Пояснительная записка
к рабочей программе по истории
11 класс
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Цели
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основными задачами данного курса являются:
· систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;
· обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, «доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
· представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
· формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
· осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;
· воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;
· формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
· воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.
Принципиальными позициями, которые заложены в данную программу, являются:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся традиций, установок, доктрин;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать:
· Основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;
· Периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
· Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· Историческую обусловленность современных общественных процессов;
· Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
Уметь:
· Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· Различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
· Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
· Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· Определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на своё представление об их исторической обусловленности,
· Критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;
· Уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;
· Осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Тематическое планирование по истории (11 класс)
«История России» В. И. Буганов, П.Н. Зырянов, «История России XX-XXI вв.» А.Ф. Киселев, В.П. Попов
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Тип урока. |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|||
История России (XIX в.) |
|||||||||
1 |
Введение. |
1 |
|
|
|
|
|||
2 |
Россия в начале XIX в. |
1 |
Классы, буржуазия, промышленный переворот. |
Урок изучения нового материала. |
П.54 стр.115 |
|
|||
3 |
Короткое царствование Павла I |
1 |
|
Комбинированный. |
П.55 стр.123 |
|
|||
4 |
Начало царствования Александра I. |
1 |
«Негласный комитет» |
Комбинированный. |
П.55 стр.125 |
|
|||
5 |
Начало Отечественной войны. |
1 |
|
Комбинированный. |
П.56 стр.131 |
|
|||
6 |
Завершение Отечественной войны 1812 г. |
1 |
|
Комбинированный. |
П.57 стр.138 |
|
|||
7 |
Внутренняя политика Александра I. |
1 |
«Союз спасения», «Союз благоденствия», « Русская правда». |
Лекция. |
П.58 стр.142 |
|
|||
8 |
Восстание декабристов. |
1 |
Декабристы. |
Комбинированный. |
П.58 стр.145 |
|
|||
9 |
Начало правления Николая I. |
1 |
Теория« официальной народности». |
|
П.59-60 |
|
|||
10 |
Общественная жизнь России. |
1 |
|
|
П.61 стр.160 |
|
|||
11 |
Крымская война. |
1 |
|
Комбинированный. |
П.62 стр.166 |
|
|||
12 |
Образование и наука. |
1 |
«История Государства Российского». |
|
П.63 стр.177 |
|
|||
13 |
Контрольная работа. |
1 |
|
Контрольный. |
|
|
|||
14 |
Накануне отмены крепостного права. |
1 |
«Колокол», «Современник». |
Лекция с элементами беседы. |
П.67 стр.209 |
|
|||
15 |
Отмена крепостного права в России. |
1 |
Крепостное право, манифест. |
Комбинированный. |
П.68-69 |
|
|||
16 |
Либеральные реформы. |
1 |
|
|
П.70 стр.216 |
|
|||
17 |
Промышленность и транспорт. |
1 |
Инфраструктура, промышленный переворот. |
Комбинированный. |
П.71 стр.220 |
|
|||
18 |
Общественное движение. |
1 |
Народничество. |
|
П.73 стр.229 |
|
|||
19 |
Внешняя политика. |
1 |
«Союз трех императоров». |
Комбинированный. |
П.73 стр.238 |
|
|||
20 |
Контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|||
Россия в ХХ-ХХI вв. |
|
||||||||
21 |
Население страны. |
1 |
|
Лекция. |
П.1 стр.4 |
|
|||
22 |
Экономическое развитие. |
1 |
Индустриализация. |
|
П.2стр.8 |
|
|||
23 |
Общественно-политическая жизнь. |
1 |
«Якобинство» |
Комбинированный. |
П.3 стр.16 |
|
|||
24 |
Внешняя политика России. |
1 |
Тройственный союз |
|
П.4 стр.25 |
|
|||
25 |
Россия в первой мировой войне. |
1 |
Империалистическая война. |
Комбинированный. |
П.5 стр.32 |
|
|||
26 |
Духовная жизнь общества. |
1 |
Геликоптер. |
|
П.6 стр.39 |
|
|||
27 |
Крушение монархии. |
1 |
|
|
П.7 стр.48 |
|
|||
28 |
В горниле революции. |
1 |
«Двоевластие», |
Комбинированный. |
П.8 стр.53 |
|
|||
29 |
Становление большевистской диктатуры |
1 |
СНК, ВЦИК, РСФСР, «военный коммунизм», большевики, |
|
П.9 стр.61 |
|
|||
30 |
Гражданская война. |
1 |
Эксплуататоры. |
|
П.10 стр.71 |
|
|||
31 |
Повторение. |
1 |
|
|
|
|
|||
32 |
Контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|||
33 |
Образование СССР. |
1 |
СССР, ИККИ, |
Лекция. |
П.11 стр.81 |
|
|||
34 |
Новая экономическая политика. |
1 |
НЭП, продразверстка. |
|
П.12 стр.90 |
|
|||
35 |
Строительство социализма. |
1 |
Социализм. |
Комбинированный. |
П.13 стр.98 |
|
|||
36 |
Сталинская «революция сверху». |
1 |
Кулачество, коллективизация, трудодень, спецпоселенцы. |
|
П.14 стр.108 |
|
|||
37 |
Советская идеология и культура. |
1 |
|
|
П.15 стр.115 |
|
|||
38 |
Работа с понятиями. |
1 |
|
|
|
|
|||
39 |
СССР в предвоенном мире. |
1 |
Катынь , план «Барбаросса». |
|
П. 16 стр.124 |
|
|||
40 |
Начальный этап войны. |
1 |
ГКО, приказ № 227, оккупация. |
|
П. 17 стр.132 |
|
|||
41 |
Коренной перелом. |
1 |
Оборона, ополчение, оккупация. |
|
П. 18 стр.142 |
|
|||
42 |
Победы Красной Армии в 1944-1945 гг. |
1 |
Коллаборационизм, депортация. |
|
П. 19 стр.151 |
|
|||
43 |
Союзнические отношения и советская дипломатия. |
1 |
Демилитаризация, ленд-лиз, ООН. |
|
П.20 стр.159 |
|
|||
44 |
Экономика, тыл, и культура в годы войны. |
1 |
Тыл, эвакуация. |
|
П.21 стр.164 |
|
|||
45 |
Источники победы. |
1 |
|
Комбинированный. |
П.22 стр.172 |
|
|||
46 |
Повторение. |
1 |
|
|
|
|
|||
47 |
Контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|||
48 |
Рождение сверхдержавы «холодная война» |
1 |
Сверхдержава, «холодная война». |
|
П.23 стр.181 |
|
|||
49 |
Сталинизм и послевоенное время. |
1 |
«Ленинградское дело», «дело врачей». |
|
П.24 стр.190 |
|
|||
50 |
Работа с понятиями. |
1 |
|
|
|
|
|||
51 |
Реформы и реформаторы. |
1 |
Реформа, «оттепель», культ личности. |
Лекция. |
П. 25 стр.197 |
|
|||
52 |
Внешняя политика. |
1 |
Дезинформация. |
|
П.26 стр.205 |
|
|||
53 |
Идеология , образование. |
1 |
|
|
П.27 стр.211 |
|
|||
54 |
Время консерваторов. |
1 |
Застой, КГБ. |
Комбинированный |
П.28 стр.220 |
|
|||
55 |
Внешнеполитический курс. |
1 |
|
|
П.29 стр.228 |
|
|||
56 |
Накануне перемен. |
1 |
Диссидент. |
Комбинированный |
П.30 стр.238 |
|
|||
57 |
Реформы Горбачева. |
1 |
ЦК КПСС, СЭВ. |
|
П.31 стр.250 |
|
|||
58 |
Распад СССР. |
1 |
ГКЧП, СНГ. |
Дискуссия |
П.32 стр.260 |
|
|||
59 |
Трудный путь к демократии. |
1 |
Демократия, импичмент. |
Комбинированный. |
П.34 стр.267 |
|
|||
60 |
Экономические реформы. |
1 |
|
|
П.35 стр.275 |
|
|||
61 |
Внешнеполитический курс России. |
1 |
«Большая восьмерка» |
|
П.36 стр.282 |
|
|||
62 |
Работа с понятиями. |
1 |
|
|
|
|
|||
63 |
Российская культура. |
1 |
|
|
П.37 стр.288 |
|
|||
64 |
Новый курс президента Путина. |
1 |
|
Лекция |
П.38 стр.282 |
|
|||
65 |
Современная Россия |
1 |
|
Комбинированный |
П.38 стр.302 |
|
|||
66 |
Повторение. |
1 |
|
|
|
|
|||
67 |
Контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
|||
68 |
Итоговое повторение. |
1 |
|
|
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.