Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель МО «Первый учитель» зам. директора по УВР директор школы
учителей начальных классов
____________ /Новгородова Е.А./ ___________ /Павлова Г.П./ ___________ /Дьяконова А.Г./
протокол от «___»____ 2019 № __ «___»_______2019 приказ от 29.08.2019 №141
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"
для 2-го класса начального общего образования
на 2019-2020 учебный год
(на основе примерной программы по изобразительному искусству начального общего образования)
Учитель: Новгородова Евдокия Алексеевна,
высшая квалификационная категория
с. Аргас, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по изобразительному искусству начального общего образования, учебного плана начального общего образования, реализующего ФГОС МБОУ «Куокуйская СОШ» на 2019-2020 учебный год (далее учебный план школы), Положения «О рабочей программе педагога МБОУ «Куокуйская СОШ» от 08.05.2017 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Е.И. Коротеевой "Изобразительное искусство" издательство Москва «Просвещение», 2019 года, на основе приказа Министерство просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен выбором линии УМК «Школа России».
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
На основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 №1/15) вариант 4, учебного плана школы предмет «Изобразительное искусство» во 2 классе изучается 1 час в неделю, 34 часа в год. Из них 1 час выпадает в праздничные (выходные) дни, 1 час на резерв. Общее количество часов, выделенных на содержание учебного предмета, составляет 31 час. Общее количество часов, выделенных на резерв с учетом праздничных (выходных) дней, составляет 2 часа. Из- за того, что общее количество часов, выделенных на резерв с учетом праздничных (выходных) дней, составляет 2 часа в рабочую программу внесены изменения: темы сокращены не в ущерб ученикам, придерживается последовательность изучения разделов изобразительного искусства с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результат.
В рабочую программу внесены дополнения за счет введения национально-регионального компонента (далее НРК). Дополнение компонента не меняют темы уроков, включены как материалы для установления правильной взаимосвязи, практической направленности, повышения учебной мотивации.
Региональный компонент отражен на уроках:
№ урока |
Тема урока, национально- региональный компонент |
3 |
Осенний лес нашего края |
6 |
Животные родного края |
14 |
«Бастына» |
17 |
«Елочные игрушки на якутский стиль» |
21 |
«Персонажи якутских сказок» |
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– расширение общекультурного кругозора учащихся;
– развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
– формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Основной формой обучения является урок, типами которого являются:урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний; урок рефлексии, урок закрепления знаний; комбинированный урок.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы: устный опрос, рисование с натуры, рассказ по рисунку, групповой опрос, взаимопроверка, самопроверка и т.д.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарным учебным графиком школы на 2019-2020 учебный год в форме собеседования в конце учебного года.
Неаудиторная занятость по предмету предусматривается в формах индивидуальной консультации слабоуспевающих, способных обучающихся, подготовки к конкурсам, смотрам.
I. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказыватьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
- слушать и понимать речь других;
Ø вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Планируемые уровни подготовки учащихся 2 класса к концу года:
В результате изучения искусства у обучающихся:
· будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
· начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
· сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
· появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
· установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
· будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
· овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; да вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
· получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника ми, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
· научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России, Якутии.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: иметь представление обэстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
· знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
· уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
· знать
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
· уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
· с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток, тонкой веревочки.
· Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник? (10 ч)
Художник рисует красками.
Художник рисует мелками и тушью.
С какими еще материалами работает художник? Гуашь.
Три основных цвета – желтый, красный, синий.
Волшебная белая. Волшебная черная. Волшебные серые.
Пастель. Восковые мелки. Акварель.
Что такое аппликация? Что может линия?
Что может пластилин?
Бумага, ножницы, клей.
Неожиданные материалы
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Конструируем сказочный город..
О чём говорит искусство (7 ч)
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения?
Образ здания.
Как говорит искусство (7ч)
Теплые и холодные цвета. Что выражают теплые и холодные цвета?
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий? Характер линий.
Ритм пятен. Ритм и движение пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц.
Промежуточная аттестация (1ч)
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Вид деятельности обучающихся |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Форма контроля |
Дата |
Примечание |
||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Номер учебной недели |
фактически |
|||||||
Как и чем работает художник? (10 ч) |
|||||||||||
1 |
Художник рисует красками.Рисование по памяти и впечатлению. Поляна цветов. |
Урок изучения нового материала. |
Наблюдать цветовые сочетания в природе; смешивать краски (прием «живая краска»); овладевать первичными живописными навыками. овладевать первичными живописными навыками. |
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. |
Использование текста правил работы с красками гуашь и акварель; |
Смешение трех основных цветов; |
Устный опрос. |
1 |
|
|
|
2 |
Художник рисует мелками и тушью. Рисование по представлению. Природная стихия. |
Комбини-рованный.
|
Сравнивать и различать темные и светлые оттенки цвета и тона; смешивать цветные краски сбелой и черной для получения нужного колорита; создавать пейзажи, различные по настроению. |
Знакомство с выразительные возможностями цветовой палитры; развитие изобразительные навыки; развитие умения видеть красоту и разнообразие красочных смесей. |
Расширение знаний о живописных материалах. |
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. |
Рисование. |
2 |
|
|
|
3 |
С какими еще материалами работает художник? Гуашь.Рисование по памяти ивпечатлению.НРК « Осенний лес нашего края» |
Изучение нового материала. |
Знать многообразие художественных материалов: понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше). |
Знакомство с новыми художественными материалами, знакомство с вариантами построения композиций; |
Что такое графи-ка? Образный язык графики. Ра-знообразие графи-ческих материа-лов. Красота и выразительность линии. Ее вырази-тельные возмож-ности. Толстые и тонкие, подвиж-ные и тягучие линии. Работа с дополнительной литературой. |
Рисовать по представлению; смешивать краски. Обсуждение вариантов изображения деревьев; развитие практических навыков; |
Рисование. |
3 |
|
|
|
4 |
Три основных цвета – желтый, красный, синий. |
Урок рефлексии |
Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; создавать изделие по заданию. |
Развитие эстетического восприятия; понятия «ритм, пятно»;
|
Подготовка твор-ческих сообщений Что такое скуль-птура? Образный язык скульптуры. Знакомство с ма-териалами, кото-рыми работает скульптор. Выра-зительные воз-можности глины, дерева, камня и других материа-лов.Изображение животных. Передача харак-терныхособен-ностей животных. |
Развивать творческие навыки; учиться работать в коллективе. |
Опрос. |
4 |
|
|
|
5 |
Волшебная белая. Волшебная черная. Волшебные серые. |
Комбинированный урок. |
Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы работы граф-ми материалами (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. |
Знакомство с выразительными возможностями линии, точки, темного и белого пятен; Знакомство с различными техниками работы графическими материалами; |
Творческое сообщение Что такое макет? Материалы для макетов. Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгибание). Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка. |
Понимание образной характеристики линий: колючие, весёлые, злые, тихие и т. д.) Техника изображения дерева. Приёмы получения тонового пятна.изображение зимнего дерева графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти. |
Нанесение штриховки. |
5 |
|
|
|
6 |
Пастель. Восковые мелки. Акварель.НРК « Животные родного края» |
Урок закрепления знаний. |
Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы работы граф-ми материалами (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. |
Плоскостное и объёмное изображе-ние (различия).Понятие «скульптура». Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания. |
Творческое сообщение о животных родного края. |
Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. |
Рисование. |
6 |
|
|
|
7 |
Что такое аппликация? Что может линия? |
Урок изучения нового. |
Овладевать приемами работы с бумагой (объемные формы); уметь конструировать из бумаги объемные объекты; |
Понимание красоты различных художес-твенных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешан-ные техники. Неожи-данные материалы. |
Обсуждение выразительных возможностей материалов, которыми работают художники. |
Составлять композицию, последовательно её выполнять. |
Конструи-рование. |
7 |
|
|
|
8 |
Что может пластилин? |
Комбини-рованный. |
Сравнивать, сопоставлять выразительные возмож-ности различных материа-лов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, овладевать приемами работы с пластилином; создавать объемное изображение. |
Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания. |
Схемы для работы в технике лепки-поиск и изучение дополнительной литературы. |
Развитие навыков работы в технике лепки, пластики; |
Заготовка. |
8 |
|
|
|
9 |
Бумага, ножницы, клей. |
Комбини-рованный. |
Создавать образ, по заданию; обобщать пройденный материал, обсуждать работы, оценивать собственную художественную деятельность. |
Приемы конструирования из бумаги; создание макетов;
|
Творческое сообщение о животных родного края. |
Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. |
Конструи-рование. |
9 |
|
|
|
10 |
Неожиданные материалы |
Комбини-рованный. |
Понимать выразительные возможности линии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы работы граф-ми материалами (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. |
Знакомство с выразительными возможностями линии, точки, темного и белого пятен; Знакомство с различными техниками работы графическими материалами; |
Творческое сообщение Что такое макет? Материалы для макетов. Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгибание). Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка. |
Составлять композицию, последовательно её выполнять. |
Конструи-рование. |
10 |
|
|
|
Реальность и фантазия (7 ч) |
|||||||||||
11 |
Изображение и реальность.Изображение животного. |
Урок изучения нового. |
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных. |
Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных живо-тных. Вглядываться в животных и видеть их красоту: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластику пере-ходов одной части тела в другую и т.д. |
Обсуждение характерных особенностей животных; Особенности животных, пропорциональные соотношения частей тела. |
Рисование по памяти или представлению животного. |
Рисование. |
11 |
|
|
|
12 |
Изображение и фантазия. Рисование по представлениюСказочное несуществующее животное |
Урок изучения нового. |
Размышлять и вести беседу об изображении как реального, так и фантастического мира; придумывать и изображать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью. |
Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. |
Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. (творческое сообщение). |
Творческие умения и навыки работы с гуашью. |
Опрос. |
12 |
|
|
|
13 |
Украшение и реальность. Рисование по представлениюВеточка с инеем или паутинка с капелькой росы. |
Комбини-рованный. |
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материалов изображения украшений в природе; приобретать опыт работы с тушью, мелом. |
Видеть красоту в природе, учится у природы, развитие наблюдательности. |
Построение композиции и рассказ о замысле. |
Изображение паутинок, снежинок при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков и т д.) по памяти. |
Опрос. |
13 |
|
|
|
14 |
Украшение и фантазия. Украшение заданной формы.Кокошники.НРК «Бастына». |
Урок систематизации. |
Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания орнамента; создавать украшения; осваивать приемы работы графическими материалами; |
Иметь представле-ние, что такое коко-шник, кто носил ко-кошники, как их украшали. Что такое орнамент? Преобра-зование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, укра-шающих предметы быта. |
Творческое сообщение « История появления женского кокошника», значение слова «кокошник». |
Изготовление и украшение кокошника. Создание украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека. |
Рисование. |
14 |
|
|
|
15 |
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги. Морской аквариум |
Урок рефлексия. |
Рассматривать и анализировать природные конструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание); участвовать в создании коллективной работы. |
Природные сообщества и конструкции. Природные конструкции: соты, ракушки, домик улитки, подсолнух, головка мака, стручки гороха и т.д.
|
Природа сама, без участия человека создаёт свои кон-струкции, а чело-век учиться у природы, изучая её. Роль построй-ки в быту челове-ка; чувство ком-позиции; навыки конструирования из бумаги. Твор-ческая работа «Самые необыч-ные постройки на земле» |
Создание макетов аквариумных рыбок. Творческие умения и навыки работы с гуашью. |
Самокон-троль. |
15 |
|
|
|
16 |
Постройка и фантазия. Рисование фантастического здания. |
урок закрепления знаний |
Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; осваивать приемы работы с бумагой; создавать макеты, участвовать в создании коллективной работы. |
Создание рассказа о Природе, как образе мудрого учителя; увидеть в примерах архитектуры природные аналоги; |
Творческая работа (сообщение) «Самые необычные постройки на земле». |
Создание макета сказочного замка. |
Взаимокон-троль. |
16 |
|
|
|
17 |
Конструируем сказочный город.Конструирование елочных игрушек. НРК «Елочные игрушки на якутский стиль». |
Урок обобщения. |
Понимать роль взаимодействия в работе трех Братьев-Мастеров; обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников. |
Создание и украшение елочных игрушек из бумаги, салфеток, ниток, пластика и т.д. |
Творческий рассказ о истории создания елочных игрушек. |
Рисование с натуры ёлочных украшений. |
Рисование. |
17 |
|
|
|
О чём говорит искусство (7ч) |
|||||||||||
18 |
Изображение природы в разных состояниях. Рисование по представлению. Контрастные состояния моря. |
Обобщение. |
Уметь наблюдать природу в различных состояниях и изображать живописными материалами; знать колористические особенности работы с гуашью. |
Формируем предста-вление о природе. Природа тоже имеет характер. Она может быть, то грозной и тревожной, то спо-койной и радостной, то грустной и нежной – мы видим в ней на-строение. Художник, изображая природу, выражает её состоя-ние, настроение, его изображение обра-щенок нашим чув-ствам. |
Творческая презентация, содержащая репродукции известных художников с морскими пейзажами. |
Создание морского пейзажа. |
Опрос. |
18 |
|
|
|
19 |
Изображение характера животных.Создание яркого образа животного (веселого, стремительного, агрессивного и т. п.). |
Комбини-рованный урок. |
Наблюдать и рассматри-вать животных в различ-ных состояниях; давать устную зарисовку, изобра-жать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью. |
Всё живое имеет свой образ, характер, настроение.
|
Рассказ о строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши, и т.д.). |
Создание рисунка кота. |
Опрос. |
19 |
|
|
|
20 |
Изображение характера человека. Сказочный образ. |
Обобщения знаний. |
Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. |
Характеры сказочных героев, отражение его на поведении, в одежде. |
Сообщение на тему « Как опре-делить по рисунку сказочность изо-браженного героя». |
Портрет бабы –Яги. |
Рассказ. |
20 |
|
|
|
21 |
Образ человека в скульптуре НРК «Персонажи якутских сказок |
Комбини-рованный. |
Уметь создавать проти-воположные по харак-теру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); сравнивать и анализировать возможности использования изобр-х средств для со-здания доброго и злого образа. |
Лепка из пластили-на разных челове-чков, отражая их ха-рактер в придуман-ной конструкции. Приёмы лепки из целого куска путём вытягивания, вда-вливания и защипле-ния.. |
Что такое скульптура? Особенности изображения в объёме. Разговор о контрастных образах. |
Создание сказочных героев в сказочном царстве. |
Заготовка. |
21 |
|
|
|
22 |
Человек и его украшения |
Изучение новой темы. |
Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализировать украшения для раз-личных ситуаций; созда-вать декоративные ком-позиции. |
Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор, красавица или пугало, обвешан-ное побрякушками). Учимся выглядеть красиво. |
Творческая презентация, содержащая в рисунках историю женского и мужского костюма-наряда. |
Мальчики создают щит и расписывают его согласно правилам оформления. Девочки создают украшения для костюма. |
Самокон-троль. |
22 |
|
|
|
23 |
О чем говорят украшения? |
Повторение. |
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека; уметь работать в коллективе. |
Создание панно «Морские пираты» с использованием полученных знаний о оформлении пиратских кораблей. |
Творческая презентация с иллюстрациями к рассказам о пиратах. |
Защита проектов созданных панно. |
Взаимоконтроль. |
23 |
|
|
|
24 |
Образ здания |
Систематизация. |
Уметь видеть художес-твенный образ в архитек-туре; приобретать навыки восприятия архитектур-ного образа в окружаю-щей жизни и сказочных построек; приобретать опыт творческой работы. |
Понимание возможности выражения своих чувств через архитектуру;
|
Показать, что образ здания напрямую связан с его назначением; Творческое сообщение на тему «Где живет змей горыныч». |
Развивать творческую фанта-зиючерез создание домика для сказочного героя, развивать умение работать в коллективе; |
Опрос. |
24 |
|
|
|
Как говорит искусство (7ч) |
|||||||||||
25 |
Теплые и холодные цвета. Что выражают теплые и холодные цвета? |
Изучение новой темы. |
Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты с колористическим контрастом; |
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Представление о тёплом и холодном. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета. Смешение красок. |
Толкование слова «Контраст» в дополнительных источниках. |
Выполнение по выбору. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета. |
Рисование. |
25 |
|
|
|
26 |
Тихие (глухие) и звонкие цвета. |
Закрепления знаний |
Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты с колористическим контрастом; |
Понимать, что такое «глухие» и «звонкие» цвета |
Понятие «глухие» и «звонкие» цвета в дополнительных источниках знаний. Сообщение на уроке |
Создание весеннего пейзажа |
Опрос. |
26 |
|
|
|
27 |
Что такое ритм линий? Характер линий. |
Систематизация знаний |
Уметь видеть линии в окружающей действительности; иметь представление об эмоциональной выразительности линий; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. |
Понятие, что такое «ритм линий». Эмоциональное звучание линии. Линии как средства характеристики изображаемого. |
Ритмическая ор-ганизация листа с помощью линий. Понятие ритма. Изменение ритма линий меняет со-держание работы. Творческая пре-зентация с рисун-ками листьев. |
Изображение ритма стволов деревьев и травы, ручейков. |
Рассказ. |
27 |
|
|
|
28 |
Ритм пятен. Ритм и движение пятен. |
Закрепле-ние |
Уметь видеть линии в окружающей действительности; иметь представление об эмоциональной выразительности линий; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться. |
Знакомство с ритмом пятен, как со средством выразительности; сравнить ритм пятен с музыкальными ритмами; учить создавать ритм в изображении; |
Нахождение понятия «ритм пятен» в дополнительных источниках информации для дальнейшего сообщения на уроке. |
Создание изо-бражениярит-мично летящих птиц. Изменения (от положения на листе бумаги даже одинако-вых пятен изме-няетсявосприя-тие листа, его композиция). |
Опрос. |
28 |
|
|
|
29 |
Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций. |
Обобщение. |
Знать применение средств художественной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы). |
Знакомство со средством художественной выразительности-пропорцией; понимать, как от пропорций зависит образ предмета; |
Объяснять слово «пропорция», разный характер пропорций (атлет – гимнастка, слон – жираф). |
Образы индюка с разными характерами пропорций. |
Взаимоконтроль. |
29 |
|
|
|
30 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выра-зительности |
Систематизация знаний. |
Понимать, что такое пропорция; создавать образы, с помощью изменения пропорций; |
Обобщение темы четверти. |
|
|
Опрос |
30 |
|
|
|
31 |
Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц. |
Закрепле-ние |
Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для соз-дания различных образов; Уметь создавать творческую работу и договари-ваться с одноклассниками при выполнении коллек-тивной работы; Уметь выполнять работу в границах заданной роли. Уметь анализировать ра-боты и рассказывать о своих впечатлениях; по-нимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти; уметь фантазировать и расска-зывать о творческих пла-нах на лето. |
Понятие слова «монотипия» для сообщения на уроке Оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнать лист пополам и плотно сжать. Развернуть, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь. |
Творческая презентация на тему «Весна». |
Создание коллективного панно «Весна. Шум птиц». |
Рисование. |
31 |
|
|
|
Промежуточная аттестация (1 ч.) |
|||||||||||
32 |
Промежуточная аттестация. Собеседование. |
Обобщение темы. |
|
|
|
|
Собеседование |
32 |
|
|
|
Резерв (2 ч) |
|||||||||||
33-34 |
Резерв |
|
|
|
|
33-34
|
|
|
|||
Приложение
Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение: |
Рабочие программы. 1 – 4 классы. |
Учебники
|
Рабочие тетради
|
Методические пособия для учителя:
|
Печатные пособия: 1. Комплекты для обучения грамоте (образцы письменных букв). 2. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по изобразительному искусству. 3. Наборы репродукций картин различных художников в соответствии с тематикой, определенной в программе по предмету изобразительное искусство. |
Материально-техническое обеспечение: |
Технические средства обучения: 1. Классная доска. 2. Мультимедийный проектор. 3. Интерактивная доска. 4. Ноутбук. |
Экранно-звуковые пособия: 1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. 2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству (по возможности). 3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству. |
Оборудование класса: 1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев. 2. Стол учительский. 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.