ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Утверждаю
Директор ГБОУ СПО ЛНР
«Первомайский колледж»
______________ Н.В.Пашковский
«_______» ______________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
2017 год
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика разработана на основе государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования
29.01.24 Оператор электронного набора и верстки;
23.01.03 Автомеханик;
43.01.02 Парикмахер;
29.01.07 Портной;
08.01.07 Мастер общестроительных работ.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
15 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
17 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы профессий СПО технического профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина Информатика относится к циклу общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В ходе освоения учебной дисциплины Информатика обучающийся должен обладать:
личностными результатами
− чувством гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
−
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе
по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств
сетевых коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
−
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий, как в профессиональной
деятельности, так и в быту;
−
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных
информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметными результатами
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
−
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметными результатами
−
сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
−
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
−
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
−
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
−
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях
и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
−
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом
языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций
языка программирования;
−
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 162 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
- самостоятельной работы студента 54 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
108 |
в том числе: |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
54 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебниками «Информатика» 10-11 класс (И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина, - Москва: ООО «Бином» Лаборатория знаний, 2017), Информатика (под.ред.П.П.Беленького, - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002), конспектами занятий, интернет-ресурсами. |
54 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА |
|
|
Тема 1.1. Введение в дисциплину. |
1.1.1. Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. |
|
1 |
1.1.2. Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации (понятность). Полезность, достоверность, актуальность, точность, полнота). |
2 |
||
Раздел 2. |
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ |
|
|
Тема 2.1. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний. |
2.1.1. Информационные процессы. |
|
2 |
2.1.2. Информация и знания.Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб). Формула, связывающая количество возможных событий и количество информации (N=2'). |
1 |
||
2.1.3. Алфавитный подход к определению количества информации. Вероятностный подход к определению количества информации. |
1 |
||
2.1.4. Решение задач на определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний: задания на перевод одних единиц измерения информации в другие. |
2 |
||
2.1.5. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода. |
2 |
||
Тема 2.2. Представление числовой информации с помощью систем счисления.
|
2.2.1. Система счисления. Позиционная система счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. |
|
1 |
2.2.2. Решение задач на перевод в системах счисления. |
2 |
||
2.2.3. Арифметические операции в позиционных системах счисления (на примере двоичной системы). |
1 |
||
2.2.4. Решение задач на арифметические операции в ПСС. |
2 |
||
2.2.5. Компьютерное представление чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой. |
1 |
||
2.2.6. Правила перевода чисел в ПСС. Арифметические операции в ПСС. |
|
1 |
|
На самостоятельное изучение: Арифметические операции в позиционных системах счисления |
|
|
|
Тема 2.3. Кодирование информации
|
2.3.1. Представление информации. Кодирование и декодирование информации. Двоичное кодирование информации в компьютере. |
|
1 |
2.3.2. Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. |
1 |
||
2.3.3. Два подхода к представлению графической информации. |
1 |
||
2.3.4. Представление звуковой информации. |
1 |
||
Раздел 3. |
КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
|
|
Тема 3.1. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Аппаратная реализация ПК.
|
3.1.1. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК. Магистраль. |
|
2 |
3.1.2. Процессор, его характеристики. Виды памяти. Устройства ввода-вывода. Выбор конфигурации ПК в зависимости от его назначения. |
2 |
||
На самостоятельное изучение: Внешняя (долговременная) память. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. |
|
|
|
Тема 3.2. ОС: назначение и состав. Загрузка ОС. Программная обработка данных Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.
|
3.2.1. Назначение операционной системы. Составные части ОС. Загрузка операционной системы. Системный диск. Bios. Cmos. Post. 3.2.2. Этапы процесса загрузки операционной системы. |
|
1 |
3.2.3. Графический интерфейс Windows. Программная обработка данных: данные, программа, программное обеспечение. |
2 |
||
3.2.4. Структура ПО (системное ПО, прикладное ПО). Файл. Имя файла. Типы файлов. Файловая система. |
2 |
||
3.2.5. Файловые менеджеры. Операции над файлами и каталогами |
2 |
||
3.2.6. Логическая структура дисков. Форматирование дисков. Файловые системы (FAT 16, FAT 32. NTFS). |
2 |
||
На самостоятельное изучение: Компьютер и программное обеспечение |
|
|
|
Тема 3.3. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
|
3.3.1. Архиваторы и антивирусные программы |
|
|
На самостоятельное изучение: Архивация. Программы-архиваторы. Функции программ-архиваторов. Самораспаковывающиеся архивы, архивы с паролем, распределенные архивы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Типы компьютерных вирусов (файловые вирусы, загрузочные вирусы, макровирусы, сетевые вирусы). Антивирусные программы (полифаги, ревизоры, блокировщики). Работа с архиваторами WinRar и 7-Zip. Работа с антивирусной программой Nod 32: проверка дисков на наличие вирусов, настройка антивирусной программы. |
|
|
|
Раздел 4. |
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ |
|
|
Тема 4.1. Технология создания и обработки графической информации. |
4.1.4. Растровая трафика. Векторная графика. Графические редакторы. |
|
1 |
На самостоятельное изучение: Создание растровых изображений. Создание векторных изображений. |
|
|
|
Тема 4.2. Технология создания и обработки текстовой информации. |
4.2.1. Средства обработки текстовой информации: простейшие текстовые редакторы, их основные возможности. |
|
1 |
4.2.2. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов. Форматирование текстовых документов. |
2 |
||
4.2.3. Элементы текстового документа (символ, абзац, страница). Параметры страницы (формат бумаги, ориентация страницы, поля, нумерация страниц). |
2 |
||
4.2.4. Форматирование абзацев, форматирование символов. Вставка рисунков. Многоколоночная верстка. Оформление буквицы. Вставка объектов Word Art. Многоуровневые списки. Таблицы. |
2 |
||
На самостоятельное изучение: Списки. Таблицы. Форматирование символов. |
|
|
|
Тема 4.3. Гипертекст. Автоматизация ввода информации. |
4.3.1. Гипертекст. Гиперссылка. Указатель ссылки. Адрес ссылки. Автоматизация ввода - информации. |
|
1 |
4.3.2. Программы автоматического распознавания. Компьютерные словари. Компьютерные переводчики. |
1 |
||
Тема 4.4. Технология создания и обработки числовой информации. |
4.4.1. Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. |
|
1 |
4.4.2. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение. |
1 |
||
На самостоятельное изучение: Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах. |
|
|
|
Тема 4.5. Встроенные математические, статистические и логические функции. |
4.5.1. Встроенные математические функции. Встроенные статистические функции. Встроенные логические функции. |
|
1 |
4.5.2. Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм. Создание диаграмм. Форматирование диаграмм. |
1 |
||
На самостоятельное изучение: Визуализация числовых данных с использованием графиков и диаграмм. |
|
|
|
Тема 4.6. Компьютерные презентации.
|
4.6.1. Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию. |
|
1 |
4.6.2. Использование анимации в презентациях. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами при помощи ссылок. Демонстрация презентации. |
1 |
||
На самостоятельное изучение: Создание презентаций. Создание анимации в презентациях. |
|
|
|
Раздел 5. |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ |
|
|
Тема 5.1. Моделирование как метод познания. |
5.1.1. Моделирование как метод познания. Модель. Информационные и материальные модели. |
|
1 |
5.1.2. Формализация. Описательные информационные модели. Формальные информационные МОДСЛИ. Визуализация формальных моделей. |
1 |
||
5.1.3. Системный подход в моделировании. Понятие о системе. |
1 |
||
5.1.4. Статические информационные модели. Динамические информационные модели. |
1 |
||
Тема 5.2. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
5.2.1. Типы информационных моделей: табличные, иерархические, сетевые. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
|
1 |
5.2.2. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. |
1 |
||
5.2.3. Математические модели. Имитационное моделирование. |
1 |
||
5.2.4. Биологические модели развития популяций (модель неограниченного роста, модель ограниченного роста, модель хищник-жертва). Геоинформационные модели. ГИС. |
1 |
||
На самостоятельное изучение: Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. |
|
|
|
Раздел 6. |
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ. |
|
|
Тема 6.1. Алгоритм и его формальное исполнение. |
6.1.1. Понятие алгоритма. Формальное исполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических структур. |
|
1 |
На самостоятельное изучение: Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». |
|
|
|
Тема 6.2. Основные алгоритмические конструкции.
|
6.2.1. Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. Вспомогательные алгоритмы. |
|
2 |
6.2.2. Процедуры. Рекурсивные алгоритмы. Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении. |
1 |
||
Тема 6.3. Знакомство с языком программирования «Паскаль»
|
6.3.1. Введение в язык программирования. Основные типы данных. |
|
1 |
6.3.2. Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования. |
2 |
||
6.3.3. Подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии. Структурные типы данных: массивы, записи, файлы. |
1 |
||
6.3.4. Поиск и упорядочение элементов массива. Работа с записями и файлами. |
1 |
||
Практическая работа: Написание программы на языке Паскаль из перечня примеров простых программ. |
|
|
|
Раздел 7. |
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
|
|
Тема 7.1. Передача информации. Локальные компьютерные сети. |
7.1.1. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. |
|
1 |
7.1.2. Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных ТСР/1Р. 1Р-адрес. Доменная система имен. |
1 |
||
На самостоятельное изучение: Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам. |
|
|
|
Тема 7.2. WWW. Электронная почта и телеконференции. |
На самостоятельное изучение: Электронная почта, адрес электронный почты, функционирование электронной почты. Почтовые программы. Телеконференции. WWW. URL_-адрес. Браузеры. Файловые архивы. РТР. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
|
|
|
Тема 7.3. Основы HTML. Разработка Web-сайта
|
7.3.1. Гипертекст. Язык разметки гипертекста НТМГ. |
|
1 |
7.3.2. Структура HTML-документа. Теги. атрибуты. |
1 |
||
7.3.3. Создание заголовков, параграфов, списков, размещение рисунков на странице, форматирование текста, связывание страниц при помощи ссылок. |
1 |
||
7.3.4. HTML-редакторы. |
1 |
||
На самостоятельное изучение: Формы на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта. |
|
|
|
Раздел 8. |
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ |
|
|
Тема 8.1. Информационная цивилизация. |
8.1.1. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. |
|
1 |
8.1.2. Этические нормы информационной деятельности человека. Правовая охрана программ и данных. Защита информации |
1 |
||
На самостоятельное изучение: Правовая охрана программ и данных. Защита информации. |
|
|
|
Дифференцированный зачет |
|
||
|
ВСЕГО: |
162 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
4. аудиторная доска для письма;
5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор;
2. персональные компьютеры с необходимым для обучения программным обеспечением;
3. принтер;
6. устройства вывода звуковой информации.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
Для преподавателей
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика» обучающийся должен: знать/понимать • различные подходы к определению понятия «информация»; • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; • назначение и функции операционных систем; уметь • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; • распознавать информационные процессы в различных системах; • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. |
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.
3. Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе.
4. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.