 курса ГСВУ МВД России.

 Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Срок реализации программы: 1 год.

Структура рабочей программы: программа по «Информатике и ИКТ» для 2 курса ФГКОУ «ГСВУ МВД России» включает следующие разделы: пояс­нительную записку; содержание учебного предмета, разделов и тем; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы предмета. 

   

1.1. Нормативно-правовые акты

           

1.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

3.      Приказ МВД России от 15.06.2015 № 682 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием «Суворовское военное училище», находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации».

4.      Устав ФГКОУ ГСВУ МВД России, утвержденный приказом МВД России от 31 марта 2015 года №390

5.      Требования приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

6.      Положение о рабочей программе учебных предметов ФГКОУ ГСВУ МВД России, утвержденное приказом ФГКОУ ГСВУ МВД России №85 от 31.10.2015 года.

 

1.2.Учебно-методические документы

Список основной литературы

1.        Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика: учебник для 10 класса. Базовый уровень. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

2.        Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. Базовый уровень. 10–11 классы: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

3.        Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 ч. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Список дополнительной литературы

1.      И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе».; Москва, Бином. Лаборатория знаний. 2006

2.      Е.К. Хеннер ;Москва.  Методическое пособие «Информатика и ИКТ» для 10-11 класса, авторы И. Г. Семакин, ,  Бином. Лаборатория знаний. 2015

3.      Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете  на сайте      "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru

4.      Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике.

5.      Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

 

1.3. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математик.

Оборудование учебного кабинета:

        Аппаратные средства

        Компьютер;

        Проектор;

        Принтер;

        Модем;

        устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон;

        Подключение к локальной сети интернет;

         ОС Windows или Linux.

Программное обеспечение учебного предмета

1.    Программное обеспечение для управления и контроля ресурсами компьютера:

      операционная система;

      операционные оболочки;

      сетевое ПО;

      антивирусные средства, архиваторы и другие специализированные программы, расширяющие возможности операционной системы.

2.    Программное обеспечение базовых информационных технологий:

      текстовые редакторы;

      электронные таблицы;

      системы управления базами данных;

      системы компьютерной графики и подготовки компьютерных презентаций;

      телекоммуникационное ПО;

      специализированное ПО для работы с дополнительными устройствами (например, сканерами).

 

Перечень ЭОР. Интернет-ресурсы

1.      Авторская методическая мастерская в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями, электронной почтой и форумом для общения по ссылке http://metodist.Lbz.ru/authors/informatika/2/

2.      Интерактивная среда http://Webpractice.cm.ru с 1-м и 2-м уровнями изучения материала.

3.      Интерактивная среда для тренировки и самопроверки обучающихся при подготовке к ЕГЭ.

4.      Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках  http://www.klyaksa.net   

5.      Сайт для учителей информатики http://informatiky.jimdo.com/ 

6.      ЦОР по информатике из Единой коллекции ЦОР (schoolcollection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru);

7.      сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.

 

1.4.  Общая характеристика учебного предмета

 

Предлагаемая программа рассчитана на использование учебно-методического комплекса (УМК) авторов: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю., опубликованного издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний». УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС), обеспечивает обучение курсу информатики на базовом уровне и включает в себя:

        учебник «Информатика» для 10 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);

        практикум в составе учебника;

        методическое пособие для учителя.

В качестве дополнительного пособия в УМК включен задачник-практикум в 2 томах под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.

В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).

Курс информатики в 10 – 11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения предмета в 7 – 9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:

1) теоретические основы информатики;

2) средства информатизации (технические и программные);

3) информационные технологии;

4) социальная информатика.

Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10 – 11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10–11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с обучающимсяи основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.

Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками в изучении других дисциплин, в частности в математике.

В разделах, относящихся к информационным технологиям, обучающиеся приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных. В дополнение к курсу основной школы, изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.

В разделе, посвященном Интернету, обучающиеся получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных службах и сервисах. В этом же разделе обучающиеся знакомятся с основами построения сайтов, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).

Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. У обучающихся углубляется знание языков программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на ПК типовых задач обработки информации путем программирования.

В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности.

Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС – деятельностном подходе к обучению. В состав каждого учебника входит практикум, содержательная структура которого соответствует структуре теоретических глав учебника. Каждая учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются задания проектного характера. При необходимости расширения объема практической работы (например, за счет расширенного учебного плана) дополнительные задания могут быть почерпнуты из двухтомного задачника-практикума, указанного в составе УМК. Еще одним источником для самостоятельной учебной деятельности школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении теоретического материала, так и для компьютерного практикума.

Преподавание информатики на базовом уровне может происходить как в классах универсального обучения, так и в классах самых разнообразных профилей. В связи с этим курс рассчитан на восприятие учащимися как с гуманитарным, так и с естественнонаучным и технологическим складом мышления.

 

1.5.  Общие цели и задачи учебного предмета для уровня обучения

 

1.    Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

2.    Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

3.    Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; изучение одного из языков программирования;

4.    Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

5.    Укрепление познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

6.    Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации, к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

7.    Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики на 2 курсе ГСВУ МВД России необходимо решить следующие задачи:

        показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

        сформировать интерес к изучению информации и информационных процессов в различных сферах – природе, науке и технике;

        развить умения выделять и проектировать пути работы с информацией и информационными процессами региона;

        организовать работу в виртуальных лабораториях, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

        организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

        создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

        умения выделять и проектировать пути работы с информацией и информационными процессами города, области и региона;

Изучение природного, научного и технического наследия как направления образовательной деятельности позволяет решать важные познавательные и воспитательные задачи: развитие эмоционального восприятия мира, творческой активности, ценностного отношения к миру, воспитание эстетических чувств и патриотизма, привитие навыков и умений поисково-исследовательского характера.

Выбор программы обучения информатике и созданных на ее основе учебников определяется тем, насколько обновлено их содержание, соответствует ли оно целям современного образования, решаются ли авторами задачи развития личности ребенка, его мышления, творческих способностей, воспитания интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Также важна целостная разработанность УМК и его обеспеченность электронными образовательными ресурсами. Этим требованиям в полной мере отвечает УМК «Информатика» И. Г. Семакина, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеиной.

В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по информатике из Единой коллекции ЦОР (school - collection. edu. ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior. edu. ru).

Учебник и практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения.

 

 

1.6.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

          ФГОС устанавливает требования к следующим результатам

освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:

        личностным результатам;

        метапредметным результатам;

        предметным результатам.

Личностные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления обучающихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Обучающиеся узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Обучающиеся получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между обучающимся и исполнителями проекта, а также между обучающимся и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить обучающихся с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы обучающихся. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед обучающимся и возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.

 

 

Метапредметные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:

        учебно-проектная деятельность: планирование целей и

        процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;

        изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;

        алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

        Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

        формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;

        ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от обучающихся умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.

Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.

В процессе изучения информатики обучающиеся осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых обучающихся стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между обучающимися проектных заданий.

 

Предметные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.

 

 

Предметные результаты

Требования ФГОС

 

С помощью каких учебных

текстов достигаются

 

1.    Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире

 

Глава 1. Информация.

§ 1. Понятие информации.

Глава 2. Информационные процессы.

§ 7. Хранение информации.

§ 8. Передача информации.

§ 9. Обработка информации и алгоритмы.

 

2. Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов

 

Глава 2. Информационные процессы.

§ 9. Обработка информации и алгоритмы.

Глава 3. Программирование обработки информации.

§ 12. Алгоритмы и величины.

§ 13. Структура алгоритмов.

§ 23. Вспомогательные алгоритмы

и подпрограммы

3. Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для

изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня

 

Глава 3. Программирование обработки информации (Паскаль). § 14–29

 

Владение знанием основных конструкций программирования

Глава 3. Программирование обработки информации (Паскаль).

§ 15. Элементы языка и типы данных.

§ 16. Операции, функции, выражения.

§ 17. Оператор присваивания, ввод

и вывод данных.

§ 19. Программирование ветвлений.

§ 21. Программирование циклов.

§ 23. Вспомогательные алгоритмы

и подпрограммы

Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц.

 

Глава 3. Программирование обработки информации. Практикум по программированию

4. Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ

 

Глава 3. Программирование обработки информации (Паскаль).

§ 20. Пример поэтапной разработки

программы решения задачи.

§ 19. Программирование ветвлений.

§ 21. Программирование циклов.

§ 22. Вложенные и итерационные циклы.

§ 23. Вспомогательные алгоритмы

и подпрограммы.

§ 24. Массивы.

§ 26. Типовые задачи обработки массивов.

§ 27. Символьный тип данных.

§ 28. Строки символов.

§ 29. Комбинированный тип данных

Использование готовых

прикладных компьютерных программ по выбранной специализации

LibreOffice Base – система управления базами данных.

KompoZer – конструктор сайтов.

Excel – табличный процессор.

Прикладные средства:

        линии тренда (регрессионный анализ, МНК);

        функция КОРРЕЛ (расчет корреляционных зависимостей);

        «Поиск решения» (оптимальное планирование, линейное программирование)

 

5. Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия

модели и моделируемого объекта (процесса).

 

Глава 1. Информация.

§ 5. Представление чисел в компьютере.

§ 6. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Глава 2. Информационные процессы.

§ 7. Хранение информации.

§ 9. Обработка информации и алгоритмы.

§ 10. Автоматическая обработка

информации.

§ 11. Информационные процессы в

компьютере.

Глава 3. Программирование обработки информации.

§ 20. Пример поэтапной разработки

программы решения задачи

 

Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними.

 

Введение.

Раздел: «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере. Сформированность понимания основ правовых аспектов использования

компьютерных программ и работы в Интернете.

 

 

2.    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

                                                                           2 курс

 

Тема раздела (модуль)

Количество часов

I

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места

1

II

Глава 1. Информация

7

III

Глава 2. Информационные процессы

6

IV

Глава 3. Программирование обработки информации

21

 

 

35

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения информатики в 10-м классе. В соответствии с учебным планом ГСВУ МВД России на 2017-2018 учебный год для изучения курса информатики и ИКТ на 2 курсе выделен 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год.

Основное содержание

Общее число часов – 35 ч.

Введение.  Техника безопасности и организация рабочего места (1 час).

Обучающиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса на 2 курсе;

- из каких частей состоит предметная область информатики.

Глава 1. Информация (7 ч).

Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Алфавитный и содержательный информации подход к измерению информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Тема. Информация. Представление информации

Обучающиеся должны знать:

        три философские концепции информации;

        понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

        что такое язык представления информации, какие бывают языки;

        понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

        примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

        понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема. Измерение информации.

Обучающиеся должны знать:

        сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

        определение бита с позиции алфавитного подхода;

        связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

        связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

        сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

        определение бита с позиции содержания сообщения.

Обучающиеся должны уметь:

        решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);

        решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

        выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

Тема. Представление чисел в компьютере.

Обучающиеся должны знать:

        основные принципы представления данных в памяти компьютера;

        представление целых чисел;

        диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

        принципы представления вещественных чисел.

Обучающиеся должны уметь:

        получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

        определять по внутреннему коду значение числа.

Тема.  Представление текста,  изображения и звука в компьютере

Обучающиеся должны знать:

        способы кодирования текста в компьютере;

        способы представление изображения; цветовые модели;

        в чем различие растровой и векторной графики;

        способы дискретного (цифрового) представление звука.

Обучающиеся должны уметь:

        вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

        вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

Глава 2. Информационные процессы (6 ч).

Хранение, передача и обработка информации. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере. Процессы хранения и передачи информации

Тема. Хранения и передачи информации

Обучающиеся должны знать:

        историю развития носителей информации;

        современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

        модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

        основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

        понятие «шум» и способы защиты от шума.

Обучающиеся должны уметь:

        сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

        рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

Тема. Обработка информации и алгоритмы

Обучающиеся должны знать:

        основные типы задач обработки информации;

        понятие исполнителя обработки информации;

        понятие алгоритма обработки информации.

Обучающиеся должны уметь: по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

Тема. Автоматическая обработка информации

Обучающиеся должны знать:

        что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

        определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

        устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

Обучающиеся должны уметь:

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

Тема. Информационные процессы в компьютере 

Обучающиеся должны знать:

        этапы истории развития ЭВМ;

        что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

        для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

        архитектуру персонального компьютера;

        основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

 

Глава 3. Программирование обработки информации (21 ч).

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования.  Элементы языка паскаль и типы данных.  Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных.  Логические величины, операции, выражения.  Программирование ветвлений и циклов. Вложенные и итерационные циклы.  Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы.  Обработка массивов. Символьный тип данных и их обработка. Комбинированный тип данных.

Тема.  Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование.

Обучающиеся должны знать:

        этапы решения задачи на компьютере;

        что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

        какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

        систему команд компьютера;

        классификацию структур алгоритмов;

        основные принципы структурного программирования.

Обучающиеся должны уметь:

        описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

        выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

Тема.  Программирование линейных алгоритмов. 

Обучающиеся должны знать:

        систему типов данных в Паскале;

        операторы ввода и вывода;

        правила записи арифметических выражений на Паскале;

        оператор присваивания;

        структуру программы на Паскале.

Обучающиеся должны уметь:

составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

Тема. Логические величины и выражения, программирование ветвлений.

Обучающиеся должны знать:

        логический тип данных, логические величины, логические операции;

        правила записи и вычисления логических выражений;

        условный оператор if;

        оператор выбора select case.

Обучающиеся должны уметь:

программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.

Тема. Программирование циклов.

Обучающиеся должны знать:

        различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

        различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

        операторы цикла while и repeatuntil;

        оператор цикла с параметром for;

        порядок выполнения вложенных циклов.

Обучающиеся должны уметь:

        программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

        программировать итерационные циклы;

        программировать вложенные циклы.

Тема. Подпрограммы. 

Обучающиеся должны знать:

        понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

        правила описания и использования подпрограмм-функций;

        правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Обучающиеся должны уметь:

        выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

        описывать функции и процедуры на Паскале;

        записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

Тема. Работа с массивами.

Обучающиеся должны знать:

        правила описания массивов на Паскале;

        правила организации ввода и вывода значений  массива;

        правила программной обработки массивов.

Обучающиеся должны уметь:

составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

Тема. Работа с символьной информацией.

Обучающиеся должны знать:

        правила описания символьных величин и символьных строк;

        основные функции и процедуры  Паскаля для работы с символьной информацией.

Обучающиеся должны уметь:

решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 



Номер недели

Тема урока

Кол-во часов

 

 

 

Виды деятельности

УУД

1

2

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Объяснение темы. Составление опорного конспекта.

Предметные

Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.

Личностные

Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Информация (7 часов).

2

3

Понятие информации.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

Регулятивные

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Познавательные

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Коммуникативные

Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Личностные

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов

3

4

Представление информации, языки, кодирование.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

4

5

Измерение информации. Алфавитный подход.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

5

6

Измерение информации. Содержательный подход.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

6

7

Представление чисел в компьютере.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

7

8

Представление текста, изображения и звука в компьютере.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

8

9

Контрольная работа №1 по теме «Информация».

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Информационные процессы (6 часов).

9

10

Хранение информации.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

Регулятивные

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Познавательные

Владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Коммуникативные

Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

 

 

10

11

Передача информации.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

11

12

Обработка информации и алгоритмы.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

12

13

Автоматическая обработка информации.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

13

14

Информационные процессы в компьютере.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

14

15

Контрольная работа №2. Тестирование по теме «Информационные процессы».

1

Самостоятельная работа обучающихся.

Программирование обработки информации (21час).

15

16

Алгоритмы и величины.

1

Объяснение темы. Составление опорного конспекта.

Регулятивные

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

16

17

Структура алгоритмов.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

17

18

Паскаль – язык структурного программирования.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

18

19

Элементы языка Паскаль и типы данных.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

19

20

Операции, функции, выражения.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

20

21

Оператор присваивания, ввод и вывод данных.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

21

22

Логические величины, операции, выражения.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

22

23

Программирование ветвлений.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

23

24

Пример поэтапной разработки программы решения задачи.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

24

25

Разработка и тестирование программ с использованием ветвлений.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

25

26

Программирование циклов.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

26

27

Вложенные и итерационные циклы.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

27

28

Разработка и тестирование программ с использованием циклов.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

28

29

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

29

30

Массивы.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

30

31

Организация ввода и вывода данных с использованием файлов.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

31

32

Типовые задачи обработки массивов.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

32

33

Символьный тип данных

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

33

34

Строки символов

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

34

35

Комбинированный тип данных.

1

Объяснение материала. Работа с учебником. Фронтальная и самостоятельная работа обучающихся.

35

36

Контрольная работа № 3. Тестирование по теме «Программирование обработки информации».

1

Самостоятельная работа обучающихся.

 

 

Подготовила:

 

Преподаватель цикла Г и МД                                                                                                                                               М.З. Умарова


 

Скачано с www.znanio.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предназначена для преподавания учебного предмета «Информатика и

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предназначена для преподавания учебного предмета «Информатика и

И.Г.Семакин , Т.Ю.Шеина. Пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе»

И.Г.Семакин , Т.Ю.Шеина. Пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе»

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем

БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем

Укрепление познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств

Укрепление познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств

ФГОС устанавливает требования к следующим результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования: ‒ личностным результатам; ‒ метапредметным результатам; ‒ предметным результатам

ФГОС устанавливает требования к следующим результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования: ‒ личностным результатам; ‒ метапредметным результатам; ‒ предметным результатам

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями

Требования ФГОС С помощью каких учебных текстов достигаются 1

Требования ФГОС С помощью каких учебных текстов достигаются 1

LibreOffice Base – система управления базами данных

LibreOffice Base – система управления базами данных

Место предмета в учебном плане

Место предмета в учебном плане

Обучающиеся должны знать: ‒ способы кодирования текста в компьютере; ‒ способы представление изображения; цветовые модели; ‒ в чем различие растровой и векторной графики; ‒ способы…

Обучающиеся должны знать: ‒ способы кодирования текста в компьютере; ‒ способы представление изображения; цветовые модели; ‒ в чем различие растровой и векторной графики; ‒ способы…

Программирование ветвлений и циклов

Программирование ветвлений и циклов

Паскале; ‒ записывать в программах обращения к функциям и процедурам

Паскале; ‒ записывать в программах обращения к функциям и процедурам

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств…

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств…

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Информационные процессы (6 часов)

Информационные процессы (6 часов)

Познавательные Владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

Познавательные Владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

Программирование обработки информации (21час)

Программирование обработки информации (21час)

Программирование ветвлений. 1

Программирование ветвлений. 1

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Комбинированный тип данных. 1

Комбинированный тип данных. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021