РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции нарушений устной и письменной речи 6-7 класс
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции нарушений устной и письменной речи 6-7 класс

Оценка 4.8
docx
14.01.2023
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по коррекции нарушений устной и письменной речи 6-7  класс
Рабочая программа по логопедической коррекции 5-6 класс.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение –

 средняя общеобразовательная школа № 7 х.Новоселовка

(346677, МБОУ-СОШ №  7 х. Новоселовка , ул.Советская,99, Мартыновский р/н Ростовская обл.)

Тел. 8(86395)25-1-95,    E-mail: [email protected]

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______________Черкасская Е.Н Приказ №130

от "30"августа 2022  г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по коррекции нарушений устной и письменной речи 6-7  класс

 

 

Составитель:    учитель-логопед

А.Е.МАЗЕПИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х.Новоселовка 22/23 уч.год


Содержание

 

1.      Пояснительная записка 

1.1. Цели и задачи программы

1.2. Блоки логопедической коррекции

1.3. Требования к уровню подготовки обучающихся

2.Содержание программы

3. Тематический план

4. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

5. Литература
Пояснительная записка

            Программа  определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 6-7классов, имеющих системное недоразвитие речи, испытывающих трудности при изучении русского языка (овладении письменной и устной речью).

           Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством  обучения. 

          Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей, обучающихся по программам специальной (коррекционной), способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

           Работа по исправлению речевых нарушений у детей, обучающихся по программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений должна строиться с учетом степени проявления речевого дефекта обучающихся, возрастных и индивидуальных особенностей, программы по русскому языку. Поэтому особенностью программы логопедической коррекции, представленной здесь, является её построение по цикличному принципу, она предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Нарушения речи у обучающихся 6-7 классов в данном учреждении  носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- недоразвитие  фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи, связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны (в рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями; связные тексты состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения);

- дислексия;

- дисграфия.

          Одним из условий, способствующих эффективности программы, является логопедическое воздействие, направлено  не только на один изолированный дефект, а на речевую систему в целом.

 

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся 6-7 классов, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

 

Основные задачи программы:

 

1.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

 

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

 

3.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

 

         В основе  программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;

- системности – изучения ребёнка как целостного,  своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

 - здоровьесберегающий принцип - количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений отводит на изучение логопедии в 6 классе – 33 часа в год (1 час в неделю), в 7 классе – 33 часа в год (1 час в неделю).

       Первые две недели учебного года (с 1 по 16 сентября) отводятся для полного обследования устной и письменной речи учащихся.

 

Последние две недели мая (с 1 по 15 мая) отводятся для итогового обследования устной и письменной речи учащихся.

 

Программа логопедической коррекции включает три основных блока:

 

- диагностический;

 

- коррекционно-развивающий;

 

- контрольно-оценочный.

 

Диагностический блок.     Основной формой проверки уровня подготовки обучающегося является логопедическая  диагностика. По итогам первичной диагностики вычисляется процентное выражение успешности усвоения учебной программы за предыдущий учебный год.

 

          Обобщая результаты использования диагностики, можно сказать, что:

- IV уровень успешности (самый высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием;

 

 - успешность III уровня свидетельствует о легкой степени системного недоразвития речи;

 

 - успешность выполнения речевых проб, соответствующая II уровню, указывает на системное недоразвитие речи средней степени;

 

- I уровень успешности выполнения диагностики (самый низкий) свидетельствует о системном недоразвитии речи тяжелой степени.

 

        Вначале учебного года проводится  первичная диагностика, к концу обучения – итоговая.

 

Коррекционно-развивающий блок.Включает коррекционно-развивающие занятия;структура их может состоять из следующих блоков, которые варьируются:

- формирование фонематических процессов;

- звукобуквенный анализ слов;

- звукослоговой анализ и синтез слов;

- работа над предложением;

- работа над интонационной речью;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук, глазодвигательных мышц.

 

Занятия направлены на:

·         Уточнение знаний о составе слова, нахождение  родственных слов, выполнение различных способов словообразования (с помощью приставок и суффиксов).

·         Формирование умений согласовывать  слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.

·         Формирование навыков: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.

·         Отбор языковых средств, адекватных смысловых концепций, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).

·         Формирование  навыков выделения предложения из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте.

·         Активизацию и обогащение словаря (путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов).

·         Формирование мотивации к логопедическим занятиям через разнообразные формы работы.

Ведущей формой  обучения являются групповые занятия.

Методы:

·         Словесные

·         практические

·         наглядные методы.

Технологии:

  • коррекционно-развивающие технологии;
  • личностно ориентированное обучение;

 

  • здоровьесберегающие технологии;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • игровые технологии;
  • ИКТ- технологии.                        

Контрольно-оценочный блок.Результативность освоения программы  определяется на основе данных диагностики.  В течение года осуществляется промежуточный контроль. Цель промежуточного контроля: своевременное выявление слабого усвоения материала и коррекция методов и приемов работы  с обучающимися..

Формы промежуточного контроля  результатов обучения:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • поурочный контроль.

      Итоговая диагностика включает в себя проведение, обработку и анализ полученных результатов. Данные первичной и итоговой  диагностики сопоставляются, проводится оценка результатов, и делаются выводы об успешности проведенной работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы;
  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный  слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
  • правописание предлогов и приставок;
  • названия частей речи, их значение.

Учащиеся должны уметь:

  • согласовывать слова в словосочетании и предложении;
  • пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
  • различать предлоги и приставки;
  • различать части речи;
  • определять тему рассказа, основную мысль текста;
  • составлять план связного высказывания;
  • конструировать повествовательное сообщение;
  • образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.

 

           Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся со II и III уровнем - систематическое недоразвитие речи средней и легкой степени) могут получить её в индивидуальном порядке.

Содержание программы

Логопедическоеобследование устной и письменной речи учащихся.

Повторение изученного в 3 – 4 классе: развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа  и синтеза слов, перенос слов, дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Однозначные и многозначные слова, подбор и нахождение антонимов и синонимов.

Грамматика. Предлоги, употребление предлогов в предложении, сложные предлоги. Дифференциация предлогов и приставок.

         Родственные и однокоренные слова. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Сложные слова. Сложение двух основ.

         Имя существительное. Род, число, падеж; правописание падежных окончаний существительных.

         Имя прилагательное. Общее понятие. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Падежные окончания имен прилагательных.

          Глагол. Общее понятие. Согласование имени существительного и глагола в числе и роде. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Связная речь. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.Смысловая и интонационная законченность предложений.

         Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

         Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту.Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

         Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

       Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

       Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

       Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

       Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.

      Восстановление деформированного текста по се­рии картинок.

      Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Составление плана текста с обозначенными частями.

      Деление текста на части. Работа над планом.

      Составление текста по серии картинок с использованием  вопросного плана.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

       Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 7 классе

(1 занятия в неделю)

№ п/п

Тема

Кол-во занятий

Дата

 

I четверть

 

 

 

Диагностика

1

 

I

Фонематический уровень

 

 

1

Звуки речи. Буквы

1

 

2

Гласные звуки. Согласные звуки

1

 

3

Безударные гласные

1

 

4

Звонкие и глухие согласные

1

 

5

Твердые и мягкие согласные

1

 

6

Непроизносимые согласные

Двойные гласные

1

 

II

Морфологический уровень

 

 

7

Состав слова. Однокоренные слова

1

 

8

Корень, окончание, приставка, суффикс

Приставка и предлог

1

 

9

Образование слов с помощью приставок

Образование слов при помощи суффиксов

1

 

 

II четверть

 

 

III

Лексический уровень

 

 

10

Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

1

 

11

Изменение существительных по падежам

Изменение существительных по числам

1

 

12

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных (ед. число) (мн. число)

1

 

13

Контрольно-тренировочный текст на закрепление предложно-падежных конструкций

1

 

14

Род прилагательных

1

 

15

Изменение прилагательных по числам

1

 

16

Словосочетание. Главное и зависимое слово

1

 

 

III четверть

 

 

17

Согласование прилагательных с существительными в роде (в числе)

1

 

18

Изменение прилагательных по падежам. Согласование с существительными

1

 

19

Контрольно-тренировочный тест

 

1

 

IV

Синтаксический уровень

 

 

20

Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания

 

1

 

21

Главные и второстепенные члены предложений

1

 

22

Нахождение слов, связанных с подлежащим( со сказуемым)

1

 

23

Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные)

1

 

 

24

Конструирование предложений с однородными членами

1

 

25

Конструирование предложений с обращениями

1

 

 

IV четверть

 

 

26

Конструирование сложных предложений(с союзами и, а, но)

1

 

V

Связная речь

 

 

27

Работа с деформированным текстом: Составление рассказов из данных вразброс предложений

 

1

 

28

Пересказы текстов: подробный пересказ

1

 

29

Пересказы текстов: выборочный пересказ

1

 

30

Пересказы текстов: краткий пересказ

1

 

31

Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам

1

 

32

Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям(по плану)

1

 

33

Контрольный диктант за год

1

 

 

ВСЕГО ЗА ГОД

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 6 классе

(1 занятия в неделю)

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ДАТА

 

I четверть

 

 

1

Обследование

1

 

I

Работа на фонематическом уровне

 

 

2

Гласные звуки

1

 

3

Слогообразующая роль гласного звука Ударение. Безударная гласная

1

 

II

Согласные звуки

 

 

4

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю, ь

 

1

 

5

Разделительный Ъ

1

 

6

Звонкие и глухие согласные

1

 

III

Работа на морфологическом уровне

 

 

7

Корень слова. Подбор однокоренных слов

1

 

8

Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок (суффиксов)

1

 

9

Различение приставок и предлогов

1

 

 

II четверть

 

 

IV

Работа на лексическом уровне

 

 

10

Практическое усвоение части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Имя существительное

1

 

11

Имена существительные собственные и нарицательные( одушевленные и неодушевленные)

1

 

12

Род существительных

Изменение существительных по числам

1

 

13

Изменение существительных по падежам

 

1

 

14

Употребление существительных с предлогами

1

 

V

Работа на синтаксическом уровне

 

 

15

Согласование существительного с глаголом в роде и числе

1

 

16

Согласование прилагательного в роде и числе

1

 

 

III четверть

 

 

17

Выделение главных и второстепенных членов предложения

1

 

18

Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные)

 

1

 

19

Конструирование простых предложений с однородными членами

1

 

20

Упражнения в составлении предложений из данных слов

1

 

21

Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений

 

1

 

22-23

Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений

 

2

 

24

Пересказы текстов: подробный пересказ

1

 

25

Пересказы текстов: выборочный пересказ

1

 

26

Пересказы текстов: краткий пересказ

1

 

 

IV четверть

 

 

27

Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии

1

 

28

Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу

 

1

 

29

Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам

1

 

30

Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам

1

 

31

Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям

1

 

32

Работа с текстом: изложение рассказов по плану

1

 

33

Контрольный диктант

1

 

 

Всего за год:

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.      Аксенова А.К.. Методика  обучения  русскому  языку  в  коррекционной  школе - М.: “ Владос”, 2000. – 320 с.

2.      Андреева Н.Г Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.В 3-х ч. Ч. 1:Устная связная речь. Лексика. [Текст]/ Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 182с.

3.    Андреева Н.Г Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. [Текст]/ Н.Г. Андреева;  под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 302с.

4.      Волкова  Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. [Текст]/ под  ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: «Владос»,1999. – 680 с.

5.      Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. [Текст]/ О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

6.      Лалаева Р.И. Логопедическая  работа в  коррекционных  классах. [Текст]/ Р.И. Лалаева. – М.: «Владос», 1998. – 224 с.

7.      Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда. [Текст]/Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.

8.      Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы. [Текст]/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 136 с.

9.      Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. [Текст]/ Л.Т. Парамонова. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

10.  Парамонова Л.Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. [Текст]/ Л.Т. Парамонова. Спб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с.

11.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. [Текст]/ М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 445 с.

12.  Садовникова И.Н. Дисграфия, дисдексия: технология преодоления. [Текст]/И.Н. Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА,2011. – 279 с.

13.  Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. [Текст]/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2001. -272 с.

14. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. [Текст]/Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.

15. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие. [Текст]/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – Спб.: КАРО, 2009. – 208 с.

16. Преодоление нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие. [Текст]/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – Спб.: КАРО, 2011. – 160 с.

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х

Содержание 1. Пояснительная записка 1

Содержание 1. Пояснительная записка 1

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В основе программы лежат следующие принципы , определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного…

В основе программы лежат следующие принципы , определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного…

II уровню, указывает на системное недоразвитие речи средней степени; -

II уровню, указывает на системное недоразвитие речи средней степени; -

ИКТ- технологии.

ИКТ- технологии.

Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся со

Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся со

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 7 классе (1 занятия в неделю) № п/п

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 7 классе (1 занятия в неделю) № п/п

Конструирование предложений с однородными членами 1 25

Конструирование предложений с однородными членами 1 25

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 6 классе (1 занятия в неделю) № п / п

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 6 классе (1 занятия в неделю) № п / п

Пересказы текстов: подробный пересказ 1 25

Пересказы текстов: подробный пересказ 1 25

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2023