Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок» р.п. Ветлужский
Проект
«Финансовая грамотность»
Группа старшего дошкольного возраста
Подготовила: Нечаева С.Ю.
2021
Актуальность проекта: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе «Основы финансовой грамотности», необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Пояснительная записка: Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово- экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Проблема: Финансовая грамотность для дошкольников – это не столько детская, сколько семейная проблема. К сожалению, нет системности подхода к данной теме, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей.
Цель: содействовать формированию первичных социальных компетенций дошкольников в сфере личных и семейных финансов.
Образовательные задачи:
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.),
Формирование основных понятий (деньги, экономия, сбережения и пр.).
способствовать формированию разумных экономических потребностей
Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
Развивающие задачи:
Заложить начало формированию финансово-экономического мышления
Обогатить словарный запас дошкольника основными финансово- экономическими понятиями
Развитие познавательных интересов детей, их воображения и творческой активности,
Воспитательные задачи:
Воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями;
Воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;
Побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.
Воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
Развивающая предметно пространственная среда
Дидактические игры по финансовой грамотности:
«Хочу-надо»
«Наведи порядок»
«Труд – продукт труда»
Макет сказки «Приключение монеток»
Лепбук «Финансовая грамотность
Энциклопедия «Финансы для детей»
Картотека игр по финансовой грамотности
Руководитель проекта: Воспитатель: Нечаева С.Ю.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Время реализации проекта: Долгосрочный
1этап – подготовительный
Выявление у детей знаний по финансовой грамотности.
Поддержать инициативу детей, их интерес к получению знаний о труде взрослых, деньгах, продуктах труда, тратах, потребностях и желаниях что-то купить.
Создание РППС.
2 этап – основной:
Месяц |
Тема |
Основные понятия |
Цель и задачи |
Формы работы |
Сентябрь В течение всего года |
Изучение литературы по теме. Создание РППС. Мониторинг. |
|||
О К Т Я Б Р Ь |
Труд и продукт труда «Товар» |
Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга, продукция, заработная плата, рабочее место, торговля, деньги. |
Цель: сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых. Задачи: • сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; • стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобрета- тельности.
|
Занятие «Беседа о труде. Труд и продукт труда» Подвижная игра «Выбор профессии» Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии». Занятие Рисование на тему: «Моя будущая профессия», Беседы«Как я помогаю близким», «Мои добрые дела». Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку». Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга» Чтение стихов о труде
|
Н О Я Б Р Ь |
Деньги и цена «Торг и торговля» |
деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, невыгодно, обмен.
|
Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимо- сти, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольни- кам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зави- симости от его качества» Задачи: • познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к день- гам как к части культуры каждой страны; • способствовать воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связан- ных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи (воспитание разумного финансового поведения); • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
|
Занятие. Беседа «В общем, о деньгах» Викторина для детей: «О какой сказке идет речь?» Беседа «История денег в России
Игра «Обмен продуктами труда». «Мы ходим за покупками», Беседа «Что значит быть бережливым». Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки»
|
Д Е К А Б Р Ь
|
Деньги и цена
Бюджет. Источники дохода |
семейный бюджет, доходы, расходы, благотворитель, планирова- ние расходов.
|
Цель: сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье. Задачи: • познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи; • дать представление о планировании семейного бюджета; • прививать бережливость к трате денег; • научить рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, кор- ректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации. |
Занятие. Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» Занятие Конструирование из бумаги «Копилка для монет» Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине». Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик» Решение арифметических задач |
Я Н В А Р Ь
|
Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности «Что такое реклама» |
Реклама, рекламировать, воздействие рекламы, рекламные трюки.
|
Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе. Задачи: • способствовать формированию у детей представления о рекламе, ее назначении; • п оощрять у детей объективное отношение к рекламе; • развивать у детей способность различать рекламные уловки; • формировать способность отличать собственные потребности от навязанных рекламой; • учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется); • с пособствовать выработке рационального отношения к совершению покупок. |
Занятие. Беседа о рекламе «Реклама для детей по телевизору» Беседа «Почему нельзя верить рекламе». Викторина для детей «О какой сказке идет речь?» Загадки «Как важно быть финансово грамотным»:
|
Ф Е В Р А Л Ь
|
Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности
«Сочиняем рекламу» |
Реклама, рекламировать, воздействие рекламы, рекламные трюки.
|
Задачи: • выработать у детей бережное и уважительное отношение к труду; • закрепить знания о профессиях; • н апомнить детям о рациональности совершения покупок; • способствовать формированию навыков самопрезентации, рекламирования своей деятельности; • п роследить воздействие рекламы; • р азвить у детей интерес к сюжетно-ролевым играм.
|
Занятие. Рисование на тему: «Моя любимая реклама», Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи» Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» Просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», Составление рассказов на темы: «Моя любимая реклама» «Почему мне нравится реклама для детей» |
М А Р Т
|
Полезные экономические навыки и привычки в быту. «Предметный мир» |
бережливость привычка, полезные привычки, бюджет, копилка, хозяйственный, запасливый.
|
Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту. Задачи: • научить детей бережному отношению к вещам; • подсказать ребенку, какими вещами он может распоряжаться самостоятельно, а какими — только с ведома взрослых;
|
Занятие Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» Беседа «Игрушки моих родителей», Создание мастерской по ремонту книг. Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту» |
А П Р Е Л Ь
|
Полезные экономические навыки и привычки в быту. «Хороший хозяин» |
бережливость привычка, полезные привычки, бюджет, копилка, хозяйственный, запасливый.
|
Цель: сформировать у детей понимание целесообразности и бережливости. Задачи: Выработка у дошкольников следующих привычек: • бережное обращение со своими и чужими вещами; • р азумное использование имеющихся материалов для игр и занятий; • б ережное отношение к природным ресурсам; • н етерпимость к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам; • рациональная трата денежных средств (сохраняя вещь, экономим деньги, не тратя их на покупку новой). |
Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Игра-эстафета «Хорошо — плохо» Занятие . Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» Обсуждение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» |
М А Й
|
Полезные экономические навыки и привычки в быту. Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере «Что важнее денег» |
бережливость привычка, полезные привычки, бюджет, копилка, хозяйственный, запасливый.
|
Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту Задачи: • научить ребенка прогнозировать последствия своих решений; • рассказать о правильном распределении доходов в семье; • помочь выработать основные полезные привычки.
|
Обсуждение смысла пословиц и поговорок Выразительное чтение стихов о бережливости и труде Чтение В. Осеева «Сторож», «Сыновья» В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» Праздник «Мы — бережливые» Итоговое занятие «Монетка без ног, да весь мир обойдёт» (авторское) |
3 этап – заключительный:
Итоговое занятие «Монетка без ног, да весь мир обойдёт»
Выставка рисунков по теме «Путешествие в страну финансов»
Диагностика знаний детей по теме «финансовая грамотность»
Предполагаемые результаты
У детей могут сформироваться основных понятий (деньги, экономия, сбережения и пр), начнут формироваться знания о разумных экономических потребностях. Появится мотивация к бережливости, накоплению, полезным тратам. Начнет формироваться уважение к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями. Начнется становление нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации.
Работа с родителями: Повышения компетентности родителей в вопросах формирования у детей элементарных знаний в области финансовой грамотности. Осуществлять финансовое просвещение родителей, обеспечивая их различными материалами, которые они могут использовать дома, чтобы поддержать интерес ребенка к тем темам, которые он изучает вместе с воспитателем в дошкольной образовательной организации.
Приложение 1
Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности
«Почему взрослые работают?»
Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
Задачи: закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях.
Оборудование: картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) - «Работа и зарплата»
Организация детской деятельности
- На прошлом занятиях мы с Вами говорили о труде и профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности.
– Назовите профессии, которые вы знаете. (Ответы детей)
– А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители? Дети рассказывают о профессиях мам и пап. – Как вы думаете, зачем родители ходят на работу? (Ответы детей)
– Сегодня мы с вами встретимся с героями мультфильма «Уроки тетушки Совы». И тетушка Сова расскажет, для чего нужно трудиться. Воспитатель демонстрирует фрагмент мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата» (продолжительность 3 минуты 40 секунд). После просмотра мультфильма организуется беседа:
– Ребята, как вы поняли, о чем этот мультфильм? (Ответы детей)
– Что получают люди за работу? (Зарплату) – Всякая ли работа оплачивается? (Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима)
– Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи?
Физминутка
Мы в профессии играем - шагаем на месте, размахивая руками
По душе их выбираем.
И мечтаем поскорее - повороты влево, вправо, руки на поясе
Мамы с папой быть взрослее,
Чтоб не просто так мечтать, - руки за голову, прыжки на месте.
А кем быть решить и стать.
Воспитатель размещает на доске картинки-путаницы с изображением людей различных профессий:
– Ребята, художник нарисовал картины, но перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал.
– А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру: «Угадай профессию по движениям». Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.). Затем они меняются местами.
Воспитатель создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию значимости труда:
– Давайте представим, что мы попали в сказочную страну. В нашей сказочной стране нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей...). К чему это может привести? В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей
Заключительная часть: Мы с вами узнали, что получают люди за свою работу. Работа бывает самой разной…
А какая работа не оплачивается…? Каждый труд важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.
Самостоятельная деятельность детей по желанию:
лист раскраска с различными профессиями; картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»
Приложение 2
План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
«Денежка без ног, а весь свет обойдет»
Тема: Финансовая мудрость в пословицах и поговорках
Цель: Формировать у детей первичные представления о денежном обороте.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с новой поговоркой о деньгах. Помочь понять смысл народной мудрости. Расширить словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к купюрам, как эквиваленту труда людей.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к финансовой грамотности
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем какие бывают деньги. Давайте их назовем
Дети: Монеты, купюры, рубли, копейки и т.д.
Воспитатель: О деньгах народ придумал много пословиц и поговорок. Потому что с давних пор люди знают цену деньгам, понимают, что деньги можно обменять на продукты или предметы, изготовленные другими людьми – мастерами своего дела.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру и вспомним какие предметы изготавливают люди разных профессий.
Проводиться игра с мячом «Мастер-товар»
Воспитатель бросает детям мяч, называя разные профессии, дети бросают мяч воспитателю называя, что они производят.
Например: Столяр – стол, стул и т.д.
Кондитер - торт, пирожное
Писатель- рассказ, сказка
Художник- пейзаж, портрет
Швея – платье, шорты, брюки
Повар – суп, каша
Воспитатель: А мы с вами сегодня познакомимся с новой поговоркой:
«Денежка без ног, а весь свет обойдет»
Как вы понимаете эту пословицу
Ответы детей.
Воспитатель: Какие слова в поговорке вам не понятны?
Дети ________________ Весь свет.
Воспитатель: Здесь слово свет обозначает весь мир, большую территорию.
Воспитатель: Конечно у денежки нет ножек. Но она может отправиться в путь вместе с нами. Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. Возьмём с собой денежку и отправимся в путь.
Дети расходятся по заранее приготовленным «станциям» с товарами.
Игрушки, сладости, вещи, книги, посуда и т.д
Воспитатель покупает у детей какой-то предмет. Получив деньги, дети имеют возможность купить товар у других «продавцов». Таким образом денежка переходит из рук в руки в конце концов возвращаясь воспитателю, который предлагает детям купить угощение.
Подведение итогов. Воспитатель помогает детям сделать вывод, что деньги могут передаваться друг другу таким образом делая круг, который называется – денежный оборот.
Домашнее задание. Подумать, куда отправилась бы путешествовать денежка. Что можно было бы купить, например, в других странах.
Приложение № 3
Диагностика экономических знаний у детей дошкольного возраста
I уровень - низкий.
Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно- следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
II уровень - средний.
Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют экономические представления в игре и труде.
III уровень - высокий.
Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. При- меняют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности. Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.
Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой.
Форма проведения диагностики - индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленный вопрос или выполнить задание.
Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:
1) знания в области социально-экономической сферы;
2) знания в области товарно-денежных отношений;
3) знания в области производства и связанных с ним вопросов;
4) знания в области информационно-организаторской сферы;
5) знания в области нравственно-этической сферы;
6) знания в области государственно-юридической сферы.
Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности», определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.
Примеры заданий первой серии
Задание 1. Вопрос к ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?».
Задание 2. Вопрос к ребенку: «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?».
Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда, игрушки и др.), педагог предлагает ребенку ото- брать такие, на которых изображены предметы, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.
Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.
Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.
Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения и выслушать, что он хочет для ребят из детского сада.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
Примеры заданий второй серии
Задание 1. Вопрос к ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?».
Задание 2. Вопрос к ребенку: «Все ли можно купить за деньги?».
Задание 3. Вопрос к ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».
Задание 4. Вопрос к ребенку: «Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты.)
Задание 5. Вопрос к ребенку: «Какие деньги ты знаешь?».
Задание 6. Вопрос к ребенку: «Знаешь ли ты, как появились деньги?».
Третья серия включает в себя задания, цель которых - определение уровня элементарных знаний о товарно-денежных отношениях, процессе купли-продажи.
Примеры заданий третьей серии:
Задание 1. Вопрос к ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах?».
Задание 2. Вопрос к ребенку: «Где люди приобретают товары?». Задание 3. Вопрос к ребенку: «Как люди приобретают товары?».
Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?».
Задание 5. Вопрос к ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.