ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе 85 часов (из них 17 часов составляет модуль
«Введение в новейшую историю России»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати.
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараонреформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства.
Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская.
Древний Рим
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
6 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси:
причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И.Гутенберг.
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат.
Волжская Булгария.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природноклиматический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей.
Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси.
Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись.
Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси:
Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. Золотая орда:
государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля.
Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).
Обобщение
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира;
осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей
как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях
природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме
таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее
решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных
результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и
окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
• называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
• определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
• группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
• устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
• называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
• различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
• извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
• характеризовать условия жизни людей в древности;
• рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
• рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
• давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
• раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
• сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
• объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
• Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым
событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
• высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
• раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
• выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
• называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
• устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
• группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
• находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное
описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
• различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
• характеризовать авторство, время, место создания источника;
• выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
• находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
• рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
• составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
• рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
• представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
• раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
• проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
• излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
• высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.
8. Применение исторических знаний:
• объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
• выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
|
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. История Древнего мира |
|
|
|
||
1.1 |
Введение |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
1.2 |
Первобытность |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК |
|
|
|
|
|
https://m.edsoo.ru/7f41393a |
Итого по разделу |
6 |
|
|||
Раздел 2. Древний мир. Древний Восток |
|||||
2.1 |
Древний Египет |
7 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
2.2 |
Древние цивилизации Месопотамии |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
2.3 |
Восточное Средиземноморье в древности |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
2.4 |
Персидская держава |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
2.5 |
Древняя Индия |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
2.6 |
Древний Китай |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
Итого по разделу |
20 |
|
|||
Раздел 3. Древняя Греция. Эллинизм |
|||||
3.1 |
Древнейшая Греция |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
3.2 |
Греческие полисы |
10 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
3.3 |
Культура Древней Греции |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
3.4 |
Македонские завоевания. Эллинизм |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
Итого по разделу |
20 |
|
Раздел 4. Древний Рим |
|
|
|||
4.1 |
Возникновение Римского государства |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
4.2 |
Римские завоевания в Средиземноморье |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
4.3 |
Поздняя Римская республика. Гражданские войны |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
4.4 |
Расцвет и падение Римской империи |
6 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
4.5 |
Культура Древнего Рима |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a |
Итого по разделу |
20 |
|
|
|
|
Обобщение |
2 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
0 |
0 |
|
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
|
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков |
|
|
|||
1.1 |
Введение |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.2 |
Народы Европы в раннее Средневековье |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.3 |
Византийская империя в VI—XI вв. |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.4 |
Арабы в VI—ХI вв. |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.5 |
Средневековое европейское общество |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.6 |
Государства Европы в XII—XV вв. |
4 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.7 |
Культура средневековой Европы |
2 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.8 |
Страны Востока в Средние века |
3 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.9 |
Государства доколумбовой Америки в Средние века |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
1.10 |
Обобщение |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
Итого по разделу |
23 |
|
|
|
Раздел 2. История России. От Руси к Российскому государству |
|
|
|||
2.1 |
Введение |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
2.2 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. |
5 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
2.3 |
Русь в IX — начале XII в. |
13 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
2.4 |
Русь в середине XII — начале XIII в. |
6 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
2.5 |
Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в. |
10 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
2.6 |
Формирование единого Русского государства в XV в. |
8 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
2.7 |
Наш край с древнейших времен до конца XV в. |
1 |
|
|
|
2.8 |
Обобщение |
1 |
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
Итого по разделу |
45 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
0 |
0 |
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
|
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
1 |
Что изучает история. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8d54 |
2 |
Историческая хронология. Историческая карта |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8f2a |
3 |
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f9380 |
4 |
Появление человека разумного |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f9740 |
5 |
Древнейшие земледельцы и скотоводы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f9c68 |
6 |
От первобытности к цивилизации |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa050 |
7 |
Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa244 |
8 |
Возникновение государственной власти. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa6ea |
9 |
Условия жизни, положение и повинности населения |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fabea |
10 |
Отношения Египта с соседними народами |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fadfc |
11 |
Управление государством (фараон, вельможи, чиновники) |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863faa50 |
12 |
Религиозные верования египтян |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb130 |
13 |
Познания древних египтян |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb324 |
14 |
Природные условия Месопотамии (Междуречья) и их влияние на занятия населения. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb540 |
15 |
Древний Вавилон. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb748 |
16 |
Ассирия. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fbac2 |
17 |
Нововавилонское царство. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fbdd8 |
18 |
Финикия. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863fbfcc |
19 |
Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc26a |
20 |
Завоевания персов. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc4c2 |
21 |
Государственное устройство Персидской державы. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc6ca |
22 |
Древняя Индия. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc8dc |
23 |
Религиозные верования и культура древних индийцев. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fcaf8 |
24 |
Древний Китай. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fce2c |
25 |
Правление династии Хань. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd07a |
26 |
Религиозно-философские учения, наука и изобретения древних китайцев. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd336 |
27 |
Природные условия Древней Греции и их влияние на занятия населения. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd5c0 |
28 |
Древнейшие государства Греции. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd836 |
29 |
Троянская война. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a31a |
30 |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a770 |
31 |
Подъем хозяйственной жизни греческих полисов после «темных веков» |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a91e |
32 |
Образование городовгосударств. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640aae0 |
33 |
Великая греческая колонизация |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8640ac84 |
34 |
Афины: утверждение демократии |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640ae32 |
35 |
Спарта: основные группы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
|
населения, общественное устройство |
|
|
|
|
https://m.edsoo.ru/8640afcc |
36 |
Греко-персидские войны |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b1ca |
37 |
Крупные сражения грекоперсидских войн и их итоги |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b382 |
38 |
Расцвет Афинского государства |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b508 |
39 |
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b67a |
40 |
Пелопоннесская война |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b7f6 |
41 |
Религия древних греков |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b990 |
42 |
Образование и наука в Древней Греции |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640bb16 |
43 |
Искусство и досуг в Древней Греции |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640bcf6 |
44 |
Возвышение Македонии |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640be72 |
45 |
Александр Македонский и его завоевания на Востоке |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640c002 |
46 |
Эллинистические государства Востока |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640c1c4 |
47 |
Природа и население Апеннинского полуострова в древности |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886460aa |
48 |
Республика римских граждан |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
|
|
|
|
|
|
https://m.edsoo.ru/886465e6 |
49 |
Верования древних римлян |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886469b0 |
50 |
Войны Рима с Карфагеном |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646848 |
51 |
Ганнибал; битва при Каннах |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646adc |
52 |
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646c1c |
53 |
Социально-экономическое развитие поздней Римской республики |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646d5c |
54 |
Реформы Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646e7e |
55 |
Гражданская война и установление диктатуры Суллы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646faa |
56 |
Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886470f4 |
57 |
Борьба между наследниками Цезаря |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886472a2 |
58 |
Установление императорской власти |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886473ba |
59 |
Императоры Рима: завоеватели и правители |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886474dc |
60 |
Римская империя: территория, управление |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647608 |
61 |
Возникновение и распространение христианства |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647716 |
62 |
Император Константин I, перенос столицы в Константинополь |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647838 |
63 |
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864795a |
64 |
Римская литература, золотой век поэзии |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647a86 |
65 |
Развитие наук в Древнем Риме |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647c2a |
66 |
Искусство Древнего Рима |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647d4c |
67 |
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647e78 |
68 |
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
0 |
0 |
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов |
Дата изучения
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
||
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
||||
1 |
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647fa4 |
2 |
Падение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886480bc |
3 |
Франкское государство в VIII—IX вв. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886481d4 |
4 |
Государства Западной Европы, Британия и Ирландия в раннее Средневековье |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886482ec |
5 |
Ранние славянские государства |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864840e |
6 |
Византия в VI-XI вв. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886485bc |
7 |
Культура Византии |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886486e8 |
8 |
Аравийский полуостров: природные условия, основные занятия жителей, верования. Арабский халифат: его расцвет и распад |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864880a |
9 |
Культура исламского мира |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864892c |
10 |
Феодалы и крестьянство в средние века |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648a44 |
11 |
Средневековые города — центры ремесла, торговли, культуры |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648b5c |
12 |
Церковь и духовенство в средневековом обществе |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648c7e |
13 |
Усиление королевской власти в странах Западной Европы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648e36 |
14 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648f62 |
15 |
Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649070 |
16 |
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864919c |
17 |
Религия и культура средневековой Европы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886492be |
18 |
Гуманизм. Раннее Возрождение |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886493d6 |
19 |
Османская империя и Монгольская держава в Средние века |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886494f8 |
20 |
Китай и Япония в Средние века |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
|
|
|
|
|
|
https://m.edsoo.ru/88649872 |
21 |
Индия в Средние века |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649a5c |
22 |
Цивилизации майя, ацтеков и инков |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649b92 |
23 |
Историческое и культурное наследие Средних веков |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649cd2 |
24 |
Роль и место России в мировой истории |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17efa2 |
25 |
Заселение территории нашей страны человеком |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f31c |
26 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f448 |
27 |
Великое переселение народов |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f560 |
28 |
Хозяйство, быт и верования восточных славян |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f66e |
29 |
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f790 |
30 |
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f916 |
31 |
Формирование государства Русь |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17fad8 |
32 |
Внешняя политика Руси в IX-XI |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
|
вв. |
|
|
|
|
https://m.edsoo.ru/8a17ff2e |
33 |
Принятие христианства и его значение |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180140 |
34 |
Русь в конце X — начале XII в. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18030c |
35 |
Территориально-политическая структура Руси |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1804f6 |
36 |
Внутренняя и внешняя политика русских князей в конце X — первой трети XII в. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1806a4 |
37 |
Русская церковь в X- начале XII в. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180848 |
38 |
Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180c26 |
39 |
Внешняя политика и международные связи Руси |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180e06 |
40 |
Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180fd2 |
41 |
Формирование единого культурного пространства. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a181194 |
42 |
Художественная культура и ремесло Руси |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18134c |
43 |
Формирование системы земель — самостоятельных государств |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a181518 |
44 |
Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1816e4 |
|
Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская |
|
|
|
|
|
45 |
Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a181d1a |
46 |
Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1821b6 |
47 |
Формирование региональных центров культуры |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18230a |
48 |
Белокаменные храмы Северо- Восточной Руси |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182436 |
49 |
Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182562 |
50 |
Борьба Руси против монгольского нашествия. |
1 |
|
|
|
|
51 |
Южные и западные русские земли |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182954 |
52 |
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182c92 |
53 |
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси |
1 |
|
|
|
|
54 |
Княжества Северо-Восточной Руси. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182e5e |
55 |
Дмитрий Донской. Куликовская битва |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183002 |
56 |
Роль Православной церкви в |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК |
|
ордынский период русской истории |
|
|
|
|
https://m.edsoo.ru/8a1831d8 |
57 |
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV веках |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1835b6 |
58 |
Культурное пространство Руси в XIII-XIV вв. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1837d2 |
59 |
Объединение русских земель вокруг Москвы |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183994 |
60 |
Новгород и Псков в XV в : политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183e76 |
61 |
Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном Мире |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18402e |
62 |
Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1841c8 |
63 |
Формирование системы управления единого государства при Иване III |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a184358 |
64 |
Культурное пространство Русского государства в XV веке |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1844de |
65 |
Развитие культуры единого Русского государства: летописание и житийная |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18466e |
|
литература |
|
|
|
|
|
66 |
Искусство и повседневная жизнь населения Руси |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a184dda |
67 |
Наш край с древнейших времен до конца XV в. |
1 |
|
|
|
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a185154 |
68 |
Обобщение по теме "От Руси к Российскому государству" |
1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
0 |
0 |
|
История. Всеобщая история. История Древнего мира : 5-й класс : учебник, 5 класс/ Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.; под ред. Искендерова А. А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
История России (в 2 частях), 6 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
История. Всеобщая история. История Древнего мира : 5-й класс : учебник, 5 класс/ Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.; под ред. Искендерова А. А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК по истории
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/07.2/05 https://lesson.edu.ru/07.2/06 https://lesson.edu.ru/07.1/06
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.