МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
|
|||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
для 10 класса
на 2018-2019 учебный год
(базовый уровень)
Учитель: Федотова Софья Николаевна
с. Липицы
2018г.
Пояснительная записка
Составитель: Федотова Софья Николаевна
Согласно разделу ФГОС 18.3.1 «Учебный план среднего общего образования», в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни).
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), на основе авторской программы по информатике и ИКТ (автор И.Г. Семакин). Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования, а также планируемых результатов среднего общего образования.
Рабочая программа по информатике и ИКТ ориентирована на учащихся 10-11 классов. Уровень изучения предмета – базовый. Изучение предмета «Информатика и ИКТ» ведется в 10 классе согласно федеральному учебному плану. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по информатике и ИКТ (авторы И.Г. Семакин, М.С. Цветкова), рекомендованной Министерством образования и науки РФ («Информатика. Программа для старшей школы 10-11 классы» И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.).
Используемый учебник: Для обучения информатике и ИКТ в МОУ «Липицкая СОШ» на базовом уровне выбрана содержательная линия учебников «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, Т.Ю. Шеиной: 10 класс, 11 класс, которые разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Введение
Учащийся научится:
* Понимать в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
* Понимать из каких частей состоит предметная область информатики
* Познакомится требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
Учащийся получит возможность научиться:
· Закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
Информация
Учащийся научится:
Знать:
· - три философские концепции информации
· - что такое язык представления информации; какие бывают языки
· - понятия «кодирования» и «декодирования» информации
· - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
· - определение бита с алфавитной точки зрения;
· - связь между размером алфавита и информационным весом символа;
· Связь между единицами измерения информации; бит, байт, Кб, Мб, Гб;
· - принципы представления данных в памяти компьютера;
· - представление целых чисел;
· - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
· - принципы представления вещественных чисел;
· - способы кодирования текста в компьютере;
· - способы представления изображения; цветовые модели;
· - способы дискретного (цифрового) представления звука;
Уметь:
· решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения;
· решать задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход;
· получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
· определять по внутреннему коду значение числа;
· выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
· вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
· вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.
· сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации
Учащийся получит возможность научиться:
· углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
· научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
· научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
· перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации
· осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора
· владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира
Информационные процессы
Учащийся научится:
Знать:
· историю развития носителей информации;
· современные типы носителей информации и их основные характеристики;
· основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
· основные типы задач обработки информации;
· понятие исполнителя обработки информации;
· понятие алгоритма обработки информации;
· этапы истории развития ЭВМ;
· что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;
· архитектура персонального компьютера;
· принципы архитектуры суперкомпьютеров.
Уметь:
· сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
· рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
Учащийся получит возможность научиться:
· научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий
· познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.)
· узнать о том, что в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты
· выяснить для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
· устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
· сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
Программирование обработки информации
Учащийся научится:
Знать
· этапы решения задач на компьютере;
· что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;
· классификацию структур алгоритмов;
· принципы структурного программирования;
· систему типов данных в Паскале;
· операторы ввода-вывода;
· правила записи арифметических выражений на Паскале;
· оператор присваивания;
· структуру программы на Паскале;
· владение знанием основных конструкций программирования
· условный оператор if;
· оператор выбора select case;
· различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
· различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;
· порядок выполнения вложенных циклов;
· понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
· правила описания и использования подпрограмм-функций;
· правила описания и использования подпрограмм-процедур;
· правила программной обработки массивов;
· правила описания символьных величин и символьных строк;
· основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Уметь:
· Описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;
· составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;
· программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления;
· программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
· описывать функции и процедуры на Паскале
- составлять типовые программы обработки массивов;
· решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов
· владение навыками алгоритмического мышления и понимания необходимости формального описания алгоритм
Учащийся получит возможность научиться:
· выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
· программировать итерационные циклы
· программировать вложенные циклы
· выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы
· записывать в программах обращения к функциям и процедурам
· создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её
· Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
Личностные результаты.
· Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
· Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
· Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
· Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
· Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
2. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
3. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты
Раздел 2. Содержание учебного предмета
1. Введение (1 час +1час входной контроль).
Охрана труда и организация безопасной работы в компьютерном классе. Структура информатики.
2. Информация (6 часов).
Определение информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации (алфавитный и содержательный подходы). Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере. Технологии работы с текстовой и графической информацией. Универсальность дискретного представления информации.
3. Информационные процессы (7 часов).
Процессы хранения, передачи и обработки информации в информационных системах. Информационные основы процессов управления. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере
4. Программирование обработки информации (17 часов).
Понятие и свойства алгоритма. Основы теории алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Языки программирования высокого уровня. Программирование линейных алгоритмов. Программирование алгоритмов с ветвлением. Программирование циклов. Работа с массивами. Работа с символьной информацией. Решение задач средствами программирования.
5. Итоговый контроль (1 час).
Практическая контрольная работа. Компьютерное тестирование.
6. Резерв учебного времени (2 часа).
Раздел 3. Тематическое планирование, с указанием количества часов,
отводимых, на освоение каждой темы.
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
1 |
Введение (+ Входной контроль) |
2 |
1 |
2 |
Информация |
6 |
- |
3 |
Информационные процессы |
7 |
1 |
4 |
Программирование обработки информации |
17 |
1 |
5 |
Итоговый контроль |
1 |
1 |
6 |
Резерв учебного времени |
2 |
- |
Итого |
35 |
4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата план |
Дата факт |
Наименования разделов / темы уроков |
Кол-во часов |
Тема 1. Введение + Входной контроль (1 час + 1 час) |
||||
1 /(1) |
|
|
Вводный инструктаж по охране труда. Организация рабочего места. Структура информатики. |
1 |
2 /(2) |
|
|
Повторение материала пройденного в 9 классе (Входной контроль). |
1 |
Тема 2. Информация (6 часов) |
||||
3 /(1) |
|
|
Понятие информации |
1 |
4 /(2) |
|
|
Представление информации. Языки, кодирование. Практическая работа №1 «Шифрование данных». |
1 |
5 /(3) |
|
|
Измерение информации. Алфавитный подход. |
1 |
6 /(4) |
|
|
Измерение информации. Содержательный подход. |
1 |
7 /(5) |
|
|
Представление чисел в компьютере. |
1 |
8 /(6) |
|
|
Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа №2 «Сжатие текста». |
1 |
Тема 3. Информационные процессы (7 часов) |
||||
9 /(1) |
|
|
Информационные процессы. Хранение информации. |
1 |
10 /(2) |
|
|
Передача информации. |
1 |
11 /(3) |
|
|
Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа №3 «Управление алгоритмическим исполнителем». |
1 |
12 /(4) |
|
|
Автоматическая обработка информации. |
1 |
13 /(5) |
|
|
Практическая работа №4 «Автоматическая обработка данных». |
1 |
14 /(6) |
|
|
Информационные процессы в компьютере. |
1 |
15 (7) |
|
|
Контрольная работа №1 По темам «Информация» и «Информационные процессы». |
1 |
Тема 4. Программирование обработки информации (17 часов) |
||||
16 /(1) |
|
|
Алгоритмы. Структуры алгоритмов. Структурное программирование. |
1 |
17 /(2) |
|
|
Паскаль – язык структурного программирования. |
1 |
18 /(3) |
|
|
Элементы языка Паскаль. Типы данных |
1 |
19 /(4) |
|
|
Программирование линейных алгоритмов: оператор присваивания, ввод и вывод данных. |
1 |
20 /(5) |
|
|
Практическая работа №5 «Программирование линейных алгоритмов» |
1 |
21 /(6) |
|
|
Логические величины и выражения. Программирование ветвлений |
1 |
22 /(7) |
|
|
Практическая работа №6 «Программирование полного и неполного ветвления с использованием условного оператора и логических операций». |
1 |
23 /(8) |
|
|
Программирование циклов: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Вложенные и итерационные циклы. |
1 |
24 /(9) |
|
|
Практическая работа №7 «Программирование цикла с параметром на языке Паскаль» |
1 |
25 /(10) |
|
|
Практическая работа №8 «Программирование на языке Паскаль циклов с предусловием и с постусловием» |
1 |
26 /(11) |
|
|
Подпрограммы и встроенные программы. Программирование подпрограмм. |
1 |
27 /(12) |
|
|
Массивы. |
1 |
28 /(13) |
|
|
Типовые задачи обработки массивов. Практическая работа №8 «Программирование задач на обработку массивов» |
1 |
29 /(14) |
|
|
Символьный тип данных. Строки символов. |
1 |
30 /(15) |
|
|
Практическая работа №9 «Программирование задач со строковым типом данных |
1 |
31 /(16) |
|
|
Презентация проектных заданий |
1 |
32 /(17) |
|
|
Самостоятельная проверочная работа по теме «Программирование обработки информации» |
1 |
Тема 5. Итоговый контроль (1 час) |
||||
33 /(1) |
|
|
Итоговая контрольная работа за 10 класс |
1 |
6.Резерв (2 часа) |
||||
34 |
|
|
Резерв учебного времени |
1 |
35 |
|
|
Резерв учебного времени |
1 |
В процессе освоения программы учащимся предлагается выполнить проектные задания:
1. «выбор конфигурации компьютера»; «настройка BIOS» (на выбор)
2. создание программы на языке Паскаль для решения конкретной практической задачи (игра, тест и т.п.).
Раздел 4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Преподавание курса «Информатика 10 класс» в средней (старшей) школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
1. «Информатика. 10 класс. ФГОС. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина Учебник»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; + Электронная форма учебника.
2. «Информатика и ИКТ. Практикум для 10-11 классов. Базовый уровень Учебное пособие для средней школы. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера, Т.Ю. Шеиной»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011;
3. «Информатика. Программа для старшей школы 10-11 классы. Базовый уровень. И.Г Семакин», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015;
4. «Информатика. УМК для старшей школы. Базовый уровень. ФГОС. Методическое пособие для учителя : М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова». М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016;
5. «Информатика. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе. Г.Н. Овчинникова, О.И. Перескокова, Т.В. Ромашкина, И.Г. Семакин»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г;
Дополнительная литерататура:
1. «Microsoft Office System 2003. Русская версия. Учебный курс. В. Иванов» СПб: Питер, 2004:
2. «Информатика. Практикум по компьютерной графике. Залогова». М.: Лаборатория базовых знаний, 2001;
3. «Проектная деятельность с использованием информационных технологий. 5-9 классы. О.Н. Масленникова». – М.: Дрофа, 2012;
4. «Информатика 10-11 класс. Основные подходы к обучению информатике на старшей ступени. Поурочные разработки по информатике в школе на старшей ступени. Учебное пособие. А.Х. Шелепаева». – М.: Лаборатория базовых знаний, 2009;
5. «Новейшие секреты Интернета. В.Халявин». М.: Мартин, 2013.
Информационные ресурсы:
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. (http://school-collection.edu.ru/).
2. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.
( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).
3. Методическая копилка учителей информатики (http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html/).
4. Сайт взаимопомощи учителей Проект «ИнфоУрок» (http://infourok.ru/informatika.html).
5. Интерактивные наглядные пособия ИКТ ЗАО «Новый диск- трейд».
6. Информатика: прикладные программы ООО «Физикон».
7. Применение Microsoft Excel 2010 ООО «Физикон».
8. Интерактивный учебник. Информатика: модели и процессы ООО «Физикон».
9. Все про Интернет ООО «Физикон».
Аппаратно-технические средства обучения:
1. Персональный компьютер ( стационарный – учительское рабочее место; ноутбуки – рабочие места учащихся)
2. Мультимедийный проектор
3. Экран
4. Принтер (МФУ цветной)
5. Сканер
6. Акустические колонки (на рабочем месте учителя)
7. 3D-принтер
8. 3D-сканер
9. Интернет-выход
10. Белая маркерная доска
11. Магнитно-меловая доска
Программное обеспечение:
1. Операционная система MS Windows 7
2. Пакет офисного программного обеспечения: MS Office, Open Office
3. Блокнот
4. WordPad
5. Калькулятор
6. Графический редактор
7. Клавиатурный тренажер «Руки солиста»
8. Конструктор электронных компьютерных тестов MyTestX
9. Интернет-браузер
10. Среда учебного исполнителя Стрелочка
11. Среда программирования КуМир
12. Среда программирования ABCPascal.net
Наглядные материалы:
1. Стенды
2. Плакаты
3. Презентации к урокам
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.