ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8).
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34
учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.
Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.
Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.
Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.
Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4.Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5.Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности; рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках; рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях); давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе; высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8.Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
|
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
|
|
|
||||||
|
|
всего |
контрольные работы |
практические работы |
|
|
|
|
Раздел 1. Введение |
|
|
|
|
|
|
||
1.1. |
Введение |
2 |
0 |
1 |
|
Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом; приводить примеры вещественных и письменных исторических источников.; Объяснять значение терминов: история; хронология; археологтя; |
Устный опрос; практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7522/start/310329 https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7521/start/253219 https://урок.рф/library/vseross ijskij_internetkonkurs_dlya_pe dagogov_na_lu_144058.html https://infourok.ru/razrabotka_ uroka_po_istorii_na_temu_sch et_let_v_istorii_5_klass_glava _3-372406.htm |
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Первобытность |
|
|
|
|
|
|
||
2.1. |
Первобытность |
5 |
0 |
1 |
|
Показывать на карте места расселения древнейших людей; Показывать на карте места расселения древнейших людей; известные историкам; ; Объяснять; какое значение для древнейших людей имело овладение огнем; как его добывали и поддерживали; ; Объяснять; чему; каким силам поклонялись древнейшие люди; Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство; язычество; миф;; ; |
Практическая работа; устный опрос; ; |
http://vm.kencu.ru https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7522/start/310329 https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7521/start/253219 |
Итого по разделу |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Древний Восток |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Древний Египет |
7 |
1 |
0 |
|
Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта; их влиянии на занятия населения; ; Рассказывать; как произошло объединение Египта; раскрывать значение этого событие; ; Объяснять; чем прославился фараон Рамсес II; ; Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма; материал для письма); ; Объяснять значение понятий и терминов: пирамида; сфинкс; рельеф; фреска;; ; |
Тестирование; устный опрос; |
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7529/start/252754 https://interneturok.ru/lesson/is toriya/5- klass/drevniy- vostok/gosudarstvo-naberegah-nila (видеоурок) https://interneturok.ru/lesson/is toriya/5- klass/drevniy- vostok/zhizn-egipetskogovelmozhi (видеоурок) https://testschool.ru/2017/08/2 1/test-po-istorii-kak-zhilizemledeltsyi-i-remeslennikivegipte-5-klass/ (тест) |
3.2. |
Древние цивилизации Месопотамии |
4 |
1 |
1 |
|
Называть и показывать на карте древнейшие городагосударства; Месопотамии; ; Рассказывать; чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи;; Объяснять; благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона;; ; |
Практическая работа; ; Тестирование; ; устный опрос; |
https://resh.edu/ru./subject/lesson/7525/start/310391 |
3.3. |
Восточное Средиземноморье в древности |
2 |
0 |
1 |
|
Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии; ; Называть и показывать на карте древние государства Палестины;; Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм; иудаизм; пророк; Ветхий завет;; ; |
Практическая работа; устный опрос; |
https://resh.edu/ru./subject/lesson/7526/start/2522227 |
3.4. |
Персидская держава |
1 |
0 |
0 |
|
Объяснять причины военных успехов персидской армии; ; Характеризовать систему управления персидской державой; ; Объяснять значение понятий и терминов: сатрап; зороастризм; Авеста; ; |
Устный опрос; |
https://resh.edu/ru./subject/lesson/7531/start/253064 https://infourok.ru/konspekturoka-istorii-klassapersidskaya-derzhava-caryacarey-1931000.html |
3.5. |
Древняя Индия |
2 |
0 |
0 |
|
Рассказывать о древнейших индийских городах; используя карту; Рассказывать о возникновении буддизма; основных положениях этого учения; ; Объяснять; о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»; чем они интересны для историков;; ; |
Устный опрос; |
https://resh.edu/ru./subject/lesson/7531/start/253064 https://infourok.ru/prezentaciy a-k-uroku-istoriiindijskievarny-5-klass-4050735.html |
3.6. |
Древний Китай |
2 |
0 |
0 |
|
Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев; совершенствовании орудий их труда; технических сооружениях; Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности; ; Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли; ; Рассказывать об учении Конфуция; высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия;; ; |
Устный опрос; |
https://resh.edu/ru./subject/lesson/7533/start/252661 https://nsportal.ru/shkola/istori ya/library/2017/01/09/urok- istorii-v-5-klasse-na-temuchemu-uchil-kitayskiymudrets https://infourok.ru/prezentaciy a-po-istorii-na-temuperviy- vlastelin-edinogo-kitaya-klass2243646.html |
Итого по разделу |
18 |
|
||||||
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм |
||||||||
4.1. |
Древнейшая Греция |
5 |
1 |
0 |
|
Рассказывать; используя карту; о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения; ; Рассказывать; о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»; ; Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята»;«Троянский конь»;; ; |
Устный опрос; тестирование; |
https://resh.edu/ru./subject/lesson/7532/start/310484 https://nsportal.ru/shkola/istori ya/library/2017/10/31/konspek t-i-prezentatsiya-uroka-istoriidlya-5-klassa-po-teme https://infourok.ru/konspekt-i- prezentaciya-k-uroku-mikenii-troya-1456056.html https://infourok.ru/prezentaciy a-na-temu-poema-gomerailiada-4039166.html https://infourok.ru/urok_istorii _v_5_klasse_po_fgos_poema_ gomera_odisseya362578.htm |
4.2. |
Греческие полисы |
10 |
1 |
1 |
|
Объяснять значение понятий: полис; аристократия; демос; тиран; акрополь; агора; фаланга; метрополия; колония; ; Показывать на карте направления Великой греческой колонизации; называть наиболее значительные колонии; в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать; как осуществлялось управление греческими колониями; в чем заключались их связи с метрополиями;; Объяснять; почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла; ; Называть причины; основных участников и итоги Пелопоннесской войны;; ; |
Устный опрос; тестирование; практическая работа; |
http://maxbooks/ru/greese/utovs133/htm https://infourok.ru/konspekt-iprezentaciya-po-istoriinatemu-zemledelci-attiki- teryayut-zemlyu-i-svobodu1497168.html https://nsportal.ru/shkola/istori ya/library/2014/06/09/prezenta tsiya-k-uroku-istorii- https://infourok.ru/urok-i- prezentaciya-po-istorii-po- teme-drevnyaya-sparta-klass846913.html https://nsportal.ru/shkola/istori ya/library/2014/01/10/urok- istorii-v-5-klasse-grecheskiekolonii-na-beregakh |
4.3. |
Культура Древней Греции |
3 |
1 |
1 |
|
Рассказывать о том; чему учили детей в школах Древней Греции; Называть древнегреческих ученых; известных своими трудами по философии; истории; другим отраслям наук; ; Рассказывать о древнегреческом театре; организации представлений;; Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять; что греки ценили в спортивных состязаниях; в чем выражалось их отношение к играм;; ; |
Тестирование; устный ответ; ; самооценка с использованием "Оценочного листа"; |
http://tythology.sgu/ru |
4.4. |
Македонские завоевания. Эллинизм |
3 |
1 |
1 |
|
Объяснять; что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э.; какую роль сыграл в этом царь Филипп II; ; Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского; ; Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского; ; Рассказывать; чем славилась Александрия Египетская; почему она считалась культурным центром эллинистического мира;; ; |
Устный опрос; практическая работа; тестирование; |
https://resh.ebu/ru/subject//lesson/7541/start/252878 |
Итого по разделу |
21 |
|
||||||
Раздел 5. Древний Рим |
||||||||
5.1. |
Возникновение Римского государства |
3 |
0 |
1 |
|
Сопоставлять информацию о происхождении Рима; содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков; ; Объяснять; как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы; народные трибуны; Сенат; народное собрание); ; Рассказывать об организации и вооружении римской армии; привлекая иллюстрации учебника; ; Показывать на исторической карте; с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией; ; Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли»; «Пиррова победа»; «Разделяй и властвуй!»;; ; |
Устный опрос; тестирование; |
http://ancierome.ru/anteitr/t.htm?a_1364000100 |
5.2. |
Римские завоевания в Средиземноморье |
3 |
0 |
0 |
|
Представлять общую характеристику Пунических войн (причины; хронологический период; участники; наиболее значительные походы и сражения; итоги); ; Объяснять; благодаря чему вошел в историю Ганнибал; ; Показывать на исторической карте территории римских провинций; объяснять; какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций;; ; |
Устный опрос; |
https://vk.com/wall_58440231_10110 |
5.3. |
Поздняя Римская республика. Гражданские войны |
7 |
1 |
1 |
|
Объяснять; почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н.; э. стал вопрос о переделе «общественной земли»; ; Характеризовать цели; содержание и итоги реформ братьев Гракхов; Объяснять; чем были вызваны гражданские войны в Риме; какие силы противостояли друг другу; ; Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме; ; Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины; участники; основные периоды восстания; итоги); ; Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря; объяснять; благодаря чему он вошел в историю;; ; |
Устный опрос; тестирование; практическая работа; |
https://bigens/ru/world_history/text/4172784 |
5.4. |
Расцвет и падение Римской империи |
4 |
0 |
1 |
|
Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа; Показывать на исторической карте территорию Римской империи; объяснять; как было организовано управление провинциями; Сравнивать положение римского раба и колона; объяснять; чем различались условия их жизни и труда; ; Объяснять значение понятий и терминов: форум; Пантеон; Колизей; акведук; амфитеатр; термы; ; Объяснять значение понятий и терминов: Библия; Евангелие; апостол; церковь; патриарх; епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную; ; Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»;; ; |
Устный опрос; практическая работа; |
https://vk.com/wall_58440231_10110 |
5.5. |
Культура Древнего Рима |
3 |
0 |
1 |
|
Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии»; называть имена поэтов золотого века; ; Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего; Рима (по выбору); ; Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов.; Определять общие черты и различия;; ; |
Устный опрос; практическая работа; |
https:/ resh.edu/ru/sublect/lezzon/7551/start/325120 |
Итого по разделу |
20 |
|
|
|
|
|
||
Раздел 6. Обобщение |
|
|
|
|
||||
6.1. |
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
2 |
0 |
0 |
|
Работа с картой; ; умение работать по линии времени; работа с понятиями; ; анализ исторических источников;; ; |
ВПР; |
ВПР в 5 классе |
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
|
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
7 |
11 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
|
|
|
||||
|
|
всего |
контрольные работы |
практические работы |
|
|
1. |
Вводный урок. Введение в предмет История Древнего мира. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
2. |
Счет лет в истории |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; |
3. |
Древнейшие люди. |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; устный опрос; |
4. |
Родовые общины охотников исобирателей. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
5. |
Возникновение искусства и религиозных верований. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
6. |
Возникновение земледелия и скотоводства. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
7. |
Появление неравенства и знати. |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; устный опрос; |
8. |
Государство на берегу Нила. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
9. |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
10. |
Жизнь египетского вельможи. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
11. |
Военные походы фараонов. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
12. |
Религия древних египтян. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
13. |
Искусство Древнего Египта. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Письменность и знания древних египтян. |
1 |
1 |
0 |
|
Устный опрос; тестирование; |
15. |
Древнее Двуречье. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
16. |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
17. |
Финикийские мореплаватели. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
18. |
Библейские сказания. |
1 |
0 |
0 |
|
Практическая работа; |
19. |
Древнееврейское царство. |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
20. |
Ассирийская держава. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
21. |
Персидская держава "царя царей". |
1 |
1 |
0 |
|
Диктант; |
22. |
ПРирода и люди древней Индии. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
23. |
Индийские варны. |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
24. |
Чему учил китайский мудрец Конфуций. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
25. |
Первый властелин единого Китая. |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
26. |
Греки и критяне. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
27. |
Макены и Троя. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
28. |
Поэма Гомера "Илиада". |
1 |
0 |
0 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
29. |
Поэма Гомера "Одиссея" |
1 |
0 |
0 |
|
Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
30. |
Религия древних греков. |
1 |
1 |
0 |
|
Устный опрос; |
31. |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Зарождение демократии в Афинах. |
1 |
0 |
0 |
|
Практическая работа; |
33. |
Древняя Спарта. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
34. |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
35. |
Олимпийские игры в древности. |
1 |
0 |
1 |
|
Тестирование; |
36. |
Победа греков над персами в Марафонской битве. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
37. |
Нашествие персидских войск. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
38. |
В гаванях афинского порта Пирей. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
39. |
В городе богини Афины. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
40. |
Проверочная работа "Древняя Греция" |
1 |
1 |
0 |
|
Практическая работа; |
41. |
В афинских школах и гимнасиях. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
42. |
В афинском театре. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
43. |
Афинская демократия при Перикле. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
44. |
Города Эллады подчиняются Македонии. |
1 |
0 |
1 |
|
Тестирование; |
45. |
Поход Александра Македонского на Восток. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
46. |
В Александрии Египетской. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
47. |
Древнейший Рим. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
48. |
Завоевание Римом Италии. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; практическая работа; |
49. |
Устройство Римской Республики. |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
50. |
Вторая война Рима с Карфагеном. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
51. |
Установление господства Рима во всем Средиземноморье. |
1 |
1 |
0 |
|
Устный опрос; |
52. |
Рабство в Древнем Риме. |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
53. |
Земельный закон братьев Гракхов. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
54. |
Восстание Спартака". |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
55. |
Единовластие Цезаря. |
1 |
0 |
0 |
|
Тестирование; |
56. |
Установление империи. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
57. |
Соседи Римской империи. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
58. |
В Риме при императоре Нероне. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
59. |
ПЕрвые христиане и их учение. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
60. |
Расцвет империи во 2-м веке н.э. |
1 |
1 |
0 |
|
Тестирование; устный опрос; |
61. |
Вечный город и его жители. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
62. |
Римская империя при Константине. |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа; устный опрос; |
63. |
Взятие Рима варварами. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
64. |
Семь чудес света: египетские пирамиды и "Висячие сады". |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
65. |
Семь чудес света: Галикарнасский мавзолей и статуя Зевса в Олимпии. |
1 |
1 |
0 |
|
Устный опрос; тестирование; |
66. |
Семь чудес света: Фаросский маяк, Колосс Родосский и храм богини Артемиды в Эфесе. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; практическая работа; |
67. |
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
1 |
0 |
0 |
|
ВПР; |
68. |
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
1 |
0 |
0 |
|
ВПР; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
7 |
11 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не толькоизучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология
(http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в«мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира. Москва "ВАКО"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/3/5/
http://school-collection.edu.ru/catalog/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебные карты
2. Печатные пособия раздаточные
3.Печатные демонстрационные пособия
4.DVD-фильмы
5.Компакт-диски
6.Интерактивные пособия
7.Комплекты карт, атласы по истории 5 класс.
8.Общее и вспомогательное оборудование для кабинета
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Проектор
6. Раздаточный материал
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.