Аннотация
Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-7классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Просвещение», 2010 г. ) автор: И.А.Грошенков;
Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству в 8 классе составлена на основе основной общеобразовательной программы по изобразительному искусству для учащихся 5-8 классов по предметной линии учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9 классы.
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе в 5-8 кл. выделяется по 1 часу в неделю, по 34 часа в год.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5-7 класс
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.
Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
-беседы об изобразительном искусстве.
№ |
Вид занятий |
|
Количество часов по классам |
|||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Рисование с натуры |
|
13 |
13 |
10 |
|
2 |
Декоративное рисование |
|
11 |
11 |
7 |
|
3 |
Рисование на темы |
|
4 |
6 |
11 |
|
4 |
Беседы об изобразительном искусстве |
|
6 |
4 |
6 |
|
|
Итого |
|
34 |
34 |
34 |
Рисование с натуры (36 часов). Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость
для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются им на рабочие места, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование (29 часов). Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.
Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы (21 час). Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5-7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки, диафильмы.
Беседы об изобразительном искусстве (16 часов). В 5-7 классах для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе.
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография – искусство и производство.
Костюм, грим, маска, или магическое « если бы».тайны актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса - Барабаса!
Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.
Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура.
« На фоне Пушкина снимается семейство».Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Бесконечный мир кинематографа.
Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика : от видеосюжета до телерепортажа.
Киноглаз, или Жизнь в врасплох.
Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.
Темы занятий |
Количество часов |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах |
9 |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. |
9 |
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? |
7 |
Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель |
9 |
Основными видами деятельности учащихся по предмету «Изобразительное искусство » являются:
– практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;
– отработка графических умений и навыков;
– практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;
– развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
– работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;
– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
По итогам 5 класса ученик должен уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
6 класс
По итогам 6 класса ученик должен уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительном искусстве;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров
7 класс
По итогам 7 класса ученик должен уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности;
- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая из объем и окраску;
- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
8 класс
По итогам 8 класса ученик должен уметь:
-уметь анализировать произведения архитектуры;
-уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
-использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда;
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.
Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ урока
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1. |
Рисование на свободную тему. |
1 |
|
|
2. |
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). |
1 |
|
|
3. |
Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края». |
1 |
|
|
4. |
Рисование с натуры: листья дуба, клена. |
1 |
|
|
5. |
Рисование на тему: Осенний лес. |
1 |
|
|
6. |
Рисование геометрического орнамента в круге (построение 4-х овалов-лепестков на осевых линиях круга). |
1 |
|
|
7. |
Рисование по представлению. Сказочные персонажи (жар-птица, петушок - золотой гребешок). |
1 |
|
|
8. |
Рисование простого натюрморта (яблоко и керамическая кружка). |
1 |
|
|
9. |
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). |
1 |
|
|
10. |
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). |
1 |
|
|
11. |
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.). |
1 |
|
|
12. |
Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см). |
1 |
|
|
13. |
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см). |
1 |
|
|
14. 15. |
Рисование на тему «Лес зимой». |
2 |
|
|
16. |
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). |
1 |
|
|
17. 18. |
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). |
2 |
|
|
19. |
Рисование на тему «Зимние развлечения». |
1 |
|
|
20. |
Рисование с натуры цветочного горшка с растением. |
1 |
|
|
21. |
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки - посередине сторон). |
1 |
|
|
22. |
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). |
1 |
|
|
23. |
Декоративное рисование плаката «8 Марта». |
1 |
|
|
24. |
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). |
1 |
|
|
25. |
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). |
1 |
|
|
26. |
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). |
1 |
|
|
27. |
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). |
1 |
|
|
28. |
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). |
1 |
|
|
29. |
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (но выбору учащихся). |
1 |
|
|
30. |
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура). |
1 |
|
|
31. |
Рисование симметричных форм: насекомые - бабочка, стрекоза, жук - по выбору (натура - раздаточный материал). |
1 |
|
|
32. |
Итоговая творческая работа. |
1 |
|
|
33. 34. |
Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана) |
2 |
|
|
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе (34 часа)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тематическое планирование уроков по ИЗО в 7 классе
(34 часа)
№ урока
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1. |
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему. |
1 |
02.09 |
|
2. |
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении. |
1 |
09.09 |
|
3. |
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись», в т.ч. региональный компонент. |
1 |
16.09 |
|
4. |
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись», в т.ч. региональный компонент. |
1 |
23.09 |
|
5. |
Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения. |
1 |
30.09 |
|
6. |
Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части. |
1 |
07.10 |
|
7. |
Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса. |
1 |
14.10 |
|
8. |
Рисование с натуры предмета комбинированной формы. |
1 |
21.10 |
|
9. |
Беседа об изобразительном искусстве «Выразительные средства живописи |
1 |
11.11 |
|
10. |
Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором |
1 |
18.11 |
|
11. |
Тематическое рисование осеннего леса, в т. ч. региональный компонент |
1 |
25.11 |
|
12. |
Рисование с натуры объемных предметов – посуда |
1 |
02.12 |
|
13. |
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура», в т.ч. региональный компонент. |
1 |
09.12 |
|
14. |
Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. |
1 |
16.12 |
|
15. |
Рисование с натуры предмета комбинированной формы. |
1 |
23.12 |
|
16. |
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура», в т.ч. региональный компонент |
1 |
30.12 |
|
17. |
Разработка декоративной композиции посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены). |
1 |
13.01 |
|
18. |
Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. |
1 |
20.01 |
|
19. |
Тематическое рисование, Выполнение зарисовок зимнего леса. |
1 |
27.01 |
|
20. |
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства, Графика». |
1 |
03.02 |
|
21. |
Выполнение эскизов оформления книги. |
1 |
10.02 |
|
22. |
Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты, овощи) |
1 |
17.02 |
|
23. |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала, в т. ч. региональный компонент. |
1 |
02.03 |
|
24. |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала, в т. ч. региональный компонент. |
1 |
16.03 |
|
25. |
Рисование с натуры предметов комбинированной формы. |
1 |
30.03 |
|
26. |
Декоративное рисование – составление узора для вазы. |
1 |
06.04 |
|
27. |
Рисование с натуры столярных или слесарных инструментов. |
1 |
13.04 |
|
28. |
Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство России» |
1 |
20.04 |
|
29. |
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства, Декоративно-прикладное творчество», в т.ч. региональный компонент. |
1 |
27.04 |
|
30. |
Рисование с натуры предметов комбинированной формы. |
1 |
18.05 |
|
31. |
Разработка плаката «День Победы». |
1 |
25.05 |
|
32. |
Беседа об изобразительном искусстве. Произведения о Великой Отечественной войне. |
1 |
27.05 |
|
33. |
Выполнение эскиза эмблемы, посвященной спортивным соревнованиям |
1 |
28.05 |
|
34. |
Итоговая творческая работа |
1 |
28.05 |
|
Тематическое планирование по изобразительному искусству
в 8 классе (34 часа)
№ урока
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1. |
Конструктивные виды искусства |
1 |
|
|
2. |
Синтетические искусства |
1 |
|
|
3. |
Место изображение в синтетических искусствах |
1 |
|
|
4. |
Театр и экран-две грани изобразительной образсности. |
1 |
|
|
5. |
Стенография |
1 |
|
|
6. |
Средства актёрского перевоплощения. |
1 |
|
|
7. |
Костюм, грим, маска. |
1 |
|
|
8. |
Театр кукол. |
1 |
|
|
9. |
Художники и художественные технологии |
1 |
|
|
10. |
Фотография ,как вид синтетического искусства |
1 |
|
|
11. |
Фотография ,как вид синтетического искусства |
1 |
|
|
12. |
Урок творчества. |
1 |
|
|
13. |
Новогодний коллаж. |
1 |
|
|
14. |
Фотография и её изобразительные возможности. |
1 |
|
|
15. |
Художественно- изобразительная природа творчества оператора. |
1 |
|
|
16. |
Искусство фоторепортажа |
1 |
|
|
17. |
Фотография и компьютер. |
1 |
|
|
18. |
Урок свободного творчества. |
1 |
|
|
19. |
Кино - запечатлённое движение. |
1 |
|
|
20. |
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. |
1 |
|
|
21. |
Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. |
1 |
|
|
22. |
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. |
1 |
|
|
23. |
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. |
1 |
|
|
24. |
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. |
1 |
|
|
25. |
О природе художественного творчества. |
1 |
|
|
26. |
.Связи искусства с жизнью каждого человека |
1 |
|
|
27. |
Искусство среди нас |
1 |
|
|
28. |
Каждый народ Земли- художник |
1 |
|
|
29. |
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры |
1 |
|
|
30. |
Синтетические искусства. Их виды и язык |
1 |
|
|
31. |
Современные проблемы пластических искусств |
1 |
|
|
32. |
Вечные истины искусства |
1 |
|
|
33. |
Искусство и нравственность. |
1 |
|
|
34. |
Итоговая творческая работа |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.