Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1
города Искитима Новосибирской области
Утверждаю: Директор МБОУ О(С)ОШ №1
__________ /Лесина О.В. / |
Утверждено на педагогическом совете
Протокол № _1____ От «__27__»__08__2020 г.
|
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Протокол № 1 От «_25___» 08 2020 г.
_________ /Першикова А.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для 10а, б, в классов
на 2020-2021 учебный год
Составитель: учитель истории
и обществознания Першикова А.Н.
Искитим
2020
Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
· Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) Об образовании в Российской Федерации»;
· приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
· письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
· Учебный план МБОУ О(С)ОШ № 1 на 2020-2021 учебный год;
· Примерной программы по истории для 10 класса
· Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций: базовый уровень /[ Загладин Н.В., Белоусов Л.С., Пименова Л.А. и др.], - М.: Просвещение, 2018
Данная рабочая программа по курсу «История» ориентирована на использование учебника: Сахаров А.Н., Загладин Н.В, Петров Ю. А. История. С древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч. 1 / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин, Ю. А. Петров. — М.: ООО «Русское слово», 2019.
Для изучения регионального компонента используется учебное пособие «История Новосибирской области (История России через историю регионов)/ науч.ред. В. И. Молодин. – М.: ООО «Интеграция», 2017.
Место предмета в учебном плане.
На изучение истории в 10-х классах отводится 105 часов (3 ч. в неделю). Из которых – 32 урока на Всеобщую историю, на Историю России – 73 ч.
Основное внимание уделено рассмотрению важнейших событий и явлений Отечественной истории (с древнейших времен до правления Александра III), изучение которой происходит на базе знаний основных событий и процессов всемирной истории. Главный акцент делается на изучении истории России. Потому, что учащиеся школы, как граждане России, должны знать, прежде всего, историю своего Отечества. Особое внимание уделяется в аудиторном обучении истории таким темам как: «Образование единого русского государства в 14-15 веке», «Россия в эпоху Петра Великого», «Смутное время», «Отечественная война 1812 г.» и другие.
В курс «История России» в 10-х классах интегрирован региональный компонент в колличестве 20 часов аудиторного времени. По итогам обучения выполняются творческие проекты, работы на темы, предложенные учителем.
Темы уроков по «Истории Сибири:
1. Наш край в начале ХХ в.
2. 1917 год в Сибири. Установление Советской власти в Новониколаевске
3. Гражданская война в Сибири. Крестьянство Сибири в годы Гражданской войны
4. Политика военного коммунизма в Сибири
5. Образование Новониколаевской губернии
6. НЭП в нашем крае
7. Сибирь в планах индустриализации. Стройки первых пятилеток в Новосибирске
8. Организация труда на стройках первых пятилеток. Социалистическое соревнование
9. Политика партии в сибирской деревне в 1928-1929 гг.
10. Методы коллективизации в сибирской деревне
11. Коренные изменения в культурной жизни нашего края
12. Наш край в годы войны
13. Послевоенный Новосибирск. Послевоенная жизнь в селе
14. Освоение целины. «Великие стройки коммунизма» в Сибири
15. Создание Сибирского отделения Академии наук СССР
16. Жилищное, коммунальное и культурное строительство в Новосибирске и селах области
17. Развитие топливно-энергетического комплекса в Сибири. Оборонные предприятия Сибири и Новосибирска
18. Социальное развитие села в 1960-х –1980-е годы
19. Сибирь в период перестройки
20. Что изменилось в социально- экономической и культурной жизни родного края в последнее десятилетие
Планируемые личностные результаты освоения РП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения РП
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
¾ самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
¾ оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
¾ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
¾ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
¾ выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
¾ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
¾ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные УУД
Обучающийся научится:
¾ искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
¾ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
¾ использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
¾ находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
¾ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
¾ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
¾ менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
¾ осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
¾ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
¾ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
¾ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
¾ распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения РП:
Обучающийся на базовом уровне научится:
¾ рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
¾ знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
¾ определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
¾ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
¾ представлять культурное наследие России и других стран;
¾ работать с историческими документами;
¾ сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
¾ критически анализировать информацию из различных источников;
¾ соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
¾ использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
¾ использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
¾ составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;
¾ работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
¾ читать легенду исторической карты;
¾ владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
¾ демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
¾ оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
¾ ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
¾ демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
¾ устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
¾ определять место и время создания исторических документов;
¾ проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
¾ характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
¾ понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
¾ использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
¾ представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
¾ соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
¾ анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
¾ обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
¾ приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
¾ применять полученные знания при анализе современной политики России;
¾ владеть элементами проектной деятельности.
Обучающийся на углубленном уровне научится:
¾ владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
¾ характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
¾ определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
¾ использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
¾ определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
¾ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
¾ находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
¾ презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
¾ раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
¾ соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории XX в.;
¾ обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;
¾ применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
¾ критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
¾ изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
¾ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
¾ самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;
¾ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
¾ давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
Организация обучения по истории.
Формы организации обучения на уроке: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный;
- по принципу расчленения или соединения знаний: сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения (на основе системно-деятельностного подхода): педагогика сотрудничества, коллективный способ обучения, технология индивидуального обучения, разноуровневая технология.
Содержание программы.
Курс по всеобщей истории.
Мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Мир накануне Первой мировой войны. Новая индустриальная эпоха. Основные черты индустриального общества в начале XX в. Социальный реформизм. Два пути реализации экономического потенциала. Индустриализм и единство мира. Новое соотношение сил между великими державами. Политическое развитие в начале XX в. Демократизация. Политические партии и политическая борьба в начале XX в.
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.
Первая мировая война. 1914 – 1918 гг. Июльский кризис. Провал плана Шлиффена. Военные действия в 1914 г. Военные действия в 1915 г. «Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г. Положение в воюющих странах. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четвертного союза в 1918 г. Революции. Перемирие. Итоги Первой мировой войны.
Межвоенный период (1918 - 1939)
Последствия войны: революции и распад империй. Последствия Первой мировой войны. Революция в Германии 1918 – 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Распад Российской империи. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Революция в Турции 1918 – 1923 гг. и кемализм.
Версальско-вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. Парижская мирная конференция. Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг. Международные отношения в 1920-е гг.
Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Главные черты экономического развития стран Запада в 1920-х гг. Политическое развитие стран Запада в 1920-е гг. США – «процветание» по-американски. Великобритания – коалиционные правительства. Франция в 1920-е гг.: политическая неустойчивость. Германия. Кризис Веймарской республики.
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода. Особенности мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы. Фашистские диктатуры. Авторитарные режимы.
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство».
Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии. Установление нацистской диктатуры в Германии. Милитаризация экономики. Идеология национал-социализма.
Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. Народный фронт во Франции. Народный фронт и Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму.
Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин – Рим – Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.
Восток в первой половине XX в. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Индия в первой половине XX .
Вторая мировая война
Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. Начало Второй мировой войны. Наступление агрессоров. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Военные действия на других театрах войны. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. «Новый порядок». Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны.
Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. Итоги Второй мировой войны. Последствия Второй мировой войны. Распад антигитлеровской коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Процессы над военными преступниками.
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг. Начало «холодной войны». Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе.
Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. Двухполюсная (биполярная) система международных отношений. Две тенденции в развитии международных отношений в годы «холодной войны». Ослабление международной напряжённости в 1950-е гг. Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война США во Вьетнаме (1965 – 1973). Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений. Разрядка международной напряжённости. От разрядки к конфронтации.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления». Главные черты экономического развития. Государство благосостояния. «Общество потребления». Особенности формирования государства благосостояния в странах Запада.
Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Экономические кризисы 1970 – 1980-х гг. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное информационное общество. Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Неоконсервативный поворот. Политика неоконсерваторов. Общие итоги политики неоконсерваторов. Идеология и политика «третьего пути». Общие итоги политики «третьего пути».
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Политические партии и политические идеологии. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества в 1960-е гг. Бурные 1960-е гг. Движения гражданских инициатив в период формирования постиндустриального общества. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения.
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Деколонизация. Выбор путей развития. Культурно-цивилизационные регионы. Мировая социалистическая система. Классификация государств. Политическое развитие государств Тропической и Южной Африки.
Китай. Индия. Гражданская война и победа народной революции в Китае. Выбор путей развития Китая. «Большой скачок» и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии. «Культурная революция». Начало реформ в Китае. Теория Дэн Сяопина. Этапы реформ. Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР. Индия в 1950- 1991 гг. Реформы М. Сингха. Современные проблемы Индии. Главное противоречие эпохи как двигатель мирового развития.
Курс по истории России
Россия в годы "великих потрясений".
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.
Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны.
Великая российская революция 1917 г. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.
Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918 – 1919 гг. террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.
Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь.
Региональный компонент. Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике.
Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.
Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации».
Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».
«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.
Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.
Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной науке в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья.
СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г. и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.
Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.
Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 гг.). Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.
Тема для изучения на углубленном уровне. Народы СССР в борьбе с фашизмом. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Национальная политика.
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов». Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Советской Армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.
Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.
Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.
Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное развитие.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.
Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.
Региональный компонент. Наш край в 1953 - 1964 гг.
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.
Тематическое планирование уроков по истории 10а, б, в кл. (105 ч.)
№ урока |
Разделы и темы |
Домашнее задание |
Курс по всеобщей истории (30 часов) |
||
Новейшая история как историческая эпоха |
Введение читать и учить. |
|
Глава I. Мир накануне и в годы первой мировой войны |
||
Мир накануне Первой мировой войны |
§1 читать, ответить на вопросы |
|
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны |
§2 читать, ответить на вопросы |
|
Первая мировая война. 1914-1918 гг. |
§3 читать, ответить на вопросы. |
|
Первая мировая война. 1914-1918 гг. |
§3 читать, ответить на вопросы. |
|
Первая мировая война. 1914-1918 гг. |
§3 читать, ответить на вопросы. Повторить пройденный материал |
|
Повторительно-обобщающий урок по главе I |
||
Глава II. Межвоенный период (1918 – 1939) |
||
Последствия войны: революции и распад империй. |
§4 читать, ответить на вопросы |
|
Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. |
§5 читать, ответить на вопросы |
|
Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия |
§6 читать, ответить на вопросы |
|
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода |
§7 читать, ответить на вопросы |
|
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство» |
§8 читать, ответить на вопросы |
|
Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии |
§9 читать, ответить на вопросы |
|
Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму |
§10 читать, ответить на вопросы |
|
Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора |
§11 читать, ответить на вопросы |
|
Восток в первой половине XX в. |
§12 читать, ответить на вопросы |
|
Повторительно-обобщающий урок по главе II |
||
Глава III. Вторая мировая война |
||
Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. |
§13 читать, ответить на вопросы |
|
Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. |
§14 читать, ответить на вопросы |
|
Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование |
§15 читать, ответить на вопросы. Повторить пройденный материал |
|
Повторительно-обобщающий урок по главе III |
||
Глава IV. Соревнование социальных систем |
||
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг. |
§16 читать, ответить на вопросы |
|
Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. |
§17 читать, ответить на вопросы |
|
Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления» |
§18 читать, ответить на вопросы |
|
Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества |
§19 читать, ответить на вопросы |
|
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути» |
§20 читать, ответить на вопросы |
|
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения |
§21 читать, ответить на вопросы |
|
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы |
§22 читать, ответить на вопросы |
|
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития |
§23 читать, ответить на вопросы |
|
Китай. Индия |
§24 читать, ответить на вопросы. Повторить пройденный материал |
|
Повторительно-обобщающий урок по главе IV |
||
Контрольная работа по курсу Всеобщая история |
||
Курс по истории России (75 часов) |
||
Наш край в начале ХХ в. |
||
Глава I. Россия в годы «великих потрясений» |
||
Россия и мир накануне Первой мировой войны |
§1 читать, ответить на вопросы |
|
Российская империя в Первой мировой войне |
§2 читать, ответить на вопросы |
|
Великая российская революция: Февраль 1917 г. |
§3 читать, ответить на вопросы |
|
Великая российская революция: Октябрь 1917 г. |
§4 читать, ответить на вопросы |
|
1917 год в Сибири. Установление Советской власти в Новониколаевске |
Тема 11 читать с.214-220 |
|
Первые революционные преобразования большевиков. |
§5 читать, ответить на вопросы |
|
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм |
§6 читать, ответить на вопросы |
|
Гражданская война |
§7 читать, ответить на вопросы |
|
Гражданская война |
§7 читать, ответить на вопросы |
|
Гражданская война в Сибири. Крестьянство Сибири в годы Гражданской войны |
Тема 11 читать с.220-229, ответить на вопросы на с.230, работа с документом на с.230-234 |
|
Политика военного коммунизма в Сибири |
Тема 11 читать, приготовить сообщение на тему урока |
|
Образование Новониколаевской губернии |
Тема 10 читать с.200 |
|
Идеология и культура периода Гражданской войны |
§8 читать, ответить на вопросы. Повторить пройденный материал |
|
Повторительно-обобщающий урок по главе I |
||
Глава II. Советский Союз в 1920 – 1930-х гг. (10 часов) |
||
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу |
§9 читать, ответить на вопросы |
|
Экономика нэпа |
§10 читать, ответить на вопросы |
|
НЭП в нашем крае |
Тема 11 читать с.226-229 |
|
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. |
§11 читать, ответить на вопросы |
|
Политическое развитие в 1920-е гг. |
§12 читать, ответить на вопросы |
|
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. |
§13 читать, ответить на вопросы |
|
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. |
§14 читать, ответить на вопросы |
|
«Великий перелом». Индустриализация |
§15 читать, ответить на вопросы |
|
Сибирь в планах индустриализации. Стройки первых пятилеток в Новосибирске |
Тема 12 читать с.235 |
|
Коллективизация сельского хозяйства |
§16 читать, ответить на вопросы |
|
Политическая система СССР в 1930-е гг. |
§17 читать, ответить на вопросы |
|
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. |
§18 читать, ответить на вопросы |
|
СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. |
§19 читать, ответить на вопросы |
|
Организация труда на стройках первых пятилеток. Социалистическое соревнование |
Тема 12 читать, приготовить сообщение |
|
Политика партии в сибирской деревне в 1928-1929 гг. |
Тема 12 читать |
|
Методы коллективизации в сибирской деревне |
Тема 12 читать с.241 |
|
Коренные изменения в культурной жизни нашего края |
Тема 12 читать, ответить на вопросы с.245, работа с документами на с.246-250. Повторить пройденный материал |
|
Повторительно-обобщающий урок по главе II |
||
Глава III. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. |
||
СССР накануне Великой Отечественной войны |
§20 читать, ответить на вопросы |
|
СССР накануне Великой Отечественной войны |
§20 читать, ответить на вопросы |
|
Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) |
§21 читать, ответить на вопросы |
|
Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) |
§21 читать, ответить на вопросы |
|
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома |
§22 читать, ответить на вопросы |
|
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома |
§22 читать, ответить на вопросы |
|
Человек и война: единство фронта и тыла. |
§23 читать, ответить на вопросы |
|
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.) |
§24 читать, ответить на вопросы |
|
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.) |
§24 читать, ответить на вопросы |
|
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны |
§25 читать, ответить на вопросы |
|
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. |
§25 читать, ответить на вопросы |
|
Окончание Второй мировой войны |
§25 читать, ответить на вопросы |
|
Наш край в годы войны |
Тема 13 читать с.251-254 |
|
Наш край в годы войны |
Тема 13 читать с.251-254, приготовить сообщение. Повторить пройденный материал |
|
Повторительно-обобщающий урок по главе III |
||
Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг. |
||
Место и роль СССР в послевоенном мире |
§26 читать, ответить на вопросы |
|
Восстановление и развитие экономики |
§27 читать, ответить на вопросы |
|
Изменения в политической системе в послевоенные годы |
§28 читать, ответить на вопросы |
|
Идеология, наука и культура в послевоенные годы |
§29 читать, ответить на вопросы |
|
Послевоенный Новосибирск. Послевоенная жизнь в селе |
Тема 14 читать с.271-276, работа с документом |
|
Освоение целины. |
Тема 14 читать с.276-280, работа с документом |
|
«Великие стройки коммунизма» в Сибири |
Тема 14 читать с.280-281, приготовить сообщение по теме урока, работа с документом |
|
Послевоенная повседневность |
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности |
|
Смена политического курса |
§31 читать, ответить на вопросы |
|
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. |
§32 читать, ответить на вопросы |
|
Создание Сибирского отделения Академии наук СССР |
Тема 14 читать с.281, приготовить сообщение по теме урока, работа с документом |
|
Жилищное, коммунальное и культурное строительство в Новосибирске и селах области |
Тема 15 читать с.289 |
|
Развитие топливно-энергетического комплекса в Сибири. Оборонные предприятия Сибири и Новосибирска |
Тема 15 читать с.289 |
|
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. |
§33 читать, ответить на вопросы |
|
Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. |
§34 читать, ответить на вопросы |
|
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. |
§35 читать, ответить на вопросы |
|
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. |
§36 читать, ответить на вопросы |
|
Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг. |
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности |
|
Социальное развитие села в 1960-х –1980-е годы |
Тема 15 читать с.289 |
|
Сибирь в период перестройки |
Тема 15 читать с.295 |
|
Что изменилось в социально- экономической и культурной жизни родного края в последнее десятилетие |
Тема 16 читать с.306, ответить на вопросы на с.315, работа с документами |
|
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х гг. – первой половине 1980-х гг. |
§37 читать, ответить на вопросы |
|
Политика разрядки международной напряжённости |
§38 читать, ответить на вопросы. Повторить пройденный материал |
|
Повторительно-обобщающий урок по главе 1V |
||
Повторительно-обобщающий урок по главе 1V |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.