Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе следующих документов:
· Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями);
· Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
· Авторская программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 5-8 классы», М.: Просвещение, 2013.
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ №1;
· Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ Верхнеднепровская СОШ №1;
· Учебного плана МБОУ Верхнеднепровская СОШ №1.
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на использование следующих учебников:
5 класс:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
На изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 1 час в неделю
6 класс:
Неменская Л.А Изобразительное искусство.Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А. НЕменская; под ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
На изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 1 час в неделю.
7 класс:
Питерских А.С. Изобразительное искусство. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
На изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 1 час в неделю.
8 класс:
Питерских А.С. Изобразительное искусство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
На изучение изобразительного искусства в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса – неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Декор – человек, общество, время
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по специальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы 17 века.
Декоративное искусство в современном мире
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
Основные представления о языке изобразительного искусства. Служение элементов и средств этого языка для передачи значимых смыслов. Художник рассказывает, а зритель понимает его произведение через сопереживание его образному содержанию.
«Мир наших вещей. Натюрморт»
История развития жанра «натюрморт». Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время. Особенности выражения натюрморта в графике, живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объём, форма, свет). Вглядываясь в человека. Портрет
«Человек и пространство. Пейзаж». Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
«Конструктивные искусства. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»
Архитектура и дизайн- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства.
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква – строка- текст. Искусство шрифта. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна.
«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектурно-композиционная организация пространства. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека»
Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город микрорайон, улица. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Интерьер и вещь в доме. Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства
.«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома.
Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно - пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир.
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. Сценография - искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол. Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм - творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве кино? Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме. От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение - пространство культуры.
Экран - искусство – зритель. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс
№ п/п |
Раздел учебного курса |
Кол-во часов на изучение раздела |
|
1. 1 |
Древние корни народного искусства. |
9 |
|
2. 2 |
Связь времен в народном искусстве. |
8 |
|
3. 3 |
Декор — человек, общество, время. |
10 |
|
4. 4 |
Декоративное искусство в современном мире. |
7 |
|
Итого: |
34 |
|
Тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс
№ |
Раздел учебного курса |
Кол-во часов на изучение раздела |
|
1 |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. |
8 |
|
2 |
Мир наших вещей. Натюрморт. |
8 |
|
3 |
Вглядываясь в человека. Портрет. |
10 |
|
4 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве. |
8 |
|
Итого: |
34 |
|
Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс
№ |
Раздел учебного курса |
Кол-во часов на изучение раздела |
1 |
Конструктивные искусства. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. |
8 |
2 |
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. |
8 |
3 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека. |
10 |
4 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры |
8 |
Итого: |
|
34 |
Тематическое планирование по изобразительному искусству 8 класс
№ |
Раздел учебного курса |
Кол-во часов на изучение раздела |
1 |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. |
5 |
2 |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. |
4 |
3 |
Фильм - творец и зритель. |
3 |
4 |
Телевидение - пространство культуры. |
5 |
Итого: |
|
17 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.