ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение
территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно- философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.
Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность
события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
№ |
Наименование разделов и |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, |
Электронные |
|||
п/п |
тем программы |
изучения |
|
формы контроля |
(цифровые) образовательные ресурсы |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
|||||||
Раздел 1. Введение |
|||||||||
1.1. |
Введение |
2 |
0 |
0 |
01.09.2022 |
Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом; |
Устный |
http://school- |
|
|
|
|
|
|
02.09.2022 |
Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
|
Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
эра); |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
https://olimpium.ru/ |
|
Итого по разделу |
2 |
|
|||||||
Раздел 2. Первобытность |
|||||||||
2.1. |
Первобытность |
4 |
0 |
0 |
08.09.2022 |
Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам; |
Устный |
http://school- |
|
|
|
|
|
|
16.09.2022 |
Рассказывать о занятиях первобытных людей; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
|
Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
поддерживали; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
рисунков; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди; |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф; |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обществе; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
знать; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации; |
|
|
|
Итого по разделу |
4 |
|
|||||||
Раздел 3. Древний Восток |
3.1. |
Древний Египет |
7 |
0 |
0 |
22.09.2022 |
Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на |
Устный |
http://school- |
|
|
|
|
|
13.10.2022 |
занятия населения; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие; |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
изображения; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
жрецы, земледельцы, ремесленники); |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать об организации и вооружении египетского войска; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на |
|
|
|
|
|
|
|
|
основе фотографий, иллюстраций); |
|
|
|
|
|
|
|
|
Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма); |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска; |
|
|
3.2. |
Древние цивилизации |
4 |
0 |
0 |
14.10.2022 |
Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в |
Устный |
http://school- |
|
Месопотамии |
|
|
|
27.10.2022 |
древности людей; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат; |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
войска; |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее |
|
|
|
|
|
|
|
|
достопримечательностях; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»; |
|
|
3.3. |
Восточное |
2 |
0 |
0 |
28.10.2022 |
Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья; |
Устный |
http://school- |
|
Средиземноморье |
|
|
|
10.11.2022 |
Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
в древности |
|
|
|
|
Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Называть и показывать на карте древние государства Палестины; |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, чем известен в истории царь Соломон; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://olimpium.ru/ |
3.4. |
Персидская держава |
2 |
0 |
0 |
11.11.2022 17.11.2022 |
Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества; Объяснять причины военных успехов персидской армии; Характеризовать систему управления персидской державой; Рассказывать о религии древних персов; Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста; |
Устный опрос; |
http://school- collection.edu.ru http://www.hrono.ru http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
3.5. |
Древняя Индия |
2 |
0 |
0 |
18.11.2022 24.11.2022 |
Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения; Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту; Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит; Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме; Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения; Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника); Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков; |
Устный опрос; |
http://school- collection.edu.ru http://www.hrono.ru http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
3.6. |
Древний Китай |
3 |
0 |
0 |
25.11.2022 |
Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия |
Устный |
http://school- |
|
|
|
|
|
02.12.2022 |
населения; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
технических сооружениях; |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
завершались; |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, |
|
|
|
|
|
|
|
|
иероглиф, каллиграфия; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем |
|
|
|
|
|
|
|
|
Китае и в последующие столетия; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, |
|
|
|
|
|
|
|
|
технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций); |
|
|
Итого по разделу |
20 |
|
||||||
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм |
||||||||
4.1. |
Древнейшая Греция |
4 |
0 |
0 |
08.12.2022 |
Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее |
Устный |
http://school- |
|
|
|
|
|
16.12.2022 |
населения; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Крит, в Микенах; |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://olimpium.ru/ |
4.2. |
Греческие полисы |
10 |
0 |
0 |
22.12.2022 |
Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства; |
Устный |
http://school- |
|
|
|
|
|
03.02.2023 |
Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
метрополия, колония; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
власти; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о составе и организации полисного войска; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями; |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и |
|
|
|
|
|
|
|
|
недостатках; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко- |
|
|
|
|
|
|
|
|
персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском |
|
|
|
|
|
|
|
|
проливе); |
|
|
|
|
|
|
|
|
Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе |
|
|
|
|
|
|
|
|
военных событий; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Называть основные итоги греко-персидских войн; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать |
|
|
|
|
|
|
|
|
победу в войнах против могущественной Персидской державы; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов |
|
|
|
|
|
|
|
|
значительно возросла в V в. до н. э.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны; |
|
|
4.3. |
Культура Древней Греции |
3 |
0 |
0 |
09.02.2023 |
Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные |
Устный |
http://school- |
|
|
|
|
|
16.02.2023 |
изображения; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, кто такие титаны и герои; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции; |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
отраслям наук; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
высказывания, презентации); |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать |
|
|
|
|
|
|
|
|
архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что |
|
|
|
|
|
|
|
|
греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм; |
|
|
4.4. |
Македонские завоевания. |
3 |
0 |
0 |
17.02.2023 |
Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь |
Устный |
http://school- |
|
Эллинизм |
|
|
|
03.03.2023 |
Филипп II; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Македонского; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Раскрывать смысл понятия «эллинизм»; |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Македонского; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром |
|
|
|
|
|
|
|
|
эллинистического мира; |
|
|
Итого по разделу |
20 |
|
||||||
Раздел 5. Древний Рим |
||||||||
5.1. |
Возникновение Римского |
3 |
0 |
0 |
09.03.2023 |
Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и |
Устный |
http://school- |
|
государства |
|
|
|
16.03.2023 |
племенах, населявших его в древности; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
исследований историков; |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Сенат, вето, легион, понтифик, авгур; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание); |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника; |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над |
|
|
|
|
|
|
|
|
Италией; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и |
|
|
|
|
|
|
|
|
властвуй!»; |
|
|
5.2. |
Римские завоевания |
3 |
0 |
0 |
17.03.2023 |
Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, |
Устный |
http://school- |
|
в Средиземноморье |
|
|
|
06.04.2023 |
участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги); |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
географические названия берут начало от названий римских провинций; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://olimpium.ru/ |
5.3. |
Поздняя Римская |
5 |
0 |
0 |
07.04.2023 |
Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе |
Устный |
http://school- |
|
республика. Гражданские |
|
|
|
21.04.2023 |
«общественной земли»; |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
войны |
|
|
|
|
Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор; |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
суждения); |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу; |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме; |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды |
|
|
|
|
|
|
|
|
восстания, итоги); |
|
|
|
|
|
|
|
|
Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Перейти Рубикон»; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги; |
|
|
5.4. |
Расцвет и падение Римской |
6 |
0 |
0 |
27.04.2023 |
Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа; |
Устный |
http://school- |
|
империи |
|
|
|
12.05.2023 |
Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
выбору); |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
управление провинциями; |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Римской империи; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и |
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
труда; |
|
https://olimpium.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая |
|
|
|
|
|
|
|
|
религия от верований римлян; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких |
|
|
|
|
|
|
|
|
обстоятельствах она была изменена; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»; |
|
|
5.5. |
Культура Древнего Рима |
3 |
0 |
0 |
18.05.2023 |
Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть имена поэтов золотого века; |
Устный |
http://school- |
|
|
|
|
|
25.05.2023 |
Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история); |
опрос; |
collection.edu.ru |
|
|
|
|
|
|
Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству; |
|
http://www.hrono.ru |
|
|
|
|
|
|
Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору); |
|
http://resh.edu.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и |
|
https://uchi.ru/ |
|
|
|
|
|
|
различия; |
|
http://www.yaklass.ru/ |
|
|
|
|
|
|
Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты; |
|
https://interneturok.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://datalesson.ru/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
https://olimpium.ru/ |
Итого по разделу |
20 |
|
||||||
Раздел 6. Обобщение |
6.1. |
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
2 |
0 |
0 |
26.05.2023 30.05.2023 |
Виды деятельности по изученным разделам; |
Устный опрос; |
http://school- collection.edu.ru http://www.hrono.ru http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ |
Итого по разделу |
2 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
0 |
0 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины |
1 |
0 |
0 |
01.09.2022 |
Устный опрос; |
2. |
Историческая хронология(счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта |
1 |
0 |
0 |
02.09.2022 |
Устный опрос; |
3. |
Происхождение и расселение древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем |
1 |
0 |
0 |
08.09.2022 |
Устный опрос; |
4. |
Появление человека разумного. Охота и собирательство. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей |
1 |
0 |
0 |
09.09.2022 |
Устный опрос; |
5. |
Древнейшие земледельцы и скотоводы. Род и племя. Изобретение орудий труда. Появление ремесел |
1 |
0 |
0 |
15.09.2022 |
Устный опрос; |
6. |
От первобытности к цивилизации. Использование металлов. Развитие обмена и торговли. От родовой общины к соседской общине. Появление знати. Возникновение древнейших цивилизаций |
1 |
0 |
0 |
16.09.2022 |
Устный опрос; |
7. |
Природа Египта. Занятия населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел |
1 |
0 |
0 |
22.09.2022 |
Устный опрос; |
8. |
Возникновение государственной власти. Образование единого государства |
1 |
0 |
0 |
23.09.2022 |
Устный опрос; |
9. |
Фараон, чиновники, жрецы |
1 |
0 |
0 |
29.09.2022 |
Устный опрос; |
10. |
Жители Древнего Египта. Условия жизни, положение, повинности древних египтян. Рабы |
1 |
0 |
0 |
30.09.2022 |
Устный опрос; |
11. |
Египетское войско. Завоевательные походы фараонов Египта; Тутмос III. Могущество Египта при Рамcесе II |
1 |
0 |
0 |
06.10.2022 |
Устный опрос; |
12. |
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон |
1 |
0 |
0 |
07.10.2022 |
Устный опрос; |
13. |
Познания древних египтян. Изобретения древних египтян. Письменность (иероглифы, папирус); открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески) |
1 |
0 |
0 |
13.10.2022 |
Устный опрос; |
14. |
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Образование древнейших городов-государств. Письменность. Мифы и сказания |
1 |
0 |
0 |
14.10.2022 |
Устный опрос; |
15. |
Объединение городов-государств под властью Вавилона. Царь Хаммурапи и его законы |
1 |
0 |
0 |
20.10.2022 |
Устный опрос; |
16. |
Начало обработки железа. Создание сильной державы. Завоевания ассирийцев. Культурные сокровища Ниневии. Падение Ассирии |
1 |
0 |
0 |
21.10.2022 |
Устный опрос; |
17. |
Создание сильной державы. Легендарные памятники города Вавилона. Падение Вавилона |
1 |
0 |
0 |
27.10.2022 |
Устный опрос; |
18. |
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Города- государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит |
1 |
0 |
0 |
28.10.2022 |
Устный опрос; |
19. |
Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания |
1 |
0 |
0 |
10.11.2022 |
Устный опрос; |
20. |
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы |
1 |
0 |
0 |
11.11.2022 |
Устный опрос; |
21. |
Государственное устройство. Центр и сатрапии. Управление империей. Религия персов |
1 |
0 |
0 |
17.11.2022 |
Устный опрос; |
22. |
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Переселение ариев в Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны |
1 |
0 |
0 |
18.11.2022 |
Устный опрос; |
23. |
Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии |
1 |
0 |
0 |
24.11.2022 |
Устный опрос; |
24. |
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены |
1 |
0 |
0 |
25.11.2022 |
Устный опрос; |
25. |
Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь |
1 |
0 |
0 |
01.12.2022 |
Устный опрос; |
26. |
Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы |
1 |
0 |
0 |
02.12.2022 |
Устный опрос; |
27. |
Природные условия Древней Греции. Основные области расселения древних греков. Занятия населения |
1 |
0 |
0 |
08.12.2022 |
Устный опрос; |
28. |
Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф) |
1 |
0 |
0 |
09.12.2022 |
Устный опрос; |
29. |
Троянская война. Вторжение дорийских племен |
1 |
0 |
0 |
15.12.2022 |
Устный опрос; |
30. |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» |
1 |
0 |
0 |
16.12.2022 |
Устный опрос; |
31. |
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие ремесла и торговли |
1 |
0 |
0 |
22.12.2022 |
Устный опрос; |
32. |
Образование городов-государств. Политическое устройство полисов. Аристократия и демос |
1 |
0 |
0 |
23.12.2022 |
Устный опрос; |
33. |
Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Метрополии и колонии |
1 |
0 |
0 |
12.01.2023 |
Устный опрос; |
34. |
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение |
1 |
0 |
0 |
13.01.2023 |
Устный опрос; |
35. |
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание |
1 |
0 |
0 |
19.01.2023 |
Устный опрос; |
36. |
Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне |
1 |
0 |
0 |
20.01.2023 |
Устный опрос; |
37. |
Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко- персидских войн |
1 |
0 |
0 |
26.01.2023 |
Устный опрос; |
38. |
Расцвет Афинского государства. Развитие демократии. Афины при Перикле |
1 |
0 |
0 |
27.01.2023 |
Устный опрос; |
39. |
Развитие торговли, ремесла, сельского хозяйства. Рабство |
1 |
0 |
0 |
02.02.2023 |
Устный опрос; |
40. |
Пелопоннесская война. Упадок Эллады |
1 |
0 |
0 |
03.02.2023 |
Устный опрос; |
41. |
Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Пантеон богов. Храмы и жрецы |
1 |
0 |
0 |
09.02.2023 |
Устный опрос; |
42. |
Школа и образование. Развитие наук. Греческая философия |
1 |
0 |
0 |
10.02.2023 |
Устный опрос; |
43. |
Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Спортивные состязания; общегреческие игры в Олимпии |
1 |
0 |
0 |
16.02.2023 |
Устный опрос; |
44. |
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами |
1 |
0 |
0 |
17.02.2023 |
Устный опрос; |
45. |
Александр Македонский и его завоевания на Востоке |
1 |
0 |
0 |
02.03.2023 |
Устный опрос; |
46. |
Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира |
1 |
0 |
0 |
03.03.2023 |
Устный опрос; |
47. |
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города- государства. Легенды об основании Рима |
1 |
0 |
0 |
09.03.2023 |
Устный опрос; |
48. |
Управление в древнейшем Риме. Сенат |
1 |
0 |
0 |
10.03.2023 |
Устный опрос; |
49. |
Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы |
1 |
0 |
0 |
16.03.2023 |
Устный опрос; |
50. |
Верования древних римлян. Боги. Жрецы |
1 |
0 |
0 |
17.03.2023 |
Устный опрос; |
51. |
Римское войско. Завоевание Римом Италии |
1 |
0 |
0 |
23.03.2023 |
Устный опрос; |
52. |
Причины войн. Ганнибал; битва при Каннах |
1 |
0 |
0 |
06.04.2023 |
Устный опрос; |
53. |
Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции |
1 |
0 |
0 |
07.04.2023 |
Устный опрос; |
54. |
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Восстание Спартака |
1 |
0 |
0 |
13.04.2023 |
Устный опрос; |
55. |
Борьба за аграрную реформу. Реформы Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги |
1 |
0 |
0 |
14.04.2023 |
Устный опрос; |
56. |
Гражданская война и установление диктатуры Суллы |
1 |
0 |
0 |
20.04.2023 |
Устный опрос; |
57. |
Первый триумвират. Участие армии в гражданских войнах. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура |
1 |
0 |
0 |
21.04.2023 |
Устный опрос; |
58. |
Борьба за власть между наследниками Цезаря. Победа Октавиана |
1 |
0 |
0 |
27.04.2023 |
Устный опрос; |
59. |
Установление императорской власти. Октавиан Август |
1 |
0 |
0 |
28.04.2023 |
Устный опрос; |
60. |
Императоры Рима: завоеватели и правители |
1 |
0 |
0 |
04.05.2023 |
Устный опрос; |
61. |
Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях |
1 |
0 |
0 |
05.05.2023 |
Устный опрос; |
62. |
Возникновение и распространение христианства. Преследование христиан римскими властями |
1 |
0 |
0 |
11.05.2023 |
Устный опрос; |
63. |
Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части |
1 |
0 |
0 |
12.05.2023 |
Устный опрос; |
64. |
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи |
1 |
0 |
0 |
18.05.2023 |
Устный опрос; |
65. |
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон |
1 |
0 |
0 |
19.05.2023 |
Устный опрос; |
66. |
Развитие наук. Римские историки |
1 |
0 |
0 |
25.05.2023 |
Устный опрос; |
67. |
Архитектура и скульптура. Пантеон |
1 |
0 |
0 |
26.05.2023 |
Устный опрос; |
68. |
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира |
1 |
0 |
0 |
30.05.2023 |
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
0 |
0 |
|
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
Учебное пособие,карты,плакаты, Дидактические материалы. 5-6 классы - М.: Дрофа, 2000, история Древнего мира. Книга для чтения. 5 класс. Под редакцией В.П. Будановой – ЭКСМО,
http://school-collection.edu.ru http://www.hrono.ru http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийное оборудование, информационно-коммуникативные средства, печатные пособия, электронные библиотеки, игровые программы, ЭОР, ЦОР), слайды, диафильмы, видеофильмы, Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.
0
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.