Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
· первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
· познавательный интерес к прошлому своей Родины;
· изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
· проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
· уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
· навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
· уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
· следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
· обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
· расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные умения:
· формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
· планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
· работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
· собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
· использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
· определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
· логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
· решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
· определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные умения изучения истории включают:
· определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
· установление синхронистических связей истории Руси, Европы и Азии;
· составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
· определение и использование исторических понятий и терминов;
· овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
· использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
· изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
· описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
· понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
· высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
· описание характерных, существенных черт форм до- государственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
· поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
· анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебник 1497 гг.и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
· использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
· сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
· определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
· систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
· поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
· приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
· уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад,Восток);
• сравнивать свидетельства различных историческихисточников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековойкультуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Содержание учебного предмета
История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание УотаТайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья
От Древней Руси к Российскому государству
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Образование государства Русь
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII - XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.
Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство.Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формы организации учебных занятий
1. Урок изучения нового материала
2. Урок закрепления знаний и способов действия
3. Урок систематизации и обобщения знаний
4. Урок – практическая работа
5. Урок компьютерный практикум.
6. Урок повторения
Виды учебной деятельности
1. Слушание объяснений учителя.
2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
3. Самостоятельная работа с учебником.
4. Работа с научно-популярной литературой.
5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
6. Написание рефератов и докладов.
7. Систематизация учебного материала.
8. Анализ графиков, таблиц, схем.
9. Анализ проблемных ситуаций
Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Количество часов |
|
Раннее Средневековье |
13часов |
|
Высокое Средневековье |
9часов |
|
Позднее Средневековье |
6часов |
|
Народы и государства на территории нашей страны в древности |
4часа |
|
Русь в IX- первой половине XII вв. |
10 часов |
|
Русь в середине XII- начале XIII вв |
6часов |
|
Русские земли в середине XIII-XIV вв |
9 часов |
|
Формирование единого Русского государства |
9 часов |
Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история
Номера уроков |
Дата |
Наименования разделов и тем |
Количество часов |
«Раннее Средневековье» -13 |
|||
1 |
01.09 |
Введение. Живое Средневековье. |
1 |
2 |
06.09 |
Образование варварских королевств. Государство франков в VI –VIII веках. |
1 |
3 |
08.09 |
Христианская церковь в раннее Средневековье. |
1 |
4 |
13.09 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
5 |
15.09 |
Феодальная раздробленность. Западная Европа в IX – XII вв. |
1 |
6 |
20.09 |
Англия в ранее Средневековье. |
1 |
7 |
22.09 |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. |
1 |
8 |
27.09 |
Культура Византии. |
1 |
9 |
29.09 |
Образование славянских государств |
1 |
10 |
04.10 |
Мир ислама. Культура стран халифата. |
1 |
11 |
06.10 |
Средневековая деревня и ее обитатели. |
1 |
12 |
11.10 |
В рыцарском замке. |
1 |
13 |
13.10 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Ранее средневековье (конец V – середина XII вв.)» |
1 |
«Высокое Средневековье» |
9 |
||
14 |
18.10 |
Средневековый город и его обитатели. |
1 |
15 |
20.10 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
1 |
16 |
25.10 |
Крестовые походы. |
1 |
17 |
27.10 |
Франция: долгий путь к единству. |
1 |
18 |
1.11 |
Англия: от Нормандского завоевания до парламента. |
1 |
19 |
15.11 |
Столетняя война. |
1 |
20 |
17.11 |
Королевская власти в конце XV в. во Франции и Англии. Образование централизованных государств. |
1 |
21 |
22.11 |
Германия и Италия в XII – XV вв. |
1 |
22 |
24.11 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Высокое средневековье». |
1 |
«Позднее Средневековье» |
6 |
||
23 |
29.11 |
Гуситское движение в Чехии. |
1 |
24 |
01.12 |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
1 |
25 |
06.12 |
Образование и философия. Средневековая литература и искусство. |
1 |
26 |
8.12 |
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. |
1 |
27 |
13.12 |
Страны Азии и Африки в средние века. |
1 |
28 |
15.12 |
Контрольная работа по теме: «История средних веков». |
1 |
История России
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
||||
|
||||||||
|
||||||||
|
«Народы и государства на территории нашей страны в древности» -4 |
|||||||
|
1 |
Первобытная эпоха |
1 |
20.12 |
|
|||
|
2 |
На окраинах античного мира |
1 |
22.12 |
||||
|
3 |
Кочевые племена на территории Восточной Европы в III-X веках |
1 |
10.01 |
|
|||
|
4 |
Восточные славяне в VI-VIII веках |
1 |
12.01 |
|
|||
|
«Русь в IX- первой половине XII вв.» 10 часов |
|
||||||
|
5 |
Образование древнерусского государства |
1 |
17.01 |
|
|||
|
6 |
Первые русские князья |
1 |
19.01 |
|
|||
|
7 |
Первые русские князья |
1 |
24.01 |
||||
|
8 |
Князь Владимир и крещение Руси |
1 |
26.01 |
|
|||
|
9 |
Древняя Русь при Ярославе мудром |
1 |
31.01 |
|
|||
|
10 |
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол |
1 |
2.02 |
|
|||
|
11 |
Общественный строй Древней Руси. |
1 |
07.02 |
|
|||
|
12 |
Православная церковь в Древней Руси |
1 |
09.02 |
|
|||
|
13 |
Культура Древней Руси |
1 |
14.02 |
|
|||
|
14 |
Культура Древней Руси |
1 |
16.02 |
|
|||
|
« Русь в середине XII- начале XIII вв»-6 часов |
|
||||||
|
15 |
Удельный период русской истории |
1 |
21.02 |
|
|||
|
16 |
Южная Русь |
1 |
28.02 |
|
|||
|
17 |
Юго-Западная Русь |
1 |
03.03 |
|
|||
|
18 |
Новгородское государство |
1 |
05.03 |
|
|||
|
19 |
Владимиро-Суздальская Русь |
1 |
09.03 |
|
|||
|
20 |
Обобщающее повторение |
1 |
14.03 |
|
|||
|
«Русские земли в середине XIII-XIV вв»-9 часов |
|
||||||
|
21 |
Монгольская империя и изменение политической карты мира |
1 |
18.03 |
|
|||
|
22 |
Батыево нашествие на Русь. |
1 |
28.03 |
|
|||
|
23 |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
1 |
30.03 |
|
|||
|
24 |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура |
1 |
04.04 |
|
|||
|
25 |
Литовское государство и Русь |
1 |
06.04 |
|
|||
|
26 |
Усиление Московского княжества |
1 |
11.04 |
|
|||
|
27 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
1 |
13.04 |
|
|||
|
28 |
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв. |
1 |
18.04 |
|
|||
|
29 |
Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV вв» |
1 |
20.04 |
||||
|
«Формирование единого Русского государства»- 9 часов |
|||||||
|
30 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. |
1 |
25.04 |
||||
|
31 |
Московское княжество в первой половине XV вв. |
1 |
27.04 |
||||
|
32 |
Распад Золотой Орды и его последствия |
1 |
04.05 |
||||
|
33 |
Московское государство и его соседи во второй половине XV века. |
1 |
11.05 |
||||
|
34 |
Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. |
1 |
16.05 |
||||
|
35 |
Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.» |
1 |
18.05 |
||||
|
36 |
Формирование культурного пространства единого Российского государства |
1 |
23.05 |
||||
|
37 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства» |
1 |
25.05 |
||||
|
38 |
Повторительно-обобщающий урок по курсу |
1 |
30.05 |
||||
СОГЛАСОВАНО Протокол заседения методического совета МБОУ Чернецовской СОШ от 29.08.2018 № 1 Руководитель МС________________ Головченко В.Г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР от 29.08.2018 № 1 ________________ Головченко В.Г. 29.08.2018 |
|
|
|||||
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чернецовская средняя общеобразовательная школа
|
|
|
Утверждена приказом директора школы:_________ А.А.Дмитриев Приказ от 30.08. 2018г. №50
|
Рабочая программа
по истории
Уровень общего образования 6 класс,основное общее образование
количество часов 6 класс _68_ часов
Учитель-Даргель Елена Васильевна
Программа разработана на основе:
-Примерной программы основного общего образования по курсу истории;
-Авторской программы курса «История России». 6—9 классы (основная школа) А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. М. : Просвещение, 2016.
-Авторской программы курса «Всеобщая история»5-9 классы.А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. М. : Просвещение, 2016.
х. Чернецов
2018 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.