рабочая программа по изо

  • doc
  • 23.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по изо.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 по предмету «Изобразительное искусство

 и художественный труд»

 на 20– 20 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

Авторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева

 

 

 

Пояснительная записка

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью обще­ства и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для ви­зуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных ис­кусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одно­временно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, члени­мую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделе­ние принципа художественной деятельности акцентиру­ет перенос внимания не только на произведение искус­ства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художест­венный труд» входит в учебный комплект «Школа Рос­сии» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребно­стям сегодняшнего образования и положения в культу­ре в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представле­ниям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании граждан­ственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного поро­га в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за ша­гом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро-отношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни обще­ства, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их со­циальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искус­ства с жизнью. Предусматривается широкое привлече­ние жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эсте­тического переживания окружающей реальности являет­ся важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником разви­тия образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства ста­новится задача развития у ребенка интереса к внутрен­нему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред­ставлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произ­ведений искусства; обсуждение работ товарищей, резуль­татов коллективного творчества и индивидуальной рабо­ты на уроках; изучение художественного наследия; под­бор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произве­дений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучае­мой теме, прослеживаются связи с музыкой, литерату­рой, историей, трудом. С целью накопления опыта твор­ческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художе­ственное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к при­роде, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной куль­туры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность разви­тия программы помогает обеспечить прочные эмоцио­нальные контакты с искусством на каждом этапе обуче­ния, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной куль­туре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художе­ственно-образных языков изобразительных, декоратив­ных, конструктивных искусств. Эти средства художе­ственной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действитель­ности — изобразительный, декоративный и конструк­тивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, укра­шение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в на­чальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутст­вовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать дея­тельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического твор­чества необходимо постоянно иметь в виду ясную струк­турную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступатель­ность развития учащихся.

 

Реализация национально-регионального компонента

 

Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП. Количество часов, отводимое на реализацию НРК, представлено в таблице

 

 

Класс

Учебный предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Изобразительное искусство

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

 

Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны. При реализации НРК учитель использует пособия, рекомендованные МОиН Челябинской области и другие издания, включающие краеведческий материал.

 

 

Дидактическое обеспечение национально-регионального компонента

 

Учебный предмет

Методическое и дидактическое обеспечение содержания национально-регионального компонента

Изобразительное искусство

Произведения уральских художников для детей. Художественное творчество народов Урала.

 

Перечисленные источники не являются обязательными, так как учитель имеет право использовать любой материал краеведческого содержания с указанием источника в тематическом планировании.

 

Учебно – методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы.

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.      Неменская Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. (2005);

2.      Коротеева Е. И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. (2005);

3.      Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 кл. (2005); Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. (2005);

4.      Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 кл. (2005); Неменская Л. А. Каждый народ — художник: Учеб. для 4 кл. (2005);

5.     Неменская Л. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. (2005);

 

1.     Методи­ческое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл./Под ред. Б. М. Неменского (2003).

 

ЦОР

Интернет - ресурсы

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;

 

 

Портрет Санкт-Петербурга: собрание картин.

Изображения XVIII – XX века посвящены трехсотлетию Санкт-Петербурга. (http://www.mobyprint.ru/spb/)

 

Начальные уроки рисования.

Планы уроков по курсу рисования и компьютерной графики. Обзор различной техники рисования и основных принципов работы с рисунком. Методические рекомендации. (http://syrylynrainbowdragon.tripod.com/home.html)

 

Компьютерные программы для изучения народного декоративно-прикладного искусства.

Коллекция развивающих компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, посвященных прикладному народному творчеству: Гжель, Жостово, Хохлома. Описание программ. Download. (http://www.kuzbass.ru/~vbp53/vb/oglavl.htm)

 

 

 

 

Знания и умения учащихся

 

В итоге освоения программы учащиеся должны: — усвоить основы трех видов художественной дея­тельности: изображение на плоскости и в объеме; по­стройка или художественное конструирование на пло­скости, в объеме и пространстве; украшение или декора­тивная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

    приобрести первичные навыки художественной ра­боты в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

    развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчи­вость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

    развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной дея­тельности;

    освоить выразительные возможности художествен­ных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

    приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание осо­бенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и об­щества;

   научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся ху­дожников в различных видах искусства; научиться актив­но использовать художественные термины и понятия;

   овладеть опытом самостоятельной творческой дея­тельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совме­стной художественной деятельности;

   приобрести первичные навыки изображения пред­метного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоско­сти и пространственных построений, первичные представ­ления об изображении человека на плоскости и в объеме;

   приобрести навыки общения через выражение ху­дожественного смысла, выражение эмоционального со­стояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

   приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

   сформировать представления о деятельности ху­дожника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).

 

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса


знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных  художественных ремесел России;
  • ведущие художественные музеи России

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан, Саврасов А. К.*, И. Е. Репин*, В. И. Суриков*, В. А. Серов*, И. И. Шишкин*);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • самостоятельной творческой деятельности;
    • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок

Распределение часов программы

 

Название разделов, тем программы

Количество часов по программе

Коррекция часов

Количество часов по календарно-тематическому планированию

Ты и искусство

 

 

 

Чем и как работают художники

8ч.

 

8ч.

Реальность и фантазия

7ч.

 

7ч.

О чём говорит искусство

11ч.

 

11ч.

Как говорит искусство

8ч.

 

8ч.

 

 

Характеристика контрольно – измерительных материалов

 

 

 

1период

2период

3период

4период

5период

6период

Итого

Итоговый

 

 

 

 

 

 

 

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- поурочное планирование

 по изобразительному искусству 2 класс /1 – 4/

 

Система: традиционная    УМК «Школа России»  

Учебная программа: Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Программы ОУ начальные классы -М. Просвящение  2007г..

Учебные материалы: Коротеева Е.И. « Искусство и ты»- М. Просвящение  2005г..

Методическое обеспечение: 1 С.Б.Дроздова «Изобразительное искусство» 2кл. (поурочные планы)

2. Основы народногои декоративно-прикладного искусства»;Методические рекомендации.

Под ред. Шпикаловой Т.Я. - М.: Мозаика - Синтез. 1996г.

Региональный компонент:  7                         

Количество часов по программе: 34ч. по УП 34