Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
142280 Московская область г.Протвино, ул. Гагарина , д.7
тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________О.В.Хоменко «___» _____________2018г. |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________ Л.И.Иващенко «___» _______________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2019-2020 учебный год
КЛАСС 6 класс
ПРЕДМЕТ история
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ 68 ч.
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ базовый
ФИО учителя Прусова С.И.
Протвино 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе нормативно – правовых актов:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ( с изменениями на 05.07.2017 г., приказ № 629)
- Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 г. № 1643 и от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 ""Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- Примерные программы, созданные на основе ФГОС ООО
-«Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2».
Цели и задачи курса (предмета).
Цели курса:
· сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
· осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
· охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
· показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);
· уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама;
· формирование у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути России и населяющих ее народов, об основных этапах, событиях и деятелях российской истории с древнейших времен до конца XV в.
Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие задачи:
· показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
· Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы.: пособие для учителей общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014 г.
2. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2017.
Особенности организации учебного процесса
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов – 34 учебные недели (2 часа в неделю), что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе. В процессе обучения сохранён порядок изучения тем, сохранено количество часов, выделенных на контрольные, тестовые и другие письменные работы.
Содержание учебного предмета, курса
№ |
Основное содержание предмета по темам |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Введение Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации. Глава 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв) Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого. Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма. Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов. Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого. |
5 ч.
|
Формулировать определения племенные союзы, свободные общинники, народное ополчение, феодализм, феодал, зависимый крестьянин, раннефеодальное государство, феодальная раздробленность, междоусобные войны, феодальная лестница., сеньор, вассал. Сравнивать родовую общину и соседскую, положение рабов и зависимых крестьян. Давать личностную характеристику историческим деятелям. Анализировать причины слабости королевской власти. Показывать на карте территории феодальных государств.
|
2. |
Глава 2.Византийская империя и славяне в VI – XI веках. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир. |
3 ч. |
Формулировать определения мозаика, смальта, фреска, канон, вече. Определять специфику государственного устройства Византии, влияние христианства на развитие византийской культуры. Называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру. |
3.
|
Глава 3. Арабы в VI – XI вв. Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира. |
1 ч |
Формулировать определения бедуины, эмират, халифат, ислам. Определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры. Показывать на карте территорию арабского государства. |
4. |
Глава 4. Феодалы и крестьяне. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада. |
2 ч. |
Формулировать определения замок, донжон, феодальная вотчина, барщина, оброк, церковная десятина, натуральное хозяйство. Описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок. Анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников. |
5. |
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада. |
3 ч |
Формулировать определения коммуна, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, банк Составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу». Называть функции и правила цехов. Сравнивать понятия «натуральное хозяйство» и «товарное хозяйство», жизнь людей в городе и деревне. |
6. |
Раздел 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир. Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов. |
3 ч. |
Формулировать определения сословия, индульгенция, еретики, инквизиция, монашеские ордена, крестоносцы, крестовые походы. Называть основные различия между православной и католической церковью, причины и последствия крестовых походов. Составлять план рассказа «Последствия крестовых походов». Давать собственную оценку крестовым походам и их последствиям. Показывать на карте направления крестовых походов. |
7. |
Глава 7.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XVвв.) Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами. |
5 ч. |
Формулировать определения Генеральные Штаты, парламент, сословно-представительная монархия, хартия, реформы, Жакерия, централизованное государство, Реконкиста. Называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти, причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны, причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции. Извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника. Аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод. Давать личностную характеристику Жанны д´Арк. Объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших. Определять причины поражения крестьянских восстаний. |
8. |
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн. Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы. |
2 ч. |
Формулировать определения гуситы, умеренные, табориты, сейм турки-османы. Называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь, причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания. Анализировать причины побед гуситов. Определять причины поражения гуситов, итоги гуситского движения.. |
9. |
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения. |
2 ч. |
Формулировать определения университет, декан, ректор, магистры, диспуты, трубадуры, ваганты, готика, Возрождение, гуманисты. Называть выдающихся деятелей культуры XIV-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры. |
10. |
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (1 час) Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура. Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков. |
2 ч. |
Называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций. |
11. |
Введение Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. |
ч. |
Формулировать определения индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, бортничество, вече, идолы. Показывать на карте Хазарский каганат, путь из варяг в греки, расселение восточных славян. Называть восточнославянские племена, их занятия и верования, черты племенного управления. Извлекать полезную информацию из исторических источников. Составлять развернутый план изложения темы.
|
12. |
Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в. Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
|
ч. |
Формулировать определения уроки, погосты, полюдье, смерды, закупы, рядовичи, холопы, «Русская правда», «Правда Ярославичей» Показывать расселение восточных славян, Древнерусское государство. Называть восточнославянские племена, имена и деяния первых русских князей. Извлекать полезную информацию из исторических источников. Анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги. Давать личностную характеристику русских князей. Составлять развернутый план изложения темы. Определять значение принятия христианства, причины междоусобиц. |
13. |
Глава 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». |
ч. |
Формулировать определения половцы Характеризовать политику Владимира Мономаха, Называть причины феодальной раздробленности. Извлекать полезную информацию из исторических источников. Определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей, их направления деятельности. Излагать подготовленные сообщения по теме.
|
14. |
Глава 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу- дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. |
ч. |
Формулировать определения боярская республика, посадник, тысяцкий, монголо-татарское иго, баскак, ярлык, орден крестоносцев. Характеризовать государственно-политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской республики. Извлекать полезную информацию из исторических источников. Определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей, их направления деятельности. Показывать на карте русские княжества и Новгородскую республику, маршрут завоеваний Батыя. Излагать подготовленные сообщения по теме. Сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики. Анализировать причины завоевания Батыем Руси. Рассказывать с опорой на карту о Невской битве и Ледовом побоище. Делать вывод об историческом значении побед А.Невского, о последствиях зависимости Руси от Золотой Орды, о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству. |
15. |
Глава 5. Формирование единого Русского государства Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
|
ч. |
Формулировать определения феодальная война, уния, Боярская дума, уезды, волости, кормления, местничество, помещик, Судебник, пожилое, крепостная зависимость, ереси, иосифляне, нестяжатели. Называть предпосылки объединения Русского государства, изменения, произошедшие в Русской православной церкви. Давать оценку личности и политике Ивана Калиты, Ивана III. Делать выводы о причинах возвышения Москвы, о неизбежности столкновения Руси с Ордой, об источниках конфликта между князьями, об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига. Реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту. Извлекать полезную информацию из исторических источников. Характеризовать политическое устройство Московского государства, взаимоотношения власти и церкви. Проводить исторические параллели между историческими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения. |
Планируемые результаты
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
· первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· познавательный интерес к прошлому своей Родины;
· изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
· проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
· уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
· навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
· уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
· обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
· расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.
Метапредметные результаты обучения истории в основной школе. Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
· выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
· работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
· в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
· способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
· формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
· планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
Познавательные УУД:
· работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т.д.);
· собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
· использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
· привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
· ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
· определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
· логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
· применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
· использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
Коммуникативные УУД:
· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, договариваться друг с другом и т. д.)
· в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
· учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
· уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
· оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
· определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
· готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
Предметные результаты:
· определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
· установление синхронистических связей истории Руси, России и стран Европы и Азии;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· определение и использование исторических понятий и терминов;
· овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
· использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Руси, России во всемирно-историческом процессе изучаемого периода;
· использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
· изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
· описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
· понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
· высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
· описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
· поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории древней и Московской Руси;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
· понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
· оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
· различение достоверной и вымышленной (мифологической, легендарной) информации в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
· сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
· определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
· систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV ― начале XVI в.);
· поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
· приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
· личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
· уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период
Требования к уровню подготовки
Ученик научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Ученик получит возможность научиться:
· давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
· сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
· составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
· сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
· видеть проявления влияния средневекового искусства в окружающей среде;
· высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Средневековья в мировой истории.
УМК и техническое оснащение учебного процесса
2. Всеобщая история.Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы.: пособие для учителей общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014 г.
3. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2017.
4. История России, 6 класс, учебник для общеобразовательных организаций под ред. А.В.Торкунова, в 2-х частях – М., Просвещение, 2016 г.
5. Исторические карты
6. Презентации
7. Интернет-ресурсы
КТП
Предмет история, 6-а класс
Количество часов - 68
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Форма контроля |
Примечание |
|
План |
Корректировка |
||||
1. |
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ № 36. Введение Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) § 1 Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. |
|
|
|
|
2. |
§ 2 Христианская церковь в раннее Средневековье. |
|
|
|
|
3. |
§ 3 Возникновение и распад империи Карла Великого. |
|
|
|
|
4. |
§ 4 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. |
|
|
|
|
5. |
§ 5 Англия в раннее средневековье. |
|
|
|
|
6. |
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках. § 6-7 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. |
|
|
|
|
7. |
§ 8 Образование славянских государств. |
|
|
|
|
8. |
Повторение по теме «Становление средневековой Европы (VI-XI века)». |
|
|
|
|
9. |
Глава 3. Арабы в VI-XI вв. § 9-10 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. |
|
|
|
|
10. |
Глава 4. Феодалы и крестьяне § 11 Средневековая деревня и ее обитатели. |
|
|
|
|
11. |
§ 12 В рыцарском замке. |
|
|
|
|
12. |
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европы. § 13 Формирование средневековых городов. Городское ремесло. |
|
|
|
|
13. |
§ 14 Торговля в Средние века. |
|
|
|
|
14. |
§ 15 Горожане и их образ жизни. |
|
|
|
|
15. |
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIIIвв. Крестовые походы. § 16 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики |
|
|
|
|
16. |
§ 17 Крестовые походы.
|
|
|
|
|
17. |
Повторение по темам «Расцвет средневековья. Католическая церковь в XI-XIII вв.». |
|
|
|
|
18. |
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека). § 18 Как происходило объединение Франции. |
|
|
|
|
19. |
§ 19 Что англичане считают началом своих свобод. |
|
|
|
|
20. |
§ 20 Столетняя война. |
|
|
|
|
21. |
§ 21 Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. |
|
|
|
|
22. |
§ 22-23 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оказавшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках. |
|
|
|
|
23. |
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках. § 24 Гуситское движение в Чехии. |
|
|
|
|
24. |
§ 25 Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
|
|
|
|
25. |
Глава 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. § 26-28 Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство. |
|
|
|
|
26. |
§ 29-30 Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. |
|
|
|
|
27. |
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. § 31-32 Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
|
|
|
|
28. |
Повторение по темам «Образование централизованных государств в Западной Европе. Гуситское движение в Чехии. Османская империя». |
|
|
|
|
29. |
Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. § 1 Древние люди и их стоянки на территории современной России. |
|
|
|
|
30. |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. |
|
|
|
|
31. |
§ 2 Образование первых государств. |
|
|
|
|
32. |
§ 3 Восточные славяне и их соседи. |
|
|
|
|
33. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». |
|
|
|
|
34. |
Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в. § 4 Первые известия о Руси. |
|
|
|
|
35. |
§ 5 Становление Древнерусского государства. |
|
|
|
|
36. |
§ 5 Становление Древнерусского государства. |
|
|
|
|
37. |
§ 6 Правление князя Владимира. Крещение Руси. |
|
|
|
|
38. |
§ 7 Русское государство при Ярославе Мудром. |
|
|
|
|
39. |
§ 8 Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. |
|
|
|
|
40. |
§ 9 Общественный строй и церковная организация на Руси. |
|
|
|
|
41. |
§ 10 Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. |
|
|
|
|
42. |
§ 11. Повседневная жизнь населения. |
|
|
|
|
43. |
Место и роль Руси в Европе. |
|
|
|
|
44. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XII в.» |
|
|
|
|
45. |
Глава 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. § 12 Политическая раздробленность в Европе и на Руси. |
|
|
|
|
46. |
§ 13 Владимиро-Суздальское княжество. |
|
|
|
|
47. |
§ 14 Новгородская республика. |
|
|
|
|
48. |
Южные и юго-западные русские княжества. |
|
|
|
|
49. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.». |
|
|
|
|
50. |
Глава 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. § 15 Монгольская империя и изменение политической картины мира. |
|
|
|
|
51. |
§ 16 Батыево нашествие на Русь. |
|
|
|
|
52. |
§ 17 Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. |
|
|
|
|
53. |
§ 18 Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. |
|
|
|
|
54. |
§ 19 Литовское государство и Русь. |
|
|
|
|
55. |
§ 20 Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. |
|
|
|
|
56. |
§ 21 Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. |
|
|
|
|
57. |
§ 22 Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII ― XIV в. |
|
|
|
|
58. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» |
|
|
|
|
59. |
Глава 5. Формирование единого Русского государства. § 23 Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
|
|
|
|
60. |
§ 24 Московское княжество в первой половине XV в. |
|
|
|
|
61. |
§ 25 Распад Золотой Орды и его последствия. |
|
|
|
|
62. |
§ 26 Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
|
|
|
|
63. |
Русская православная церковь в XV — начале XVI в. |
|
|
|
|
64. |
Человек в Российском государстве Человек в Российском государстве. |
|
|
|
|
65. |
§ 27 Формирование культурного пространства единого Российского государства. |
|
|
|
|
66. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства». |
|
|
|
|
67. |
Итоговое повторение. |
|
|
|
|
68. |
Итоговое повторение. |
|
|
|
|
КТП
Предмет история, 6-б класс
Количество часов - 68
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Форма контроля |
Примечание |
|
План |
Корректировка |
||||
1. |
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ № 36. Введение Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) § 1 Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. |
|
|
|
|
2. |
§ 2 Христианская церковь в раннее Средневековье. |
|
|
|
|
3. |
§ 3 Возникновение и распад империи Карла Великого. |
|
|
|
|
4. |
§ 4 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. |
|
|
|
|
5. |
§ 5 Англия в раннее средневековье. |
|
|
|
|
6. |
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках. § 6-7 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. |
|
|
|
|
7. |
§ 8 Образование славянских государств. |
|
|
|
|
8. |
Повторение по теме «Становление средневековой Европы (VI-XI века)». |
|
|
|
|
9. |
Глава 3. Арабы в VI-XI вв. § 9-10 Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. |
|
|
|
|
10. |
Глава 4. Феодалы и крестьяне § 11 Средневековая деревня и ее обитатели. |
|
|
|
|
11. |
§ 12 В рыцарском замке. |
|
|
|
|
12. |
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европы. § 13 Формирование средневековых городов. Городское ремесло. |
|
|
|
|
13. |
§ 14 Торговля в Средние века. |
|
|
|
|
14. |
§ 15 Горожане и их образ жизни. |
|
|
|
|
15. |
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIIIвв. Крестовые походы. § 16 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики |
|
|
|
|
16. |
§ 17 Крестовые походы.
|
|
|
|
|
17. |
Повторение по темам «Расцвет средневековья. Католическая церковь в XI-XIII вв.». |
|
|
|
|
18. |
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека). § 18 Как происходило объединение Франции. |
|
|
|
|
19. |
§ 19 Что англичане считают началом своих свобод. |
|
|
|
|
20. |
§ 20 Столетняя война. |
|
|
|
|
21. |
§ 21 Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. |
|
|
|
|
22. |
§ 22-23 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оказавшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках. |
|
|
|
|
23. |
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках. § 24 Гуситское движение в Чехии. |
|
|
|
|
24. |
§ 25 Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
|
|
|
|
25. |
Глава 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. § 26-28 Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство. |
|
|
|
|
26. |
§ 29-30 Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. |
|
|
|
|
27. |
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. § 31-32 Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
|
|
|
|
28. |
Повторение по темам «Образование централизованных государств в Западной Европе. Гуситское движение в Чехии. Османская империя». |
|
|
|
|
29. |
Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. § 1 Древние люди и их стоянки на территории современной России. |
|
|
|
|
30. |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. |
|
|
|
|
31. |
§ 2 Образование первых государств. |
|
|
|
|
32. |
§ 3 Восточные славяне и их соседи. |
|
|
|
|
33. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности». |
|
|
|
|
34. |
Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в. § 4 Первые известия о Руси. |
|
|
|
|
35. |
§ 5 Становление Древнерусского государства. |
|
|
|
|
36. |
§ 5 Становление Древнерусского государства. |
|
|
|
|
37. |
§ 6 Правление князя Владимира. Крещение Руси. |
|
|
|
|
38. |
§ 7 Русское государство при Ярославе Мудром. |
|
|
|
|
39. |
§ 8 Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. |
|
|
|
|
40. |
§ 9 Общественный строй и церковная организация на Руси. |
|
|
|
|
41. |
§ 10 Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. |
|
|
|
|
42. |
§ 11. Повседневная жизнь населения. |
|
|
|
|
43. |
Место и роль Руси в Европе. |
|
|
|
|
44. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XII в.» |
|
|
|
|
45. |
Глава 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. § 12 Политическая раздробленность в Европе и на Руси. |
|
|
|
|
46. |
§ 13 Владимиро-Суздальское княжество. |
|
|
|
|
47. |
§ 14 Новгородская республика. |
|
|
|
|
48. |
Южные и юго-западные русские княжества. |
|
|
|
|
49. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII — начале XIII в.». |
|
|
|
|
50. |
Глава 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. § 15 Монгольская империя и изменение политической картины мира. |
|
|
|
|
51. |
§ 16 Батыево нашествие на Русь. |
|
|
|
|
52. |
§ 17 Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. |
|
|
|
|
53. |
§ 18 Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. |
|
|
|
|
54. |
§ 19 Литовское государство и Русь. |
|
|
|
|
55. |
§ 20 Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. |
|
|
|
|
56. |
§ 21 Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. |
|
|
|
|
57. |
§ 22 Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII ― XIV в. |
|
|
|
|
58. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII — XIV в.» |
|
|
|
|
59. |
Глава 5. Формирование единого Русского государства. § 23 Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
|
|
|
|
60. |
§ 24 Московское княжество в первой половине XV в. |
|
|
|
|
61. |
§ 25 Распад Золотой Орды и его последствия. |
|
|
|
|
62. |
§ 26 Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
|
|
|
|
63. |
Русская православная церковь в XV — начале XVI в. |
|
|
|
|
64. |
Человек в Российском государстве Человек в Российском государстве. |
|
|
|
|
65. |
§ 27 Формирование культурного пространства единого Российского государства. |
|
|
|
|
66. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства». |
|
|
|
|
67. |
Итоговое повторение. |
|
|
|
|
68. |
Итоговое повторение. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.