Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс ФГОС СОО УМК Семакин

  • doc
  • 16.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа ИКТ 10 класс новая 18.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИПИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

СОГЛАСОВАНО

Школьное методическое объединение

Протокол №1

От «__» августа 2018г                

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

для 10 класса

на 2018-2019 учебный год

 

(базовый уровень)

 

 

Учитель:          Федотова Софья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Липицы

2018г.


                                                      Пояснительная записка

 

Составитель: Федотова Софья Николаевна

Согласно разделу ФГОС 18.3.1 «Учебный план среднего общего образования», в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни).

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), на основе авторской программы по информатике и ИКТ (автор И.Г. Семакин). Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования, а также планируемых результатов среднего общего образования.

Рабочая программа по информатике и ИКТ ориентирована на учащихся 10-11  классов. Уровень изучения предмета – базовый. Изучение предмета «Информатика и ИКТ» ведется в 10 классе согласно федеральному учебному плану. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный  час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по информатике и ИКТ (авторы И.Г. Семакин, М.С. Цветкова), рекомендованной Министерством образования и науки РФ («Информатика. Программа для старшей школы 10-11 классы» И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,   2015 г.).

Используемый учебник: Для обучения информатике и ИКТ в МОУ «Липицкая СОШ» на базовом уровне выбрана содержательная линия учебников «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, Т.Ю. Шеиной: 10 класс, 11 класс,  которые разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий.

 

Раздел 1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Предметные результаты

Введение

Учащийся научится:

* Понимать в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

* Понимать из каких частей состоит предметная область информатики

* Познакомится требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

Учащийся получит возможность научиться:

· Закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий

 

Информация

Учащийся научится:

Знать:

· - три философские концепции информации

· - что такое язык представления информации; какие бывают языки

· - понятия «кодирования» и «декодирования» информации

· -  сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

· - определение бита с алфавитной точки зрения;

· - связь между размером алфавита и информационным весом символа;

· Связь между единицами измерения информации; бит, байт, Кб, Мб, Гб;

· - принципы представления данных в памяти компьютера;

· - представление целых чисел;

· - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

· - принципы представления вещественных чисел;

· - способы кодирования текста в компьютере;

· - способы представления изображения; цветовые модели;

· - способы дискретного (цифрового) представления звука;

Уметь:

·          решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения;

·          решать задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход;

·          получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

·          определять по внутреннему коду значение числа;

·          выполнять пересчет количества информации в разные единицы;

·           вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины  цвета;

·  вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

· сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации

Учащийся получит возможность научиться:

· углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

· научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

· научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

·         перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации

·         осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора

· владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира

 

Информационные процессы

Учащийся научится:

Знать:

· историю развития носителей информации;

· современные типы носителей информации и их основные характеристики;

· основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

· основные типы задач обработки информации;

· понятие исполнителя обработки информации;

· понятие алгоритма обработки информации;

· этапы истории развития ЭВМ;

· что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

· архитектура персонального компьютера;

· принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Уметь:

· сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

· рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

Учащийся получит возможность научиться:

· научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий

· познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.)

· узнать о том, что в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты

· выяснить для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)

· устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

· сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире

 

Программирование обработки информации

Учащийся научится:

Знать

· этапы решения задач на компьютере;

· что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

· классификацию структур алгоритмов;

· принципы структурного программирования;

· систему типов данных в Паскале;

· операторы ввода-вывода;

· правила записи арифметических выражений на Паскале;

· оператор присваивания;

· структуру программы на Паскале;

· владение знанием основных конструкций программирования

· условный оператор if;

· оператор выбора select case;

· различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

· различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

· порядок выполнения вложенных циклов;

· понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

· правила описания и использования подпрограмм-функций;

· правила описания и использования подпрограмм-процедур;

· правила программной обработки массивов;

· правила описания символьных величин и символьных строк;

· основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Уметь:

· Описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

· составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;

· программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления;

· программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

· описывать функции и процедуры на Паскале

- составлять типовые программы обработки массивов;

· решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов

· владение навыками алгоритмического мышления и понимания необходимости формального описания алгоритм

Учащийся получит возможность научиться:

· выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц

· программировать итерационные циклы

· программировать вложенные циклы

· выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы

· записывать в программах обращения к функциям и процедурам

· создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её

· Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня

 

Личностные результаты.

· Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

· Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

· Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

· Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

· Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества.

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные универсальные учебные действия

                1.  Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

                2.  Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

                3.  Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты

 

Познавательные универсальные учебные действия

  1. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
  2. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
  3. Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
  4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

                1.  Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

                2.  Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты

 

 

 

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета

 

1.      Введение (1 час +1час входной контроль).

Охрана труда и организация безопасной работы в компьютерном классе. Структура информатики.

 

2.      Информация (6 часов).

Определение информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации (алфавитный и содержательный подходы). Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере. Технологии работы с текстовой и графической информацией. Универсальность дискретного представления информации.

 

3.      Информационные процессы (7 часов).

Процессы хранения, передачи и обработки информации в информационных системах. Информационные основы процессов управления. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере

 

4.      Программирование обработки информации (17 часов).

Понятие и свойства алгоритма. Основы теории алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Языки программирования высокого уровня. Программирование линейных алгоритмов. Программирование алгоритмов с ветвлением. Программирование циклов. Работа с массивами. Работа с символьной информацией. Решение задач средствами программирования.

 

5.      Итоговый контроль (1 час).

Практическая контрольная работа. Компьютерное тестирование.

 

6.      Резерв учебного времени (2 часа).

 

 

 

Раздел 3.  Тематическое планирование, с указанием количества часов,

отводимых,  на освоение каждой темы.

 

№ п/п

Наименование тем

Количество

часов

Количество контрольных работ

1

Введение (+ Входной контроль)

2

1

2

Информация

6

-

3

Информационные процессы

7

1

4

Программирование обработки информации

17

1

5

Итоговый контроль

1

1

6

Резерв учебного времени

2

-

Итого

35

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 п/п

Дата план

Дата факт

Наименования разделов / темы уроков

Кол-во часов

Тема 1. Введение + Входной контроль (1 час + 1 час)

1 /(1)

 

 

Вводный инструктаж по охране труда. Организация рабочего места. Структура информатики.

1

2 /(2)

 

 

Повторение материала пройденного в 9 классе (Входной

 контроль).

1

Тема 2. Информация (6 часов)

3 /(1)

 

 

Понятие информации

1

4 /(2)

 

 

Представление информации. Языки, кодирование.

Практическая работа №1 «Шифрование данных».

1

5 /(3)

 

 

Измерение информации. Алфавитный подход.

1

6 /(4)

 

 

Измерение информации. Содержательный подход.

1

7 /(5)

 

 

Представление чисел в компьютере.

1

8 /(6)

 

 

Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа №2 «Сжатие текста».

1

Тема 3. Информационные процессы (7 часов)

9 /(1)

 

 

Информационные процессы. Хранение информации.

1

10 /(2)

 

 

Передача информации.

1

11 /(3)

 

 

Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа №3 «Управление алгоритмическим исполнителем».

1

12 /(4)

 

 

Автоматическая обработка информации.

1

13 /(5)

 

 

Практическая работа №4 «Автоматическая обработка данных».

1

14 /(6)

 

 

Информационные процессы в компьютере.

1

15 (7)

 

 

Контрольная работа №1 По темам «Информация» и «Информационные процессы».

1

Тема 4. Программирование обработки информации (17 часов)

16 /(1)

 

 

Алгоритмы. Структуры алгоритмов. Структурное программирование.

1

17 /(2)

 

 

Паскаль – язык структурного программирования.

1

18 /(3)

 

 

Элементы языка Паскаль. Типы данных

1

19 /(4)

 

 

Программирование линейных алгоритмов: оператор присваивания, ввод и вывод данных.

1

20 /(5)

 

 

Практическая работа №5 «Программирование линейных алгоритмов»

1

21 /(6)

 

 

Логические величины и выражения. Программирование ветвлений

1

22 /(7)

 

 

Практическая работа №6 «Программирование полного и неполного ветвления с использованием условного оператора и логических операций».

1

23 /(8)

 

 

Программирование циклов: цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Вложенные и итерационные циклы.

1

24 /(9)

 

 

Практическая работа №7 «Программирование цикла с параметром на языке Паскаль»

1

25 /(10)

 

 

Практическая работа №8 «Программирование на языке Паскаль циклов с предусловием и с постусловием»

1

26 /(11)

 

 

Подпрограммы и встроенные программы. Программирование подпрограмм.

1

27 /(12)

 

 

Массивы.

1

28 /(13)

 

 

Типовые задачи обработки массивов. Практическая работа №8 «Программирование задач на обработку массивов»

1

29 /(14)

 

 

Символьный тип данных. Строки символов.

1

30 /(15)

 

 

Практическая работа №9 «Программирование задач со строковым типом данных

1

31 /(16)

 

 

Презентация проектных заданий

1

32 /(17)

 

 

Самостоятельная проверочная работа по теме  «Программирование обработки информации»

1

Тема 5. Итоговый контроль (1 час)

33 /(1)

 

 

Итоговая контрольная работа за 10 класс

1

6.Резерв (2 часа)

34

 

 

Резерв учебного времени

1

35

 

 

Резерв учебного времени

1

 

В процессе освоения программы учащимся предлагается выполнить проектные задания:

1.       «выбор конфигурации компьютера»; «настройка BIOS» (на выбор)

2.      создание программы на языке Паскаль для решения конкретной практической задачи (игра, тест и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Литература:

Преподавание курса «Информатика 10 класс» в средней (старшей) школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

 

1.      «Информатика. 10 класс. ФГОС. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина Учебник»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;  + Электронная форма учебника.

2.      «Информатика и ИКТ. Практикум для 10-11 классов. Базовый уровень Учебное пособие для средней школы. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера, Т.Ю. Шеиной»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011;

3.      «Информатика. Программа для старшей школы 10-11 классы. Базовый уровень.  И.Г Семакин», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015;

4.      «Информатика. УМК для старшей школы. Базовый уровень. ФГОС. Методическое пособие для учителя : М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова». М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016;

5.      «Информатика. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе. Г.Н. Овчинникова, О.И. Перескокова, Т.В. Ромашкина, И.Г. Семакин»., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г;

 

Дополнительная литерататура:

1.        «Microsoft Office System 2003. Русская версия. Учебный курс. В. Иванов» СПб: Питер, 2004:

2.        «Информатика. Практикум по компьютерной графике. Залогова». М.: Лаборатория базовых знаний, 2001;

3.        «Проектная деятельность с использованием информационных технологий. 5-9 классы. О.Н. Масленникова». – М.: Дрофа, 2012;

4.        «Информатика 10-11 класс. Основные подходы к обучению информатике на старшей ступени. Поурочные разработки по информатике в школе на старшей ступени. Учебное пособие. А.Х. Шелепаева». – М.: Лаборатория базовых знаний, 2009;

5.        «Новейшие секреты Интернета. В.Халявин». М.: Мартин, 2013.

 

Информационные ресурсы:

1.      Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. (http://school-collection.edu.ru/).

2.      Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.   

( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).

3.      Методическая копилка учителей информатики (http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html/).

4.      Сайт взаимопомощи учителей Проект «ИнфоУрок»  (http://infourok.ru/informatika.html).

5.       Интерактивные наглядные пособия ИКТ ЗАО «Новый диск- трейд».

6.      Информатика: прикладные программы ООО «Физикон».

7.      Применение Microsoft Excel 2010 ООО «Физикон».

8.      Интерактивный учебник. Информатика: модели и процессы ООО «Физикон».

9.      Все про Интернет ООО «Физикон».

 

Аппаратно-технические средства обучения:

 

1.      Персональный компьютер ( стационарный – учительское рабочее место; ноутбуки – рабочие места учащихся)

2.      Мультимедийный проектор

3.      Экран

4.      Принтер (МФУ цветной)

5.       Сканер

6.      Акустические колонки (на рабочем месте учителя)

7.      3D-принтер

8.      3D-сканер

9.      Интернет-выход

10.  Белая маркерная доска

11.  Магнитно-меловая доска

 

Программное обеспечение:

 

1.      Операционная система MS Windows 7

2.      Пакет офисного программного обеспечения: MS Office, Open Office

3.      Блокнот

4.      WordPad

5.      Калькулятор

6.      Графический редактор

7.      Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

8.      Конструктор электронных компьютерных тестов MyTestX

9.      Интернет-браузер

10.  Среда учебного исполнителя Стрелочка

11.  Среда программирования КуМир

12.  Среда программирования ABCPascal.net

 

Наглядные материалы:

1.      Стенды

2.      Плакаты

3.      Презентации к урокам


Скачано с www.znanio.ru