ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
· развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
· освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
· овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Данная рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:
· требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· примерной образовательной программы по изобразительному искусству;
· авторской программы «Изобразительное искусство», авторы: Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, О.А.Коблова, Т.А.Мухина. (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева и др.; под редакцией Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.)
Программа составлена на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип пот родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно - эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного _зыка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Икусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Икусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся (базовый уровень):
• будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся (повышенный уровень):
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс – 33ч
1. Ты учишься изображать – 9ч
Изображения всюду вокруг нас
Предмет «Изобразительное искусство». Знакомство с Мастером Изображения.
Мастер Изображения учит видеть
Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.
Изображать можно пятном
Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.
Изображать можно в объеме
Приемы работы с пластилином. Лепка. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей.
Изображать можно линией
Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линейные изображения на плоскости.
Разноцветные краски
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
Художники и зрители (обобщение темы)
Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.
Экскурсия в Художественный музей.
2. Ты украшаешь - 8 ч
Мир полон украшений
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения..
Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
Красоту надо уметь замечать
Развитие наблюдательности. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.
Красивые рыбы. Монотипия
Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Соотношение пятна и линии.
Украшение птиц. Объемная аппликация.
Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.
Узоры, которые создали люди
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.
Как украшает себя человек
Изображение любимых сказочных героев и их украшений..
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
3. Ты строишь - 11 ч
Постройки в нашей жизни
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Знакомство с Мастером Постройки.
Дома бывают разными
Многообразие архитектурных построек и их назначение. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей.
Домики, которые построила природа
Природные постройки и конструкции. Лепка сказочных домиков.
Дом снаружи и внутри
Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Изображение в виде домика разных предметов.
Строим город
Конструирование игрового города. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.
Все имеет свое строение
Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
Строим вещи
Конструирование предметов быта. Знакомство с работой дизайнера.
Экскурсия по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.
Город, в котором мы живем.
Создание образа города - индивидуальные работы.
Город, в котором мы живем (обобщение темы)
Создание образа города - коллективная творческая работа. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.
Создание образа города. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу - 5 ч
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.
Праздник весны. Конструирование из бумаги
Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.
Сказочная страна. Создание панно
Создание коллективного панно. Изображение сказочного мира.
Времена года.
Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.
Здравствуй, лето! (обобщение темы)
Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
2 класс – 34ч
Искусство и ты
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.
Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом.
Белая и черная краски.
Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой)
Пастель и цветные мелки, акварель: их выразительные возможности
Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.
Выразительные возможности аппликации
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.
Выразительные возможности графических материалов
Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса.
Выразительность материалов для работы в объеме
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Выразительные возможности бумаги
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм .
Неожиданные материалы (обобщение темы)
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Изображение и реальность
Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Изображение и фантазия
Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений.
Украшение и реальность
Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Украшение и фантазия
Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
Постройка и реальность
Красота и смысл природных конструкций. Конструирование из бумаги подводного мира.
Постройка и фантазия
Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная или групповая работа.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
Создание коллективного панно.
Изображение природы в разных состояниях
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.).
Экскурсия в зоопарк.
Наблюдение за животными.
Изображение характера животных
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Изображение характера человека - женский образ
Изображение противоположных по характеру сказочных образов.
Изображение характера человека - мужской образ
Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок..
Образ человека в скульптуре.
Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером.
Человек и его украшения.
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).
О чем говорят украшения.
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Образ здания.
Образы зданий в окружающей жизни. Создание образа сказочных построек.
Выставка творческих работ. Обсуждение выставки
4. Как говорит искусство - 9 ч
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Тихие и звонкие цвета.
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).
Что такое ритм линий?
Линии как средство образной характеристики изображаемого.Изображение весенних ручьев.
Характер линий
Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Ритм пятен
Элементарные знания о композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация.
Пропорции выражают характер.
Понимание пропорции как соотношения между собой частей одного целого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Выставка детских работ. Обсуждение выставки.
Обобщающий урок года.
Игра – беседа об основных темах года.
3 класс -34ч
Искусство вокруг нас.
Твои игрушки
Разнообразие форм и декора игрушек. Создание игрушки из любых подручных материалов.
Посуда у тебя дома.
Разнообразие посуды: её форма, силуэт, декор. Лепка посуды с росписью по белой грунтовке.
Обои и шторы у тебя дома
Роль художника в создании обоев и штор. Повторяемость узора в обоях. Эскизы обоев или штор
Мамин платок
Знакомство с искусством росписи тканей. Эскизы платков для девочки, для бабушки.
Твои книжки
Роль художника в создании книги. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Открытки
Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики. Эскиз открытки или декоративной закладки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Роль художника в создании всех предметов в доме.
Памятники архитектуры.
Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура садов и парков. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Ажурные ограды
Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Проект ажурной решетки или ворот
Волшебные фонари
Фонари – украшение города. Конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Удивительный транспорт
Роль художника в создании образа машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин
Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы)
Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Маски
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Театр кукол
Разновидности кукол. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Создание куклы.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Создание эскиза занавеса.
Афиша и плакат
Значение театральной афиши и плаката. Особенности языка плаката, афиши. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Праздник в городе
Элементы праздничного украшения города.
Как художники помогают сделать праздники.
Роль художника в создании праздничного облика города. Выполнение эскиза украшения города к празднику.
Школьный карнавал (обобщение темы)
Организация театрального представления.
Музей в жизни города
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Экскурсия. Музеи родного города.
Знакомство с музеями родного города.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению.
Картина – натюрморт.
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картины исторические
Знакомство с произведениями исторического жанра. Изображение по представлению исторического события.
Картины бытовые
Знакомство с произведениями бытового жанра. Изображение своей повседневной жизни.
Скульптура в музее и на улице
Человек и животное – главные темы в искусстве скульптуры. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Экскурсия по городу.
Скульптурные памятники. Парковая скульптура.
Художественная выставка (обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».
4 класс - 34 ч
Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли)
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение российской природы (пейзаж).
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно).
Деревня — деревянный мир
Образ традиционного русского дома – избы. Разнообразие сельских деревянных построек. Создание образа традиционной деревни.
Красота человека (женский образ)
Изображение женских образов в народных костюмах.
Красота человека (мужской образ)
Изображение мужских образов в народных костюмах.
Изготовление кукол.
Изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур
Народные праздники (обобщение темы)
Роль праздников в жизни людей. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Родной угол
Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Создание макета древнерусского города.
Древние соборы
Постройка, украшение и изображение в здании храма. Постройка макета здания древнерусского каменного храма.
Города Русской земли
Организация внутреннего пространства города. Моделирование жилого наполнения города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов: их форма и красота.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Живописное или графическое изображение древнерусского города.
Узорочье теремов
Резные украшения и изразцы. Изображение интерьера теремных палат.
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранств помещения. Создание праздничного панно.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии - 3ч
Особенности постройки, украшения и изображения в искусстве Японии. Изображение природы через характерные детали. Изображение японок в кимоно. Создание коллективного панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем».
Народы гор и степей
Художественные традиции в культуре народов степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.
Города в пустыне
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Создание образа древнего среднеазиатского города.
Древняя Эллада -3ч
Особенности постройки, украшения и изображения в искусстве древних греков. Изображение греческих храмов, изображение фигур олимпийских спортсменов, создание коллективного панно «Древнегреческий праздник»
Европейские города Средневековья -2ч
Образ готических городов средневековой Европы. Образ готического храма. Средневековые готические костюмы. Создание панно «Площадь средневекового города»
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на тему: «Каждый народ — художник».
Материнство
Тема материнства – вечная тема в искусстве. Изображение матери и дитя, их единства, ласки, т.е.отношения друг к другу.
Мудрость старости
Выражение мудрости старости в произведениях искусства. Изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.
Сопереживание
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои - защитники
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Лепка эскиза памятника герою.
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Вечные темы в искусстве. Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2011 год.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2011 год
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012 год
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,
Технические средства обучения (ТСО)
Компьютер с художественным программным обеспечением
Мультимедийный проектор
Магнитная доска
Экран
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах
ТАБЛИЦЫ (комплекты)
Учебно-практическое оборудование
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Дата |
Корректировка |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности:
|
|
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов) |
|||||
1 |
2.09 |
|
Изображения всюду вокруг нас.
|
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
|
2 |
9.09 |
|
Мастер Изображения учит видеть.
|
Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Сравнивать различные листья на основе их геометрических форм свою работу с другими. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. |
|
3 |
16.09 |
|
Наблюдения за природой.
|
Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Сравнивать различные листья на основе их геометрических форм свою работу с другими. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. |
|
4 |
23.09 |
|
В гостях у Золотой осени..
|
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды) в паре. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Изображать радость или грусть. |
|
5 |
30.09 |
|
Изображать можно пятном.
|
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды) в паре. |
|
6 |
7.10 |
|
Изображать можно в объёме. |
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Потребность в общении с учителем и сверстниками. |
|
7 |
14.10 |
|
Изображать можно линией. |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
8 |
21.10 |
|
Разноцветные краски.
|
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
9 |
28.10 |
|
Разноцветные краски.
|
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей. |
|
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) |
|||||
10 |
11.11 |
|
Художник и зрители Мир полон украшений. Узоры на крыльях бабочек.
|
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей. |
|
11 |
18.11 |
|
Мир полон украшений. Красивые рыбы.
|
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей. |
|
12 |
25.11 |
|
Красоту надо уметь замечать.
|
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
13 |
2.12 |
|
Узоры на крыльях
|
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
14 |
9.12 |
|
Красивые рыбы.
|
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их . |
|
15 |
16.12 |
|
Украшения птиц.
|
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Выражать в беседе свои впечатления. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их. |
|
16 |
23.12 |
|
Узоры, которые создали люди.
|
Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. |
|
17 |
13.01 |
|
Как украшает себя человек. Постройки в нашей жизни.
|
Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображения дома в паре. Наблюдать постройки в природе. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей. |
|
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (7 часов) |
|||||
18 |
20.01 |
|
Мастер Украшения помогает сделать праздник
|
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Ориентация на позицию других учеников, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. |
|
19 |
27.01 |
|
Мастер Украшения помогает сделать праздник
|
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Ориентация на позицию других учеников, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. |
|
20 |
3.02 |
|
Постройки в нашей жизни.
|
Овладевать первичными навыками конструирования. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Придумывать и изображать фантазийные дома. |
|
21 |
17.02 |
|
Домики, которые построила природа..
|
Овладевать первичными навыками конструирования. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать из бумаги, коробочек разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Придумывать и изображать фантазийные дома. |
|
22 |
24.02 |
|
Дом снаружи и внутри.
|
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм в паре. Конструировать различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их. |
|
23 |
3.03 |
|
Строим город, дом.
|
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм в паре. Конструировать различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их. |
|
24 |
10.03 |
|
Все имеет свое строение.
|
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. |
|
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (9 часов) |
|||||
25 |
17.03 |
|
Постройка предметов.
|
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. |
|
26 |
|
|
Город, в котором мы живем
|
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. |
|
27 |
|
|
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
|
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм в паре. Конструировать различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их. |
|
28 |
|
|
Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.
|
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
29 |
|
|
«Сказочная страна». Создание панно.
|
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
30 |
|
|
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
|
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
31 |
|
|
Урок любования. Уметь видеть.
|
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
32 |
|
|
Здравствуй, лето!
|
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. |
|
33 |
|
|
Обобщение по теме.
|
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.